ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:
Обучающие: сформировать понятия «бытие», «небытие», «материя», «сознание»; сформировать знания о видах бытия, его основных свойствах; учить устанавливать причинно-следственные связи между отношением человека к окружающему миру и качеством его жизни; учить составлять конспект научно-теоретического текста.
Развивающие: развивать абстрактное мышление, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные: создавать условия для формирования гуманистического отношения к миру, самокритичность, стремление к самопознанию, умению работать в коллективе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
А) приветствие
Б) проверка подготовленности к занятию
В) проверка внешнего вида
2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ:
мотивация: Т.Эдисон: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».
Философия существует в человечестве более 2–х с половиной тысяч лет. Спрашивается, что она сделала для человечества за это время? Она освобождала человечество от внешнего насилия и давала ему внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных богов. Она освободила, выяснило и развило естественное существо человека.
3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
Устный индивидуальный
опрос: 1. Дайте определение понятию мировоззрение и охарактеризуйте его структуру.
2.Основные типы мировоззрения.
3. Чем отличается философская мысль от мифологического и религиозного мировоззрения?
4. Перечислите основные черты философского мышления (знания).
5. Охарактеризуйте предмет, объект философии и круг исследуемых философией проблем.
6. Перечислите функции философии.
7. Охарактеризуйте структуру философского знания.
8. Что такое философия?
4. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
ЛЕКЦИЯ
ПЛАН:
А) Фундаментальные понятия онтологии.
Б) Виды бытия.
В) Атрибуты бытия
--структурная организация сущего
--динамическая организация сущего
--категория развития и связи
--основные принципы и законы диалектики
--пространственная организация сущего
--временная организация сущего
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:
А) Беседа по вопросам:
* Что такое онтология? (учение о бытие как таковым и о всеобщих принципах его развития.
* Что означает понятие бытие в философии? (всеобщее свойство вещей и явлений существовать и присутствовать)
* Что значит абсолютное существование? (не существующее в действительности)
* Перечислите виды бытия. (материальное, духовное, виртуальное)
* Приведите примеры явлений, которые как бы противостоят человеческому сознанию, существуют вне его и представляют объективную реальность? (материальное бытие)
* Приведите примеры явлений духовной жизни человека, относящиеся к идеальному бытию.
* Какая категория используется в философии для обозначения реального бытия? (материя)
* Назовите основное свойство материи, выдвинутое философией марксизма? (существование вне и независимо от какого-то бы то ни было духовного начала)
* Что мы понимаем под виртуальной реальностью?
* Перечислите категории бытия.
* С помощью каких категорий описывается динамическая организация сущего? (движение, покой,развитие)
* Что обозначает категория движения?
* Что обозначает категория покоя?
* Чем отличается категория развития от категории движения?
Как называется метод мышления, который базируется на принципах развития и всеобщей связи? (диалектика)
* На чём основан метафизический метод мышления?
Б) тестовые задания (работа в парах)
раздаточный материал (13 шт.)
6. РЕФЛЕКСИЯ:
Продолжите предложения:
Сегодня на занятии я узнал новое ……………
Меня удивило………………………….
Хотелось бы узнать подробнее………………………….
Сложно воспринималось и осталось недопонятым………………………….
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр.89-106, Яскевич Я.С. «Основы философии»Мн.2008г.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ ОНТОЛОГИИ,
ОСНОВНЫЕ ВИДЫБЫТИЯ»
I.Запишите законы диалектики по указанному описанию:
1)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………изменение любого сущего нарушает его меру(т.е. устойчивое единство кол. и качест. характеристик) и вызывают переход в новое качественное состояние. 2)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………основной источник развития сущего – его внутренние противоречия (взаимодействие противоположных свойств)
3)…………………………………………………………………………………………
любое развитие есть с одной стороны, движение вперёд, а с другой стороны – повторение на новой основе отдельных свойств старых качеств: преемственность, «развитие по спирали», «возврат к старому».
НЕОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫДИАЛЕКТИКИ (детализируют содержание основных):
· ………………………………………………….
всякие общие свойства реализуются через характеристику единичного развивающегося сущего
· …………………………………………………:
любая необходимость (закон) проявляется в развитии сущего через случайности и дополняется ими.
· ………………………………………………
содержание сущего (элементы, связи, свойства) определяет форму развития, которая влияет на этот процесс
· ……………………………………………….
все свойства и связи развивающегося сущего есть следствия определённых причин
· …………………………………………….
развитие сущего - есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями.
· ………………………………………………
в свойствах и связях сущего проявляется его сущность.
· ………………………………………………
устойчивое взаимодействие элементов системы определяет её специфику и функции.
II. Какое свойство сущего означает, что любой объект занимает определённое положение по отношению к другим объектам и обладает какими-то размерами – длиной, шириной, высотой.
А) временная организация
Б) пространственная организация
В) структурная организация
Г) динамическая организация
Д)категория развития и связей
III. Соотнесите:
1.субстанциальная концепция 2. реляционная концепция
А) Пространство – особая самостоятельная субстанция, которая в своём существовании не зависит о мира вещей.
Б) Пространство не обладает самостоятельным существованием, оно лишь особое свойство объекта.
IV.Запишите свойства пространства по указанным характеристикам:
А)Пространственные параметры любого объекта можно обозначить с помощью трёх осей координат - ……………………..
Б) Одинаковая значимость каждого из трёх пространственных измерений -……………………………………………
V. Допишите недостающие свойства временной организации сущего:
А) одномерность
Б) необратимость
В) ………………………
VI. Соотнесите:
1. Субстанциальная концепция времени 2. Реляционная концепция времени
А) время есть особое отношение между вещами и их состояниями, оно не может существовать вне вещей и явлений и зависит от их специфики.
Б) время особая автономная субстанция, нечто вроде потока, несущего с собой в будущее весь мир и человека.