Единство природного и общественного в человеке.




Природно-обшественное в человеке воплощено в единстве тела и души. Рассмотрение человека в этом аспекте традиционно. "Человек..., его душа, способности, характер и тело, - сумма при­способлений, с помощью которых он живет"182. Человек включен в два мира - общества и органической при­роды. Природа является неотъемлемым «омпонентом бытия человека, его антропологии, генетики, мозга психики. К биологическим стимулам гениальности некоторые специа­листы относят "синдром Авраама Линкольна" - длинные, тонкие конечности при относительно коротком худощавом теле, — вызы­вающий усиленный выброс адреналина, стимулирующий интеллектуальную и физическую деятельность. Биологическое более консервативно по сравнению с соци­альным. Человеческий организм не успевает адаптироваться к негативным и скоростным изменениям среды. В целом, совершенствовать социальные условия и биологи­ческие возможности человека надо одновременно, обеспечивая их оптимальное взаимодействие.

 

58. Индивид, индивидуальность, личность. Индивид - человеческая единица, представитель человече­ского рода (всеобщности) и исторически определенного общест­ва или группы (особенного). Индивидуальность — система унаследованных и приобретен­ных социальных свойств, присущих конкретному человеку, ха­рактеризующих его неповторимость, исключительность. Инди­видуальность предполагает как целостность нашего "я", так и на­бор его специфических черт и свойств. Индивидуальность прояв­ляется на биологическом, психическом и социальном уровнях. Важнейшим признаком индивидуальности является универса­лизм, способность овладевать многими видами деятельности. Поясняя это, мыслители часто обращаются к выдающимся деяте­лям эпохи Возрождения. Слово личность обозначало в европей­ских языках игровую театральную маску. Затем оно стало озна­чать самого актера и его роль. В дальнейшем понимание соци­альной роли (например, воспитателя, врача, художника, отца и т. д.) Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Под социализацией понимается: а) освоение чело­веком системы социальных норм и ценностей, социальных по­требностей; б) реальное включение индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей социальными свойствами. "

 

 

59. Системные представления о социуме в истории философии. Источники, движущие силы и субъекты исторического процесса. По отношению к универсуму, природе общество есть под­система, в которой преобразующая человеческая деятельность выступает способом существования и развития исторической действительности. Системные подходы к обществу имеют опре­деленную традицию.Сен-Симон рассматривал общественные явления как различ-|ные стороны закономерно развивающегося целостного организ­ма, в котором определяющее значение имеют "индустрия" (эко­номическая деятельность) и соответствующие ей формы собст­венности и классы.Общество, по мнению Герберта Спенсера (1820—1903), со­стоит из трех главных систем: производящей средства для жизни. распределительной и регулятивной. Подобно биологическим ор­ганизмам, общество развивается от простейших форм к более сложным. Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918), излагая мар­ксистское понимание взаимоотношения общественного бытия и общественного сознания, предложил следующую схему этого взаимоотношения: 1. Состояние производства на определенном этапе его развития. 2. Социально-политический строй, выросший на данной экономической основе. 3. Психика общественного че­ловека, или общественная психология, определяемая частью не­посредственно экономикой, а частью всем выросшим на ней со­циально-политическим строем. Помимо приведенных подходов, идет непрерывный процесс вовлечения новых связей и категорий, отражающих обществен­ную жизнь. Категории и их система - теоретическая модель об­щества — не является самоцелью. Они — инструмент познания ре­ального общества. "...Наше понимание истории, - писал Ф. Энгельс, - есть прежде всего руководство к изучению, а не рычаг для конструирования на манер гегельянства"233. сферы.

 

61. Культура как предмет философского анализа.Термин "культура" латинского происхождения и первона­чально означал возделывание почвы, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека, в отличие от изменений, вы­званных естественными причинами. Слово "культура", начиная с древних эллинов и римлян, обозначает также обучение, образо­вание, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности. Третье основное значение слова "культура" - поклонение, почитание.Первое значение термина "культура" несет в себе представ­ление о том, что культура всегда имеет дело с живым. Второе -предполагает деятельное развитие культурного начала. Третье -напоминает о первообразе культуры: архаически-мифоло­гическом культе. Понятия "культура" и "технология" характеризуют общественную практику. Технология представляет собой материально-практическую сторону реализа­ции взаимодействия общества (человека) и природы, а культура - духовно-практическую сторону этого взаимодействия.В истории философии выделяются основные модели культу-)Ы. Натуралистическая (Вольтер, Руссо, Гольбах) своди-культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, шдела в культуре человеческое продолжение природы.

62. Цивилизация как социокультурное образование. Термин цивилизация означает гражданский, государствен­ный. На ранних ступенях общественного развития человек был слит с родом и общиной, являлся их частичкой. Гражданствен­ность, государственность тогда не вычленялись из общего потока истории. Французские просветители считали цивилизованным такое общество, которое основано на принципах разума и справедли­вости. Именно в эпоху Просвещения появился термин "цивили­зация" (он впервые был употреблен Мирабо в 1757 г.), которым обозначались нравы и законы, регулирующие общество, искусст­во, наука, философия. Цивилизация понималась как действие, направленное на выход из примитивного состояния.

Сложилась традиция рассматривать цивилизацию через призму культуры, как историческую ступень развития человече­ства. Так, Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) анализи­ровал цивилизацию как специфический культурно-исторический тип и различал египетскую, китайскую, ассирийско-вавилонско-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, германо-романскую и славянскую цивилизации с ха­рактерными для каждой типами деятельности203. В диалектико-материалистической трактовке цивилизация рассматривается как реализация естественных потребностей че­ловеческого труда. В концепции Освальда Шпенглера (1880—1936) цивилизация — заключительная стадия развития любой культуры, свидетельство ее дефадации вследствие урбанизации мира и машинизации че­ловека, превращения народов в безликие "массы".

 

63. Ценности и их роль в жизни общества и человека.Впервые понятие ценности разработал И. Кант. У ценностей, по его мнению, нет бытия, но есть значимость. В философии Г. Гегеля семья, гражданское общество и государство рассматри­вались не только как восходящий ряд социальных явлений, но и как шкала ценностей. В государстве как высшей ценности, писал Гегель, воплощается полнота абсолютной идеи. Ценности в их соотношении между собой и взаимопереходах подразделяются на предметно воплощенные, личностные и идеалы. Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов и процессов для человека. Ценности аккумулируют в себе общую направленность потребностей, интересов и пережи­ваний субъектов, закрепляются в обычаях, нравственности, об­щественном мнении, вкусах. Ценность (жизненный смысл) - ос­нование выбора субъектом целей (что надо сделать?), планов (как это делать?), средств и условий деятельности, отвечающих на вопросы, во имя чего совершается данная деятельность и ка­кова ее результативность, что предпочесть, от чего отказаться, как установить очередность предпочтений и уступок. Основная форма, вбирающая в себя ценности, - идеал, который выражает высшую, совершен­ную цель стремлений и желаний человека, прообраз действи­тельности на пути движения от сущего к должному. Различают идеалы: а) общечеловеческие - истина, красота, справедливость; б) конкретно-исторические ценности больших социальных групп - равенство, демократия, державность;

 

 

65. Мир социальных законов.Классики марксизма открыли ряд социологических законов: определяющей роли общественного бытия по отношению к об­щественному сознанию; приоритетной роли экономического ба­зиса применительно к надстройке; соответствия производствен­ных отношений уровню и характеру производительных сил; про­грессивной смены общественно-экономических формаций; соци­альных революций; возрастания роли народных масс в истории; возвышения потребностей и др.

П. Самуэльсон в качестве законов рассматривает повторяю­щиеся, необходимые связи, отношения в экономическом процес­се жизнедеятельности общества, решающего проблемы что, как и для кого производить. Социальные законы, как и законы природы, объек­тивны, что проявляется: а) в зависимости общества от астро­физических и биологических факторов; б) в наличии историче­ской преемственности, ведь каждое поколение начинает с той ре­альной основы, которая ему досталась. 1) Общество одновременно выступает как объект (подсисте­ма универсума) и как субъект (воплощение деятельности людей). Результат истории складывается от столкновения множества от­дельных воль, а бесконечное количество перекрещивающихся сил дает равнодействующую - историческое событие.

 

68. Социальная структура как сфера общественной жизни. Социальная жизнь есть социальное взаимодействие (приспо­собление, оппозиция и компромисс) индивидов (как минимум двух) и общностей. При интеграции множества целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумули­руются в массовые, т. е. происходит "сведение" индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества. В социально-дифференцированное общество входят: а) народности, нации; б) классы; в) социальные группы - городское и сельское населе­ние и люди преимущественно умственного и физического труда; г) первичные коллективы людей (в первую очередь трудовые); д) семья; е) индивиды. Формируются и иные социальные образова­ния: неформальные группы (объединенные решением общих дая себя задач), диффузные (временные образования, например, на митингах), элитные.Центральное место в социально-дифференцированном обще­стве занимают классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства. "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства,

Для современного общества характерно переплетение про­цессов социальной интеграции и социальной дифференциации. По мере развития общих черт образа жизни одновременно проявляются усиливающиеся различия - профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые. Совре­менный человек не стремится к единообразию, напротив, пред­почитает многообразие.

 

69. Политическая сфера общества. Политическая система* неразрывно связана с политической властью. Власть означает способность социальных общностей, лидеров органов власти и политических партий (субъекта политики**) навязывать с помо­щью насилия, принуждения, убеждения, авторитета, достижения компромисса свою волю другим. Государство - важнейший элемент политической организа­ции общества. Известны различные концепции возникновения государства: божественного происхождения (Фома Аквинский и другие идеологи феодализма); теория общественного договора, положившая начало становлению политического плюрализмаВ книге Д. Истона "Политическая система" (1953, США) выделены две основ­ные функции: 1) политическая система должна быть в состоянии распределить ценности в обществе; 2) она должна убедить своих граждан принимать это распределение как обязательное.

 

 

70. Глобальные проблемы современности и соц.прогнозирования. К глобальным проблемам относятся те, которые затрагивают основы существования человечества и нерешенность которых создает угрозу для его будущего. Глобальные проблемы - ре­зультат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его противоречивости. Например, экологическую проблем) породил одноплановый. потребительский подход человечества v природе. Глобальные проблемы есть также специфическое порожде­ние современной эпохи (с середины XX в.), следствие обострив­шейся неравномерности социально-экономического, политиче­ского, научно-технического, духовного, демографического и эко­логического развития в условиях новой своеобразной историче­ской ситуации. Глобальные проблемы касаются не только отношения чело­века к окружающему миру, природе. Они охватывают и внутрен­нюю жизнь современного общества и человека. Глобальные проблемы являются одновременно естественно-природными и социальными. Первая группа глобальных проблем связана с основными социально-экономическими и политическими задачами челове­чества: предотвращение мировой термоядерной войны; прекра­щение гонки вооружений и качественной модернизации оружия, его нераспространение; создание благоприятных условий для мирового социального прогресса, преодоление отставания в раз­витии ряда стран, комплексное овладение достижениями рынка и демократической государственности. Глобальные проблемы не являются чем-то застывшим, неко­торые из них обостряются и ослабевают, возникают новые.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: