ОБРАЗОВАНИЕ
Обществознание изучает образование с трех основных аспектов:
- как систему знаний;
- как процесс обучения и формирования знаний;
- как систему социальных институтов общего и профессионального обучения.
Понятие
Образование - это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение.
-это процессформирования интеллектуальных, психологических и физических способностей человека (широкий смысл слова).
- это целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений, навыков, их совершенствованию.
- целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства
- совокупность систематизированных знаний об основах наук, умений и навыков, необходимых для их применения в практической деятельности
- один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно- познавательных и творческих способностей через систему таких институтов, как семья, школа, СМИ.
- это один из социальных институтов общества, система учебных заведений, обеспечивающих образование различных уровней
Цели образования:
1) приобщение индивида к достижениям цивилизации
2) сохранение культурного достояния
3) развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность.
Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.
Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.
Пути получения образования:
- Обучение в учебных заведениях.
- Образование в семье.
- Самообразование.
Система образования состоит из:
- дошкольных образовательных учреждений (детский сад);
- общеобразовательные учреждения (школы);
- учреждения высшего профессионального образования (вузы);
- учреждения среднего специального образования (ПТУ);
- частные образовательные учреждения (лицеи, колледжи, спецшколы);
- дополнительное образование (институты повышения квалификации).
Структура образования.
Образование – это социальная система (социальный институт), которая по своей структуре состоит из нескольких образовательных ступеней. В Российской Федерации образование состоит из трех ступеней, которые, в свою очередь, могут делиться на подвиды:
- Дошкольное образование (ясли и детский сад).
- Общее образование (школа):
ü начальное (1-4 класс школы);
ü основное (5-9 класс);
ü среднее (10-11 класс).
- Профессиональное образование:
ü среднее (техникум, колледж);
ü высшее:
- бакалавриат (I-IV курс вуза);
- специалитет (V курс);
- магистратура (V курс).
- послевузовское:
- аспирантура;
- докторантура.
Есть также еще две обособленные ступени, не входящие напрямую в эту структуру:
- дополнительное образование (курсы, кружки);
- самообразование (самостоятельное обучение).
Кроме того, образование может иметь пять форм обучения:
- очная;
- заочная;
- экстернатура;
- индивидуальный план;
- дистанционная форма.
Структурные компоненты российской системы образования
1) органы управления образованием;
2) совокупность образовательных стандартов и программ;
3) сеть образовательных учреждений:
- дошкольное образование,
- начальное образование (начальная школа),
- среднее образование (средняя школа),
- среднее специальное образование (колледжи, лицеи),
- высшая школа (вузы).
4) принципы образовательной политики в РФ:
- гуманистический характер образования;
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- право личности на свободное развитие;
- единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;
- общедоступность образования;
- адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
- светский характер образования в государственных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Функции образования.
1. Культурная – трансляция культуры в обществе, её накопление, хранение, передача последующим поколениям, передача социального опыта (знаний, ценностей..)
2. Социальная – социализация личности, формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.
3. Профессионально – экономическая – формирование социально – профессиональной структуры общества, подготовка специалистов различной квалификации.
4. Обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.
При изучении функций и целей образования социологи выделяют пять основных аспектов:
- Воспитание (выработка культурных и моральных ценностей).
- Собственно, обучение.
- Подготовка квалифицированных специалистов.
- Приобщение к продуктам культуры и технологиям.
- Социализация (привитие образцов поведения, социальных норм и ценностей).
В повседневной жизни образование чаще всего подразумевает под собой обучение, как педагогический процесс интеллектуального образования обучаемого. Главную ценность образования (обучения) определил еще Пифагор: образованием можно поделиться с кем-нибудь, при этом не утратив его самому.
Образование – еще один ключевой элемент системы человеческого общества, отличающий его от животных.
Основные принципы образования:
1. Гуманизация - ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей, на оптимизацию взаимодействия личности и социума
2. Гуманитаризация – усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам
3. Компьютеризация – использование современной компьютерной техники и технологий
4. Интернационализация – единая система образования для разных стран
Тенденции в развитии образования:
Первая тенденция – это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.
Вторая тенденция - углубление межгосударственного сотрудничества в области образования.
Третья тенденция - существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.
Непрерывность означает процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
Еще одной важной тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов.
Роль образования в современном мире:
- Формирует свободную личность.
- Является одним из основных каналов социальных перемещений: например, рабочий, получивший высшее образование, переходит в ряды интеллигенции.
- Воспроизводит рабочую силу различной квалификации.
- Способствует освоению людьми новых поколений знаний, навыков, традиций, социально-культурного опыта, необходимых для их вступления в жизнь.
ЕГЭ
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования.
ОТВЕТ:
1) обучение основам наук (например, на уроках астрономии Иван изучил строение Солнечной системы);
2) освоение социальных норм (например, Анна научилась не опаздывать, соблюдать дисциплину во время урока, вежливо общаться с учителями и одноклассниками);
3) развитие способности общаться и взаимодействовать с другими людьми (например, на уроке технологии девочки совместно варили суп);
4) профессиональная ориентация (например, Ирина хотела стать врачом, но увлеклась физикой и продолжила обучение в техническом университете).