Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях.




 

В России ежегодно выявляются около 100 тыс. детей нуждающихся в опеке. Среди воспитанников школ-интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых отказались родители. Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали – необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими. Но во всех интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности. Попадающие в эти учреждения дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. Педагогу в работе с подростками следует стимулировать у них процесс самопознания, поощрять ведение дневников, обучать этому. Дневник способствует самоанализу, самоутверждению, развитию внутреннего мира, автономности представлений подростка о себе, их независимости от суждений и оценок окружающих. Социальному педагогу следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, способностям, регулярно проводить с ними профессиональные консультации, развивать интерес к профессии.

Рекомендуется составить план будущей жизни подростка, учитывая его профессиональные намерения, жизненную позицию. В плане определяются ближние и дальние цели, этапы их осуществления, возможные препятствия и пути их преодоления. План может решить проблему ранней профессиональной подготовки подростка, обрести ему уверенность в своем будущем.

Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодействие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник.

Собрать необходимую информацию о ребенке поможет специальная документация[1]: Опросник при посещении семьи ребенка, находящегося в приюте, социальная карта ребенка, находящегося в приюте.

Социальный педагог должен быть подготовлен к трудностям работы с детьми «группы риска», так как последние составляют большинство поступающих в приют или детдом. Он должен знать обо всех появлениях психических отклонений у подростков: вспыльчивость, драчливость, повышенная внушаемость, истеричность, заторможенность, низкая трудоспособность, гиперактивность и т.д. Работа с агрессивными, вечно всем недовольными, предпочитающими одиночество детьми может быть построена в несколько этапов:

1. «накопление согласий»;

2. поиск нейтральный интересов и увлечений подростка, создание условий для контакта;

3. анализ сообщений подростка о себе, с принятием их на веру;

4. выяснение качеств личности, которые он не принимает;

5. совместные действия воспитателя и воспитанника по взаимному соглашению, построенные на взаимодействии.

Одним из приемов воспитания является оценка поведения подростка. Важно, чтобы она совпадала с мнением как детей, так и взрослых, то есть была объективной. Объективная оценка взрослыми успехов ребенка способствует формированию у него правильной самооценки, у него развиваются уверенность в себе, самоуважение.

Большую роль в социальной реабилитации воспитанников играет вовлечение их в трудовую деятельность. Стимулом в работе может являться оплата труда. Важную воспитательную роль в приюте играет библиотека. Работа с книгой –метод приобщения их к знаниям. При формировании у детей приюта стремления к знаниям используется индивидуальный подход, который предполагает:

· соотнесение уровня развития детей приюта с уровнем развития детей данного возраста;

· положительную оценку успехов;

· учет склонностей и возможностей ребенка;

· занимательность и наглядность материала в процессе обучения и воспитания;

· помощь в налаживании отношений со сверстниками и учителями;

· обучение владению словом.

Работа с детьми «группы риска»– одно из самых важных, и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога –социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др.

Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции).

Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее — несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире — процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе — приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска».

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.

Первый аспект — это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.

Второй аспект — и именно под этим углом зрения проблема предстала наиболее выпукло в последнее время — тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

Дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:

• медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);

• социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);

• психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

• педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:

• дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

• дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;

• дети из неблагополучных, асоциальных семей;

• дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к негативным последствиям психологического и социального характера. Поэтому вполне закономерно, что появилось еще одно название данной категории детей, которое введено Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999)— «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации».

Это понятие высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой — на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения.

Именно такой комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:

-выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;

-непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения.

Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся практически все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации.

Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:

организационные социально-педагогические технологии;

социально-педагогические технологии индивидуальной работы.

Организационные социально-педагогические технологии. В целом они направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.

1. Формирование банка данных детей и подростков группы риска.

Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.

Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с инспекторами отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.

В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на микроучастке образовательного учреждения (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) детях и подростках:

· из семей, находящихся в социально опасном положении;

· безнадзорных или беспризорных;

· занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

· содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершенно-летних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

· употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества;

· совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

· совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

· освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

· не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

· обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

· получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

· состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних;

· состоящих на внутришкольном учете;

· состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

При формировании банка данных уточняются следующие позиции:

-каковы основания постановки на учет;

-какие структуры работают с подростком;

-какая работа проводится для разрешения проблемы;

-что еще можно предпринять для разрешения данной проблемы;

-нет ли детей, которые имеют основания, но на учет не поставлены.

На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации — эмоциональное принятие и переживание детских проблем.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.

Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.

Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.

Социальный педагог:

изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;

исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.

Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики.

При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность, как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.

3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью.

По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении.

Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

Общественные программы разрабатываются для решения проблем, присущих нескольким группам или части школьного коллектива, и включаются в общешкольную программу.

Индивидуальные, групповые и общественные программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.

Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам:

• целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных органов;

• прогнозируемости;

• измеряемости ожидаемых результатов.

Проекты индивидуальных, групповых программ экспертируются и рецензируются социально-психологической службой, научными консультантами и выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.

4. Обеспечение условий реализации программ.

Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях. Социальный педагог распределяет совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, управлением образования и руководством школы, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон;

организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы;

организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ;

отслеживает результаты;

информирует:

комиссию по делам несовершеннолетних о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации индивидуальных программ, выполненных по заказу комиссии;

директора школы о ходе выполнения программ;

педагогический коллектив о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ;

начальника управления образования о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ.

5. Консультирование.

Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении.

6. Межведомственные связи социального педагога.

Работая в составе социально-психологической службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами.

Межведомственные связи социального педагога реализуются с ограничениями, обусловленными соблюдением норм конфиденциальности и тайны клиента.

Социальный педагог совместно с социально-психологической службой в целом, администрацией школы выступает организатором и инициатором построения связей с организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетним в рамках государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Социальный педагог имеет право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних в случае, если необходима помощь в организации связей или в том случае, когда представителями системы профилактики возложенные на них функции исполняются ненадлежащим образом.

Реализация функциональных направлений деятельности социального педагога в рамках организационной технологии создает каркасную, основу для применения определенных социально-педагогических технологий индивидуальной или групповой работы с детьми, оказавшимися в социально опасной ситуации.

Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска. Они также имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение:

· во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;

· во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации;

· в-третьих, сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка, ибо как показывает практика социально-педагогической работы, примерно в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия.

Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка. При этом существуют проблемы, которые наиболее характерны для детей группы риска.

Одной из таких проблем в настоящее время является употребление несовершеннолетними алкоголя и наркотиков. Очевидно, что решение этой проблемы, которая уже приобрела масштабы социальной болезни, требует участия не только очень многих специалистов социальной сферы, но и государственных структур, средств массовой информации, общественности и др. Однако немаловажная роль в проведении работы по проблемам опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетних отводится и социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Этот специалист может обеспечить в школе:

профилактику опасных для здоровья детей зависимостей (алкогольной, наркотической, токсической);

оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с данными зависимостями.

Социально-педагогическая технология индивидуально-групповой профилактической работы с детьми по проблемам наркотиков в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие направления деятельности социального педагога.

1. Формирование и исследование банка данных детей, склонных к зависимостям.

Социальный педагог, на основе банка данных детей группы риска, формирует отдельный — закрытый для постороннего доступа — банк данных детей, склонных к зависимостям, который дополняется сведениями, полученными самим социальным педагогом из разнообразных источников.

2. Разработка «портрета» зависимостей несовершеннолетних в образовательном учреждении.

Ее цель — конкретизация общих тенденций развития зависимостей среди несовершеннолетних в данном учреждении.

Осуществляя разработку «портрета» зависимостей несовершеннолетних, социальный педагог реализует диагностические технологии и разнообразные методы исследования социальных ситуаций несовершеннолетних для определения:

типов веществ, употребляемых учащимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские препараты);

опыта употребления веществ;

источников приобщения к веществам;

мест распространения веществ;

очагов возможного возникновения зависимостей;

отношения несовершеннолетних: а) к употреблению веществ, б) к употребляющим, в) к распространению, г) к возможной помощи.

3. Исследование источников информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям, в образовательных учреждениях.

Данная функция — очень важный компонент работы социального педагога, связанный с необходимостью тщательной, постоянной экспертизы как самой информации о несовершеннолетних, употребляющих вещества, вызывающие зависимость, их проблемах, путях распространения веществ, так и каналов, по которым эта информация может поступать.

Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны, должен организовать интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже употребляющих, которые вызывают беспокойство в связи с вышеназванными проблемами. Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, психолог, родители.

4. Разработка схем организации контактов с детьми и родителями.

Организация положительных устойчивых контактов социального педагога с потенциальными клиентами — несовершеннолетними и их родителями — заключается:

в установлении доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям;

в донесении до потенциального клиента — ребенка, родителя — значимости для преодоления возможных опасных зависимостей как позитивных возможностей самого ребенка, так и профессиональной помощи социального педагога, гарантирующей конфиденциальность и тайну обращения;

в налаживании обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними.

В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение.

Основными принципами организации контакта должны выступать:

эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;

заинтересованность;

содействие;

доверие.

5. Консультирование.

Консультирование выступает в деятельности социального педагога в качестве:

инструмента организации контактов с потенциальным клиентом;

способа оказания помощи и социально-педагогической поддержки ребенку, переживающему определенные проблемы с алкоголем, наркотиками, другими веществами, всем несовершеннолетним, обращающимся с разнообразными вопросами.

6. Разработка программ профилактической работы.

Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия социального педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы.

Программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими проблемы с зависимостями, могут разрабатываться и реализовываться социальным педагогом только под контролем научного консультанта — профессионального специалиста по вопросам зависимостей (врача-нарколога, психолога, специализирующегося в этой области, и др.).

Ведя индивидуальную профилактическую работу, социальный педагог может:

• обратить внимание на позитивные стороны личности ребенка, учитывая которые, он начинает решение своих проблем;

• помочь в осознании ответственности за выбор стратегии поведения;

• содействовать в определении шагов по выходу из проблемной ситуации;

• способствовать осознанию необходимости обращения к специалистам, способным оказать действенную помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).

Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка; с другой — объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально-педагогической профилактики должно базироваться на постулатах гуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем и организатором гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии с ребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы социальной педагогики, такие как: принятие ребенка в качестве цели и ценности педагогического процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним его психологических, физиологических, половых и возрастных особенностей, — были бы обеспечены и управленчески, и технологически.

Это означает, что для обеспечения эффективной реализации технологии индивидуально-групповой профилактической работы социальный педагог должен быть:

наделен ясными полномочиями в организации профилактической работы и помощи детям, находящимся в социально опасной ситуации;

обеспечен на уровне территориальной административной системы возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное влияние на решение проблем несовершеннолетнего;

включен в целостную региональную систему контроля и анализа результатов профилактической работы структур управления, учреждений, организаций;

обеспечен научно-методическим и технологическим инструментарием профилактической работы.

Кроме того, он должен обладать следующими личностными и профессиональными характеристиками:

• стабильным авторитетом и доверием в среде учащихся;

• умением устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми, педагогами;

• способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными;

• готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни обладали.

В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»:

- Не навреди.

- Не оценивай.

- Принимай человека таким, каков он есть.

- Соблюдай конфиденциальность.

- Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.

- Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.

- Минимум специальных терминов.

- Соблюдай принцип добровольности.

Оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с опасными для здоровья зависимостями — задача еще более сложная, чем эффективная социально-профилактическая работа по проблемам наркомании. В основном же в этой деятельности социальный педагог может выступать лишь как посредник, организатор позитивных отношений несовершеннолетнего, имеющего проблемы с наркотиками, со специалистами, способными оказать ему квалифицированную помощь (наркологом, психологом, специалистами центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).


Заключение

 

В нынешней ситуации культурно-идеологической перестройки так называемые девиантные (отклоняющиеся) формы личностного развития стали чертой возрастной психологии в условиях воспитания, определяемого лозунгами «идеологии — нет, идеалам — да», «послушание не формирует идеалов», «следуя инструкции, личность не развивается», «свобода лишена идеологии» и т.п. В нашей стране, как и за рубежом, потребность в человеке нового типа, принадлежащем мировой культуре и единому информационному пространству, заставила взрослых смириться с неизбежными рисками свободы выбора незрелой личности.

Кроме того, свобода сама по себе — мощный источник тревожных переживаний; свойственные ей эссенциальные расстройства адаптации легко переливаются в экзистенциальные, и тогда социальная поддержка без психопрофилактики бывает, как правило, лишь временным и неэффективным мероприятием.

Остается лишь добавить, что социальная защита детства зависит и от перестройки институтов общественного самоуправления. На наших глазах массовые формы обезличенной поддержки власти, исчерпавшие свой исторический ресурс, заменяются разными вариантами сотрудничества совместно проживающих людей. И хотя еще не совсем ясно, сколько и каких полномочий государство намерено делегировать общинам, есть все основания полагать, что роль такого рода формирований будет неизменно возрастать.


Литература

 

1. Под общей ред. М.А. Галагузовой/Социальная педагогика: Курс лекций // Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций// Василькова Ю.В., Василькова Т. А. - М., 2001.

3. Под ред. Н. Ф. Масловой. Рабочая книга социального педагога// Под ред. Н. Ф. Масловой. — Орел, 1995.

4. Вульфов В. 3. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Вульфов В. 3. Педагогика. — 1992. — № 5, 6.

5. Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе //Закатова И. Н. – M., 1996.

6. Под ред. Е. И.Холоствой. Словарь-справочник по социальной работе // Под ред. Е. И.Холоствой. - М., 1997.

7. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение// Пряжников Н. С. — М.; Воронеж, 1996.

8. Психологические проблемы профориентации учащихся: Межвуз. сб. науч. тр. — Челябинск, 1991.

9. Под ред. Э.Ф.Зеера. Психология становления педагога профессиональной школы // Под ред. Э.Ф.Зеера. — Екатеринбург, 1996.

10. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности// Шевандрин Н. И. — М., 1998.

11. Дети с девиантным поведением: Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. — М., 1992.

12. Сафронова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. Реабилитация детей в приюте// Сафронова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. –М., 1995

13. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. — М., 1994.

14. Под ред. С. В. Березина. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С. В. Березина. — Самара, 1999.

15. Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. — М., 1996.

16. Шилова Т. А. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении// Шилова Т. А. — М., 1995.

17. Тихомирова Н. К. Система воспитательной работы в школе на основе программы// Тихомирова Н. К. — М., 1996.

18. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии// Гинзбург М. Р. — 1994. — № 3.

19. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения// Климов Е. А. — Ростов-н/Д, 1996.

20. Газман О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя// Газман О.С., Иванов А. В. — М., 1992.

21. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школ<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: