Юрий (психотерапевт, 42года)




Павел (психолог, 35 лет).

- К счастью, уже к семи -восьми годам у детей развиваются особенности мышления, которые позволяют им справляться с ощущением несправедливости. Я считаю, что главное, научить ребенка рассматривать ситуацию с нескольких точек зрения. Часто, именно обсуждение происходящего события помогает ребенку понять, что данную несправедливость можно оценивать и с другой позиции. Например, однажды мой Володька - школьная звезда футбола - пришел из школы страшно рассерженным и сердитым на учителя, отдавшего место капитана команды класса новенькому Антону. "Это несправедливо!" - возмущался сын. Однако, когда я объяснил сыну, что вероятно учитель это сделал не потому, что не ценит его - ведь он уже несколько раз достойно справлялся с ролью капитана команды -, а потому, что хотел поддержать новенького, Антон успокоился. А затем согласился и с тем, что новенькому необходимо дать возможность проявить себя с самой лучшей стороны, чтобы быстрее стать своим среди одноклассников, и с тем, что этому, как нельзя лучше, способствует статус капитана команды.

 

Татьяна (юрист, 30 лет)

- Помню дочь пришла просто убитая горем. Она узнала, что ее преподаватель музыки увольняется из музыкальной школы. - Эта наша любимая учительница. Она лучше всех. Почему ее заставляют уйти? Это несправедливо!.

Я решила выяснить в чем дело и узнала, что учительница действительно уволилась, но по своей инициативе: она поступила в аспирантуру. Узнав правду Леночка не стала счастливее, ведь учительница все равно ушла, но тяжелое ощущение несправедливости сменилось гордостью за успехи любимого педагога и надеждой на будущую встречу.

 

Юрий (психотерапевт, 42года)

- Как-то мой сын пришел из школы очень расстроенный. На мои вопросы мрачно ответил: - Я больше не хочу жить в таком не справедливом мире! Далее объяснил, что учителя несправедливо оценивают ответы детей. Дети "крутых", отвечая на "трояк", получают "5", а дети "простых", отвечая на "5", - выше "4" не получают. Я понял, что от того, как я отвечу сейчас, зависит и его дальнейшая жизнь, и наши с ним отношения.

Знаю, что взрослые часто реагируют на ситуации жизненной несправедливости верной, но никчемной банальностью типа: "А никто и не говорит, что жизнь справедлива" или "Мир жесток: каждый сверчок, знай свой шесток!". Но я также знал, что сейчас сын ждет от меня помощи, а не избитых и тривиальных отговорок.

В тот вечер мы говорили о многом. Я постарался ему объяснить, что в жизни есть вещи, с которыми приходиться просто смириться. Мы обсудили с ним список жизненных несправедливостей и пришли к выводу, что он достаточно велик.

Чем виноват, например, человек некрасивый, точнее тот, чья внешность не укладывается в каноны красоты ближайшей к нему социальной группы. А ведь такие дети, как правило, глубоко страдают с самого детства, чувствуя себя никем не любимыми Лягушкой или Гадким утенком. Ведь известно, что симпатичному с детства живется проще: ему все улыбаются, ему все прощают, дарят игрушки и приглашают играть в игры. А дети даже с небольшими физическими изъянами чувствуют равнодушное, а порой и не доброжелательное отношение окружающих, терпят обидные прозвища: "дылда", "коротышка", "толстяк", "шкиля", "очкарик", "косой", "лопоухий"; ощущают себя отверженными и нелюбимыми.

А в чем, спрашивается, провинились "черные" и "цветные" перед "белыми"? "Нечистые" славяне перед "чистыми" арийцами? Христиане перед мусульманами и наоборот? Тем не менее, несправедливый и позорный апартеид по национальной принадлежности или цвету кожи существует многие века.

Также несправедлив режим максимального благоприятствования детям, чьи родители занимают ответственный пост и имеют крупный счет в банке. Ну в чем, спрашивается, виноваты дети менее удачливых родителей?

- Как же с этим можно жить, зная, что мир так несправедлив? – вновь спросил сын.

- Ну, если ты заметил, нас на Земле, явно больше, чем двое. Следовательно, можно! Но ты прав, можно жить и чувствовать себя жертвой, а можно жить и наслаждаться жизнью. И это не зависит от количества денег.

- А от чего это зависит? - тут же последовал новый вопрос.

- Попробуй ответить на этот вопрос сам, после того, как я расскажу тебе притчу:

- У одного старого крестьянина сбежала его единственная лошадь, он ее искал, но найти не мог. - Бедный, какое у тебя горе! - вздыхали односельчане. - О чем вы? - отвечал крестьянин, - у меня нет горя, я просто ищу лошадь, которая убежала! Через какое-то время лошадь сама прибежала к нему, да не одна, а привела с собой сильного молодого коня. - Какая у тебя радость, - охали односельчане, – не было лошади – а вот появилось сразу две. - О чем вы? – удивлялся крестьянин, – что праздновать? Просто в моем стойле стоят теперь две лошади, и я иду их кормить. Но вот сын этого крестьянина поехал кататься на новом скакуне, упал и сломал ногу. - Бедный, - снова охали соседи, - какое несчастье!. - Я не вижу несчастья, - отвечал крестьянин, - просто у сына сломана нога и ее надо лечить. Тут началась война, всех молодых мужчин забрали воевать, и только сын старого крестьянина остался дома...

- Так о чем эта притча?

Я не удивился, когда мой 13-летний сын, практически без моей подсказки, произнес:

- О том, что в то время, как вся деревня жила в мире переживаний и оценок всяких событий, старый крестьянин просто жил самой жизнью, не отвлекаясь на их переживания.

Мы еще долго говорили и разошлись спать только после того, как я убедился, что сын усвоил "формулу счастья": для счастливого восприятия жизни необходимо научиться "отсекать" примитивные отрицательные переживания.

- Вот теперь ты, наверняка поймешь смысл восточной мудрости: "Вы слышали, что грешники отправляются в ад, - но это не так. Куда бы ни попал грешник - он создает ад; и куда бы ни попал святой – там небеса". Так закончился наш задушевный разговор в тот вечер. Сейчас я спокоен за своего сына. Он всегда сможет стойко посмотреть в лицо любой несправедливости.

 

Марина (педагог, 29 лет)

- Когда мой старший сын (восемь лет) устраивал "разборки" с младшим (шесть) я ему говорила: - Если ты у него отберешь то, что он у тебя отнял, это будет справедливо, но это не лучшее, что ты можешь сделать. Ты можешь ему это подарить! Первое время он возмущенно парировал: "Но это несправедливо!", потом он почувствовал вкус того, что называют великодушием. Сейчас старшему – 14, они прекрасно ладят друг с другом. Младший тоже научился делать подарки.

 

Володя (психолог, 37 лет)

- Если я слышу от своей 15-летней дочери нарекания на несправедливость мира, я ей говорю, - "Я знаю, что люди часто бывают эгоистичны, глупы, невоспитаны, нечестны и неблагодарны. Меня это не удивляет, я принимаю это как реальность этого мира и не собираюсь ни возмущаться этим, ни расстраиваться из-за этого. Ведь глупо обвинять дождь, поливающий нас водой?! Какой же смысл обвинять людей, "поливающих нас грязью"?!

Один из показателей взрослости – это спокойно-безразличное отношение к поступкам окружающих, способность относиться к ним, как к погоде: конечно, приятно, когда светит солнышко, но если пойдет дождь, надо просто поднять воротник и раскрыть зонтик. Дело дождя – литься, наше дело – идти, куда нам надо. Быть внимательным к мнениям и оценкам окружающих нужно, но "держаться" за их оценки и зависеть от них – просто опасно. Ведь тогда легко оказаться марионеткой в чьих-то руках.

 

Итак, подведем итоги.

 

Если ребенок произносит: "Это несправедливо!" - относитесь к его проблемам серьезно. Нет ничего ужасного в том, что ребенок выражает свое недовольство действиями окружающих: сверстников, учителей, родственников. Страшно другое – если дома он не найдет поддержки. Прежде всего внимательно выслушайте, расспросите его о том, что ему показалось несправедливым. Расскажите о своих детских переживаниях или о каких-либо подходящих к случаю историй из Вашей жизни. Увы, далеко невсегда Вы можете защитить ребенка от несправедливости. Некоторые несправедливости не так просто объяснить. Особенно трудно помочь ребенку, впервые столкнувшегося с кражей, с ложным обвинением в чём-то, чего он не совершал, с наказанием за это, с изгнанием из компании сверстников из-за того, что он чем-то отличается от других. Все эти факты повседневной жизни многие дети воспринимают очень болезненно. Это может оставить глубокий след в их последующей жизни. Поэтому очень важно научить ребенка принимать любые неприятные жизненные "сюрпризы", как неизбежное. Научить его тому, что всё можно пережить, и всегда можно быть счастливым. И помните - порой все, что могут сделать взрослые: это посочувствовать, окружить семейным теплом, готовностью внимательно выслушать и поддержать маленького человека при встрече с очередной несправедливостью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: