Выразительность и ее основные условия




Понятие уместности речи

Уместность(У)¾ это особое коммуникаткачpeчи, кот регул в конкряз сит содерждр-х коммуникат качеств. Под У речи понимают строгое соответств ее структуслов и задачам общения, содерж выражаемой информации, избранному жанру и стилю из­ложения, индивид особ-х автора и адресата.У– функцкач речи, в его ос­нове лежит идея целевой установки высказывания. СоблюдУ речи предполЗстилист сист языка, закономерностей употребляз средств в том или ином функцио­нальном стиле, что позвол найти наиболее целесообр способ выраж мысли, передачи инф-и.У.речипредпол умение пользо­ваться стилистическими Рес-ми яз в зависимости от содержвысказ, условий и задач речевого обще­ния. Необходуслов У.явл хор З. и осмысление предмета инф-и, ее объема и хар-ра, задач и целей, немаловажное знач имеет общая культура говорящего (пишущего), его нравст­венный облик, отнош к адресату, умение быстро ори­ентироваться в меняющихся услов общения и приводить структречи в соотв с ними и т.п.Влингвистич лит-ре принято выделять У. стилевую, контекстуальную, ситуатив­ную и личностно-психологическую или уместность, обу­словленную: а) внеязыковыми и б) внутриязыковыми фак­торами. Стилевая уместность: Каждый функциональный стиль, хар-сяспецифичзакономерностя­ми отбора, орг-и и употребляз ср-в, и вопрос об употреблении той или иной язед, о ее У. в каждом стиле ре­шается по-разному. Ситуативно-контекстуальная У: Под сит-контекст У след понимупотребляз мат-ла в зависимо­сти от сит общения, стиля высказ, речевого окружяз ед. Основным критерием си­т-контекст У. являются сит и задачи речевого общения. Сит-контекст У. тесно связ со стилевой. Вконкр.услов общения она не совпадает с ней: яз ср-ва, не хар-е для какого-то сти­ля, в опред контексте, ситуации, оказуместными, даже необходимыми.Стилистическинемотивирупотряз ср-в приводит к нарушению У речи. Личностно-психологическая уместность: Лич-псУ.предпол внутреннюю вежливость, тактичность, отзывчивость, забот­ливое отношение к собеседнику, умение вовремя подумать о его настроении, учесть его индивидуально-психологичес­кие особенности, умение найти в той или иной ситуации нужное слово, необходимую интонацию, способствует устан правильных взаимоотнсобеседников, является залогом морального и физического здоровья лю­дей. Сит-контекст и лич-псУ тесно переплетаются между собой, а также с поняти­ем речевого этикета.Лексический запас, грамматическая структура языка еще не определяют характер разговора; важен также тон, инто­нация. Одно и то же слово или фраза могут влиять на нас по-разному в зависимости от того, каким тоном они произ­несены. Целесообр завис от функцион. Стиля речи, соцразличий,коммуникат задач ицелей. З. речевых норм и соблюдпр-па коммуникатцелесообр-тиявл основой культ речи ч-ка. недост говорить прав, н.иметьпредст о стилистичградац. Слов и выраж, чтобы уметь употр их в соотвкоммуникат сит.

Выразительность и ее основные условия

Под выразительностью речи понимаются такие особен­ности ее структуры, которые позволяют усилить впечатле­ние от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.Выразительность речи зависит от многих причин и ус­ловий ¾ собственно лингвистических и экстралингвисти­ческих. Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполага­ет глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения.Выразительность речи зависит от отношения автора к содержанию высказывания. Внут­ренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску. При непосредственном общении существенны также взаимоотношения говорящего и слушающего, психологи­ческий контакт между ними, который возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности. В установлении психологического контакта важно отноше­ние к предмету речи как говорящего, так и слушающего, их заинтересованность, неравнодушие к содержанию выска­з. Вырази­тельность речи предполагает также умение донести знания до адресата, вызвать у него интерес и внимание. Это дости­гается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения.Одной из предпосылок речевой выразительности явля­ются навыки, позволяющие без затруднения выбирать нуж­ные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематиче­ской и осознанной тренировки. Средством тренировки ре­чевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов, пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразитель­но, а также самоконтроль.Речевая выразительность индивидуума зависит также от сознательного намерения добиваться ее, от целевой уста­новки автора на нее.К выразительным средствам языка обычно относят тро­пы и стилисти­ческие фигуры, называя их изобразительно-выразительны­ми средствами. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются; в речи средством выразительно­сти способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также невербальные средства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: