Я стараюсь подлинных историй не брать





Славу Асадову принесла пространная лирическая повесть в стихах «Галина» (1958). Тогда жанр повести в стихах, жанр очень советский, ампирный и в то же время устный, вообще был популярен. Пастернак, Доризо, Смеляков, Долматовский, Софронов, Саянов, Антокольский, Самойлов …- все оставили по роману или повести в стихах.

Сегодня современные критики ругают эту прозу в стихах за ее гладкость, многословность, надрывную патетичность, за историко-революционный уклон с элементом здорового соцреализма, за авторские отступления и непременную комсомольскую любовь в центре сюжета на фоне разных испытаний.

Повесть Асадова читалась легко. Сюжет ее прост: молодая женщина Галина любит молодого мужчину Андрея. Она готовится стать матерью. В него же, статного геолога, гордость курса, влюблена другая молодая женщина, Татьяна. В геологической экспедиции, в непогоду, в избушке между Андреем и Татьяной происходит адюльтер, и сладкая, знойная Татьяна совершенно затмевает в памяти геолога синеглазую, чистую беременную Галину. Галина становится матерью и растит сына. Эпически идут года. Галина окружена очень хорошими людьми - фронтовиками, таксистами, текстильщиками и другими сквозными персонажами советской оттепели.

Андрей глубоко раскаивается и возвращается. «Предательство!» - говорит героиня. Но герой не отступает, все бегает на свидания к сыну, пускает с ним кораблики… Повесть заканчивается открытым финалом: простит ли, не простит ли…

Слезы катятся у всех: и у Галины, и у читателя.

- Это не подлинная история, нет, - объяснял Асадов. - Я стараюсь подлинных историй не брать, а как-то их переосмысливать. Вот случай, описанный в «Балладе о рыжей дворняге», был в Свердловске, где мы с мамой жили в тридцатые годы. Только через много лет я это написал… Истории, описанной в «Петровне», тоже не было, я ее придумал, но, мне кажется, такое происходило сплошь и рядом…

(Примеч.: молодая девушка-врач живет в деревне, любимый со скуки ее бросает, уезжает в город, потом винится, открытый финал: простит-не-простит и слезы)

А после «Галины» - года через два или три - я получил письмо от женщины, которую точно так же звали Галиной, и муж - Андрей, и была Татьяна… Она поражалась, откуда я так все знаю, и обижалась только, что не переменил имен.

Особенно известны у меня «Дворняга», «Сатана», «Они студентами были», «Доброта», «Цыгане» и «Баллада о любви и ненависти». Когда Галина Валентиновна читала на вечерах«Балладу о любви и ненависти», секунды две-три стояла полная тишина, а потом - взрыв аплодисментов, что-то оглушительное!

(Примеч.: Асадов не видел своих переполненных залов. Но он слышал их - гром оваций, рыдания, крики… И чувствовал тысячи рук, тянущихся пожать его собственную красивую, аристократическую, нервную руку.)

- Это - романтический сюжет, - пояснял Асадов. - Ничего подобного в жизни не происходило. Там предельная ситуация: после катастрофы замерзает летчик, связь с ним только по рации, найти его не могут - ночь, буран, - надо продержаться до рассвета. А он по рации передает, что сейчас замерзнет. И тогда в рубку радиста приводят жену: она сначала пытается его удержать на свете любовью, мольбами - ничего!

И тут она женским своим чутьем понимает, что ненависть бывает сильнее любви. И говорит ему: «Я хочу, чтобы ты знал: я люблю другого, твоего лучшего друга, и завтра мы с ним едем в Крым». И сила ненависти оказывается такова, что летчик всем смертям назло доживает до утра; а когда его находят, она ему во всем признается, потому что ненависть «не самая сильная вещь на свете». Могло ли такое быть? Наверное, могло. Но для меня не это главное.

 

Я - ваш поэт! Я воевал со злом!

Настоящая слава Асадова связана не с военными и не с патриотическими стихами. Последних у него относительно немного, он никогда не спекулировал на этой теме. Настоящая его слава связана со стихами о любви, в которых всегда есть измена, раскаяние и слезы. Эти стихи называли еще рифмованными прописями.

Асадов - поэт сентиментальный и назидательный, как Карамзин (и, как Карамзин, он сбивает пафос дружелюбной иронией, потому что читателя своего искренне любит). Ему часто говорили, что он - «поэт для девушек».

- Но разве девушки - не люди? - отвечал он. И девушки рыдали над его «рыжей дворнягой».

Он любовался твердостью своих неярких, неброских, но непрощающих героинь. И он же от души, горячо прощал грехи своим непостоянным героям, страдал за них, жалел их…

Он жалел медвежонка, который вырос матерым и злым медведем потому, что охотники застрелили его мать. Он жалел гордого бенгальского тигра, убегающего в снежное поле из товарного вагона - на верную гибель.

То, что стихи Асадова не выдерживают никакой критики с точки зрения литературных критериев, - вещь очевидная. Но надо понимать и то, что его поэзия - это «другая» поэзия. Подобные стихи пишут почти все читатели Асадова: библиотекари, курсанты, офицерские дочки… Только у него, конечно, глаже, строже, сюжетней. Но ценности, утверждаемые им, - ценности нормальные, хорошие. Это - главное!

Поэтому ситуация, при которой 100 из 150 опрошенных комсомольцев любимым поэтом называли Асадова (так было в 70-х, об этом писала «Комсомолка»), - была вполне нормальна.

А воспитывать народный вкус, по мнению тех же литературных критиков, дело не особо благодарное. Фольклор ведь тоже полон банальностей и длиннот, да только обаяние его не в оригинальности, а в непосредственности.

«Баллада о рыжей дворняге» - это поп-культура. Но другой массы и не хотели. Более того: один киевский врач написал Асадову, что медикаментов не хватает, бинтов, простынь нет, - и тогда, нищий, беспомощный, чужой на независимой Украине, он приходит к своим больным и читает им вслух Асадова. И им легче, потому что больной или запуганный человек особенно чувствителен к сентиментальной, пусть и банальной поэзии.

Сам Асадов считал так:

-Как бы мы ни относились к советской власти, я смириться не могу с тем, что нас оглупляют, что отовсюду несется чудовищная пошлость, что раньше нас уважали, а сегодня протягивают два пальца и разговаривают через губу… Главное же - это страшное оболванивание, вытаптывание культуры!

Эдуард Асадов умер в 81 год, прожив долгую, плодотворную жизнь. Но перед этим успел написать всем известные строки:

 

Когда я сгину в вихре грозовом,
Друзья мои! Вы в смерть мою не верьте.
Я - ваш поэт! Я воевал со злом
За ваше счастье пулей и стихом.
А для поэта не бывает смерти!

 

Этот красивый, добрый, мужественный человек, настоящий солдат, и сегодня остался кумиром и образцом для миллионов. Его поэзия, его культура - самый массовый ее вариант - несет в себе и добро, и красоту, и сострадание: в том виде, в каком они понятны стране.

И за это мы все низко кланяемся Асадову, самому известному поэту самой большой страны.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Его произведения:

1. Асадов Э. Избранное. В 2-х томах. - М.: «Художественная литература», 1981.

2. Асадов Э. Собрание сочинений. В 3-х томах. - М.: «Художественная литература», 1987.
3. Асадов Э. Собрание сочинений. В 6-ти томах. - М.: «Граница», 2003
4. Асадов Э. Во имя большой любви. - М.: «Молодая гвардия», 1963.

5. Асадов Э. Дорога в крылатое завтра. - М.: «Эксмо», 2004.

6. Асадов Э. Когда стихи улыбаются. - М.: «Эксмо», 2004.

7. Асадов Э. Лирика. - М.: «Эксмо», 2006.

8. Асадов Э. Первое свидание. - М.: «Эксмо», 2006.

9. Асадов Э. Праздники наших дней. - М.: «Эксмо», 2006.

10. Асадов Э. Ты снова придешь ко мне. Поэзия и проза. - М.: «Эксмо-Пресс», 2006.

11. Асадов Э. У любви не бывает разлук. - М.: «Эксмо», 2006.

12. Асадов Э. Что такое счастье?. - М.: «Эксмо», 2005
13. Асадов Э. Что такое счастье: Стихотворения. - М.: «Эксмо», 2008. - 416 c., ил. (Серия: «Золотая серия поэзии»).

О нем:

1. Быков Д. Баллада об Асадове//Быков Д. Блуд труда: Сборник статей 1994 -2002 г.г.- М., 2002.

2. Дзюбинский Л.И. Герои города Серова. – Серов, 2010.

3. Ради вас, люди/И.С. Стрельбицкий.- М.: Советская Россия, 1979.

4. Розанов И. И. Русская советская поэзия 50-70- х годов. Хрестоматия. - Минск: Вышэйшая школа, 1982.

 

P. S. https://vk.com/album-46420619_256610763 - вот в этом фотоальбоме - «Эдуард Асадов- 95» - можно посмотреть все остальные фотографии. Сделанные 4.09.18. в ходе бенефиса, посвященного 95-летию со дня рождения поэта - фронтовика. Всего их -89.

4.09.18. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com. Тел. 30-78-00



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: