Самостоятельная работа – один из важнейших элементов учебного процесса




Основная задача вузов - подготовка специалистов к самостоятельной практической деятельности. В настоящее время к этому добавилось требование “профессиональной мобильности”, т.е. способности изучать и осваивать новые области знаний.

В связи с этим процесс обучения в вузах теперь все больше основывается на самостоятельности и творческой активности обучаемых, как непременном условии успешного усвоения и овладения обширным и сложным программным материалом. Поэтому индивидуальный поиск знаний является сейчас характерной чертой работы всех обучаемых, с учетом которого и строятся все виды учебных занятий. Поэтому важнейшим требованием современности к высшей школе сейчас является индивидуализация, под которой понимается такая организация обучения, при которой учитываются индивидуальные особенности и динамика этих особенностей у каждого обучаемого. Следовательно, всякий, кто желает приобщиться к какому - либо знанию, должен достигнуть этого прежде всего собственной деятельностью, собственными усилиями, собственным напряжением, т.е. самостоятельной работой, опираясь, разумеется на помощь преподавателя.

Термин “самостоятельная работа” студентов в настоящее время приобретает более широкое толкование и понимается как деятельность обучаемых, направленная на усвоение, закрепление, расширение и углубление знаний, умений и навыков, получаемых как на занятиях под руководством преподавателей, так и в часы самостоятельной подготовки, т.е. их активная умственная деятельность во всех формах учебных занятий и во время проведения общественных мероприятий.

В настоящее время стали редкостью учебные занятия, на которых совсем не было бы хотя бы небольшой самостоятельной работы и не требовалась бы максимальная активность от обучаемых.

В самом деле, на лекции, чтобы воспринять, понять и усвоить преподносимый материал, обучаемый должен не только слушать и созерцать, он должен провести известную самостоятельную работу: осмыслить сказанное преподавателем, записать своими словами, перенести рисунки, схемы, формулы в свой конспект, уяснить логику и основные идеи, проблемы и методы их разрешения. Преподаватель читает лекции для всей аудитории, а восприятие ее и усвоение строго индивидуальны, причем, образно говоря, с каждой лекции каждый слушатель уносит столько, сколько он может.

На семинарах, групповых и практических занятиях доля самостоятельной работы слушателей увеличивается. Им приходится самостоятельно готовиться к занятиям, а на занятиях самостоятельно решать задачи, ставить и решать определенные вопросы, выступать, оперировать понятиями, формулами и определениями, проводить анализ, формулировать решения.

На занятиях типа деловых игр студенты практически работают самостоятельно, на определенных должностях. На этих занятиях в полной мере проявляется не только усвоенный объем знаний, но и темперамент, и характер, и, самое главное, образ мышления, способность к самостоятельной деятельности. Кроме занятий в аудиториях и классах под руководством преподавателей, студенты не менее 3-4 часов ежедневно, а в некоторых вузах еще и один день в неделю полностью уделяют самостоятельной работе, в ходе которой они вырабатывают у себя привычку и навыки умственной деятельности. В это время они работают с учебниками и научной литературой, конспектируют первоисточники, готовятся к семинарам и практическим занятиям, выполняют различного рода домашние задания, курсовые и дипломные работы (проекты, задачи), готовят рефераты, ведут научные исследования и т.д.

Таким образом, в ходе самостоятельной работы осуществляются главные функции обучения - закрепление знаний и переработка их в устойчивые умения и навыки. Одновременно с этим развивается творческое мышление обучаемых, приобретаются навыки работы с научной литературой и навыки самостоятельного поиска знаний. От степени самостоятельности выполнения всех этих типов работ, от настойчивости каждого студента в этой самостоятельной работе зависит успех обучения.

 

Многообразие форм самостоятельной работы студентов и ее важность в учебном процессе обуславливают необходимость ее четкой организации. Под организацией самостоятельной работы подразумевается комплекс мероприятий, проводимых администрацией, профессорско-преподавательским составом и самими обучаемыми, с целью привития необходимых умений и навыков в учебном труде по овладеванию и закреплению учебного материала.

Основы планирования самостоятельной работы студентов закладываются в учебном плане. В нем по каждой учебной дисциплине указываются время (в часах) аудиторных и самостоятельных занятий. Это дает возможность кафедрам равномерно распределить все домашние и контрольные задания в семестре и тематическом плане изучения учебной дисциплины.

Каждый студент должен планировать свою самостоятельную работу сам по форме, наиболее удобной для него. План - это предварительный отбор одного решения из множества других, которые возможны. Ясно, что при этом предварительном отборе одного решения из многих выбирается наиболее оптимальное, которое способствует быстрому, с меньшими затратами достижению цели. Если же работать без плана, значит, обрекать себя на “блуждание в лесу”.

Планировать лучше всего на каждую неделю, учитывая дополнительные обстоятельства (общественные поручения и мероприятия, спорт, семейное обстоятельство и т. п.).

На первых порах разработка такого плана будет казаться дополнительной, и, надо сказать, нелегкой нагрузкой. Одно дело сознавать важность этой работы, другое дело день за днем заниматься учетом и распределением времени, да еще в условиях перегрузки, которую испытывают почти все студенты младших курсов. Рекомендуется усилием воли заставить себя это делать, понимая, что чем больше перегрузка, тем с большей тщательностью надо планировать свое время.

При планировании самостоятельной работы рекомендуется иметь ввиду следующее:

1. Главное условие успеха самостоятельной работы - последовательность и систематичность. Нужно приучить себя работать ежедневно и строго по плану. Привычка делать что-либо в определенное время вызывает невольное желание в установленные часы сесть за работу, не тратить время на втягивание. В умственном труде штурмовщина никогда не приводила к успеху. Поэтому самостоятельную работу надо планировать так, чтобы основной учебный материал прорабатывался регулярно, а все задания выполнялись заблаговременно, а не накануне.

2. Проработку лекционного материала надо планировать в тот же день или на следующий после лекции. Самостоятельная проработка материала через 4-6 дней потребует больше времени.

3. Подготовку к групповым упражнениям и практическим занятиям следует планировать так, чтобы оставался некоторый резерв времени, гарантирующий от случайностей, т.е. не накануне, а за 2-3 дня до занятия.

4. Подготовка к семинарским занятиям, а также к занятием типа деловых игр, как правило, бывает более продолжительной, в один вечер выполнить всю работу не удается. Поэтому вся эта работа должна быть спланирована с таким расчетом, чтобы подготовка была завершена за 3-4 дня до занятий и оставалось время на то, чтобы материал уложился в сознании и, если нужно, можно было провести репетицию выступления.

5. Выполнение заданий по контрольой работе не следует оставлять на последние недели семестра. Целесообразно намечать эту работу в первых же неделях после получения задания. В этом случае у студентов может образоваться резерв времени, который будет необходим на завершающем этапе.

6. Подготовку к зачетам и экзаменам следует начинать за 3-4 недели до сессии.

7. Первые часы самоподготовки целесообразно уделять наиболее трудноусваемому материалу. При этом ежедневно планировать работу над 2-3 дисциплинами.

8. Затраты времени на выполнение различных видов работ отличаются довольно существенно. У каждого студента в этом отношении вырабатываются свои нормы, которые он и использует при планировании.

9. Как не стремятся при планировании обеспечить равномерную загрузку студентов в течение семестра, все же в нем есть периоды большей и меньшей нагрузки. Так, в начале семестра, пока еще не начитан теоретический материал, домашних заданий бывает мало. Важно учитывать эти особенности планирования учебных занятий и, не теряя времени, вести самостоятельную работу с неизменным напряжением.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: