МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ В ПСИХИАТРИИ.




Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Кафедра психиатрии и наркологии с курсом ИПО

«Утверждаю»

Зав. кафедрой

Профессор В.Л. Юлдашев

«1 » июнь 2013 г.

 

 

Методические указания для студентов

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине психиатрия, медицинская психология

Тема: Методы исследования психически больных

 

 

Факультет лечебный

Дисциплина психиатрия, медицинская психология

Специальность лечебное дело (060101.65)

Курс 5, семестр 9

 

Уфа 2013

 

Тема: Методы исследования психически больных

На основании рабочей программы, утвержденной Ученым Советом лечебного факультета 25.04.2013 протокол№4.

 

Рецензенты:

1. Урицкий Б.Л.

2.Медведева С.Б.

 

Автор: Пермякова О.А.

 

Утверждение на заседании № 136 кафедры психиатрии и наркологии с курсом ИПО от 01.06.2013

 

Тема: Методы исследования психически больных

Цель изучения темы: освоить методы исследования психически больных

Задачи: Изучить методы экспериментально-психологического исследования психически больного

Студент должен знать:

1. До изучения темы:

Методы исследования соматического и неврологического статуса

Психологию взаимоотношения врача и больного

Симптомы и синдромы нарушения психики

2. После изучения темы

Основные тесты для исследования психических функций

Студент должен уметь: провести экспериментально-психологическое исследование психически больного

Правильно оценить полученные результаты

Описать полученные результаты в истории болезни

Студент должен владеть компетенциями:

· Способность и готовность проводить экспериментально-психологическое исследование психически больного

· Способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, устанавливать диагноз заболевания

· Способность и готовность интерпретировать результаты проведенного исследования, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме, используя конспекты лекций, методических разработок, рекомендованной литературы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

- Опишите особенности беседы с психически больными

- Объективный и субъективный анамнез

- Клиническое обследование

- Параклинические методы исследования, применяемые в психиатрии

МЕТОДЫОБСЛЕДОВАНИЯ В ПСИХИАТРИИ.

1. Клинико-психопатологическое исследование осуществляется путем опроса пациента и наблюдения за ним. Оно включает анализ субъективных (со слов освидетельствуемого) и объективных (от родственников, из характеристик) анамнестических сведений, а также оценку психического и соматического статуса больного. Опрос является основным приемом клинико-психопатологического исследования в связи с тем, что подавляющее число болезненных проявлений выражается в субъективных переживаниях больного.

Проведение опроса следует начинать с "нейтральных" (располагающих к беседе) вопросов с постепенным переходом к более избирательным и диагностически ориентированным. В каждом конкретном случае особенности беседы (ее объем, характер задаваемых вопросов и т.д.) определяются многими обстоятельствами - имеющимися анамнестическими сведениями, психическим состоянием освидетельствуемого, его отношением к беседе, результатами дополнительных методов исследования и рядом других. Опрос пациента - активный, целенаправленный, эмоционально и интеллектуально напряженный процесс ("клинико-психопатологическая пальпация"), при котором каждый задаваемый вопрос предельно конкретен, - нозо-, нормо- и пациентоориентирован, то есть направлен на оценку психопатологических проявлений (их наличия, выраженности, своеобразия, патопластики, динамики и пр.) и изучение здорового потенциала психики, а также исследование индивидуального своеобразия клинической картины (ее личностного преломления, влияния преморбидного фона, сопутствующей патологии и др.). При оценке предъявляемых жалоб следует учитывать выраженность (уровень) и специфику психических нарушений, сохранность критики к своему состоянию. Эти же обстоятельства необходимо учитывать при анализе субъективного (со слов пациента) и объективного (из характеристик) анамнеза жизни (наследственная отягощенность, раннее и последующее развитие, перенесенные заболевания, половое развитие, семейные отношения, коммуникабельность, увлечения и т.д.), болезни (характер начала и динамики заболевания, предрасполагающих и провоцирующих факторов, эффективность лечебно-оздоровительных мероприятий и т.д.) пациента. Неразрывно связано с опросом и дополняет его наблюдение за больным. Иногда внешний вид (варианты ступора, выраженного негативизма, нарушенного сознания и др.) или осмотра пациента (наличия рубцов, странгуляционных борозд, прикусов, следов инъекций, татуировок и т.д.) являются основным источником информации о состоянии его психического здоровья.

2. Экспериментально-психологический метод

Экспериментально-психологические методы направлены на выявление и анализ тех или иных особенностей психики путем создания специальных (стандартных или варьируемых) контролируемых условий.

Показатели психической работоспособности изучаются с использованием как бланковых, так и аппаратных методик, а в последнее время используются психофизиологические методики, реализованные на персональных компьютерах: длительность простой зрительно-моторной и акустико-моторной реакции, реакции на движущийся объект, простой двигательной реакции и т.д.

3. Электрофизиологический метод

электрофизиологические методы (ЭЭГ, ЭхоЭГ, РеоЭГ) широко используются при обследовании пациентов с различными формами психических расстройств и результаты их имеют существенное значение для окончательной диагностической оценки психического статуса освидетельствуемого, так как позволяют выявить признаки органического поражения головного мозга.

4. Для оценки выраженности (уровня) психических расстройств при проведении массовых психиатрических обследований пациентов целесообразно использование метода оценки текущего психического состояния, основанного на компьютерном анализе кардиоинтервалограммы и позволяющего оценить как интегральную выраженность психических нарушений, так и соотношение ряда психопатологических характеристик: шизоидности, невротичности, органоидности и аффективности.

5. Рентгенологический метод

Из наиболее широко используемых при освидетельствовании пациентов рентгенологических методов следует отметить краниографию и компьютерную томографию. Они применяются в основном при органических заболеваниях головного мозга (опухоли мозга, последствия черепно-мозговых травм и т.п.). Следует отметить, что выявленные патологические признаки (утолщение или истончение костей свода черепа, усиление рисунка пальцевых вдавлений, патология заращения швов, различные плотности тканей мозга и др.) не имеют самостоятельной диагностической ценности, однако их наличие и особенно сочетание нескольких из них является косвенным признаком дизонтогенеза головного мозга и может рассматриваться в качестве сомато-биологической основы предрасположенности к формированию психических расстройств.

6. Лабораторный метод

В практике наиболее широкое применение нашли такие лабораторные методы исследования пациентов, как исследование крови, мочи и спинномозговой жидкости, которые используются при оценке психосоматического состояния здоровья пациентов (для уточнения генеза психических расстройств).

7. Фармакологический метод

Методы фармакологического зондирования основаны на оценке реакции освидетельствуемого на введение тех или иных фармакологических препаратов. Наиболее традиционными из них являются барбамилкофеиновое "растормаживание" (для выявления "скрытых" болезненных переживаний после введения 4 - 6 мл 5% раствора барбамила и 1 - 2 мл 10% раствора кофеина), седуксеновый тест (для выявления характера депрессивных переживаний после введения 2 - 4 мл 0,5% раствора седуксена) и дексаметазоновой тест (для дифференциальной диагностики эндогенной и реактивной депрессии после приема дексаметазона). Кроме того, применяются различные холинэргические средства (для диагностики поведенческих расстройств, алкоголизма и наркомании).

Ниже приведено описание основных тестов.

 

1 группа методов

 

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ

 

1. Корректурная проба

 

Больному дается бланк, на котором в произвольном порядке напечатаны буквы. Дается задание вычеркивать те или иные бук­вы. При этом делаются отметки времени и анализируются ошибки. По специальным формулам рассчитывается уровень работоспособ­ности, анализируется истощаемость внимания.

 

2. Проба Крепелина

 

Обследуемому дается бланк с парами цифр. Прелагается сло­жить цифры и написать результат. При этом также учитывается время выполнения задания. По специальным формулам анализирует­ся уровень работоспособности и характер ошибок.

 

3. Отсчитывание

Дается задание: в уме вычитать из 100 по 7 или из 200 по 17. Анализируется скорость выполнения задания и характер ошибок.

 

4. Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

 

Эти таблицы имеют стандартный формат: 60х60 см и содержат в хаотическом порядке цифры от 1 до 25. Предлагается показать и назвать цифры в порядке возрастания или в порядке убывания. Анализируется скорость выполнения задания и допущенные ошибки.

 

5. Проба на чередование синонимов и антонимов Используется для анализа инертности психических процессов. Экспериментатор называет определенные слова, а от обсле­дуемого требуется подобрать к каждому слову синоним и антоним. Ведется учет времени, затраченного на работу.

 

 

2 группа методов

 

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ

 

1. Тест зрительной и слуховой памяти

 

Выполняется в два этапа: на первом испытуемому предлага­ется 2 серии картинок с изображением предметов по 30 предметов в каждой серии. На 2 этапе предлагается 2 серии слов по 30 слов в каждой. От обследуемого требуется запомнить предложен­ный материал и после предъявления каждой серии воспроизвести запомненное.

 

2. Проба на запоминание 10 слов

 

Экспериментатор зачитывает 10 односложных слов, от обсле­дуемого требуется повторить все слова, которые он запомнил. Опыт повторяется 4 раза. Через 20-30 минут просят назвать все слова, которые испытуемый помнит, не зачитывая их заново. На основании данных исследования строится "кривая запоминания".

 

3 группа методов

 

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ

 

1. Складывание картинок из отрезков

3. Понимание рассказов

 

Обследуемому дают прочитать стандартные рассказы, после чего задается вопрос: "О чем этот рассказ?". Анализируется ха­рактер ответов. Наиболее часто при этом выявляются обстоятель­ное мышление и резонерство.

 

4. Проба Эббингауза

 

Испытуемому дается рассказ с пропущенными словами. Требу­ется вставить пропущенные слова.

5. Понимание сюжетных картин

 

6. Классификация объектов

 

Предлагается набор из 70 карточек с изображением различных объектов. От обследуемого требуется разложить эти объекты по группам, а затем укрупнить группы до трех.

7. Метод пиктограммы

 

Испытуемому предлагают запомнить 12-15 слов и для лучшего запоминания предлагается сделать зарисовки. Анализируется ха­рактер рисунков и их расположение на листе.

 

8. Исключение лишнего

 

Предлагается набор из 5 слов. Четыре слова имеют между собой что-то общее, а пятое - лишнее, не вписывающееся в дан­ную группу. Требуется найти это "лишнее" слово, а оставшиеся четыре назвать обобщенным понятием.

 

4 группа методов

 

МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

 

1. Матричный тест Равена

 

На 20 минут испытуемому предлагается набор из 60 таблиц, представляющих из себя прямоугольник, в котором в определенной логической последовательности изображены геометрические фигу­ры. В нижней части прямоугольника имеется "дырка". Под прямоу­гольником предлагаются варианты "вставок" для этой "дырки". От обследуемого требуется установить закономерности расположения фигур в прямоугольнике и выбрать подходящий вариант для завер­шения рисунка.

 

5 группа методов

 

МЕТОДЫДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Эти методы делятся на опросники и так называемые проек­тивные методики.

К опросникам относятся такие методы, как тест Айзенка, Миннесотский многопрофильный личностный опросник, тест Лири и т.д. Они требуют специальных материалов и достаточно сложны в обработке и интепретации.

Среди проективных методов можно назвать тесты Люшера, Сонди и т.д.

Данная группа методов обследования для своего проведения требует специальной психодиагностической подготовки.

В настоящее время в психологии и психиатрии широко ис­пользуются компьютерные версии этих психодиагностических мето­дик.

 

Таблица Шульте 1

 

1. Н О С М К А Л В Е Р Л К Е В С С В М Л Р О М О Р А Е К Р Е

2. О К Р Н Р В М Л А Н Р К Л О Е Н М Р В К Л С К Л М Л О Е А

3. М Н С К К Р А О В Л М Е Н Р С Л А О С Н В К Е Н Н Л А О Е

4. А К В О Н Р Е С А М Е К В О Р М Е Н О К Р А В С Е М А Л Н

5. Л О М Е С Н К А В О КО В М Н Е СА Л К В Е М Р Н А О В С

6. О К С Е Н М Л А В Е К Л В Р Н С Е Л А Р К Л М О С Р Н Р М

7. Л Н М С О С А Л К А В М В О Е Н Р С Е К Н Л М В А С Е К Р

8. К В НО Р М К В Н Л М А О Е О С Л Н Р С А Е О В М В С Л А

9. С А В О А Н Е К Е С В А В С С М А Р А Л Н О Е В Н Р Н В

10. Н Е М А Р К Л А Е Н О С Н К В Р М Е К С О А Л С Р М Л Н

11. СОН А К Н Е В Л К Л Р С В Е М В С Р О Л Р ОМ К Е А Р О

12. Р К О В Р Н А Л М К Р Н Е О Л Р М Н Л К В Л К С О Л М Р А

13. С Н М Р К К В О А Е М Л С Р Н О А Л В Р С Н Е К А Л Н М Е

14. В К А Р Н О А С Е К Е М Р О В Н Е М Р К О С В А А М Е Л Н

15. МОЛ НС Е В А К О К О Н М В А С Е В К Л Р М Е О А Н К С

16. О Н М С А К В Л Р Е К Л В Е С С М В Р Л М О Р О Е А Р К К

17. К 0 Н Р В Р Л М Н А К Р О Л Н Е Р М К В С Л Л К Л М Е О Р

18. Н М К С Р К О А Л В Е М Р Н Л С О А Р С К В Н Е Л Н О А М

19. К А О В Р Н С Е М А К Е О В М Р Н Е К О А Р С В М Е Л А Л

20. О Л Е М Н С А К О В О К В М Е Н А С Л Е Л Е Р М А Н В О

 

Таблица Шульте 2

3 4 3 4 4 8 6 6 2 4 4 7 3 4 8 9 6 7 2 9 8 7 4

2 5 9 7 8 4 3 2 4 7 6 5 3 4 4 7 9 7 3 8 9 2 4

3 8 5 9 8 6 8 4 2 6 7 8 3 7 4 7 4 3 9 7 2 9 7

9 5 4 7 5 2 4 8 9 8 4 8 4 7 2 9 3 6 8 9 4 9 4

9 5 4 5 2 9 6 7 3 7 6 3 2 9 6 5 9 4 7 4 7 9 3

2 9 8 7 2 9 4 8 4 4 5 4 4 8 7 2 5 9 2 2 6 7 4

9 2 3 6 3 5 4 7 8 9 3 9 4 8 9 2 4 2 7 5 7 8 4

7 4 7 5 4 4 8 6 9 7 9 2 3 4 9 7 6 4 8 3 4 9 6

8 6 3 7 6 6 9 2 9 4 8 2 6 9 4 4 7 6 9 3 7 6 2

9 8 9 3 4 8 4 5 6 7 5 4 3 4 8 9 4 7 7 9 6 3 4

5 8 5 7 4 9 7 2 6 9 3 4 7 4 2 9 8 4 3 7 5 8 3

3 4 6 5 7 8 4 3 5 5 4 2 9 6 2 4 2 9 2 7 2 5 8

5 2 3 9 3 4 5 3 2 8 2 9 8 9 4 2 8 7 8 5 4 3 5

3 4 9 2 4 7 8 5 2 9 6 4 4 7 6 7 5 6 9 8 6 4 7

4 9 6 3 4 9 9 4 8 6 5 7 4 9 3 2 4 7 4 9 8 3 8

8 4 7 8 9 4 3 9 3 7 6 5 2 4 4 3 4 8 7 3 9 2 4

Проба Крепелина

         
Перо Дерево Палка Звонок Святость
Гора Замок Обруч Книга Кустарник
Поле Камень Картон Стекло Учитель
Коса Марай Зерно Крыса Апельсин
Тело Невод Восток Трава Станция
Пуля Холод Сугроб Кружка Чернила
Вера Песок Ветка Сказка Капуста
Сажа Козел Пиджак Труба Трусость
Душа Зелень Пурга Слава Слепота
Река Телега Балкон Пчела Контора

 

Счетные операции

100 -- 3 = Х Х -- 3 = Y Y -- 3 = Z Z -- 3 = … …. и т.д. 100 -- 7 = Х Х -- 7 = Y Y -- 7 = Z Z -- 7 = … …. и т.д. 100 -- 13 = Х Х -- 13 = Y Y -- 13 = Z Z -- 13 = … …. и т.д. 100 -- 17 = Х Х -- 17 = Y Y -- 17 = Z Z -- 17 = … …. и т.д.
(a + b)2 122 32 3 x 2 = и т.д.
225 = 111 = 4 = 8: 4 = и т.д.
57 -- 28 = 33 -- 16 = 25 -- 9 = 7 -- 3 = и т.д.

 

 

Синонимы Идти …………………………………….. Думать ………………………………….. Фуражка ………………………………… Нужда …………………………………… Дом ……………………………………… Врач ……………………………………… Приказ …………………………………… Омонимы Стекло ----- Стекло Ключ ---- Ключ Рукав ---- Рукав Батарея ---- Батарея Лук ---- Лук Такса ---- Такса Коса ---- Коса

 

Метафоры

Блеснула мысль. Уснувшие мечты. Пламенная речь. Накаленная обстанов­ка. Заброшенный ребенок. Бархатный голое. Брожение умов. Волчий аппетит. Железная воля. Теплое отношение. Крутой нрав. Стал как шелковый. Свинцовая туча. Громкое имя. Потерянный вид. Золотые руки. Горящие глаза. Тяжелый взгляд. Холодный взгляд. Глубокая печаль. Горячее сердце. Каменное сердце. Нечистая совесть.

 

Пословицы На воре шапка горит. Не в свои сани не садись. Что с воза упало—то пропала Шила в мешке не утаишь. Чем дальше в лес—тем больше дров. Слово—серебро, молчание – золото. Тише едешь—дальше будешь. Не все то золото, что блестит. Не красна изба углами, а красна пирогами. Семь раз отмерь—раз отрежь. Крылатые слова Козел отпущения. Буря в стакане воды. Средний человек. Золотая середина. А Васька слушает, да ест. Рыльце в пуху. Гора родила мышь Умывать руки. Белая ворона.  

 

Анализ Заяц ---- кролик Сено ---- солома Пароход ---- паровоз Бабочка ---- птица Стол ---- стул Улица ---- лошадь Индеец ---- индиец Карлик ---- ребенок Пруд ---- озеро Обман ---- ошибка Ворона ---- ворон Синтез Щука, карась, сазан, окунь, пескарь, сом — Гитарист, трубач, пианист, скрипач — Рыжик, сыроежка, масленок, березовик — Ока, Дон, Волга, Днепр, Лена, Дунай, Енисей — Рубашка, простыня, полотенце, наволочка — Синий, красный, зеленый, желтый, черный — Хирург, невропатолог, терапевт, акушер — Ситец, штапель, сукно, бархат, коверкот — Толстой, Тургенев, Горький, Шолохов — Радость, печаль, страх, раскаяние, гнев — Вальс, мазурка, страх, раскаяние, гнев —

 

 

Формы контроля освоения заданий по самостоятельной внеаудиторной работе по данной теме: курация психических больных.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Чирко В.В., Кинкулькина М.А.Психиатрия и наркология: учебник-М.: ГЭОТАР - Медиа 2006

2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И. Психиатрия: Учебник.- М.: МЕДпресс-информ, 2008.

Дополнительная:

1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник.- М.:Медицинское информационное агентство, 2009.

2. Коркина В.М., Цивилько М.А., Марилов В.В., Карева М.А. Практикум по психиатрии: учеб. пособие для студ. мед. институтов. 1990, М.: Изд-во Ун-та дружбы народов

3. Незнанов Н.Г. Психиатрия - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.

4. Эйдемиллер Э.Г. Детская психиатрия: Учебник.- СпБ.: Питер. 2005.

5. Психиатрия. Национальное руководство / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, и др.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: