Методы преодоления нескрещиваемости при создании отдаленных гибридов.




В настоящее время важное значение имеет разработка методов, позволяющих преодолевать генетические барьеры нескрещиваемости и получать жизнеспособное гибридное потомство.

Разработаны следующие методы преодоления генетических барьеров нескрещиваемости:

• обработка гибридных растений колхицином для изменения их плоидности, что нормализует фертильность гибрида;

• выделение образовавшегося зародыша и культивирование его на искусственной среде;

• подбор определенных сортов (например, сортов пшеницы с генами Кг в рецессивном состоянии) и использование реципрокных скрещиваний;

• регулирование температуры и относительной влажности воздуха при проведении скрещиваний и хранении пыльцы;

• воздействие на растения различными методами для синхронизации цветения (например, холодом на ирисы, эфиром на сирень и т.п.);

• воздействие на пыльцу и рыльце биологически активными веществами типа ауксинов, каротиноидов, цитокининов, модифицирующих рост пыльцевых трубок;

•снятие ферментативной блокировки прорастания пыльцы на рыльце путем удаления рыльца и части столбика и нанесение пыльцы на срез;

• изменение уровня плоидности растений перед скрещиванием;

•оплодотворение в пробирке (in vitro), при котором за несколько дней (около четырех) до раскрывания цветка извлекают семяпочки и помещают их на питательную среду и опыляют чужеродной пыльцой, добиваясь оплодотворения (например, опыты Терновского по скрещиванию видов табака).

Живой организм как саморегулирующаяся система.

Организм человека построен из клеток, из которых состоят ткани и органы. Деятельность каждого органа и организма в целом зависит от деятельности органов дыхания, пищеварения, кровообращения, выделения, которые обеспечивают нормальное течение процессов обмена веществ. Взаимосвязь между органами и системами органов осуществляется в организме через нервную систему и гуморальный. Любому организму нужны определенные условия существования, к которым у него вырабатывается приспособления в процессе развития. Средой обитания для клеток организма является внутренняя среда (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Состав и свойства внутренней среды поддерживаются на относительно постоянном уровне, создает условия для жизнедеятельности всего организма. Постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды организма называют гомеостазом. Обеспечивают гомеостаз преимущественно две системы – нервная и эндокринная, которые вместе составляют нейрогуморальную систему регуляции функций организма.

Постоянство многих свойств организма обеспечивается саморегуляцией. Саморегуляция – универсальное свойство организма, которое включается тогда, когда возникает отклонение от определенного постоянного уровня любого жизненно важного фактора внешней или внутренней среды. Например, уровень глюкозы в крови может снижаться из-за недостаточного поступления ее с пищей или в результате расходов при интенсивной работе. Снижение количества глюкозы в крови, независимо от того, внешней или внутренней причиной оно вызвано, запускает физиологические механизмы, повышающие ее уровень. Таким образом, изменения состояния системы вызывают реакции, которые восстанавливают норму. Отклонение регулируемого параметра в другую сторону – увеличение количества глюкозы – приводит к включению понижающих ее уровень механизмов.

Конечно, саморегуляция возможна только при определенных внешних условиях. Так, при недостаточном поступлении пищи в организме расщепляются запасные питательные вещества, например, гликоген. Если же все внутренние источники глюкозы будут исчерпаны, а пища извне не будет поступать, организм может погибнуть.

Важнейшая роль в поддержании гомеостаза принадлежит нервной системе, которая регулирует деятельность органов и систем организма.

Благодаря этому в организме происходит саморегуляция физиологических функций, поддерживает необходимые для организма условия существования.

Задача 1

У флоксов белая окраска цветов доминирует над кремовой, а плоский венчик – над воронковидным. Растение с белыми воронковидными цветами скрещено с растением с кремовидными плоскими цветами. В потомстве ¼ растений с белыми плоскими, ¼ с белыми воронковидными, ¼ с кремовыми плоскими, ¼ с кремовыми воронковидными цветами. Определить генотипы родительских растений.

Белый венчик – А

Кремовый венчик – а

Плоский венчик – В

Воронковидный венчик – в

Р: ♀Аавв × ♂ааВв

бел. воронк. крем. плоск.

 

G: Ав ав аВ ав

 

F1:

♀ ♂ Ав ав
аВ АаВв бел. плоск. ааВв крем. плоск.
ав Аавв бел. воронк. аавв крем. воронк.

 

В F1 получено расщепление по фенотипу 1:1:1:1.

Если бы родительские растения были гомозиготны, потомки были бы единообразны – АаВв, с белыми плоскими венчиками. Следовательно, одно из растений гетерозиготно по гену А (Аа), другое – по гену В (Вв).

Если бы родительские растения были дигетерозиготами, в потомстве было бы расщепление 9:3:3:1.

Расщепление 1:1:1:1 получается, когда родительские растения имеют гетерозиготный набор одного гена и гомозиготный рецессивный другого.

Т.е., генотипы родительских растений: Аавв (белый, воронковидный) и ааВв (кремовый, плоский).

Задача 2

У земляники наличие усов определяется взаимодействием доминантных генов. При отсутствии любого из них усы не образуются. Дигетерозиготное растение скрещено с гомозиготным по обоим парам рецессивных аллелей. Определить генотип и фенотип потомства.

Наличие усов – АВ

Отсутствие усов – А, В, а, в

Р: ♀АаВв × ♂аавв

есть усы без усов

G: АВ Ав аВ ав ав

F1:

♀ ♂ АВ Ав аВ ав
ав АаВв есть усы Аавв без усов ааВв без усов аавв без усов

 

В потомстве расщепление по генотипу 1:1:1:1.

Расщепление по фенотипу 1:3 (1 есть усы: 3 нет усов).

Задача 3

Скрещивали гомозиготное растение томата с доминантными генами высокорослости и шаровидной формы плодов с растением, имеющим карликовый рост и грушевидную форму плода. В F1 получили 118 растений, в F2 – 1124. Сколько растений в F2 могли иметь карликовый рост и грушевидные плоды?

Высокорослость – А

Шаровидные плоды – В

Карликовость – а

Грушевидные плоды – в

Р: ♀ААВВ × ♂аавв

высок. карлик.

шаровид. груш.

G: АВ ав

F1:

♀ ♂ АВ
ав АаВв высок. шар.

 

Р: ♀АаВв × ♂АаВв

высок. шар. высок. шар.

G: АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав

F2:

♀ ♂ АВ Ав аВ ав
АВ ААВВ высок. шар. ААВв высок. шар. АаВВ высок. шар. АаВв высок. шар.
Ав ААВв высок. шар. ААвв высок. груш. АаВв высок. шар. Аавв высок. груш.
аВ АаВВ высок. шар. АаВв высок. шар. ааВВ карлик. шар. ааВв карлик. шар.
ав АаВв высок. шар. Аавв высок. груш. ааВв карлик. шар. аавв карлик. груш.

 

Карликовый рост и грушевидные плоды имеют рецессивные дигомозиготы. Таких растений, согласно II закону Менделя, 1/16 часть потомства F2.

1124: 16 = 70,25 = 70 растений карликовых, с грушевидными плодами.

Задача 4

Отсутствие потовых желез передается у людей по наследству как рецессивный признак, сцепленный с полом. Юноша, не страдающий этой аномалией, женился на девушке, отец которой лишен потовых желез, а мать здорова. От этого брака родилось 4 ребенка. Будут ли в этой семье девочки полностью лишенные гена отсутствия потовых желез?

Отсутствие потовых желез – Ха

Здоровые – ХА

 

Р: ♀ХАХа × ♂ХАУ

носительница здоров.

G: ХА Ха ХА У

 

F1:

♀ ♂ ХА Ха
ХА ХАХА здор. ХАХа здор., носительница
У ХАУ здор. ХаУ отсутст. пот. ж.

 

Вероятность рождения девочки без гена отсутствия потовых желез – 1:4.

Т.е. из четверых детей у этой пары может быть одна девочка без потовых желез.

Задача 5

У кур рыжую окраску оперения определяет ген А при отсутсвии гена I. Если хоть одно из этих условий не выполняется – окраска белая. Скрестили две породы белых кур: одна имеет оба доминантных гена, другая – оба рецессивных. Каково будет расщепление по окраске оперения в F2.

Рыжие – А

Белые – I, a, i

 

Р: ♀ААII × ♂ааii

бел. бел.

       
   


G: AI аi

 

F1: АаIi

белые

♀ ♂ AI
аi АаIi белые

 

Р: ♀АаIi × ♂АаIi

бел. бел.

G: АI Аi аI аi АI Аi аI аi

 

F2:

♀ ♂ АI Аi аI аi
АI ААII бел. AAIi бел. AaII бел. AaIi бел.
Аi AAIi бел. AAii рыж. AaIi бел. Aaii рыж.
аI AaII бел. AaIi бел. aaII бел. aaIi бел.
аi AaIi бел. Aaii рыж. aaIi бел. aaii бел.

 

Расщепление по окраске оперения в F2 13:3, характер наследования генов – доминантный эпистаз.


 

Список литературы

1 Шишкина, Т. В. Генетика растений и животных: учебное пособие / Т. В. Шишкина. – Пенза: ПГАУ, 2018. – 182 с. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/131076.

2 Дьяченко, В. В. Учебно-методическое пособие по генетике: учебно-методическое пособие / В. В. Дьяченко. – Брянск: Брянский ГАУ, 2019. – 128 с. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/133103.

3 Пухальский, В. А. Введение в генетику: Учебное пособие/Пухальский В. А. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 224 с.

4 Физиология с основами анатомии. Практические занятия: учебное пособие / В. Б. Брин, Р. И. Кокаев, Ж. К. Албегова, Т. В. Молдован. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2020. – 492 с. – ISBN 978-5-8114-5216-3. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/136179.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: