Новации в строительной технике и в архитектуре Нового времени
Введение
В истории мировой художественной культуры XVII и XVIII века называются Новым временем - периодом, существенно изменившим мировосприятие человека, раздвинувшим горизонты: научного и эстетического познания, отмеченным решительными переменами почти во всех сферах жизни.
Именно в этот период происходит становление национального самосознания народов, определяются границы государств и новые формы их существования. На смену средневековым королевствам приходят государства с абсолютной монархией, складывается новое отношение государств и их религии и церкви, происходит отделение искусства от ремесла. Впервые искусство формирует новые идеалы, освобождается от устоявшихся религиозных представлений, становится независимым средством познания и образного воплощения общественных закономерностей, важнейшим средством воспитания моральных качеств человека. Ценнейшими в наследии Нового времени являются научно выработанные представления о мире и месте человека в нем. В этот важнейший период развития художественной культуры искусство отличается огромным стилевым разнообразием.
Одна из характерных особенностей развития художественной культуры этого периода - активное взаимодействие разных видов искусства в едином ансамбле. В таком синтезе возникали и складывались национальные художественные школы. Именно с этого времени намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса. Этот период ассоциируется с эпохой великих мастеров пластических искусств, расцветом музыкальной культуры и «золотым веком» литературы, театра и архитектуры.
Архитектура барокко
Перемены в мировосприятии, сознание распада прежних основ жизни, отсутствие гармонии, путаница в понятиях породила новые эстетические принципы искусства барокко - нового художественного стиля, по-новому увидевшего и отразившего мир.
…Но перед красотой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
…В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах и резьбе карниз под самой крышей… (Пер. Е. Тараховской)
Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Желание удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя становилось главной задачей архитекторов. Искусствовед М.В. Алпатов отмечал: «Здание вовлекает зрителя в создаваемый им образ, как картина или театральная сцена, но вместе с тем отталкивает его, выходит за свои границы, как бы выплескивается за берега».
Казалось, что Новый архитектурный стиль стремился лишь пересмотреть и разрушить существовавшие ранее нормы и каноны.
Характерные черты барочной архитектуры
Всё в барочной архитектуре было призвано производить впечатление пышного богатства, театральной зрелищности, торжественной парадности, останавливать взгляд прохожего, рождая в его душе противоречивые чувства, таинственные догадки и сомнения. Об особенностях восприятия произведений барочной архитектуры справедливо писал искусствовед И.Э. Грабарь: «В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их но два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчёркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм».
Главными особенностями архитектуры барокко являются:
тяготение к большим городским и садово-парковым ансамблям, где воедино сливаются архитектура, скульптура и живопись;
увеличение масштабов, массивность, искажение классических пропорций, когда ордерные элементы перестают быть соразмерными человеку;
появление цельного и единого фасада, который становится своеобразной декорацией здания, рассчитанной на эффект перспективного сокращения;
создание нарочито искривлённого, почти иллюзорного пространства за счёт текучести криволинейных форм и объёмов (овал в планах и деталях, эллипс вместо круга, прямоугольник вместо квадрата);
усиление декоративного начала, детализация, иллюзорное исчезновение стены в массе украшений, скульптур, зеркал, окон («боязнь пустоты»); использование насыщенных цветов и позолоты, создание оптических визуальных эффектов за счёт преломления и отражения солнечных бликов, бокового освещения, контрастное чередование освещенных: и затенённых зон.
В разных странах Европы становление и расцвет барокко в архитектуре имели свои характерные особенности. В Италии новый стиль заявил о себе уже в конце XVI - начале XVII в. В Бельгии, Австрии и на юге Германии - в XVIII в., а в России - ближе к середине XVIII столетия. Во Франции барокко присутствовало во внутреннем убранстве архитектурных сооружений. В Испании и Португалии мавританский и готический стили удивительным образом сочетались с барокко.