Библиографический список. Ovechkina Svetlana V.




Дневник читателя, как успешная практика по формированию читательской грамотности у учащихся начальной школы

(из опыта работы)

АННОТАЦИЯ

Статья знакомит учителей начальных классов с приемом формирования читательской грамотности на протяжении всей начальной школы. Отражен личный опыт в достижении успешного читателя через работу над читательским дневником.

Ключевые слова: читательская грамотность, начальная школа, дневник читателя, поощрение.

Ovechkina Svetlana V.

Primary school teacher

Secondary School No. 2 named after V. A. Konovalov

of the city district ZATO Svetliy

Saratov region

E-mail: ovechkina1970@mail.ru

"The reader's diary, as a successful practice for the formation of reading literacy in primary school students" (from work experience)

ANNOTATION

The article introduces primary school teachers to the method of forming reader literacy. Personal experience in achieving a successful reader is reflected.

Keywords: reader literacy, primary school, reader's diary, encouragement.

Хотя возможность научиться читать дается ныне каждому, лишь немногие замечают, как могуществен талисман, который они получили.

Герман Гессе

 

В жизни каждого из нас есть первая книга, прочитанная взрослыми, первая книга, прочитанная самим. Сколько мгновений радости переживает маленький человек, держа в руках книгу с цветными картинками! Главное – не потерять интерес к книге, это и есть задача учителя начальной школы.

В 1990 г. по инициативе Юнеско был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом грамотности, т.к. в странах Европы и США возникла проблема «функциональной неграмотности» (функционально неграмотные – те, кто умел читать и писать, но затем утратил эти навыки). Кроме функционально неграмотных можно выделить группу «слабых читателей». Это не только дети, но и взрослые, которые читают от случая к случаю, тратив на чтение минимальное время. А чем характеризуются «слабые читатели» - дети? Они читают только в случае острой необходимости. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом всю жизнь.

С 1 класса, как только, мы научились читать, ребята с помощью взрослых начинают вести «Дневник читателя». Необязательно покупать готовую тетрадь с заданиями, можно оформить под «Дневник читателя» ученическую тетрадь, при этом разрешается украсить, обозначить индивидуальность ребенка. При прочтении книг, дети приносят свои «Дневники», в которых оформляют обязательные разделы: название, автор, герои и их поступки, главная мысль произведения. По желанию дети могут сделать аппликацию, рисунок или подобрать вырезку из старых журналов и газет. Обязательно необходимо проводить учителем меры поощрения каждого ребенка, например, в виде наклеек. По окончании учебного года проводим в классе выставку – «продажу» читательских дневников. Правила выставки -«продажи» дневников заключается в том, что за каждую наклейку – предметы учебных принадлежностей: закладки, ручки, ластики и т.д.

Возможные ошибки при ведении «Дневника читателя»: жесткие требования наличия записей, формальное отношение участников к заданию. Что делать? Похвалить всех и тут-же выделить несколько дневников, которые отличаются от других; рассказать ребятам, чем понравилась та или книга; дать совет одноклассникам «Стоит ли прочитать другим и почему?».

В моей практике есть случай, когда девочка не хотела читать, не владела хорошим темпом чтения, в очередной раз посещая школьную библиотеку всем классом (в рамках внеурочной деятельности «В мире книг»), она заприметила книгу Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье», привлекла иллюстрация, прочитала одним мгновением. Ей захотелось поделиться со всем «миром» об этой книге, рассказать всем, что сама прочитала, никто не заставлял. В этом помог нам «Читательский дневник», где она поделилась своим читательским открытием, перечитав книгу несколько раз. Сколько восторга испытал этот ребенок, когда к нему подходили и спрашивали: «А что было дальше?, А почему?, А кто?, А зачем?»

Ведение читательского дневника не сводится к записи названия произведения и автора. В нем ребята отражают своё отношение к героям, к поступкам, выполняют иллюстрации к произведениям, сами иллюстрируют, фантазируют.

 

В начальных классах читательский дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родители, и учителя могут проверять, как часто и сколько ребенок читает. Только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и прочитанное понимать, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе. Так же родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.

 

Считаю, что читательский дневник в 1 – 2 классах предназначен для знакомства с огромным жанровым миром детских книг: сказки авторские и народные, рассказы, стихотворения, с тематикой книг: о Родине, о друзьях, о животных и т.д. В этот период увеличивается темп чтения. Это и есть начало развития любви к чтению. В 3-4 классах формируется читательская грамотность: умением осмыслить и оценить содержание текста способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

 

Библиографический список

1. Виноградовой Н.Ф.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы – М.:Вентана-Граф, 2012 – 192с.

2. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринёва М.И. и др. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011 – 88с.

3. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринёва М.И.и др. Учим успешному чтению. Портфель читателя. 1-4 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.- 40с.

4. Горецкий В.Г., Оморокова М.И. Вопросы методики чтения в начальной школе. - М.: Просвещение, 1984 -168с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010

6. https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-pro-polzu-chteniya-100-tsitat

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: