Бобровская Светлана Ивановна




КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

«В Царстве камней»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Разработала воспитатель первой

Квалификационной категории

Бобровская Светлана Ивановна

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.

Возрастная группа старшая

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием):

Тема НОД (ИОС): «В Царстве камней» познавательное развитие

(с указанием ведущей образовательной области и программной области)

 

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами

 

Задачи:

· Обратить внимание детей на особенности камней. Нацелить детей на поисковую и исследовательскую деятельность

· Формировать умение классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.

· Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление.

· Способствовать развитию эстетического вкуса,слухового восприятия.

· Побуждать детей выражать словами свои тактильные ощущения.

· Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

· Воспитывать интерес к исследованиям.

(развитие, воспитание, обучение с указанием образовательной области)

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора,

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, отгадывание загадки, экспериментирование, коллекционирование.

1. Оборудование: Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.

2. Фотографии драгоценных камней.

3. Сказочная героиня – Хозяйка медной горы.

4. Шкатулка с сокровищами.

5. Ящик ощущений.

6. Набор схем – рисунков.

7. Шапка ученого.

8. Знаки: вопросительный, восклицательный.

9. Набор камней на каждого ребенка.

10. Лупы.

11. Стакан с водой, ложка.

12. Весы.

13. Пластилин.

14. Карандаши цветные и простые.

15. Салфетки.

16. Коллекция камней и изделий из них.

17. Мел, грифель от простого карандаша, соль.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Беседы: «Как человек использует камни », «Подземная кладовая», «Какими бывают камни; Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”

 

ХОД НОД

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Вводная часть (мотивация)
В группе на столе лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку: В серёжках у мамы огнём он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелким – в ладошке лежать. Тяжелый, большой – одному не поднять. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал? Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю побеседовать о камнях и об их свойствах. Воспитатель: Где мы можем увидеть камни? Дети: на улице, в горах, в море, на даче, в реке… Воспитатель: Камни бывают очень разные. Хотите в этом убедиться? Воспитатель: предлагаю вам, ребята, стать учёными-исследователями и изучать камни? Это очень сложная, но интересная работа. Мы будем, как настоящие учёные, исследовать свойства камней. В нашей группе есть коллекция камней, очень интересных, необычных. Эту коллекцию мы собрали вместе с вами. Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и отправимся в лабораторию, проводить исследования.   Дети заходят в группу и встают полукругом вокруг демонстрационного стола   Дети: камень.   Дети надевают белые халатики
Основная часть
Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни. Я попрошу каждого из вас выбрать для себя любой понравившийся камень. И мы начнём их исследовать. Каждый получит карточки. Мы должны будем вместе с вами их заполнить по мере проведения опытов с камнями. Когда мы отметим в карточках все свойства камней, о которых узнаем при проведении наших исследований, то у нас получатся настоящие паспорта для исследуемых камней. Готовы?   Тогда давайте приступим… Каждому ребёнку раздаётся карточка с изображением знаков, символов, используя которые, необходимо заполнить таблицу. (см. Приложение 1) Определение цвета. Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте воспользуемся помощниками вашей умной головы. Будут работать ваши глаза.Рассмотрите свой камень, какого он цвета? Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.). Определение формы. (Ребята определяют форму камня и результат фиксируют в карточке)   Определение размера. Воспитатель –Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней? Опыт определение характера поверхности. Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. В этом нам помогут ещё одни помощники вашей умной головы – органы осязания. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Какой вывод мы можем сделать? Издают ли камни звуки? Дети, а давайте теперь выясним, могут ли камни издавать звуки? Призовём на помощь органы слуха. Для того, чтобы узнать, издают ли камни звуки, мы возьмём два камешка: один из которых был тяжелее, а другой легче. Затем мы постучим камешками друг о друга. Что происходит? Что вы слышите, ребята? Легкий камень издал тихий звук, а тяжелый- громкий. А теперь, ребята, давайте перейдём с вами в следующую лабораторию. Что вы видите на столе? (ЛУПЫ, ВЕСЫ, СТАКАНЫС ВОДОЙ) Рассматривание камней через лупу. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. Воспитатель:что интересного вы увидели ребята? Молодцы, очень внимательные дети. Определение веса.Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Затем опускают камешки в емкость с водой. Определение температуры.Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень. Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). Плавучесть. Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? Давайте проверим. А почему камень утонул? Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. Ребята, этот опыт поможет нам выяснить, что камни могут менять цвет. Мы взяли камешки разного цвета и поместили их в емкость с водой. Давайте достанем его из воды. Посмотрите, что произошло с камнями? Молодцы, вы очень внимательные дети. Мокрые камешки стали темнее и ярче. Твердый или мягкий? Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. Пластилин изменил форму, а почему Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней. Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на ваши карты, которые мы начали заполнять с начала наших исследований. У нас получилось необычный «паспорт» о камнях, в рисунках и схемах. Это паспорт камня, который вы исследовали. Кто хочет сделать важный вывод о свойствах камней?   Ребенок берет в руки камень и будущий «паспорт»   Ответы детей   Камни по цвету бывают разные   Камни бывают разных размеров.     Дети делятся открытиями. камни бывают гладкие и шероховатые.   камни издают звуки, не похожие друг на друга.   Дети рассматривают все свои камни, высказывают свои предположения: есть крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры бывают разные: легкие, тяжелые. Дети предлагают способы действий, проводят опыт. камни могут быть холодными и теплыми.     Ответы детей: он утонул, потому что тяжелый Камни стали мокрыми и цвет поменяли они стали яркими Пластилин мягкий, а камень твердый     Мы определили, что камень может быть гладким или, шершавым; тяжелым или легким, издавать звук; камень плотный материал
Заключительная часть (рефлексия)
  Вы сегодня, как настоящие учёные провели исследования с нашей коллекцией камней. Теперь на каждый камень коллекции появится «паспорт». Наши исследования мы продолжим, посмотрите сама хозяйка Медной горы решила заглянуть к нам в гости! Она расскажет нам об драгоценных камнях.     Дети показывают заполненные «паспорта» на камни друг другу, обсуждают их.

 


                                 
                   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: