ВВЕДЕНИЕ
Производственная практика обучающегося высшего учебного заведения является одним из звеньев для достижения общей цели любой практики - закреплению и углублению теоретических знаний, полученных в ходе учебного процесса (лекционных и семинарских занятий), а также приобретению практического навыка для их применения.
Основными целями производственной практики являются:
- знакомство с реальной практической работой организации (учреждения);
- изучение и анализ опыта организации юридического блока организации (учреждения);
- овладение методикой работы, применяемой в данной организации (учреждении);
- проработка теоретических вопросов, связанных с деятельностью учреждения (организации), на котором проводится практика в рамках выбранной специальности и специализации;
- применение полученных в процессе обучения знаний для подготовки и последующего анализа различных документов и дел;
- расширение профессионального кругозора;
- сбор и обобщение необходимых материалов для подготовки и выполнения индивидуального задания по теме индивидуального задания.
Местом для прохождения производственной практики стало Российско-белорусское представительство «ОстВест» - участник внешнеэкономической деятельности центрального региона России, небольшое торговое представительство республики Беларусь в Калужской области. Объектом освоения профессиональных компетенций стал отдел логистики данной организации.
Отчет состоит из нескольких частей. В него входят дневник, отчет по производственной практике, приложения к отчету (при наличии).
В дневнике отражена краткая характеристика выполненной во время прохождения производственной практики работы.
В процессе написания отчета по производственной практике – практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности использовалась действующая нормативно-правовая литература, законодательные акты Союза, Российской Федерации, подзаконные акты ФТС России, ГТК республики Беларусь.
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Общая характеристика Российско-белорусского представительства «ОстВест»
Основными элементами зарубежной внешнеторговой инфраструктуры республики являются торгово-экономические службы в составе дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь и торговые представительства Республики Беларусь, находящиеся в ведении МИДа.
В своей деятельности они руководствуются Конституцией РБ, международными и двусторонними договорами, участниками которых являются Беларусь и государства пребывания.
Торгово-экономические службы организованы в посольствах Республики Беларусь в Польше, ФРГ, Израиле, Австрии, Франции, Швейцарии, США, Бельгии, Великобритании, Турции, Египте, Иране, России, Украине, Литве, Молдове, Чехии, Румынии. В Монголии работает торговое представительство Республики Беларусь. В целях развития сотрудничества с регионами России были открыты отделения посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в городах Санкт-Петербург, Мурманск, Калининград, Тюмень, Краснодар.
Основное большинство работников посольств Беларуси, занимающихся торгово-экономическими вопросами, находятся в ранге советника по торгово- экономическим вопросам.
Зарубежные торгово-экономические службы Республики Беларусь занимаются решением широчайшего перечня вопросов, касающихся внешнеэкономической деятельности государства. Главными задачами, стоящими перед ними:
- участие в разработке и реализации концепции и государственной программы развития внешнеэкономических связей республики;
- участие в разработке проектов законодательных и иных нормативных актов в области внешнеэкономической деятельности;
- координация внешнеэкономической деятельности государственных органов и субъектов хозяйствования республики;
- координация в рамках своей компетенции сотрудничества министерств и других органов центрального управления с международными экономическими, финансовыми, инвестиционными и туристскими организациями, а также представление в рамках своей компетенции республики в международных организациях, сотрудничество с этими организациями;
- обеспечение совместно с заинтересованными сторонами защиты внешнеэкономических прав и интересов республики; создание благоприятных условий для продвижения ее товаров, работ и услуг на внешних рынках; подготовка предложений по применению санкций в отношении государств, вводящих дискриминационные ограничения в отношении Республики Беларусь;
- изучение и обобщение опыта зарубежных стран в области внешнеэкономической деятельности, подготовка и реализация мер по его использованию;
- организация и проведение маркетинговых исследований, анализ и прогноз конъюнктуры цен на мировом рынке, прогнозирование тенденций развития международных рынков товаров, работ и услуг;
- организация комплексной системы информации по внешнеэкономической деятельности для субъектов хозяйствования республики, зарубежных партнеров и органов государственного управления Республики Беларусь;
- развитие внешней и внутренней инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, организация подготовки кадров для внешнеэкономической деятельности;
- осуществление взаимодействия с местными органами управления по вопросам внешнеэкономической деятельности.
Российско-белорусское представительство «ОстВест» в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
В области внешней торговли и экспортного контроля:
- создает и ведет базу данных по внешней торговле и осуществляет анализ структуры и эффективности внешней торговли в стране пребывания;
- участвует в разработке и обосновании ставок таможенного тарифа и в их корректировке с учетом изменения экономической ситуации и в целях защиты государственных интересов республики;
- совместно с органами валютного контроля осуществляет анализ и контроль соблюдения субъектами хозяйствования установленного порядка валютного, тарифного и нетарифного регулирования;
- участвует в регулировании экспортно-импортных операций в соответствии с действующим законодательством;
- разрабатывает предложения по развитию экспортного потенциала республики с учетом отраслевых и межотраслевых программ развития экономики;
- координирует и осуществляет контроль за проведением конкурсных торгов (тендеров) по закупкам, финансируемым за счет государственных экспортных и централизованных валютных ресурсов Республики Беларусь, а также средств внешнего финансирования, привлеченных под гарантии правительства республики, контролирует заключение и исполнение контрактов.
В области привлечения иностранных инвестиций и средств внешнего финансирования:
- участвует в обосновании и разработке механизмов взаимодействия с негосударственными инвестиционными структурами, предприятиями и организациями государственного и негосударственного сектора;
- содействует развитию инфраструктуры инвестиций и кредитных отношений в Республике Беларусь;
- готовит предложения по рациональному и эффективному использованию во взаимосвязи с внутренними инвестициями средств иностранных кредитов, привлекаемых в республику под гарантии правительства;
- осуществляет работу по вопросам прямых иностранных инвестиций и внешнего финансирования для экономики республики, организует оперативное взаимодействие с делегациями и представителями международных и иностранных инвестиционных учреждений и иностранными инвесторами;
- участвует в подготовке проектов соглашений и договоров от имени правительства и Республики Беларусь в области внешнего финансирования;
- устанавливает и развивает сотрудничество с зарубежными и международными учреждениями и юридическими лицами, осуществляющими инвестиционную деятельность, в том числе реализацию конверсионных проектов;
- занимается привлечением к участию в организуемых в Республике Беларусь международных и региональных инвестиционных форумах, конференциях и семинарах зарубежных субъектов;
- содействует организации комплексной независимой экспертизы инвестиционных проектов, финансируемых за счет иностранных кредитов, привлекаемых под правительственные гарантии;
- осуществляет анализ, контроль и прогноз реализации инвестиционных проектов и отчитывается по этим вопросам перед зарубежными партнерами, участвует в процессе управления внешним долгом Республики Беларусь;
- содействует иностранным инвесторам и финансовым донорам в осуществлении капиталовложений в экономику республики и белорусским субъектам хозяйствования в поиске потенциальных зарубежных партнеров;
- содействует созданию и регистрации предприятий с иностранным капиталом.
Торговые представительства Республики Беларусь являются органами Республики Беларусь, осуществляющими за границей полномочия Республики Беларусь в области внешнеэкономической деятельности. Они входят в систему Министерства иностранных дел и в своей деятельности руководствуются действующим законодательством Республики Беларусь, международными договорами, участницей которых является Республика Беларусь, законодательством страны пребывания, а также приказами и распоряжениями Министерства иностранных дел.
Торговые представительства открываются на территории иностранных государств по решению Кабинета Министров Республики Беларусь на основе международных договоров, заключенных между Республикой Беларусь и странами пребывания.
Торговые представительства Республики Беларусь за рубежом, в том числе Российско-белорусского представительства «ОстВест», выполняют следующие функции:
- проводят работу по осуществлению внешнеторговой политики Республики Беларусь, направленную на развитие внешнеэкономической деятельности и создание наиболее благоприятных для этого условий;
- обеспечивают защиту торговых и экономических интересов Республики Беларусь;
- представляют интересы Республики Беларусь по вопросам, касающимся внешнеэкономической деятельности;
- содействуют развитию внешнеэкономических связей и внешнеторговой инфраструктуры Республики Беларусь;
- способствуют выполнению заключенных двусторонних договоров по вопросам экономических связей, в том числе торгового, промышленного, экономического и технического сотрудничества, участвуют в разработке предложений и переговорах по заключению таких договоров;
- способствуют обмену передовым опытом в сфере торгово-экономических отношений;
- проводят сбор и анализ нормативных актов, касающихся внешнеэкономической деятельности страны пребывания;
- могут выполнять и другие задачи, направленные на развитие двусторонних торгово-экономических отношений.
Торговые представительства могут иметь свои отделения. Их учреждение осуществляется на основе международных договоров, заключенных между Республикой Беларусь и странами пребывания, или иных договоренностей с компетентными органами стран пребывания.
Торговые представительства в соответствии с возложенными на них задачами:
- изучают экономические условия и торговую конъюнктуру в странах пребывания и представляют соответствующую информацию в Министерство иностранных дел и другие государственные органы Республики Беларусь.
- информируют учреждения и организации стран пребывания об экономических, коммерческих, правовых, социальных, экологических и других условиях деятельности на территории Республики Беларусь, а также оказывают помощь в установлении контактов с белорусскими партнерами;
- осуществляют деятельность, направленную на совершенствование механизма экспортно-импортных операций, повышение эффективности торгово-экономических и научно-технических связей, развитие новых форм сотрудничества;
- оказывают содействие субъектам хозяйствования Республики Беларусь в установлении деловых контактов в области финансов, инвестиционной деятельности и торгово-экономического сотрудничества с юридическими и физическими лицами стран пребывания;
- осуществляют анализ и обобщение хода выполнения межгосударственных соглашений торгово-экономического характера, участвуют в работе межправительственных комиссий по вопросам торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества, международных экономических организаций и их органов;
- содействуют проведению в странах пребывания национальных торгово-промышленных и научно-технических выставок и ярмарок с участием предприятий, фирм, организаций и иных субъектов хозяйствования Республики Беларусь, способствуют привлечению юридических и физических лиц страны пребывания к участию в выставках и ярмарках, проводимых на территории Республики Беларусь;
- анализируют и обобщают информацию, касающуюся законодательной базы торгово-экономической деятельности в стране пребывания, информируют Министерство иностранных дел о субъектах хозяйствования страны пребывания, желающих выйти на белорусский рынок;
- представляют информацию в Министерство иностранных дел о субъектах хозяйствования страны пребывания, осуществляющих по отношению к белорусским субъектам хозяйствования ограничительную практику или недобросовестное выполнение взятых на себя обязательств;
- изучают возможности создания и работы торговых домов и специализированных информационно-консалтинговых компаний с участием белорусских субъектов хозяйствования в стране пребывания;
- содействуют субъектам хозяйствования Республики Беларусь в защите их прав на территории страны пребывания.
Торговые представительства имеют право:
- вести переговоры с представителями официальных структур и деловых кругов по вопросам внешнеэкономического сотрудничества;
- выходить с предложениями об открытии в стране пребывания региональных отделений торгового представительства и другими предложениями по совершенствованию инфраструктуры внешнеэкономической деятельности;
- запрашивать у министерств и других центральных органов управления информационные материалы, нормативно-правовые акты и иные материалы, касающиеся внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь;
-вносить предложения по обеспечению выполнения торгово-экономических соглашений, участницей которых является Республика Беларусь;
- участвовать в разработке и реализации предложений по инвестиционным проектам развития народнохозяйственного комплекса Республики Беларусь и содействовать их осуществлению.
Заместителя (заместителей) торгового представителя и штат работников торгового представительства назначает на должность и освобождает от должности Министр иностранных дел Республики Беларусь.