МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ




Физическое развитие – это комплекс морфологических признаков, присущих данному индивидууму, формирующихся под влиянием наследственности и среды. Показатели физического развития отличаются значительными индивидуальными отклонениями. Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления данных обследуемого со средними величинами показателей для каждой возрастно-половой группы (табл. 1 и 2).

Антропологические измерения необходимо проводить в утренние часы (в конце дня может наблюдаться увеличение массы, уменьшение длины тела на 1 – 1,5 см). Ежегодные исследования проводить в один и тот же день.

1.Рост (стоя) измеряют ростомером с точностью до 0,5 см. Обследуемый становится спиной к стойке ростомера, прикасаясь тремя точками: лопатками, ягодицами и пятками; подбородок слегка опущен, при этом наружный угол глаза и козелки ушных раковин должны быть на одной горизонтали. Планшетка ростомера должна касаться верхушки головы. Рост стоя определяют по первой (левой шкале ростомера).

2.Окружность грудной клетки измеряют в трёх ее положениях: при максимальном выдохе, максимальном вдохе и во время паузы (среднее положение между вдохом и выдохом). Сантиметровую ленту накладывают горизонтально спереди под сосками у женщин, по соскам у мужчин; а сзади по нижним углам лопаток.

3.Масса измеряется при помощи медицинских десятичных весов. Взвешивание производят без одежды и обуви с точностью до 50 г.

 

Таблица 1 «Показатели физического развития детей»
Возраст (лет) Мальчики (юноши) Девочки (девушки)
Рост (см) Масса тела (кг) Рост (см) Масса тела (кг)
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
  109,5 117,5   19,32 22,35 27,08 108,5 115,5 128,5 18,74 21,6 25,85
  113,5     20,8 24,2 29,4 112,5 122,15   20,8 23,8 28,4
    127,5 142,5 23,2 27,05 33,15     140,5 22,8 26,16 36,16
        25,9 31,5 40,07       25,8 30,26 37,7
        28,5       137,5   27,2   46,5
    142,5 159,5 30,9 38,4 47,9 133,5 144,5 162,5 31,2 39,4 52,8
  136,5   165,5   39,8     146,5   37,5 41,8  
    150,5 175,5 37,2   65,5     173,5 41,1 50,7 65,9
  149,5     43,8   72,6   160,5     54,9 68,7
  155,5     51,6   80,7 153,5 162,5   56,2 56,3 69,5
        54,3 66,7 83,2       50,2 58,7 72,3

 

Таблица 2 «Среднестатистические показатели физического развития учащихся 1-11 классов»
Возраст (лет) Окружность грудной клетки во время паузы (см)
Мальчики (юноши) Девочки (девушки)
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
  56,2 61,2 - 65,2 71,1 53,7 59,1 – 63.2 67,5
  59,4 63,1 – 67,1 73,3 57,3 61,3 – 64,3 69,1
  60,1 64,3 – 68,2 76,1 59,1 63,4 – 66,5 69,1
  63,3 65,6 – 70,3 80,1 61,7 65,1 – 69,1 70,1
  59,5 63,3 – 69,2 73,1 58,2 61,7 – 67,0 70,4
  62,3 66,2 – 72,3 76,2 59,8 63,9 – 70,3 74,4
  62,5 67,9 – 72,3 76,2 61,6 66,7 – 74,7 79,8
  65,0 70,6 – 79,5 85,1 67,2 71,1 – 77,4 81,3
  68,8 74,5 – 83,4 89,1 68,0 73,0 – 80,7 85,7
  74,3 79,1 – 86,8 91,6 72,6 76,1 – 81,4 84,8
  80,6 83,4 – 88,3 97,6 74,3 79,4 – 84,3 88,5

Для ориентировочной оценки некоторых антропометрических показателей используется метод индексов.

Весоростовой индекс

Индекс служит показателем упитанности (ПУ), указывает, сколько граммов массы приходится на 1 см тела, он рассчитывается по формуле: ПУ = Р (вес тела в граммах) / L (рост в сантиметрах). Сопоставить фактические показатели со средними величинами (таблица 3).

Таблица 3 «Оценка весоростового индекса»
Результат Оценка
Дети до 12 лет Подростки 13-17 лет Мужчины Женщины
Менее 200 г Менее 300 г Менее 350 г Менее 325 г Дефицит массы тела
200 – 300 г 300 – 400 г 350 – 400 г 325 – 375 г Норма
Более 300 г Более 400 г Более 400 г Более 375 г Избыток массы тела

Индекс Пинье (Ип)

Индекс Пинье может применяться лишь для тех, у кого отсутствуют признаки ожирения. Определяет пропорциональность развития и крепость телосложения, он рассчитывается по формуле:

Ип = L - (Р + ОГК), где L – рост в сантиметрах, Р – вес тела в килограммах, ОГК – окружность грудной клетки в покое в сантиметрах.

Значение индекса Пинье менее 10 характеризует крепкое, а менее 20 – хорошее телосложение человека. У детей эти показатели выше. Например, 6 лет: мальчики = 36,1, девочки = 37,0. Сравнить со средними показателями в таблице 4.

Таблица 4 Уровни Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Индекс Пинье (Ип) (усл. ед.)   Мужчины Женщины Баллы Более 31 Более 31 26 – 31 26 – 31 21 – 25 21 – 25 15 – 20 15 – 20 2,5 10 – 15 10 – 15
             

Индекс Эрисмана (Иэ)

Окружность грудной клетки можно использовать для определения показателей развития грудной клетки (хорошо развитая грудная клетка - крепкое физическое развитие и плохо развитая грудная клетка - слабое физическое развитие):

Иэ = ОГК в покое - L/2, где ОГК – окружность грудной клетки; L – рост в сантиметрах. Сравнить со средними показателями в таблице 5.

Таблица 5 Уровни Низкий   Ниже среднего Средний   Выше среднего Высокий  
Индекс Эрисмана (Иэ) (отн. ед.) Мужчины Женщины Баллы -5 -5 -4.5 - 0 -4.5 - 0 1,5 0 - +2 0 - +2 +2,5 - +4,5 +2,5 - +4,5 2,5 +5 и более +5 и более
             

Для девочек Иэ составляет 3,3 см, для мальчиков – 5,8 см. Иэ, равный или больший указанного, говорит о хорошем пропорциональном развитии грудной клетки (широкогрудность) и наоборот.

Экскурсия грудной клетки (Эгк)

Характеризует развитие органов дыхания, рассчитывается по формуле:

Эгк = ОГК на вдохе – ОГК на выдохе, где ОГК – окружность грудной клетки. Разница между замерами ОГК на вдохе и выдохе у тренированных людей составляет 8-10 см. Сопоставить фактические показатели со средними величинами и определить количество баллов в табл. 6.

Таблица 6 Уровни Низкий   Ниже среднего Средний   Выше среднего Высокий  
Экскурсия грудной клетки (Эгк) Мужчины Женщины Баллы 1 – 2 1 – 2 3 – 4 3 – 4 1,5 5 – 9 5 – 9 10 – 12 10 – 12 2,5 13 – 14 13 – 14
             

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Функциональная подготовленность характеризует состояние систем жизнеобеспечения организма, их работоспособность. К наиболее информативным величинам, исследование которых представляет наименьшие трудности, относятся ЧД, время задержки дыхания.

ЧД (частота дыхания) подсчитывается количество вдохов-выдохов за 1 мин в состоянии покоя сидя. При этом дыхание должно быть естественным, обычным, без задержек и учащения. Для подсчёта ЧД ладонь положить на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота.

Время задержки дыхания позволяет оценить способность к воспитанию скоростной выносливости, выявить скрытое состояние пониженного насыщения крови кислородом, приводящее к заболеваниям органов дыхания.

Проба Штанге

Задержка дыхания на вдохе. После нескольких субмаксимальных дыхательных движений испытуемый делает глубокий вдох и задерживает дыхание. Нос закрывает пальцами или зажимом.

Проба Генча

Если проба проводится за пробой Штанге или другой подобной, то необходим отдых 5–7 мин.

Задержка дыхания на выдохе Проба проводится так же, как и проба Штанге, но дыхание задерживается после глубокого выдоха.

Таблица 5 «Оценка уровня функциональной подготовленности занимающегося»
Показатели Уровни функциональной подготовленности
Возраст Низкий Ниже среднего Средний Высокий
Частота дыхания (кол-во вдохов-выдохов)   Баллы   Более 18     17 – 18     14 – 16     10 – 13  
Проба Штанге (сек) 9 – 10 лет 11 – 12 лет 13 – 16 лет Женщины Мужчины Баллы Менее 40 Менее 55 Менее 80 Менее 30 Менее 40 40 – 50 55 – 65 80 – 90 30 – 40 40 – 50 50 -55 65 – 70 90 – 95 40 – 50 50 – 60 Более 55 Более 70 Более 95 Более 50 60 – 90 и более
Проба Генча (сек)   Баллы Менее 25 25 – 30 40 – 60 Более 60

Для получения оценки уровня ФункцП необходимо суммировать баллы показателей и соотнести со следующей шкалой:

Сумма баллов - 1 0 - 4 5 - 9 10 - 14
Уровни ФункцП Низкий Ниже среднего Средний Высокий

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: