Понятие уместности речи
Уместность(У)¾ это особое коммуникаткачpeчи, кот регул в конкряз сит содерждр-х коммуникат качеств. Под У речи понимают строгое соответств ее структуслов и задачам общения, содерж выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивид особ-х автора и адресата.У– функцкач речи, в его основе лежит идея целевой установки высказывания. СоблюдУ речи предполЗстилист сист языка, закономерностей употребляз средств в том или ином функциональном стиле, что позвол найти наиболее целесообр способ выраж мысли, передачи инф-и.У.речипредпол умение пользоваться стилистическими Рес-ми яз в зависимости от содержвысказ, условий и задач речевого общения. Необходуслов У.явл хор З. и осмысление предмета инф-и, ее объема и хар-ра, задач и целей, немаловажное знач имеет общая культура говорящего (пишущего), его нравственный облик, отнош к адресату, умение быстро ориентироваться в меняющихся услов общения и приводить структречи в соотв с ними и т.п.Влингвистич лит-ре принято выделять У. стилевую, контекстуальную, ситуативную и личностно-психологическую или уместность, обусловленную: а) внеязыковыми и б) внутриязыковыми факторами. Стилевая уместность: Каждый функциональный стиль, хар-сяспецифичзакономерностями отбора, орг-и и употребляз ср-в, и вопрос об употреблении той или иной язед, о ее У. в каждом стиле решается по-разному. Ситуативно-контекстуальная У: Под сит-контекст У след понимупотребляз мат-ла в зависимости от сит общения, стиля высказ, речевого окружяз ед. Основным критерием сит-контекст У. являются сит и задачи речевого общения. Сит-контекст У. тесно связ со стилевой. Вконкр.услов общения она не совпадает с ней: яз ср-ва, не хар-е для какого-то стиля, в опред контексте, ситуации, оказуместными, даже необходимыми.Стилистическинемотивирупотряз ср-в приводит к нарушению У речи. Личностно-психологическая уместность: Лич-псУ.предпол внутреннюю вежливость, тактичность, отзывчивость, заботливое отношение к собеседнику, умение вовремя подумать о его настроении, учесть его индивидуально-психологические особенности, умение найти в той или иной ситуации нужное слово, необходимую интонацию, способствует устан правильных взаимоотнсобеседников, является залогом морального и физического здоровья людей. Сит-контекст и лич-псУ тесно переплетаются между собой, а также с понятием речевого этикета.Лексический запас, грамматическая структура языка еще не определяют характер разговора; важен также тон, интонация. Одно и то же слово или фраза могут влиять на нас по-разному в зависимости от того, каким тоном они произнесены. Целесообр завис от функцион. Стиля речи, соцразличий,коммуникат задач ицелей. З. речевых норм и соблюдпр-па коммуникатцелесообр-тиявл основой культ речи ч-ка. недост говорить прав, н.иметьпредст о стилистичградац. Слов и выраж, чтобы уметь употр их в соотвкоммуникат сит.
Выразительность и ее основные условия
Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.Выразительность речи зависит от многих причин и условий ¾ собственно лингвистических и экстралингвистических. Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения.Выразительность речи зависит от отношения автора к содержанию высказывания. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску. При непосредственном общении существенны также взаимоотношения говорящего и слушающего, психологический контакт между ними, который возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности. В установлении психологического контакта важно отношение к предмету речи как говорящего, так и слушающего, их заинтересованность, неравнодушие к содержанию высказ. Выразительность речи предполагает также умение донести знания до адресата, вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения.Одной из предпосылок речевой выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения выбирать нужные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематической и осознанной тренировки. Средством тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов, пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль.Речевая выразительность индивидуума зависит также от сознательного намерения добиваться ее, от целевой установки автора на нее.К выразительным средствам языка обычно относят тропы и стилистические фигуры, называя их изобразительно-выразительными средствами. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются; в речи средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также невербальные средства.