Обращение с отходами производства и потребления




6.1 Текущее состояние в области обращения с отходами производства и потребления

В процессе хозяйственной деятельности структурных подразделений ОАО "РЖД" образуется порядка 600 наименований отходов, часть из которых специфична для железнодорожного транспорта. В 2013 году в ОАО "РЖД" образовалось 2 609,8 тыс. т отходов.

Рис. 12. Структура образования отходов по классам опасности в 2013 году, %

 

По классам опасности образование отходов в 2013 году следующее:

· 1 класс опасности (чрезвычайно опасные) – 0,151 тыс. т;

· 2 класс опасности (высокоопасные) – 0,841 тыс. т;

· 3 класс опасности (умеренно опасные) – 308,154 тыс. т;

· 4 класс опасности (малоопасные) – 317,665 тыс. т;

· 5 класс опасности (практически неопасные) – 1983,02 тыс. т.

 

Рис.13. Динамика использования и обезвреживания отходов относительно общего образования за период с 2003 по 2013 годы, %

 

В период с 2003 по 2007 годы отмечалось увеличение объемов использования и обезвреживания отходов. Снижение этих показателей в 2008 - 2009 годах вызвано структурными преобразованиями в ОАО "РЖД" и выделением ряда филиалов, где осуществлялось в значительных объемах использование отходов, в дочерние и зависимые общества ОАО "РЖД". В 2010 году по сравнению с 2008 годом вновь начался рост использования и обезвреживания отходов.

В 2013 году использование и обезвреживание отходов достигло 44,2 % от их общего объема образования с учетом накопления на начало года. Использование отходов осуществлялось в основном в технологических процессах в качестве источников топлива, сырья и вторичных материалов.

Одной из наиболее острых проблем в работе с отходами является перегруженность региональных полигонов промышленных отходов и отсутствие у некоторых из них лицензии на деятельность по обращению с отходами.

Действующие и потенциальные риски: в связи с ужесточением требований экологического законодательства и предполагаемым повышением ставок экологических платежей за сверхлимитное размещение отходов ОАО "РЖД" может понести значительные финансовые потери, превышающие уровень необходимого финансирования экологических мероприятий, которые позволят ликвидировать данный риск.

6.2 Целевые ориентиры ОАО "РЖД" в области обращения с отходами производства и потребления

Целевыми ориентирами ОАО "РЖД" в области обращения с отходами производства и потребления к 2017 году являются повышение уровня использования и обезвреживания отходов структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД" на 8 % в случае реализации "оптимистичного" сценария, на 6 % в случае реализации "консервативного" сценария и на 4 % в случае реализации "пессимистичного" сценария развития природоохранной деятельности по сравнению с уровнем использования и обезвреживания отходов 2012 года.

В качестве целевого ориентира ОАО "РЖД" к 2030 году в области обращения с отходами производства и потребления определено повышение уровня использования и обезвреживания отходов в структурных подразделениях филиалов ОАО "РЖД" на 16 % в случае реализации "оптимистичного" сценария, на 12 % в случае реализации "консервативного" сценария и на 8 % в случае реализации "пессимистичного" сценария развития природоохранной деятельности по сравнению с уровнем использования и обезвреживания отходов 2012 года.

Рис. 14. Прогноз повышения уровня использования и обезвреживания отходов подразделений филиалов ОАО «РЖД» на период до 2030 года в соответствии с «оптимистичным», «консервативным» и «пессимистичным» сценариями развития природоохранной деятельности в ОАО «РЖД», %.

 

Пути достижения целей - разработка и внедрение экологически и экономически эффективных технологий обращения с отходами производства и потребления, специфичных для железнодорожного транспорта:

· сортировка отходов для последующего использования их в качестве вторичных ресурсов;

· разработка и внедрение экологически чистых технологий использования отходов в качестве топлива;

· внедрение экологически чистых технологий утилизации отходов 3 и 4 классов опасности;

· использование технологий регенерации масел и смазок, электролитов аккумуляторных батарей, нефтесодержащих отходов с получением вторичных продуктов;

· использование в поездах дальнего следования одноразовой биопосуды вместо пластиковой;

· широкое применение малоотходных технологий.

Результатом реализации данных направлений, помимо прямых экологических эффектов, должно стать получение дополнительных доходов и сокращение затрат на природоохранную деятельность за счет:

· реализации продуктов сортировки и переработки отходов;

· предоставления экологических услуг сторонним организациям;

· замещения покупного тепла и электроэнергии собственной генерацией на установках утилизации отходов с получением тепла и электрической энергии.

В качестве первоочередных мер до 2017 года планируется проведение следующих мероприятий:

· сокращение накопленных объемов отходов за предыдущие годы хозяйственной деятельности;

· реализация пилотных проектов по замене посуды из пластика на биопосуду (со сроком разложения в земле не более 1 года) на железнодорожных вокзалах и пассажирских поездах;

· внедрение раздельного сбора отходов;

· инициирование совершенствования законодательства Российской Федерации в части обращения с твердыми бытовыми отходами;

· реализация Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: