ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА
ДИСЦЕПЛИНЫ
Перечень контролирующих учебных заданий по дисциплине «Основы материаловедения»
№ п/п | Номер и наименование дидактической единицы | Часть А, I уровень, задание простое (1 балл) | Часть В, II уровень, понимание и применение по алгоритму (2 балла) | Часть С, III уровень, анализ, синтез, оценка (3 балла) | ||||||||||||||||
Введение Студент должен Знать: Наука о материалах. Значение и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения» и связь её с другими дисциплинами общепрофессионального и специального модулей дисциплин. Значение материаловедения в решении важнейших технических проблем. Новейшие достижения и перспективы развития в области материаловедения. | Верно ли утверждение Сплавы, керамика, новые материалы различного назначения, катализаторы, лекарства, энергетические установки – везде появляется нанотехнологический след | Дайте определение понятию «материаловедение» | Составьте краткий анализ «Новейшие достижения в области материаловедения» | |||||||||||||||||
Понятия о металлических материалах Студент должен Знать -Кристаллизацию металлов и сплавов. -Форму кристаллов и строение слитков. -Элементы кристаллографии: кристаллическая решетка, анизотропия -Влияние типа связи на структуру и свойства кристаллов -Диффузия в металлах и сплавах Уметь -Составлять схемы кристаллических решеток -Читать схемы кристаллических решеток -Определять вид конструкционных материалов | Выберите правильный ответ Какие из свойств металлов и сплавов относятся к физическим а) пластичность, твёрдость; б) температура плавления, электропроводность; в) свариваемость, способность обрабатываться режущим инструментом. | Дайте определение понятию «диффузия в металлах» | Составьте схему кубической объемно-центрированной кристаллической решетки | |||||||||||||||||
Верно ли утверждение М.В. Ломоносов: «Металлы суть светлые тела, которые ковать можно» | Заполните пропуски Явление … или аллотропии, в зависимости от … может существовать.. кристаллических формах | Прочитайте схему гексагональной плотноупакованной кристаллической решетки | ||||||||||||||||||
Агрегатные состояния вещества Студент должен Знать Газообразное состояние вещества Жидкое состояние металла Твердое состояние металла Кристаллическая решетка. Реальное строение кристаллов Дефекты кристаллической решетки Уметь Определять дефекты кристаллической решетки | Выберите правильный ответ Железо при нагревании до определенной температуры становится немагнитно. Назовите эту температуру. а) 723 °С; б) 768 °С; в) 911 °С; г) 139 °С. | Дайте определение понятию «сублимация» | Составьте схему кристаллической решетки с дефектом «вакансия» | |||||||||||||||||
Верно ли утверждение В газообразном состоянии не существует закономерности расположения атомов, молекул, они двигаются хаотично, отталкиваются одна от другой и газ стремится занять возможно больший объем. | Установите соответствие между рисунками и названием схемы кристаллической решетки кубическая объемноцентрированная, кубическая гранецентрированная, гексональная плотноупакованная | Составьте схему кристаллической решетки с дефектом «внедренный атом» | ||||||||||||||||||
Основы теории металлов и сплавов Студент должен Знать -Понятие о сплавах. -Классификацию и структуру металлов и сплавов. -Физические и механические свойства сплавов Уметь -Читать диаграмму состояния железоуглеродистых сплавов. -Читать основные равновесные диаграммы состояния двойных сплавов | Выберите правильный ответ. Каков химический состав сплава АС40. А) Высококачественная конструкционная сталь. Содержит около 0.4% углерода и около 1% кремня. В) Антифрикционный чугун. Химический состав в марке не отображен. С) Конструкционная сталь, легированная азотом и кремнием. Содержит около 0.4% углерода. D) Автоматная сталь. Содержит около 0.4% углерода, повышенное кол-во серы, легированная свинцом | Дайте определение понятию «Сплавы» | Прочитайте диаграмму состояния сплава АС55 | |||||||||||||||||
Выберите правильный ответ Что показывает линия солидус диаграммы состояния сплавов? а) эвтектические превращения; б) появление жидкости; в) конец кристаллизации. | Заполните пропуски Сплавы из двух элементов называются …, из трех и более – … | Прочитайте диаграмму состояния сплава медь-никель | ||||||||||||||||||
Цветные металлы и сплавы Студент должен Знать -Основные сведения о производстве цветных металлов. -Группы цветных металлов. -Основные свойства, применение, марки. -Антифрикционные (подшипниковые) материалы на оловянной и свинцовой основе – баббиты; их структура, свойства, применение, марки. Уметь: -Расшифровывать марки цветных металлов -распознавать структуру и свойства легированных сталей | Выберите правильный ответ Что такое латунь? а) Сплав меди с цинком б) Сплав железа с никелем в) Сплав меди с оловом г) Сплав аллюминия с кремнием. | Перечислите основные группы цветных металлов | Расшифруйте марку легированной стали ЛОМш70—1—0,05 | |||||||||||||||||
Выберите правильный ответ Среди перечисленных металлов назовите имеющий наименьшую плотность: а) алюминий; б) титан; в) бериллий; г) магний. | Дайте определение понятию «сплав» | Расшифруйте марку легированной стали 12Х18Н10Т | ||||||||||||||||||
Диаграммы состояния двойных сплавов Студент должен Знать: -Понятие «сплав», «компонент сплава», «фаза», «система сплавов». -Способы получения сплавов. -Структурные образования при кристаллизации сплавов: механические смеси, твердые растворы, химические соединения. . Уметь: -составлять диаграммы двойных сплавов; | Верно ли утверждение.. При охлаждении доэвтектических растворов кристаллизация начинается с воды, а при охлаждении заэвтектических— с соли | Дайте определение понятию «система сплавов» | Составьте диаграмму доэвтектического сплава | |||||||||||||||||
Выберите правильный ответ Среди структур железоуглеродистых сплавов наибольшей твердостью обладают: а) ледебурит; б) цементит; в) перлит; г) феррит | Заполните пропуски. В зависимости от содержания … сплавы делятся на.. большие группы: стали, содержащие до … углерода, и …, содержащие 2,14–6,67% углерода. | Составьте диаграмму изотермического превращения аустенита эвтектойдной стали | ||||||||||||||||||
Порошковые быстрорежущие стали Студент должен Знать: -Спеченные и наплавочные твердые сплавы. -Минералокерамика. -Сверхтвердые инструментальные материалы (СТМ). -Классификация спеченных твердых сплавов: вольфрамовые (ВК), титано-вольфрамовые (ТК), титано-тантало-вольфрамовые (ТТК), безвольфрамовые. Их состав, свойства, марки, область применения. Уметь -пользоваться справочными таблицами -выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности | Выберите правильный ответ От чего зависят размеры зерен аустенита? а. от температуры нагрева стали б. от размера стали в. от местоположения на глобусе | Дайте определение понятию «минералокерамика» | Произведите анализ преимущества легированных инструментальных сталей перед углеродистыми | |||||||||||||||||
Выберите правильный ответ Какими свойствами обладают сплавы, имеющие гексагональную плотно упакованную решётку? а) твёрдость, жёсткость; б) легко деформируются при сдвиговых нагрузках; в) имеют низкую температуру плавления. | Дайте определение понятию «алмаз» | Укажите состав материалов особо высокой твердости и области их применения | ||||||||||||||||||
Термическая обработка материалов Студент должен Знать: -Понятие о термической обработке, её назначение. -Основные виды термической обработки (отжиг, нормализация, закалка, отпуск, старение); их сущность и влияние на свойства сплавов. -Оборудование для термической обработки. Уметь -выявлять дефекты термической обработки стали -выполнять отпуск и закалку стали | Выберите правильный ответ Назовите жаростойкие металлы а) Металлы, способные сопротивляться часто чередующемся нагреву и охлаждению. б) Металлы, способные сопротивляться коррозионнаму воздействию газа при высоких температурах. в) Металлы, способные сохранять структуру мартенсита при высоких температурах. г) Металлы, способные длительное время сопротивляться деформированию и разрушению при повышенных температурах. | Дайте определение понятию «термическая обработка» | Заполните таблицу
Цвета побежалости
| |||||||||||||||||
Выберите правильный ответ Эвтектоидная сталь при комнатной температуре имеет структуру: а) феррит; б) феррит + перлит; в) перлит; г) перлит + цементит. | Дайте определение понятию «отжиг» | Приведите классификацию нагревательных печей для термообработки по источнику тепла и по принципу действия | ||||||||||||||||||
Классификация твердых сплавов Студент должен Знать Основные сведения о твердых сплавах и их классификация по способу производства (литые и металлокерамические). Литые твердые сплавы, зернообразные (сталинит) и электродные. Сплавы сормайт и ВК2, ВК3 - стеллиты. Уметь - выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; - проводить исследования и испытания материалов; | Среди проведенных ниже марок инструментальных сталей назо- вите не теплостойкие: а) У11А; б) 6ХС; в) Р6М5; г) Р18 | Дайте определение понятию «стеллит» | Выполните расшифровку стали Т15К6 | |||||||||||||||||
Основу твердых сплавов составляют: а) железо; б) углерод; в) карбиды тугоплавких металлов; г) молибден. | Заполните пропуски. … обладают меньшей твердостью и …, чем стеллиты (красностойкость стеллитов составляет … °С, а сормайтов … °С). | Выполните расшифровку стали ТТ7К12 | ||||||||||||||||||
Композиционные материалы Студент должен Знать: -Композиционные материалы: классификация, строение, свойства, достоинства и недостатки, применение в промышленности. -Нанокомпозиты. -Механические свойства нанокомпозиционных материалов (НКМ). Уметь: -распознавать структуру стали посте химической и химико-термической обработке; | Верно ли утверждение. По природе матричного компонента композиционные материалы. разделяют по геометрии армирующих компонентов. | Перечислите механические свойства НКМ | Решите задачу. Определите прочность при растяжении и сжатии вдоль однонаправленного слоя, состоящего из стеклянных волокон диаметром 15 мкм и эпоксидной матрицы. | |||||||||||||||||
Выберите правильный ответ Свариваемость металлов и сплавов – это а) способность металла и сплава расплавляться б) способность металлов образовывать прочное сварное соединение в) способность расплавлению металла хорошо заполнять полость линейной формы | Продолжите предложение: Способность металлов образовывать прочное сварное соединение – это … | Объясните, почему твердосплавные режущие инструменты позволяют работать на более высоких скоростях резания, чем инструменты из быстрорежущих сталей | ||||||||||||||||||
Основные способы обработки материалов Студент должен Знать: -Литейное производство. -Обработка металлов давлением. -Обработка металлов резанием. Уметь: -обрабатывать металлы резанием, с применением специализированного инструмента | Верно ли утверждение. Сущность литейного производства заключается в том, что изделия или заготовки деталей машин получают заливкой расплавленного металла в формы | Перечислите основные способы обработки металлов, дайте им краткую характеристику. | Определите тип обработки металла | |||||||||||||||||
Выберите правильный ответ Укажите вид термической обработки, повышающей твердость и износоустойчивость сталей: а) отжиг б) нормализация в) закалка г) отпуск | Установите соответствие 1.способность материала сопротивляться действию внешних сил без разрушения 2 способность материала изменять свою. форму и размеры под действием внешних сил. 3.способность материала восстанавливать первоначальную форму и размер после прекращения действия внешних сил 4. способность материала оказывать сопротивление проникновению в него другого более твердого тела 5.способность материала работать в условиях циклических нагрузок а)упругость, б) твердость, в)прочность, г) пластичность, д)вязкость, е) выносливость, ж)ползучесть | |||||||||||||||||||
Методика расчета и назначения режимов резания Студент должен Знать: -Общую последовательность расчета и выбор инструмента. - Оптимизацию режимов резания и определение основного технологического времени. Уметь: - Выполнять расчёт режимов резания. -Выполнять расчёты на компьютере | Верно ли утверждение. Эффективная мощность резания определяется через осевую обработку | Расскажите общую последовательность расчёта режимов резания | Укажите последовательность этапов выбора режимов резания при лезвийной обработке | |||||||||||||||||
Выберите правильный ответ Укажите, как называется процесс искусственного регулирования размеров зерна? а) кристаллизация б) легирование в) модифицирование | Произведите анализ аналитического метода определения режимов резанья | Решите задачу Определите минутную подачу режущего инструмента если, число зубьев режущего инструмента равны 145, подача на один зуб равна 4,частота вращения режущего инструмента 1500 | ||||||||||||||||||
Виды коррозии металлов и сплавов Студент должен Знать: Определение понятия «коррозия». Виды коррозии металлов и их характеристика. Виды коррозии сплавов и их характеристика Графики развития химической коррозии Методы защиты металлов и сплавов от коррозии Уметь распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам | Выберите правильный ответ Выберите химические элементы, повышающие коррозионную стойкость стали: а) вольфрам б) хром в) кобальт г) никель д) марганец | Дайте определение понятию «коррозия» | Составьте график развития химической коррозии | |||||||||||||||||
Выберите правильный ответ Электрохимическая коррозия происходит при взаимодействии металла с: а) углекислым газом; б) сероводородом; в) с водным раствором соды; г) атмосферным воздухом | Приведите способы защиты металлов от коррозии | Составьте график развития электрохимической коррозии |