Начало освоения Новороссии и Крыма




Задание 1. Используя пункт 1 §23, а также дополнительные источники знания, в том числе Интернет, дайте определение следующего понятия:

Дикое поле -

Как связано Дикое поле и пословица «Один в поле не воин»?

 

Задание 2. Впишите пропущенные события, связанные с историей Крым­ского ханства и отношениями России и Крыма в XV-XVIII вв.

Задание 3. Прочитайте пункт 2 §23. Запишите меры, с помощью которых власти решали проблему заселения территорий Новороссии.

 

Отметьте мероприятия, которые, на ваш взгляд, были наиболее успешными.

 

 

Задание 4. Долгое время (вспомните, с какого века) казаки выполняли роль пограничной стражи. Что изменилось к началу 80-х гг. XVIII в.? Ответ на вопрос найдите в пункте 2 § 23.

 

Задание 5. Из пункта 3 §23 выпишите города, основанные при Екатерине II.

Выясните, какие города изменили своё название. Рядом напишите названия, ко­торые эти города носят сегодня.

 

Задание 6. Используя дополнительные источники знания, в том числе Ин­тернет, напишите небольшое эссе на тему «Севастополь — го­род великой воинской славы России».

Задание 7. Прочитайте пункт 5 §23. Заполните схему.

На контурной карте укажите маршрут Екатерины II.

 

Задание 8. Используя дополнительные источники знания, в том числе Ин­тернет, выясните происхождение выражения «потёмкинские деревни».

Что это выражение означает в современной речи?

Задание 9. Докажите, что освоение Новороссии и Крыма имело для Рос­сии огромное значение. (При необходимости воспользуйтесь материалом пунктов 3 и 6 § 23).

 

Задание 10. Укажите имя исторического деятеля, к которому относятся вы­сказывания историков и писателей.

«Начинания его на юге России составляют несомненную его заслугу перед по­томством».

«Имя (его) отмечено рукою истории. Он был странной личностью со всеми при­чудами, свойственными людям галантного века <...> Но для истории важно, что остаётся в результате действий её персонажей. А (ему) Россия обязана Чёрным морем, чего она добивалась не один век».

 

Задание 11. Прочитайте высказывания, относящиеся ко второй половине XVIII в.

«Если в России чихнули, то вся Европа страдала от жесточайшего насморка».

«Ни одна пушка в Европе не смела выстрелить без позволения России».

«Гром победы, раздавайся!»

«В это царствование соседи нас не обижали, а наши солдаты прославились».

1) Определите, к какой сфере деятельности Екатерины II относятся эти оценки?

2) Что послужило основанием для таких оценок? Приведите не менее трёх фактов.

3) Выскажите собственное отношение к этим высказываниям.

Задание 12. Выберите из списка «птенцов гнезда Петрова» и «екатеринин­ских орлов».

А.Г. Орлов, А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев, Н.П. Репнин, Г.А. Потёмкин, Г.И. Го­ловкин, А.В. Суворов, Г.А. Спиридов.

«Птенцы гнезда Петрова»:

«Екатерининские орлы»:

Задание 13. Прочитайте высказывания историков о личности и деятельности императрицы Екатерины II и устно ответьте на вопросы. Используйте также мнения историков и современников на с. 56 учебника.

Так чем же всё-таки была для России вторая половина XVIII века и каково место Екатерины в русской истории? Это было время активного законотворчества и серьёзных реформ, имевших долговременное значение. Причём именно Екатерина была, возможно, самым успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьёзных социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью реализовать задуманную программу значительных преобразований. Правда,
многого она не успела, а от многого ей пришлось отказаться. <...> Реформы Екатерины носили созидательный, а не разрушительный характер. Во всё продолжение её царствования Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных — зажиточнее.

А. Б. Каменский

...Немка Екатерина стала не только преемницей, но и продолжательницей дел великого русского императора Петра I. Именно эта преемственность дала ей официальный титул «Великой» от современников и снискала благодатную память у потомков. Пётр обрёл Балтику и безуспешно пытался
открыть выход России к Чёрному морю, Екатерина добилась присоединения Крыма.

С. В. Бушуев

Екатерина II была личностью многосложной, противоречивой. Её характеристика не укладывается в однозначную формулировку. Разноречивые суждения о ней продолжаются по сей день. Но среди всего разнообразия черт как найти главную? Полагаем, ответ здесь однозначен. Для царствующей особы главным критерием являются итоги государственной деятельности. Итог деятельности Екатерины — величие России, и потомки нарекли её Великой.

P.M. Введенский

1) Что привлекает историков в личности и деятельности Екатерины II?

2) Что историки относят к бесспорным достижениям императрицы?

3) Возможно ли, на ваш взгляд, считать Екатерину II преемницей Петра I и про­должательницей его политики? Свой ответ аргументируйте.

 

Задание 14. Рассмотрите памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге.

Укажите автора этого памятника и время его создания.

Прочитайте высказывание историка P.M. Введенского и подчеркните главную идею этого памятника:

«Для царствующей особы главным критерием являются итоги её государственной деятельности. Итог деятельности Екатерины — величие России, и потомки нарекли её Великой».

Задание 15. Используя дополнительные источники знания, в том числе Ин­тернет, впишите фамилии сподвижников Екатерины II, пропу­щенные в высказывании историка.

 

«В Петербурге, на Невском проспекте, высится памятник императрице. Она изображена высоко стоящей над окружением блестящих деятелей эпохи, среди которых _____________, ____________, _________,

­­­­­____________, _________________, _____________. Такой она прежде всего и была».

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: