Зарождение и становление клинической методологии в профессиональной подготовке юристов (XIX-XX вв.)




Зарождение и становление клинической методологии в профессиональной подготовке юристов (XIX-XX вв.)

 

Выполнила:

студентка 1 курса 11Мз группы

Конева Дарья Вадимовна

 

 

Проверила:

доктор юридических наук, профессор кафедры финансового и предпринимательского права

Щедрина Юлия Владимировна

Курск 2021

Тема 2

Организация обучения в юридических клиниках

Зарождение и становление клинической методологии в профессиональной подготовке юристов (XIX-XX вв.)

Первым в своей работе употребил слово «юридическая клиника» Дмитрий Иванович Мейер в 1855 г. в работе «О значении практики в системе современного юридического образования».

Реформирование соответствовало общему направлению развития юриспруденции в XIX в. В 1835 г. был принят новый университетский устав, сменивший старый устав от 1804 года. Главным новшеством того времени в отношении юридического образования стал его переход в самостоятельный профиль. Теперь юристов готовили с пониманием того, что юридическое образование как одно из их направлений.

Необходимо отметить, что в середине XIX столетия Д.И.Мейер, поддержал университетские реформы и сформулировал идею необходимости специального и практического приспособления будущего юриста к направлениям предстоящей ему профессиональной деятельности.

Он предлагает разработки видов практических упражнений сообразно направлениям деятельности и предметам законоведения в университете, показывая, как знание теории и «технические приемы» совместно приводят к разрешению конкретных случаев из гражданско-правовой, уголовно-правовой и государственной или канцелярской практики.

В связи с этим он предлагает «нечто в роде юридической клиники», то есть присутствие при юридических консультациях и в некоторой мере участие в них. Мейер указал, что к такому роду занятиям в клинике может быть допущен студент, который изучил теорию и полностью подготовлен к практическими занятиями.

Д. И. Мейер описал устройство такого рода юридической клиники и сформулировал границы проводимой в ней юридической практики, совместив ее с учебным характером. Он обозначил принципы и средства педагогического процесса, в которых указал, что люди, нуждающиеся в советах или помощи, обращаются к человеку, занимающейся практикой, но в присутствии учеников. Люди сообщают свой случай, который в будущем обсуждается с процессором в университете и результатом которого является одобряемое наставником указание, и (по желанию гражданина) составляется безвозмездно (бесплатно) бумага, например, как объяснение, докладная записка и другое. Если гражданину нужно будет приходить в клинику впоследствии для решения еще каких-либо правовых вопросов, его дело может быть поручено одному из студентов-практикантов, и у каждого из них окажется по одному делу или уже по нескольку, под руководством, разумеется и ответственностью наставника по практике в юридической клинике.

Таким образом, на завершающем этапе обучения юристов им предлагается более новая и практически важная форма обучения для будущего самостоятельного ведения реальных дел. Такие студенты дают бесплатно бедным людям консультации, указания и составляют юридические документы. Но во всех случаях все осуществляется под прямым руководством преподавателя университета, который более опытен в практических делах. К главными видами наставничества Майер отнес обсуждение предстоящих действий, то есть на занятиях проверяются выполненные задания, позиция студента, который оказывал юридическую помощь и результат по обращению, в необходимых случаях проводится наставления преподавателя-практика.

До начала XX века клиническая форма получила широкую известность, она одобрялась в публикациях, где описывался ее опыт использования в различных университетах. Широкого внедрения и институционализации клиники в юридическом образовании тех времен, к сожалению, не получила. Клиническая инновация в образование требовала от профессуры одновременно глубины научных познаний и широты практических умений, которые соединяясь в педагогической системе, могли бы обеспечивать полноту профессиональной подготовки юристов, чего отечественные университеты не могли. В 1902 г. было официально установлено, что практические занятия в высших учебных заведениях не должны носить прикладного характера. Поэтому про клинику как форму обучения юристов забыли в России почти на 100 лет.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: