Задания, входящие в зачетный минимум




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема 2: Специфика современного медиапотребления

 

Цель практического занятия – дать основные сведения об особенностях современного медиапотребления, о новых информационных технологиях, определяющих развитие отрасли и о современных тенденциях развития медиакоммуникационных систем, сформировать умение их анализировать.

 

Вопросы для изучения:

1. Медиа-аудитория: общие характеристики. Медиапотребление как характеристика медиа-аудитории.

2. Теория поколений и особенности медиапотребления. Факторы, влияющие на медиапотребление.

3. Медийные предпочтения аудитории. Динамика за последние пять-десять лет.

4. Медиапотребление: характеристики аудитории в цифровой среде. Развитие массовой коммуникации и изменение статуса аудитории.

5. Медиапотребление поколения Y и Z. Анализ особенностей (циклы потребления) и интересов аудитории мультимедиа.

6. Ядро аудитории. Источники трафика (поиск, прямые заходы, агрегаторы, социальные сети, мессенджеры, контекстная реклама).

7. Публика в сети и новые каналы коммуникации (от Перископа до Телеграмма).

 

Методические указания

Подготовку к практическому занятию необходимо начинать с повторения содержания лекций «Медиаконвергенция как фактор изменений, происходящих на разных уровнях формирования и функционирования СМИ» и «Новая медиареальность и развитие журналистики», изучения предлагаемой к теме учебной и научной литературы, а также интернет-ресурсов, рекомендованных преподавателем, и лишь затем переходить выполнению практических зданий. Данный порядок работы существенно облегчает освоение содержания темы и подготовку к промежуточной и итоговой аттестации.

Для ответа на первый вопрос используйте монографию И.М. Дзялошинского «Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов».

Во втором вопросе необходимо раскрыть особенности медиапотребления, медиапредпочтений аудитории разных поколений с опорой на теорию поколений Штрауса-Хоува и Шамис-Антипова. Для подготовки используйте исследования особенностей потребления разных поколений, статьи А. С. Сумской, А. М. Шестериной, Д. В. Дунаса, М.С. Астаховой и других.

Материалом для ответа на третий вопрос станут исследования особенностей медиапотребления, проведенные в разные годы компаниями, специализирующимися на исследовании аудитории. Студенту необходимо будет обобщить и систематизировать большой объем данных.

При ответе на четвертый вопрос воспользуйтесь статьями О. В. Краснояровой, Н. Лосевой в книге «Как новые медиа изменили журналистику».

В качестве основы ответа на пятый вопрос используйте материалы исследований медиапотребления молодежи и статьи В. Ю. Филина, К. В. Осипова, М. А. Мясниковой, А. С. Сумской, Л. А. Кругловой.

Для ответа на шестой вопрос используйте подборку статей «Трафик сайта – это», презентацией Анастасии Дюжарден (Медиатор) и видео с выступлением Н. Лосевой «Источники трафика и управление аудиторией».

В ответе на седьмой вопрос акцент должен быть сделан на особенностях поведения аудитории в сети, ее интерактивности, сетевых публикаторах (авторах) и особенностях использования новых каналов коммуникации (мессенджеров, стриминг сервисов и пр.).

Задания, входящие в зачетный минимум

Условием получения зачета является выполнение следующих заданий:

1. Оформите как реферат ответ на один из вопросов практического занятия. Форма представления – электронная. Структура реферата:

Титульный лист (образец прилагается).

Содержание (образец прилагается).

Основная часть (с заголовками и подзаголовками).

Список литературы (пример оформления прилагается).

Приложения.

К оформленному ответу приложите презентацию.

2. Задания для самостоятельного выполнения предполагают индивидуальную работу студента. Форма представления результатов – электронная. Для их выполнения используйте лекции «Медиаконвергенция как фактор изменений, происходящих на разных уровнях формирования и функционирования СМИ», «Новая медиареальность и развитие журналистики» и материалы теоретической части практического занятия.

Задания оформляются отдельным файлом с титульным листом.

 

Задания для самостоятельного выполнения:

 

Задание 1. Особенности медиапотребления разных поколений.

Проанализируйте медиапотребление членов вашей семьи и свое собственное в течение суток: какие платформы распространения контента используются, какие медиа входят в круг интересов представителей разных поколений семьи, что, как и когда (время суток) читают, смотрят, слушают, как и с какой информацией взаимодействуют (шеры, лайки, комментарии, переход по ссылкам), что изучают (онлайн-курсы), во что играют (компьютерные игры) ваши близкие. Составьте «таймлайн» вашего медиапотребления и ваших близких, проанализируйте, как медиапотребление связано с образом жизни, интересами, информационными потребностями вашей семьи.

Результаты работы представьте по следующему плану:

1. ФИО, возраст, род занятий.

2. Информационные потребности.

3. Информационные интересы.

4. Таймлайн медиапотребления (можно оформить в виде текста или графически).

5. Связь с образом жизни, потребностями и пр.

 

Задание 2. Персональное медиа.

Проведите анализ вашей ленты социальной сети, которой пользуетесь чаще всего. Каких сообщений в вашей ленте больше всего? С чем, по вашему мнению это связано. От скольких (примерно) групп и друзей вы видите публикации с своей ленте? Как это соотносится со списком подписок? Скольким из публикаций в вашей ленте вы поставили лайк, сколькими поделились и прокомментировали? Какого типа были эти публикации (по теме, формату, жанру)?

На основании полученных данных дайте типологическую характеристику своего персонального медиа: тип контента, тематика, жары, форматы. Соответствует ли это вашим информационным интересам и потребностям?

Сделайте вывод на основании полученных данных.

 

Задание 3. Каталогизируйте свои подписки и поведение в социальной сети. Проанализируйте структуру ваших связей в одной из социальных сетей. Какие типические группы, страницы, «френдов» входят в эту структуру, насколько они велики? Какого рода информацию поставляет вам та или иная группа? Как и почему круг вашего общения в этой социальной сети сформировался именно таким образом? Выделите пять критериев, по которым вы отбираете «френдов» во френдленту. Как вы участвуете в «жизни» групп, френдов (обмен сообщениями, комментарии, звонки и пр.). Сколько часов/минут в день это у вас занимает?

Визуализируйте эту информацию. Соответствует ли это вашим информационным интересам и потребностям?

Сделайте вывод на основании полученных данных.

 

Задание 4. Какое вы медиа. Анализ личной странички в соцсетях.

Что публикуете, чем делитесь, что лайкаете и комментируете. Составьте автопортрет на основании полученных данных. Что вы можете рассказать о человеке, у которого так выглядит страничка.

 

Задание 5. Идеальная модель СМИ. На основе медиапредпочтений медиапотребления своей семьи создайте для каждого модель идеального СМИ. Учтите не только особенности медиапотребления, но и тенденции развития отрасли. Тематика, платформа, форматы, жанры.

 

Задание 6. Идеальное современное медиа.

На основании трендов развития журналистики, содержания лекций «Медиаконвергенция как фактор изменений, происходящих на разных уровнях формирования и функционирования СМИ» и «Новая медиареальность и развитие журналистики» опишите идеальное современное медиа.

Работа пишется в свободной форме, но должна быть четкая логическая структура. Обязательным условием является обозначение качества своего медиа и объяснения, какими факторами оно определено.

Например, медиа будущего должно быть интерактивным, потому что в современном информационном пространстве …. Оно должно создавать медиатексты, обладающие свойствами… так как современный читатель, зритель …

И так по всем трендам.

 

Глоссарий по теме:

Ядро аудитории – это группа людей, которые составляют сущность основной целевой аудитории. Это самая активная ее часть, постоянная аудитория ресурса. Обычно в количественном смысле под ядром аудитории понимаются пользователи, посещающие ресурс не менее 1 раза в неделю на протяжении последних 2 месяцев. По другим данным, ядром аудитории являются пользователи, проводящие на сайте не менее 3 часов в неделю. В среднем по рунету, ядро аудитории составляет 40% от общего числа посетителей сайта.

Новостной агрегатор (агрегатор СМИ) – компьютерная программа или информационный интернет-ресурс (сайт или страница сайта), отображающий структурированную новостную ленту, формируемую им подборку из новостей различных СМИ, как правило по заданным критериям автоматически

Агрегатор или маркетплейс – сайт, который агрегирует (собирает) и классифицирует информацию и предложения разных компаний на одном ресурсе. Бывают сайты-агрегаторы товаров вроде Яндекс.Маркет и сайты-агрегаторы услуг вроде Youdo. Сам сайт-агрегатор зарабатывает на комиссии с продаж товаров и услуг тех компаний, которые представлены на портале.

Полезная миссия агрегаторов в том, что клиент получает большой выбор предложений в одном окне, быстро находит поставщика услуг или покупает товар по лучшей цене, сравнивая отзывы, скидки, преимущества оперативно и точно. В некоторых сферах без агрегаторов просто никак, потому что на рынке слишком много товаров и человек самостоятельно не может собрать и проанализировать предложения. Когда все в одном месте, интерфейс знаком и понятен, а за первичный отбор качества отвечает сайт-агрегатор – это удобно и приятно.

«Аналоговое» поколение аудитории – люди в возрасте 35 лет и старше, которые интересуются общественно-политической тематикой, предпочитают делать выводы исходя из собственных убеждений, удовлетворяют потребности в информации, обращаясь чаще других к первично аналоговым СМИ (радио, телевидение) и печати. Это поколение ценит содержание больше, чем качество звука и «картинки». Представители поколения привыкли проводить вечера за чтением газет, просмотром новостей, фильмов. Характерной поведенческой особенностью «аналогового поколения» аудитории СМИ является интерес к совместному просмотру и коллективной дискуссии по поводу увиденного, услышанного, прочитанного.

Согласно теории поколений Н. Хоува и В. Штрауса, концепции поколений Ю. Левады, Е. Шамис и А. Антипова «аналоговое поколение» включает: во-первых, поколение «оттепели», родившееся в период с 1929 по 1943 г. (по Ю. Леваде), во-вторых, поколение «строителей» («победителей»), родившееся в период с 1943 по 1963 г. (по Хоуву и Штраусу) или поколение «застоя» (по Ю. Леваде); в-третьих, поколение «странников», родившееся с 1964 по 1984 г. (по Хоуву и Штраусу) или поколение «перестройки» (по Ю. Леваде).

«Цифровое» поколение аудитории СМИ – аудитория «экономики впечатлений», предпочитают мобильное потребление коротких медиатекстов в мультимедийных форматах, контент «рассматривают», ценят качество изображения и звука больше, чем содержание. По теории Н. Хоува и В. Штрауса, концепции Е. Шамис и А. Антипова, поколение Y, родившееся с 1985 по 2003 г. и поколение Z, период рождения которых с 2004 по 2020 гг. Именно поколение Y именуют миллениалами, «цифровыми аборигенами». Их «память мира» не приемлет первично аналоговых СМИ, поскольку это не их платформа ценностного диалога (по Ю. Хабермасу). Неустойчивая общественно-политическая обстановка в мире вынудила «миллениумов» принимать решения быстро. Стремительно развивающиеся технологии позволили действовать дистанционно, сделали их зависящими от гаджетов. «Цифровые аборигены» привыкли информацию «сканировать» и на основании поверхностных данных делать выводы, поэтому их часто называют «поколением заголовков». Кроме того, Y-ки привыкли получать информацию в мультимедийном формате, причем предпочитая короткие медиатексты, простое объяснение сложных явлений, наглядное описание.

Поколение Х, или «неизвестное поколение» (1963–1984 гг.): готовность к изменениям, стремление учиться в течение всей жизни, техническая грамотность, глобальная информированность, надежда на себя, гендерное равноправие.

Поколение Y, или «игреки», «миллениумы», «сети», next (1984–2000 гг. р.): свобода виртуального общения, fun (веселье), нацеленность на результат и немедленное вознаграждение

Поколение Z, или «центениалы» (с 2000 г.р.): приоритет сетевого общения, иммунитет к рекламе, космополитическое сознание, терпимость и спокойствие, синдром дефицита внимания, клиповое сознание, стремление получить максимум информации в короткий срок.

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения студентом:

1. Астахова М. С. Поколенческий анализ российской аудитории цифровых медиа // Вестник электронных и печатных СМИ №1 (27), Москва 2019. С. 3-18.

2. Бычкова М. Н. Миллениумы: реальное "я" против виртуального? / М. Н. Бычкова // Социальные сети как площадка организации межличностных коммуникаций и перформанса идентичности цифрового поколения: сборник материалов исследования. Томск, 2016. С. 54-63. Режим доступа: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000575952.

3. Глухов А. П. Межличностный виртуальный серфинг: самопрезентация и межличностная коммуникация цифрового поколения в социальных сетях / А. П. Глухов // Социальные сети как площадка организации межличностных коммуникаций и перформанса идентичности цифрового поколения: сборник материалов исследования. Томск, 2016. С. 7-44. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000575949.

4. Глухов А. П. Межличностный виртуальный серфинг: самопрезентация и межличностная коммуникация цифрового поколения в социальных сетях // Сборник статей. Томск, 2016. - С. 7-44. Режим доступа: https://vital.lib.tsu.ru/vital/ access/manager/Repository/vtls:000575949

5. Гришаева С. А., Клюваев К. В. Коммуникативные практики молодежи в социальных сетях // Цифровая социология. 2019. Т. 2. № 3. С. 4-9. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-praktiki-molodezhi-v-sotsialnyh-setyah.

6. Дунас Д. В., Толоконникова А. В., Черевко Т. С. Актуальные концептуальные подходы к рассмотрению процесса медиапотребления онлайн-новостей молодежью // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2017. № 5. С. 30-50. Режим доступа: https://vestnik.journ.msu.ru/books/ 2017/5/aktualnye-kontseptualnye-podkhody-k-rassmotreniyu-protsessa-mediapotre bleniya-onlayn-novostey-molode/

7. Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / А. Амзин [и др.]; под науч. ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург, 2016. Режим доступа: https://newmedia2016.digital-books.ru/ (дата обращения: 16.02.2020).

8. Красноярова О. В. Этапы развития массовой коммуникации и изменения статуса аудитории. Режим доступа: file:///C:/Users/Povilium/Downloads/Stages %20of %20development %20of %20mass %20communication %20and %20changings %20of %20audience.pdf.

9. Круглова Л.А. Медиапотребление видеоконтента цифровым поколением // Медиаскоп. 2019. Вып. 2. Режим доступа: https://www.mediascope.ru/2542.

10. Красноярова О.В. Развитие массовой коммуникации и изменения статуса аудитории / О.В. Красноярова //Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2014. - № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-massovoy-kommunikatsii-i-izmeneniya-statusa-auditorii.

11. Медиаконвергенция, которая изменила мир? [Электронный ресурс] / Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М. С. Корнева. – М., 2014. – 137 c. Режим доступа: https://sibirp.ru/attachments/editor/file/random-140424062939-phpapp01.pdf

12. Морозова А. А. Медиамейкер социальной сети: «идеология» информационно­-коммуникативного обустройства // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. 2019. 1. С. 78-82. Режим доступа: https://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/ 1917/1093.

13. Морозова А. А. Типология пользователей социальной сети // Мультимедийная журналистика: сб. науч. тр. / под общ. ред. В.П. Воробьева. – Минск. – 2018. – С. 225-229. Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/ 123456789/192655/1/225-229.pdf.

14. Морозова А. А. Мультимедийные возможности социальной сети ВКонтакте // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 1. Режим доступа: https://journals.csu.ru/index.php/znak/ article/view/134.

15. Морозова А. А. Юзермейкер социальной сети: специфика коммуникативного поведения. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 3 (29), p. 133-138, aug. 2018. ISSN 2070-0695. Режим доступа: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/58>.

16. Мультимедийная журналистика [Текст]: учебник для вузов / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – (Учебники Высшей школы экономики). – 413, [3] с. – 1000 экз. – ISBN 978-5-7598-1189-3 (в пер.). – ISBN 978-5-7598-1663-8 (e-book).

17. Мясникова М. А. Телевидение глазами цифрового поколения: к проблеме медиапотребления // Российский человек и власть в контексте радикальных изменений в современном мире: сб. науч. тр. XXI российской науч.-практ. конф. (с междунар. участием) (г. Екатеринбург, 12–13 апреля 2019 года) / ред. Л. А. Закс, А. П. Семитко, С. А. Мицек [и др.]. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. – С. 374–385. – Режим доступа: https://nauka.gu-ural.ru/publications/11fc62baa766b8fc3201fd064fd6431cc4f775fc1575970441.pdf

18. Осипов К. В. Специфика молодежной интернет-аудитории // Проблемы Науки. 2017. №17 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ spetsifika-molodyozhnoy-internet-auditorii.

19. Социальные сети как площадка организации межличностных коммуникаций и перформанса идентичности цифрового поколения: сборник материалов исследования / науч. ред. И. П. Кужелева-Саган; Нац. исслед. Том. гос. ун-т. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. Режим доступа: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/ Repository/vtls:000555172.

20. Сумская А. С. «Аналоговое» и «цифровое» поколение аудитории СМИ: роль коммуникативно-культурной памяти в трансформации медиапрактик / А. С. Сумская, С. А. Свердлов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2019. — Т. 25, № 3 (189). — С. 32-48. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/ 76728/1/iurp-2019-189-04.pdf

21. Трубникова Н. В., Порудчикова А. В. Поведение потребителей в интернет-среде: поколение Z и его приоритеты // Коммуникология. 2018. Т. 6. № 3. С. 93-103. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/povedenie-potrebiteley-v-internet-srede-pokolenie-z-i-ego-prioritety.

22. Филин В. Ю. Поколение Z как целевая аудитория современных и будущих медиа – актуальные вызовы для бизнеса [Текст] = Generation Z as a Target Audience of Modern and Future Media — Actual Challenges for Business / Филин Виталий Юрьевич // Практический маркетинг. - 2019. - № 4. - С. 38-41. URL: https://www.bci-marketing.ru/2019/pm19_04.pdf

23. Шалыгина Н. В. Игреки и центениалы: новая ментальность российской молодежи // Власть. - 2017. - № 1. - С. 164-167. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/igreki-i-tsentenialy-novaya-mentalnost-rossiyskoy-molodezhi.

24. Шестерина А. М. От массовой аудитории к индивидуальному медиапотреблению // Журналистика в современном медиапространстве: глобализация, конвергенция, мультимедийность: материалы VI Международной научно-практической интернет-конференции. 2018. Режим доступа: https://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2018/zhurnalistika/3/Shesterina.pdf.

 

 

Информационное обеспечение по теме практического занятия:

Рекомендуемая литература:

1. Алексеева А. О. Интернет-СМИ: теория и практика: учебное пособие для вузов (направ. 030600, спец. 030601 "Журналистика") / под ред. М.М. Лукиной. – Москва: Аспект Пресс, 2010, 2013. – 348с. – ISBN 978-5-7567-0542-3 (в пер.).

2. Амзин А. А. Новостная интернет-журналистика: учебное пособие для вузов / А. А. Амзин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Аспект Пресс, 2011, 2012. – 143с. – ISBN 978-5-7567-0651-2 (в обл.).

3. Интернет-СМИ: теория и практика: учебное пособие для вузов (направ. 030600, спец. 030601 "Журналистика") / под ред. М.М. Лукиной. - Москва: Аспект Пресс, 2010. – 348с. – ISBN 978-5-7567-0542-3 (в пер.).

4. Калмыков А. А. Медиалогия интернета: монография / предисл. С.В. Клягина. – Москва: URSS, 2013. – 272 с.

 

Открытые электронные ресурсы по теме:

1. Аксенова О. Н. Теория и практика массовой информации: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» / О. Н. Аксенова, С. В. Меликян, Е. В. Швец. – Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2017. – 104 с. – ISBN 978-5-7731-0503-9. – Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/72947.html (дата обращения: 16.02.2020).

2. Калмыков А. А. Интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. – Интернет-журналистика, 2022-03-26. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 383 с. – ISBN 5-238-00771-X. – Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. – Режим доступа: https://www.iprbook shop.ru/81774.html

3. Шпаковский В. О. Интернет-журналистика и интернет-реклама: Учебное пособие / В. О. Шпаковский, Н. В. Розенберг, Е. С. Егорова. – Интернет-журналистика и интернет-реклама, 2023-09-10. – Москва: Инфра-Инженерия, 2018. – 248 с. – ISBN 978-5-9729-0202-6. – Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. – URL: https://www.iprbook shop.ru/78258.html.

 

 

Вся необходимая литература по ссылке https://cloud.mail.ru/public/2NwZ/2tz1qToPZ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: