Насилие, криминал и сексуальные отклонения




В представлении обычного человека с традиционным сексуальным поведением эротические отклонения почти обязательно связаны с сексуальным насилием, а следовательно, в той или иной мере преступны. Этому способствуют и громкие расследования кровавых деяний сексуальных маньяков, и "бандитские крыши" при проститутках.

Это, видимо, есть большое недоразумение. Чикатило и подобные ему серийные маньяки-убийцы, безусловно, имели значительные отклонения в сексуальных пристрастиях и потребностях. Но в их преступных деяниях доминируют склонность к реальному насилию и антисоциальное поведение. А это уже не имеет к эротическим наклонностям прямого отношения. Нельзя ведь говорить, что пользование спичками - пагубная страсть, только потому, что где-то ребенок, играя спичками, подпалил дом.

На самом деле связующим звеном между сексуальными отклонениями и криминалом является агрессивность конкретной личности или доля насилия в конкретном проявлении того или иного вида "нестандартной" эротики.

В античности гомосексуализм и другие отклонения эротического чувства, в принципе, не преследовались, хотя и не могли приобрести официального статуса. Другое дело - Средневековье. На кострах инквизиции сжигали не только еретиков и ведьм, но также и людей, обвиненных в "бесовских страстях".

Лишь XVII век, "век галантный", принес некоторые послабления для гомосексуальных отношений. Философ Монтескье (1689-1755) весьма либерально относился к ним: "Не создавайте благоприятных условий для развития этого преступления, преследуйте его строго определенными полицейскими мерами наравне с прочими нарушениями правил нравственности, и вы скоро увидите, что сама природа встанет на защиту своих прав и вернет их себе". А итальянский юрист Чезаре Беккариа в трактате "О преступлениях и на казаниях" (1764) писал, что законы против "содомии" можно безболезненно отменить, потому что она безвредна. Вероятно, самый мудрый аргумент привел Кондорсэ (1743- 1794), который постулировал, что содомия, если она не сопряжена с насилием, не может являться предметом уголовного преследования, раз она не нарушает прав никакого другого человека.

Законодательство против гомосексуализма постепенно смягчается во многих европейских странах. Решающий шаг в этом направлении был сделан во времена Французской революции. Якобинский уголовный кодекс 1791 г. вообще не упоминает "преступлений против природы". В Кодексе Наполеона.(1810), ставшем основой и современной французской конституции, добровольные сексуальные отношения между взрослыми людьми одного пола вообще рассматриваются как частное дело и никакому наказанию не подлежат. Однако в России, Пруссии, Австро-Венгрии и Британии уголовное преследование гомосексуалистов сохранялось на протяжении всего XIX века.

Лишь в 1861 году смертная казнь за гомосексуальные отношения была заменена в Англии 10 годами тюремного заключения. В царской России гомосексуализм преследовался вплоть до самой революции. Затем, уже в советское время, после краткосрочной "вольницы" 20-х годов, снова были приняты уголовные законы против однополых сексуальных отношений. Законодательство было изменено в соответствии с разумными взглядами эпохи Просвещения лишь во времена распада советского режима. Тем не менее, автор не считает необходимым подробно останавливаться на ограничениях прав сексуальных меньшинств в советское время, поскольку такие ограничения были всего лишь малой частью общей проблемы - отсутствия каких-либо гражданских свобод для советских людей.

В действительности сами по себе эротические отклонения не являются основой, субстратом для преступных насильственных действий. С другой стороны, те или иные сексуальные пристрастия определяют характер совершаемых преступлений. Но преследовать любые эротические отклонения - все равно что преследовать физически сильных мужчин: ведь теоретическая вероятность совершения ими насильственных действий выше, чем у истощенных дохляков!

И тем не менее для лиц, совершивших сексуальные преступления, характерно преобладание специфических, характеризующих выборку психических расстройств, в первую очередь - расстройств влечения.

По данным канадской Национальной счетной палаты по семейному насилию, около 25% всех сексуальных преступлений совершается подростками (до 18 лет) и около 33% - лицами моложе 21 года. Основные характеристики этой группы следующие: прежде всего, это обычно подростки, изолированные от группы, предпочитающие играть с младшими детьми, незрелые личности. У многих имеются проблемы с обучением в школе; склонность к насилию может появляться как желание отомстить окружающим, которые враждебны по отношению к ним. До 33% подростков, совершающих сексуальное насилие, сами в прошлом были жертвами сексуального насилия; насильник и жертва, как правило, хорошо знакомы; чаще подростки совершают сексуальное насилие по отношению к младшим детям. По отношению к младшим физическая сила и угрозы используются редко, по отношению к старшим - часто. Чем старше подросток, совершающий насилие, тем больше вероятность, что жертва и полиция квалифицирует нападение именно как сексуальное насилие.

По данным отечественных исследователей (Т. Петиной, Ю. Михно, Л. Пережогина и др.), среди лиц, совершивших сексуальные преступления, действительно большое число лиц с различными перверсиями. Так, из 144 человек, осужденных в связи с сексуальными правонарушениями, нарушение влечения было установлено у 51 испытуемого (35,4% выборки, средний возраст 32 года). У данных лиц отмечалась устойчивая тенденция к повторению своих действий (35,3%). Среди типологий отклонений доминировали садизм (53%), педофилия (23,5%), эксгибиционизм (15,7%). У 53 пациентов диагноз болезненного извращения бьы отвергнут (36,8% выборки, средний возраст около 30 лет), несмотря на их неадекватное поведение. У 40 пациентов диагноз парафилии невозможно было квалифицировать достоверно. По данным Ю. Михно, проведшего обследование 124 мужчин, совершивших сексуальные преступления, практически у всех испытуемых были выявлены сексуальные перверсии, лидировали садизм (57 случаев), эксгибиционизм (29), педофилия (24).

Л. Пережогиным обследованы 104 испытуемых, совершивших сексуальные правонарушения и проходивших судебно-психиатрическую экспертизу в ГНЦСиСП им. В. П. Сербского в период с 1993 по 1995 годы. Преобладали (61 человек) лица с органическим поражением головного мозга различной степени выраженности и различного происхождения (из них с парафилиями 36). На втором месте (19 человек) оказались лица с различными видами личностных расстройств (из них с парафилиями 13), далее следовали 15 больных с диагнозом - шизофрения (из них с парафилиями 5), больные с олигофренией (5 человек, из них с парафилиями 2). Двое исследованных признаны психически здоровыми. Лица, находившиеся в момент исследования в состоянии реактивного психоза (3 человека), в дальнейшем были исключены из статистической обработки. Среди 56 больных с парафилиями у 10 диагностирован садизм, в 28 случаях - педофилия и эфебофилия (гомосексуальная и гетеросексуальная), в 6 случаях - полиморфный парафильный синдром, в 4 случаях - эксгибиционизм, в 2 случаях - некрофилия. Остальные 48 испытуемых не обнаруживали признаков отклонения эротического чувства, несмотря на противоправное сексуальное поведение.

Однако любопытно, что признаки умственной отсталости выявлялись в 3,9% случаях у лиц с нарушениями влечения и вдвое чаще - у нормальных людей!

С. Поздняков, Ю. Жданов, Э.Бурелов, обследовавшие 493 человека, совершивших сексуальные преступления, выявили у 56,2% из них сексуальные перверсии. Отмечено, что испытуемые, у которых не были обнаружены нарушения сексуального предпочтения (в любой форме), совершали преступления в основном против взрослых женщин, лица с нарушениями сексуального предпочтения - в отношении детей и подростков. Наибольшая криминальная активность отмечалась у лиц в возрасте до 25 лет (59,8%). 40,5% обследованных ранее привлекались к уголовной ответственности. За сексуальные правонарушения ранее были судимы 17,8%. 46,7% состояли на учете в психоневрологическом диспансере.

Таким образом, значительная доля сексуальных правонарушений совершается лицами с расстройствами влечения, нередко сочетающимися с другой психопатологией. У людей, совершивших сексуальные правонарушения, часто обнаруживается органическое поражение головного мозга. Среди лиц с парафилиями этот диагноз устанавливался в 58,8% случаев, без таковых - в 34% случаев.

В другом исследовании органическое поражение головного мозга было диагностировано у 47% обследованных (неврологическими методами) и у 70% клинико-психопатологическим методом. Психический инфантилизм отмечался у четверти обследованных.

Психологические исследования лиц, совершивших сексуальные правонарушения, проводятся, как правило, с целью выявления различия между подгруппами. Лишь небольшое количество исследований касается общих черт, характеризующих группу сексуальных преступников в целом.

По данным Н.Дворянчикова и А. Герасимова, более половины лиц, прошедших процедуру судебно-психиатрической экспертизы, об наруживали расстройства сексуального влечения. У половины из них выявлялись признаки полового отождествления себя с женщиной, неустойчивость образа "Я", стремление следовать только внешней атрибутике маску-линности (мужественности). Но часто при этом образ "женщины" воспринимался негативно, наделялся угрожающими признаками, вызывал потребность в оборонительных, защитных реакциях.

Ясно, что наличие отклонений в половом развитии может вызывать и больший риск сексуальных преступлений, однако такая связь еще никем не показана. Ведь не были исследованы сообщества (группы) гомосексуалистов, фетишистов и так далее, и данные по преступности среди них не были сравнены с данными по натуралам.

А это не так просто сделать, учитывая трудность выявления таких групп.

Конечно, исследователи обычно идут по легкому пути, беря для анализа контингент, попавший на судебно-психиатрическую экспертизу. Однако такое исследование, как показывают приведенные выше противоречивые цифры, не способно дать ответ на вопрос о степени взаимозависимости половых преступлений и отклонений эротического чувства.

Не редки случаи "подставы" лиц, пользующихся услугами проституток, - когда "внезапно" выясняется, что девушке нет еще 16 лет, и любителю поразвлечься грозит уголовная ответственность; или же случаи ложных заявлений об изнасиловании от подростков - к этому приему тоже часто прибегает мафия с целью элементарного вымогательства. В обоих вариантах судьба человека, подвергшегося такой атаке, выглядит довольно непривлекательно.

Здесь намеренно не рассматривается советская система репрессивного законодательства об уголовном наказании гомосексуалистов и иных "неправильных сексом" людей, поскольку эти законы, хочется верить, отошли в прошлое. Тем не менее, надо отдавать себе отчет в том, что подобные законы существовали практически во всех обществах в недавнем времени, и сваливать всю тяжесть вины за их существование только на одно российское общество никак нельзя. Это ответственность другого масштаба - наднациональная.

Думается, причинно-следственная связь между сексуальными отклонениями и преступностью не так проста и однозначна. Главный источник преступлений - не в тех или иных эротических пристрастиях индивидуума, а в его склонности решать свои проблемы с помощью насилия. Агрессивные люди чаще становятся преступниками, вне зависимости от имеющихся у них сексуальных странностей.

Яркий пример тому - страшная исповедь легендарного некрофила сержанта Бертрана: ведь первоначально он чувствовал только маниакальное желание убивать и расчленять трупы (сперва собак, потом людей), и лишь потом стал испытывать от этого половое возбуждение. И Чикатило стал серийным убийцей не потому, что испытывал слабость к молоденьким девушкам, а из маниакального желания подчинить себе своих жертв, дойдя в этом до самой крайней точки - до дикого убийства и надругательства.

Шантаж сексом

Современному человеку хорошо знакомы способы шантажа мужчины женщиной с помощью предполагаемого рождения от него ребенка (классический пример такого шантажа описан в "Американской трагедии" Теодора Драйзера), шантаж женщины мужчиной с помощью предполагаемого обнародования рождения ребенка от него (классический "нашенский" пример - одна из коллизий фильма "Москва слезам не верит"), наконец, просто шантаж с угрозой обнародовать сам факт половых связей между мужчиной и женщиной - здесь очень много случаев, начиная от литературного персонажа Овода в знаменитом романе Этель Войнич (по сути дела, он шантажирует своего "незаконного" отца, кардинала Монтанелли) до вполне реальных Моники Ленински и Билла Клинтона.

Многие мужчины подсознательно (или сознательно) считают ухаживание со стороны женщин неким завуалированным желанием родить ребенка, чтобы потом с его помощью... о, горы можно нагородить, особенно почитав "пособие" - "Пол и характер" Отто Вейнингера, где он прямо называет основным мотивом стремления женщины к сексу с мужчиной желание шантажировать его появлением (или возможным появлением) на свет ребенка.

Однако, как ни странно, чаще всего прибегает к шантажу сексом... нет, не капризная содержанка, а власть - в лице церковных, государственных или полицейских органов.

Как именно влияет отношение общества к сексу на имущественно-правовые проблемы, можно в подробностях узнать из книги знаменитого современного философа Мишеля Фуко "Воля к истине". Впрочем, ему и самому бьыа прекрасно знакома проблема неординарных эротических чувств - Фуко был гомосексуалистом. Что же есть, на взгляд философа, "нормальное" для нашего времени отношение полов и зачем оно поддерживается таковым? И кем оно поддерживается?

Мнение Фуко можно свести к следующему: "Путем принуждения к сексу, осуществляющемуся определенным образом, государство способно ограничить своих граждан практически во всем и тем самым... сделать их уязвимыми для преследования. Ведь сексуальность никогда не может быть внутренне ограниченна, а только внешне".

Фуко считает, что общество в лице своей элиты вырабатывает законы поведения, которые позволяют этому обществу выжить и при этом максимально потребить ресурсы для своего воспроизведения. Общественное неприятие внебрачного секса и других вариантных форм эротического чувства в Европе прошлого века (и в начале нынешнего) означало незавершенность демографического строения евро-американских государств и неподчинение общества неписаным, но жестким законам общежития.

Обвинением в сексуальной распущенности в "викторианское" время можно было шантажировать или управлять поведением любого сколько-нибудь значимого в обществе лица, чиновника или землевладельца. Но надо помнить, что с античных времен господа имели (обычно) преимущественное право овладения своими наложницами (т. е. рабынями, горничными, служанками, гувернантками, кухарками...) и постепенно потеряли это право в глазах общественного мнения именно в столь недавний период.

Произошло определенное столкновение новой, "викторианской" морали, со старой, "по простому праву силы". Возрастающая недоступность свободного секса на этом рубеже (вторая половина XVIII - начало XIX вв.) повлекла за собой "уход" сексуального влечения в другие сферы жизни - в насилие, спорт, искусство. Именно к этому времени относятся пространные зарисовки экстравагантных опытов маркиза де Сада. А не получал ли гоголевский губернатор садистского наслаждения, когда наблюдал за тем, как секли унтер-офицерскую вдову, которую он, вероятно, перед этим безуспешно склонял к сожительству?

Зарисовки нравов тех времен не слишком контрастируют и с более поздними обвинениями в адрес Лаврентия Берии в его разврате (50-е годы XX века), хотя подобный разврат бьы знаком почти всем лидерам тогдашнего государства. "Незаконный" секс как бы существовал, поскольку не мог не существовать, а в то же время за него (при желании некоего чиновника) могли и покарать. Однако бытует также мнение, что Берия использовал огромную "армию" своих любовниц в основном в качестве агентуры...

Принуждение всегда осуждалось теми, кто не способен никого принудить. Но как только общество выдает кому-то (обычно мужчине, но иногда и женщине - как в случае Клеопатры, Екатерины II или Маргарет Тэтчер) право судить и руководить, то первым делом руководителю требуется доказать свое превосходство над гипотетическими соперниками и соперницами. Это достигалось в пору Клеопатры - казнями несостоятельных любовников; в пору русской императрицы - бонусами и привилегиями для фаворитов; во времена "мужественной Железной леди" - войной с мачистской Аргентиной и победой над мужчинами-угольщиками (последнее, в отличие от первого, было не так-то просто).

По мнению Фуко, брак в его классической форме тоже есть один из инструментов подчинения человека государству. Ведь именно государственные органы (а в странах с официально правящей религией - церковь) выступают единственными организаторами сексуальной жизни граждан, брак заключается по установленным свыше правилам, и за нарушение "утвержденного регламента" сексуальной жизни гражданина могут наказать.

А в самой сексуальной жизни все немного сложнее. Здесь страсть может принимать форму тонкого издевательства (Кармен и Хосе у Проспера Мериме, а также Бизе вкупе со Щедриным), или насилия, или рабского подчинения... У любви, пожалуй, больше вариантов, чем у власти. И это хорошо. Наверно, хотя бы поэтому можно верить, что стремление к любви когда-нибудь пересилит у человечества жажду власти.

Религия и секс - разрешимы ли противоречия "крыши" и пола?

Древние религии не оставили внятных свидетельств своего отношения к проблеме взаимоотношения полов. Впрочем, в древнем шумерском своде законов Хаммураппи есть соображения о подчинении жены мужу, но ведь таблички с этими законами относятся ко временам практически полудикого общества, в основном жившего по законам простой физической силы, а ведь, как известно, мужчины в среднем вырастают более сильными, чем женщины. Так что здесь культурный компонент взаимоотношения полов еще не ощущается.

В более поздний период отношения мужчины и женщины уже регулируются некими правилами, но они остаются неоформленными в "официальных документах". Известно лишь, что некоторые древнеафинские гетеры могли потребовать за свою любовь десятки быков или немалое количество золота. Это, вероятно, вполне сравнимо с теми суммами на кредитной карточке, которые получают в свое распоряжение любовницы современных российских (или иностранных - неважно) олигархов.

Однако религиозные каноны и по сей день не учитывают факты очевидной "покупки" женщин богатыми мужчинами. Как будто этого и нет. Основанием для брака ханжески признается только готовность следовать за мужем в богатстве и бедности, во здравии и в болезни и так далее. Муж же должен содержать жену исходя из своих собственных представлений об этом. Измениться такое положение могло только при достижении женщинами примерно равных возможностей с мужчинами. Этот процесс шел в Европе в течение последних двух веков, но только в XX веке правила половой жизни стали секуляризироваться, то есть отчуждаться от церковных правил и установлении.

И в настоящее время возникло глубокое противоречие между признанным фактом равноправия женщин и мужчин и оценкой их статуса религиозными организациями. Они не регламентируют подробностей сексуальной жизни, однако пытаются все еще жестко воздействовать на официальную сторону заключаемых половых союзов.

Одним из немногих исключений является тантра, которая, в большой степени связывая религиозное ощущение человека с его сексуальной жизнью, не только не вводит запретов, но напротив, "канализирует" пути проявления сексуального чувства, оформляет его, объясняет и в целом поощряет, не превознося телесного, но и не противопоставляя ему физического основания существования человека.

Согласно тантре, человек имеет сознание, энергию и тело. Тело само по себе может существовать лишь в качестве трупа. А живым его делает энергия, циркулирующая и хранящаяся в особых структурах - чакрах и нади. Самая нижняя чакра - муладхара - расположена в основании корпуса тела. В ней пребывает энергия кундалини, предоставляющая потенциальную возможность достижения высших уровней сознания и слияния с Богом.

В тантре, пробужденная кундалини (половое влечение), которой трудно управлять, отождествляется с богиней Кали, склонной к разрушению. Когда кундалини становится управляемой и приносит покой и блаженство, она превращается в Дургу, прекрасную богиню. На разных уровнях кундалини проявляет себя как творческая энергия.

По представлениям тантры, сексуальная энергия, отделенная от сопутствующих ей обычно эмоций и желаний, пополняет тонкую энергетическую эссенцию, живительно действующую на весь организм. Поднимаясь в верхние уровни, она разжигает огонь сознания, который усиливает огонь ума и восприятия. В результате происходит своего рода слияние половой (внешней) и духовной (внутренней) энергий.

Многие несведущие люди, услышав о тантре, Кама Сутре и подобных древних учениях, черпают информацию из заведомо предвзятых источников, в результате чего составляют искаженное мнение о тантре как о пьяном разврате. Для непосвященных тантрические обряды всегда представлялись мрачными, окутанными зловещими тайнами.

В этом одна из причин того, почему тант-ра всегда сохранялась в тайне. Ведь на самом деле в тантре сексуальное соединение рассматривается как Божественный дар, возвышенная молитва, возможность соприкосновения с Господом.

Древние учителя тантры осознавали, что подобное понимание присуще очень немногим людям, и потому разработали систему посвящений, которая защищает знания от невежественного истолкования. Поэтому интересен символический смысл многих древних тантрийских храмов Индии, например знаменитого комплекса в Кхаджурахо, которому в 1999 г. исполнилось 1000 лет. Фасады таких храмов украшены сотнями эротических фигур в самых немыслимых позах. Но внутри храмов нет ничего, кроме одного-единственного символа Божественного Сознания и его творящей энергии. Если человек стоит снаружи храма, то он видит лишь эти бесчисленные эротические фигуры. Когда же он входит внутрь, он находит только божественное.

В тантре нет понятия греха. Есть невежество - незнание себя, неумение чувствовать и преобразовывать "дурные" энергии в "хорошие". Если бы человек знал все последствия своего поступка, он бы никогда его не совершал. Такой подход очень конструктивен: вместо угнетающего чувства вины человеку предлагают изучить и изменить себя, т. е. стать совершенней.

В странноватой легенде о богине Кали, переданной знаменитым немецким писателем Германом Гессе, похоть предстает в образе страшноватой и развратной Кали, сочетающей в себе сексуальную энергию и стремление к разрушению. Безусловно, хороший знаток Востока, Гессе таким образом передавал метафору соединения в одной личности любви и ненависти, желания доставлять наслаждение и мучить, рождать и нести смерть...

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://swserv.h1.ru/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: