Обоснование актуальности темы




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени М.В. Ломоносова

Учебно-научный центр государственного строительства и подготовки управленческих кадров

Список группы

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Гражданская идентичность как инструмент формирования межнационального и межконфессионального единства

Москва 2016

Основные понятия

Гражданская идентичность – это процесс формирования гражданской идентичности через соотнесение индивидом себя или других с базовыми и типическими для данного общества ценностно-нормативными, социально-ролевыми и статусными характеристиками, связанными с определением социального статуса и последующим воспроизводством соответствующих социальных практик[1].

Гражданская идентичность – это осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, участие в социальной и политической жизни страны, которое является очень значимым для индивида; основывается на признаке гражданской общности, что характеризует гражданскую идентичность в качестве коллективного субъекта[2].

Идентичность граждан страны – так же как этническая идентичность – понимается и в значении «какие мы», и в значении «кто мы». В данном контексте идентичность рассматривается как самоотождествление себя с общностью, представления о ней, эмоциональное переживание этих представлений и готовность действовать[3].

В структуру гражданской идентичности входят: государственная идентичность – соотнесение себя с определенным государством, восприятие своих конституционных прав и обязанностей; патриотизм – наполнение государственной идентичности ценностным содержанием; гражданственность – качество гражданина, характеризующее его как активного члена государства, не только следующего своим правам и обязанностям, но и реально участвующего в его жизни[4].

Обоснование актуальности темы

По данным института социологии РАН, сегодня 95% россиян в той или иной степени воспринимает себя «гражданами России». При этом сохраняет значимость самоидентификация по национальному (этническому) признаку и по месту жительства (50-60%). «Скорее россиянами» ощущают себя при этом около половины (47%) опрошенных, русские – несколько чаще, чем представители других национальностей (48% против 39%)[5].

Стоит особо отметить роли профессионального сообщества в строительстве гражданской нации. Наша задача – способствовать тому, чтобы формировался публичный дискурс вокруг общественного развития и развития творческой личности, чтобы восприятие российскими гражданами проблем гражданской идентичности, проблем политики идентичности и гражданского участия, самоорганизации соответствовало вызовам современного развития. Строительство гражданской нации в России зависит от вклада каждого российского гражданина[6].

Гражданская идентичность населения Российской Федерации представляет научный и государственный интерес. Этим обусловлен рост количества исследований, конференций, симпозиумов, публикаций различного масштаба от тезисов до монографий, посвященных данной теме. Разработкой проблемы занимаются философы, политологи, социологи, психологи, педагоги, все специалисты, занятые в процессе воспитания подрастающего поколения[7].

Формирование идентичности гражданина России позволит решить ключевые задачи развития нашего общества – обеспечить его безопасность, сохранить государственную независимость России, преодолеть мировоззренческий кризис, возродить уважение к государству, обществу, семье, отечественному историческому и культурному наследию[8].

Без формирования гражданской идентичности просто невозможно обеспечить формирование личности политически зрелого и социально ответственного члена общества[9].

В процессе формирования гражданской идентичности в Российской Федерации основной задачей должно являться создание общего социокультурного фона, интегрирующего представителей различных этнических и религиозных групп[10].

Таким образом, ситуация такова, что система прежних (советских) духов­ных ценностей и ориентиров утрачена, а новые - пока не выработаны, сме­нить советские приоритеты сегодня практически не на что, и вопрос о сфере их поиска открыт. Очевидно, что отношения личности к Родине нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включа­ют в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, которая побуждает к реализации личностно ценностных и общественно зна­чимых целей, активность и сознательность. Генерация новых потребностей - способ существования современного бизнеса в потребительском обществе. Но такая ситуация ведет к доминированию у потребителя одного стремле­ния - к деньгам, чтобы удовлетворять постоянно растущие потребности. Деньги не привязаны к определенному государству. Люди мигрируют туда, где могут больше и более качественно удовлетворить потребности.

Важность поиска путей формирования гражданской российской нации трудно переоценить. Среди многих причин ухода с исторической арены цар­ской России и СССР можно выделить две существенные. Во-первых, наша страна не стала национальным государством. Во-вторых, не удалось сформи­ровать гражданскую нацию. С таким наследством вступила Российская Феде­рация в начало XXI века.

Этот аспект единства российской нации приобретает особое значение и в связи с тем кризисом доверия к государству, который царил в условиях совет­ской системы с ее двойными стандартами для властных структур и для наро­да. Подобное недоверие укоренено в самосознании значительной и, как пра­вило, самой передовой части российских граждан, а потому и сегодня про­должает служить довольно точной лакмусовой бумажкой их гражданской идентификации, формирующей нацию и определяющей соотношение граж­данской и государственной идентичностей.

В настоящее время Российская Федерация представляет собой абсо­лютную аномалию, одно из редких исключений, как государство, не обладаю­щее девизом (формулой) национального существования.

 

Цель проекта –

 

Основная часть

Применительно к ступени начального образования требования к результатам формирования гражданской идентичности включают:

· В отношении когнитивного компонента:

- представления о России как государстве;

- ее территории, географии;

- органах государственного управления;

- символике;

- основных праздничных мероприятиях и связанных с ними исторических фактах;

- познание основных прав и обязанностей как гражданина Российской Федерации;

- познавание своей этничности, языка, традиций, обычаев и ценностей культуры;

- знание о составляющих Россию народах и этносах;

- познание общего наследия культуры России в сравнении с местными локальными историей и традициями;

- знание о главных этических нормах поведения в социуме;

- познание основ безопасности, здоровья и сохранения окружающей среды.

· В отношении ценностного и эмоционального компонента:

- патриотизм;

- положительное восприятие своей этничности;

- толерантное и уважительное отношение к другим этносам;

- уважительное отношение к традиционным и современным ценностям и семейным традициям[11].

Необходимо формировать уважительное отношение к символам Российского государства. Это действительно очень важно, и это одна из первоочередных идей формирования конституционной культуры.

В декабре 2012 года Путин заявил, что российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия и сострадания. Это заявление свидетельствует об осознании руководством страны необхо­димости стержневой объединяющей идеи, способствующей укреплению основ нового российского общества и эффективной адаптации молодежи к совре­менным условиям. В октябре 2013-го Кремль объявил конкурс на разработку поиска «образа желаемого будущего» - «духовных скреп». Подрядчик должен предложить власти «образ желаемого будущего, обеспечивающего граждан­скую консолидацию» и «перечень исторических маркеров, способных выпол­нять функцию духовной скрепы» [13].

 

Таким образом, проблема формирования российской политической на­ции связана, прежде всего, с процессами развития гражданского общества, модернизацией в самом широком смысле этого слова, увеличением доли среднего класса в обществе, укреплением правопорядка на всей территории страны. Общая история, праздники, спортивные мероприятия, гастроли этни­ческих фольклорных коллективов гражданскую нацию не создадут. Каждый человек, являющийся жителем нашей страны, сам для себя решает, что для него Россия - общество равных возможностей и единое демократическое го­сударство, где граждане активно отстаивают свои права и свободы вне зави­симости от этнической, территориальной и конфессиональной принадлежно­сти, или Россия - это калейдоскоп этносов, отстаивающих свои родоплемен­ные интересы. Всякое выпячивание этничности, конфессиональной принад­лежности, безусловно, создаёт преграды на пути построения единой россий­ской гражданской нации. Многие развитые государства современного мира сталкиваются с проблемами сепаратизма, межнациональной и межконфес- сиональной розни, ростом ксенофобии, но в условиях демократии и развитого гражданского общества ведётся постоянный диалог, находятся эффективные решения. Имперский, тоталитарный, авторитарный пути развития нашей страны показали свою полную несостоятельность, будущее России за демо­кратией и гражданскими ценностями.

Государственная идентичность формируется политической волей лиде­ра, политической элитой, политическими антрепренерами, посылающими идеи, интерпретирующие государственность, державность [1, с. 13]. В отличие от нее, гражданская выстраивается гражданским обществом, призванным представлять и защищать перед государственной властью интересы граждан. Её формирует гражданское сознание общества, состоящего из отдельных ин­дивидов. По мнению Л. М. Дробижевой, совместимость государственной и эт­нической идентичности возможна только в случае, если государство строит свою идентичность на основе взаимопонимания [1, с. 29].

роль региональных СМИ в ук­реплении межнационального единения в современных условиях чрезвычайно важна и ответственна. Служение делу объединения народов и народностей на основе ценностей добрососедства, культурного диалога приносит свои плоды, когда оно осознается как социальная миссия, осуществляемая СМИ в социальном партнерстве с местными властями, при поддержке социальных институтов и общественных организаций, прежде всего региональной органи­зации Союза журналистов России. Основные функции СМИ в деле укрепле­ния межнационального объединения - быть средством эффективной комму­никации, используя по возможности лексические средства двуязычия; быть средством историко-культурного просвещения по проблематике, объединяю­щей народы в разные времена на всеобщее благо; всесторонне и широко ос­вещать национальные праздники, фестивали, популярные в мире игры как со­бытия массового межнационального интереса.

русской культуре необходимо не только возродить, но и усилить свою роль «магнитного» стержня интеллектуально-духовного сплоче­ния народов России, роль «системного интегратора» культур и народов мно­гонационального российского государства. Поистине нация тогда способна на объединение вокруг себя иных народов (причем самых разных конфессий), если они сочтут за благо союз с ней, ибо в таком случае возможно наиболее интенсивное духовное возрастание. По словам Р.Г. Абдулатипова: «... фе­номен российской идентичности и российского общежития формируется и воспроизводится, в первую очередь, благодаря русской культуре и русскому языку. Отсюда постоянные и высочайшие требования к владению русской культурой и русским языком. При этом русская культура и русский язык долж­ны быть ядром российской культуры, не прерывая истока самобытного разви­тия всех национальных культур страны, а играя роль генератора их разви­тия... Культуры народов России, базируясь на культурных основаниях русской культуры, могут обрести общероссийские культурные смыслы и культурную

идентичность»

 

свою доми­нирующую цивилизационную роль русская культура в современных условиях сможет выполнить при соблюдении, как минимум, нескольких условий.

Во-первых, если она сумеет адекватно реагировать на вызовы глобализа­ции - в том числе на процессы нивелирования культур - созданием механиз­мов сохранения и «оживления» (востребования в обновленном виде) самобыт­ной культуры русского народа и культур других коренных народов России.

Во-вторых, если она будет заинтересованно и активно взаимодейство­вать с культурами других народов российского государства, не только обога­щая их своими ценностями, смыслами, достижениями и т. д., но и сама обо­гащаясь от такого взаимодействия, то есть демонстрируя преимущества вза­имной заинтересованности и взаимовлияния культур.

В-третьих, русская культура сможет наращивать свою транс-этно- национальную культурную функцию (т.е. «прохождение» сквозь культуры дру­гих нации и этносов) только в более глубоком и органичном взаимодействии с русским языком. Именно он является и государственным языком Российской Федерации, и языком межнационального общения для народов бывшего СССР, одним из семи, официально используемых в ООН и фактически над­национальным языком приобщения к вершинам цивилизационных достижений России в области гуманитарной культуры и художественного творчества.

В-четвертых, если в процессе своего эволюционного (а не революцион­ного!) развития современная русская культура будет продолжать умножать и развивать свое российское «культурное ядро»: новые духовные ценности, смыслы, гуманистические сущности, общественные идеалы, выдвигать те возвышающие цели и созидательные перспективы, которые объединяют про­грессивные устремления людей, сообществ и социумов.

В-пятых, русская культура способна активно формировать общеграждан­скую идентичность, поскольку в социалистическом обществе уже сложились предпосылки для новой социокультурной общности «российская нация».

В-шестых, русская культура в силу своей цивилизационной миссии, осо­бой консолидирующей роли в российском обществе, гуманистической духов­ной интенции не приемлет какие-либо проявления национального эгоизма, экстремизма, шовинизма, ксенофобии, в том числе и русофобию.

В-седьмых, русская культура интернационально патриотична по своей сути, поскольку исповедует любовь к общей Родине россиян - стране России (а не отдельным ее регионам или этническим анклавам); интерес ко всей рос­сийской истории (а не истории исключительно русского народа), душевную от­крытость ко всем россиянам (а не только «великороссам»); уважение к чувст­вам всех верующих (а не только православных).

 

сошлемся на недавнее высказывание Президента РФ В. В. Путина на Валдайском форуме: «.для воспитания личности, патрио­та нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы. Они должны быть фундаментом для самоопределения граждан, источником самобытности и основой для понимания национальной идеи.

 

важным способом преодоления этого отчу­ждения, новой «сборки» индивида и российской нации может стать россий­ская художественная культура. именно в России, благодаря особенностям русских артистов, есть уникальная «возможность создать нечто хрупкое, рассказать о точках пересечения культур, людей, ис­торий»[12]. это возможно именно потому, что российская нация, российская культура приобрели свою самобытность именно на пути органич­ного объединения всего многообразия культур больших и малых народов, на­селяющих нашу огромную страну. И этот интегративный потенциал способен помочь в укреплении нашего национального единства и в XXI веке.

Сложившаяся ситуация требует изучения феномена родительства, а так­же отечественных моделей родительского воспитания как фактора укрепления единства российской нации, так как возрождая традиционную российскую се­мью, мы, в первую очередь, способствуем укреплению единства всего народа.

В подобной ситуации естественным является обращение к традиционным моделям воспитания детей в русских семьях, а также попытке укрепление в сознании молодых людей ценностей семейного образа жизни.

Первая модель обозначена нами как родительство, сохраняющее остатки традиционности. В таких семьях родители помнят о своей ответственности за судьбы детей, заботятся не только об их пропитании, но и об образовании и воспитании, уделяя внимание их внутреннему нравственному развитию, при этом родители, так или иначе поддерживая своих детей на протяжении всей жизни, сохраняют в их глазах действительный авторитет.

Однако это, вполне благополучное, родительство не является для супру­гов осознанной первейшей жизненной ориентацией, скорее, оно представляет собой положительный сплав установок, вынесенных из своих родительских семей, традиционных взглядов на воспитание детей, сохраняющихся в народ­ной педагогике, собственных нравственных позиций и т. д. К сожалению, в си­туации современной социальной и нравственной нестабильности такое роди­тельство достаточно уязвимо перед угрозами внешнего мира, ориентирован­ного, в первую очередь, на сферу потребления. Последняя - пятая - модель родительства названа нами созидательным. На наш взгляд, это модель отвечает национальному наследию России, пред­полагая не только осознанное отношение родителей к своим обязанностям, эмоциональной готовности к принятию ребенка и родительской ответственно­сти, но и опору на создание духовно здоровой семьи в традиции ценностей национальной культуры.

Таким образом, в отличие от первой рассмотренной нами модели (роди­тельства, сохраняющего остатки традиционности), созидательное родитель­ство опирается на более прочную мировоззренческую платформу, не только определяющую родительство в числе важнейших семейных ценностей для человека, но и предлагающую определенный образ построения взаимоотно­шений в семье на основе христианских нравственных смыслов бытия.

Как мы видим, последняя созидательная и первая традиционная модели родительства во многом противостоят второй, третьей и четвертой моделям. Это противостояние сегодня является очевидным фактом, так как наша страна вновь находится на историческом распутье.

В связи с этим, русская семья, традиционные для нашей страны модели родительского воспитания во многом призваны объединить между собой всю нацию. Ведь в таком типе воспитания заложено следование важнейшим для нашего менталитета ценностям: коллективизма, любви к своей Родине, стремления к единству всех народов, населяющих Россию.

Таким образом, единственный, на наш взгляд, выход из сложившейся си­туации заключается в возвращении к сложившимся веками идеалам роди­тельского поведения, которые являются наиболее продуктивными для сохра­нения человеческого потенциала России. Это традиционная и созидательная модели родительства.

Становление традиционной и созидательной моделей родительства тре­бует не только мер государственной поддержки, оказания семье с детьми ши­рокого спектра психолого-терапевтической и медико-социальной помощи, ко­ординацию работы СМИ по повышению престижа родительства в современ­ном обществе, создания возможностей для педагогической подготовки моло­дежи к родительству, включающих в себя деятельность в учебно-воспита­тельном пространстве школ, колледжей и вузов, но и значительного преобра­жения всей системы духовно-нравственных ориентиров наших соотечествен­ников.

Образование является важнейшим социокультурным институтом, особен­но в условиях современной глобализации, наносящей чувствительные удары по национальной культуре. Если мы хотим сохранить российскую нацию, не следует слепо копировать англо-американскую систему образования, которая сама подвергается критике со стороны своей же интеллектуальной элиты. Кон­солидирующая роль образования в отношении российской нации выражается, во-первых, в том, что оно осуществляет подготовку специалистов, необходи­мых для модернизации экономики и системы управления. Во-вторых, в том, что образование повышает уровень ответственности, инициативности, самостоя­тельности и тем самым способствует созданию гражданского общества. В- третьих, в том, что образование, расширяя информированность, сокращает возможности манипулирования сознанием и поведением людей со стороны власти и тем самым усиливает возможности ее диалога с народом и коррекции в соответствии с потребностями и интересами людей стратегического курса развития общества. В-четвертых, образование, если оно сочетает цели полу­чения знаний с обретением гуманитарной культуры, обеспечивает нравствен­ную атмосферу в обществе и формирование духовности личности.

нация - это народ, обладающий национальной идеей. Она содержит в себе базовые ценности личного, общественного и го­сударственного бытия, обеспечивая основу согласия в обществе и перспективу его развития, являясь своеобразным показателем единства конкретной нации.

., национальная идея - «это устойчивое представление индивида об основополагающем в прошлом, настоящем и будущем своей страны, мобили­зующее его на жизненные усилия, а также соответствующее состояние обще­ственного сознания» [4, с. 13].

В свою очередь, национальная идея находит свое отражение в формуле- девизе, который содержит в себе императив государственного единения и оп­ределяет базовый принцип национального существования. Многие нацио­нальные формулы конструируются в виде номинации высших государствен­ных ценностей. Такими девизами обладает большинство государств совре­менного мира. Само наличие выраженного в виде девиза определения нацио­нальной идеи страны имеет важное интегрирующее значение

Национальная идея - это, в определенном смысле, среда, в которой жи - вет, развивается и действует каждый индивид и общество в целом. Без нее, как без воздуха, не возможны успех и процветание нации, ее отсутствие ведет к угасанию, а в итоге и к гибели страны. В значительной степени вопрос о на­циональной идее актуализируется в современной России именно в связи с ее очевидной тотальной деградацией и угасанием.

Характерной чертой интеллектуальной жизни российского общества все­гда выступал постоянный поиск смысла его существования, определения мес­та России в мировой «системе координат» и ее высшего предназначения.

Потребность в национальной идее зависит, прежде всего, от необходи­мости мобилизовать общие усилия для достижения определенной цели, т. о., национальной идеей России должно стать некое ее понятие, адекватно вос­принимаемое и разделяемое большинством населения страны, независимо от языка, вероисповедания, образа жизни, социального статуса, образования и культурного уровня.

Заключение (выводы)

Список литературы

1. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: РОССПЭН, 2013, - 485 с.

2. Диалог культур как основа развития российской гражданской идентичности: материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. – Махачкала: АЛЕФ, 2014, - 108 с.

3. Егоров О.Е. Гражданская идентичность в условиях современной глобализации: дис… канд. филос. наук: 09.00.11 / О.Е. Егоров; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2015, - 130 с.

4. Кравченко Н.Ю. Российская гражданская идентичность: опыт социологической реконструкции / Н.Ю. Кравченко. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014, - 220 с.

5. Механизмы формирования гражданской идентичности в Российской Федерации: статьи и материалы всероссийской научно-практической конференции «Механизмы формирования гражданской идентичности в Российской Федерации (6-7 декабря 2013 г., г. Казань) / под ред. А.Г. Большакова, Е.А. Терешиной. – Казань: Казан. ун-т, 2014, - 269 с.


[1] Кравченко Н.Ю. Российская гражданская идентичность: опыт социологической реконструкции / Н.Ю. Кравченко. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014, С.12.

[2] Егоров О.Е. Гражданская идентичность в условиях современной глобализации: дис… канд. филос. наук: 09.00.11 / О.Е. Егоров; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2015, С.4.

[3] Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: РОССПЭН, 2013, С.50-51.

 

[4] Диалог культур как основа развития российской гражданской идентичности: материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. – Махачкала: АЛЕФ, 2014, С.16.

[5] Механизмы формирования гражданской идентичности в Российской Федерации: статьи и материалы всероссийской научно-практической конференции «Механизмы формирования гражданской идентичности в Российской Федерации (6-7 декабря 2013 г., г. Казань) / под ред. А.Г. Большакова, Е.А. Терешиной. – Казань: Казан. ун-т, 2014, С.29.

[6] Механизмы формирования гражданской идентичности в Российской Федерации: статьи и материалы всероссийской научно-практической конференции «Механизмы формирования гражданской идентичности в Российской Федерации (6-7 декабря 2013 г., г. Казань) / под ред. А.Г. Большакова, Е.А. Терешиной. – Казань: Казан. ун-т, 2014, С.35.

 

[7] Кравченко Н.Ю. Российская гражданская идентичность: опыт социологической реконструкции / Н.Ю. Кравченко. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014, С.3.

[8] Диалог культур как основа развития российской гражданской идентичности: материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. – Махачкала: АЛЕФ, 2014, С.15.

[9] Егоров О.Е. Гражданская идентичность в условиях современной глобализации: дис… канд. филос. наук: 09.00.11 / О.Е. Егоров; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2015, С.4.

 

[10] Диалог культур как основа развития российской гражданской идентичности: материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. – Махачкала: АЛЕФ, 2014, С.12.

[11] Егоров О.Е. Гражданская идентичность в условиях современной глобализации: дис… канд. филос. наук: 09.00.11 / О.Е. Егоров; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2015, С.114-115.

 

[12]

Это русский хор, на сцене будут одни белые [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2013/10/02/sellars/ (дата обращения: 14.02.2014).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: