Задание 1. Используя пункт 1 §23, а также дополнительные источники знания, в том числе Интернет, дайте определение следующего понятия:
Дикое поле -
Как связано Дикое поле и пословица «Один в поле не воин»?
Задание 2. Впишите пропущенные события, связанные с историей Крымского ханства и отношениями России и Крыма в XV-XVIII вв.
Задание 3. Прочитайте пункт 2 §23. Запишите меры, с помощью которых власти решали проблему заселения территорий Новороссии.
Отметьте мероприятия, которые, на ваш взгляд, были наиболее успешными.
Задание 4. Долгое время (вспомните, с какого века) казаки выполняли роль пограничной стражи. Что изменилось к началу 80-х гг. XVIII в.? Ответ на вопрос найдите в пункте 2 § 23.
Задание 5. Из пункта 3 §23 выпишите города, основанные при Екатерине II.
Выясните, какие города изменили своё название. Рядом напишите названия, которые эти города носят сегодня.
Задание 6. Используя дополнительные источники знания, в том числе Интернет, напишите небольшое эссе на тему «Севастополь — город великой воинской славы России».
Задание 7. Прочитайте пункт 5 §23. Заполните схему.
На контурной карте укажите маршрут Екатерины II.
Задание 8. Используя дополнительные источники знания, в том числе Интернет, выясните происхождение выражения «потёмкинские деревни».
Что это выражение означает в современной речи?
Задание 9. Докажите, что освоение Новороссии и Крыма имело для России огромное значение. (При необходимости воспользуйтесь материалом пунктов 3 и 6 § 23).
Задание 10. Укажите имя исторического деятеля, к которому относятся высказывания историков и писателей.
«Начинания его на юге России составляют несомненную его заслугу перед потомством».
«Имя (его) отмечено рукою истории. Он был странной личностью со всеми причудами, свойственными людям галантного века <...> Но для истории важно, что остаётся в результате действий её персонажей. А (ему) Россия обязана Чёрным морем, чего она добивалась не один век».
Задание 11. Прочитайте высказывания, относящиеся ко второй половине XVIII в.
«Если в России чихнули, то вся Европа страдала от жесточайшего насморка».
«Ни одна пушка в Европе не смела выстрелить без позволения России».
«Гром победы, раздавайся!»
«В это царствование соседи нас не обижали, а наши солдаты прославились».
1) Определите, к какой сфере деятельности Екатерины II относятся эти оценки?
2) Что послужило основанием для таких оценок? Приведите не менее трёх фактов.
3) Выскажите собственное отношение к этим высказываниям.
Задание 12. Выберите из списка «птенцов гнезда Петрова» и «екатерининских орлов».
А.Г. Орлов, А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев, Н.П. Репнин, Г.А. Потёмкин, Г.И. Головкин, А.В. Суворов, Г.А. Спиридов.
«Птенцы гнезда Петрова»:
«Екатерининские орлы»:
Задание 13. Прочитайте высказывания историков о личности и деятельности императрицы Екатерины II и устно ответьте на вопросы. Используйте также мнения историков и современников на с. 56 учебника.
Так чем же всё-таки была для России вторая половина XVIII века и каково место Екатерины в русской истории? Это было время активного законотворчества и серьёзных реформ, имевших долговременное значение. Причём именно Екатерина была, возможно, самым успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьёзных социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью реализовать задуманную программу значительных преобразований. Правда,
многого она не успела, а от многого ей пришлось отказаться. <...> Реформы Екатерины носили созидательный, а не разрушительный характер. Во всё продолжение её царствования Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных — зажиточнее.
А. Б. Каменский
...Немка Екатерина стала не только преемницей, но и продолжательницей дел великого русского императора Петра I. Именно эта преемственность дала ей официальный титул «Великой» от современников и снискала благодатную память у потомков. Пётр обрёл Балтику и безуспешно пытался
открыть выход России к Чёрному морю, Екатерина добилась присоединения Крыма.
С. В. Бушуев
Екатерина II была личностью многосложной, противоречивой. Её характеристика не укладывается в однозначную формулировку. Разноречивые суждения о ней продолжаются по сей день. Но среди всего разнообразия черт как найти главную? Полагаем, ответ здесь однозначен. Для царствующей особы главным критерием являются итоги государственной деятельности. Итог деятельности Екатерины — величие России, и потомки нарекли её Великой.
P.M. Введенский
1) Что привлекает историков в личности и деятельности Екатерины II?
2) Что историки относят к бесспорным достижениям императрицы?
3) Возможно ли, на ваш взгляд, считать Екатерину II преемницей Петра I и продолжательницей его политики? Свой ответ аргументируйте.
Задание 14. Рассмотрите памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге.
Укажите автора этого памятника и время его создания.
Прочитайте высказывание историка P.M. Введенского и подчеркните главную идею этого памятника:
«Для царствующей особы главным критерием являются итоги её государственной деятельности. Итог деятельности Екатерины — величие России, и потомки нарекли её Великой».
Задание 15. Используя дополнительные источники знания, в том числе Интернет, впишите фамилии сподвижников Екатерины II, пропущенные в высказывании историка.
«В Петербурге, на Невском проспекте, высится памятник императрице. Она изображена высоко стоящей над окружением блестящих деятелей эпохи, среди которых _____________, ____________, _________,
____________, _________________, _____________. Такой она прежде всего и была».