Практическая деятельность




На моих занятиях исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и их правильное произношение. Если при логопедическом обследовании устанавливается нарушение фонематического слуха, то развитие фонематического восприятия у детей я осуществляю с самых первых занятий логопедической работы и провожу их в игровой форме на всех видах занятий. Начинаю эту работу на материале неречевых звуков и постепенно охватываю все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только ещё ставятся и вводятся в самостоятельную речь). Так же мою работу продолжают и воспитатели логопедической группы во время своих занятий и в вечернее время. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. В процессе логопедической деятельности я добиваюсь, чтобы дети приобрели умения контролировать своё произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей фонематического восприятия можно разделить на 6 этапов.

 

1. Узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

Предлагаю для детей следующие упражнения на распознание:

-звучащих инструментов (свисток, дудочка);

-звучащих предметов (крупа в коробочке, шуршание бумаги);

-действий предметов (свист, стуки). Провожу игры на узнавание товарищей, голосов других людей.

 

2. Развитие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков.

На протяжении данного этапа дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд дидактических игр.

 

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

На этом этапе во время логопедической работы я учу детей различать слова, близкие по звуковому составу при помощи специально подобранных игр.

 

4. Дифференциация слогов.

Задача этого этапа состоит в том, чтобы научить детей различать слоги. И для работы подбираю специальные упражнения.

 

5. Дифференциация фонем.

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Свою работу начинаю обязательно с дифференциации гласных звуков. Аналогичным образом провожу работу и по дифференциации согласных фонем. Во время этих упражнений обязательно использую зрительные символы, как гласных, так и согласных звуков.

 

 

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. Так, дети затрудняются:

-в выделении первого гласного, согласного звука (называют или слог, или всё слово);

-в подборе картинок, включающих заданный звук;

-в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.

Сначала внимание дошкольников привлекаю к отдельным звукам и звукам в составе слова.

Игры: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [а]».

«Топни ногой, если услышишь слово со звуком [о]».

Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребёнку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснение педагога не подкрепляется иллюстративным материалом.

Основной задачей в процессе развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении старших дошкольников я использую разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

Знакомство со звуками речи начинаю с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения собственных ощущений с изображениями на речевых профилях. Затем детям предлагаю дать характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые символы. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Красный цвет – гласные звуки;

Синий – твёрдый согласный; зелёный – мягкий согласный;

С колокольчиком – звонкий; без колокольчика – глухой.

Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками использую символы, дающие опору на артикуляцию звука.

Звук [а] обозначается кружком красного цвета с широко открытым ртом;

Звук [у] – кружочком с маленьким круглым ртом;

Звук [и] – губы растянуты в улыбке;

Звук [о] – губы вытянуты овалом;

Звуки [э], [ы] – даётся указание на положение языка в ротовой полости.

После этого предлагаются детям игры:

• Поднять фигурку, которая обозначает произносимый логопедом гласный звук.

• Поднять ту фигурку, которая обозначает беззвучно артикулируемый логопедом гласный звук.

• Составить звуковые песенки и «прочитать» самим звуковые песенки по карточкам.

• Игра «Птички». ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Логопед называет слово, а дети поднимают нужную карточку и определяют место звука в слове.

• Игра «Листики». ПРИЛОЖЕНИЕ 2

У детей по три карточки с изображением листочка, где листик обозначает местонахождение данного звука, и они поднимают нужную карточку.

• Игра «Найди звук». ПРИЛОЖЕНИЕ 3

У детей карточки с заданием. Определить место звука в слове и соединить со схемой слова.

• Игра «Где звук». ПРИЛОЖЕНИЕ 4

На карточках картинки. Найти и обвести карандашом картинки с определённым звуком.

• Игра «Угадай звук». ПРИЛОЖЕНИЕ 5

У детей карточки с картинками и жетоны с обозначением звуков.

Дети определяют, где слышится звук в слове, и кладут жетон на определённое место.

• Игра «Звуковые песенки». ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Логопед произносит звуковые песенки, а дети их составляют из схематических обозначений звуков.

• Игра «Посели слова в домики». ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Коробочки с изображением: дом – 1слог, замок – 2слога,

избушка – 3слога.

У детей на столах картинки. Они определяют количество слогов в словах и «селят» эти слова в соответствующие коробочки.

• Игра «Составь схему слова». ПРИЛОЖЕНИЕ 8

У детей наборы для составления схем слов и картинка данного слова.

Задание выполняют как у доски, так и за столом.

 

Педагоги должны заинтересовать детей, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять её с учётом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использование наглядного материала в процессе формирования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста является одним из основных требований в работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками.

К концу обучения дети правильно произносят и различают все фонемы родного языка, овладевают навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов родной слоговой структуры, развивают фонематический слух.

Вся система коррекционных занятий позволяет сформировать у дошкольников полноценную речь, даёт возможность не только преодолеть речевые недостатки, но и подготовить детей к школе.


 

Приложение 1

Приложение 2

 

Приложение 3

 

 

Приложение 4

 

 

Приложение 5

Приложение 6

 

Приложение 7

 

Приложение 8

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: