При автоматизированном проектировании для удовлетворения потребности прикладных программ и подсистем САПР, а также запросов пользователей в диалоговом режиме возникает необходимость в цифровом представлении данных.
Информационный фонд САПР – это совокупность всех необходимых для функционирования САПР данных.
Информационное обеспечение САПР – это совокупность информационного фонда и средств его ведения, т.е. средств создания, реорганизации данных и обеспечения доступа к ним с использованием ЭВМ.
В состав информационного фонда входят:
- нормативно – справочная информация (сведения о заготовках, типовых маршрутах обработки, станках, инструментах и т.д.);
- записываемые временно данные, которые являются результатом функционирования одной подсистемы САПР и которые затем вводятся в другую подсистему;
- программные модули отдельных подсистем, подпрограммы для разработки управляющих программ для станков с ЧПУ;
- чертежи инструментов и приспособлений, операционные эскизы;
- шаблоны для ввода информации и оформления документов, например, технологических карт и т.п.
Ведение информационного фонда на ЭВМ
Известны три подхода к организации информационного фонда:
Размещение данных непосредственно в теле программы – см. рис. 11.1.
1.
Рис.11.1. Организация информационного фонда с размещением данных в теле программы
Запись данных в файлы – см. рис. 11.2.
2.
Рис.11.2. Организация информационного фонда с записью данных в файлы
3. Использование баз данных – см. рис. 11.3.
Рис.11.3. Организация информационного фонда с использованием базы данных
Все три подхода имеют право на существование при обоснованном и квалифицированном их использовании в каждом конкретном случае.
Первый подход на примере выбора модели зубошевинговального станка был рассмотрен в лекции 7. В случае, если данные необходимо будет модифицировать (например, станок демонтирован и данные о нем нужно удалить), то данный подход имеет существенный недостаток: неизбежность модификации программы для обновления или реорганизации данных.
Второй подход. При файловой организации информация записывается в отдельный файл отдельно от прикладной программы. Это обеспечивает относительную независимость прикладной программы от данных, т.е. исключает изменение программы в случае обновления данных. Если данные используются только конкретной прикладной программой, то такой подход вполне приемлем. Если нет, то очевиден следующий недостаток такого подхода. Часто одни и те же данные используются различными прикладными программами, в которых они имеют различную структуру и представлены по – разному. Это приводит к их необоснованному дублированию (избыточности) на диске.
Имеется еще один недостаток, который относится в целом ко второму подходу. К данным, рассредоточенным по десяткам файлов и организованным так, чтобы удовлетворять только запросам конкретных прикладных программ, нельзя обращаться пользователю, например, в диалоговом режиме.
При организации информационного фонда с использованием записи данных в файлы известны следующие формы и методы организации и поиска данных:
1. Односторонние таблицы (матрицы) решений.
2. Двухсторонние таблицы (матрицы) решений.
3. Алгоритмические таблицы решений.
4. Таблицы (матрицы) соответствий.
5. Логические таблицы (матрицы) соответствий.