Относятся ли пищевые отходы к твердым коммунальным отходам?




Бирюкова Н.В., Ведущий специалист отделаэколого-правовогоконсалтинга ООО"ЭКОТИМ"

В данной статье попробуем разобраться с, как выяснилось на практике, совсем не однозначным вопросом. Относятся ли «пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные» (код 7 36 100 01 30 5) к твердым коммунальным отходам (ТКО) и нужно ли их включать в договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в обязательном порядке который должны заключить все собственники ТКО с региональным оператором.

Практика не однозначна, однако, здесь нужно понимать, что когда региональный оператор требует с «условной» столовой заключить с ним соответствующий договор на обращение с ТКО, то он не всегда подразумевает конкретно«пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные» (код 7 36 100 01 30 5), помимо этих отходов в любой столовой также могут образовываться, как минимум, «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» (код 7 33 100 01 72 4) (или его аналог V класса опасности), «отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие» (код 7 36 100 02 72 4) и «непищевые отходы (мусор) кухонь и организаций общественного питания практически неопасные» (код 7 36 100 11 72 5). При этом «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» (код 7 33 100 01 72 4) абсолютно точно относиться к ТКО и образуется при уборке не только офисных помещений, но и санитарно-гигиенических комнат. Поэтому, прежде чем праведно возмущаться и категорически отказывать региональному оператору в заключении договора, убедитесь, что данный отход по факту именно у Вас не образуется, например, столовая производственная и бытовые помещения обслуживает, чистит и убирает завод, или столовая размещается в торговом центре, где за обслуживание туалетов отвечает арендодатель.

При этом бывают случаи, когда наоборот столовая жаждет заключить договор с региональным оператором, т.к. никто из независимых транспортировщиков не хочет вывозить только пищевые отходы или это получается гораздо дороже, чем вывозить их совместно с прочими ТКО, региональный оператор против.

Итак, проанализируем содержание соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих обращение с ТКО.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы– это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Главное в этом определении, что характеризует отнесение того или иного отхода к ТКО, кроме его образования в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, это подобный ТКО состав.Что такое «подобный состав», какая должна быть степень подобия, данный ответ на сегодняшний день можно найти только Федеральном классификационном каталоге отходов, утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242(ред. от 02.11.2018).

Обратимся к нему. Напомню, что согласно п. 6 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792, классификационными признаками отхода являются: происхождение, условия образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

Первые восемь знаков кода вида отходов используются для кодирования происхождения видов отходов и их состава.Девятый и десятый знаки кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы отхода. Одиннадцатый знак кода - для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

ФККО,в части связанной с ТКО (7 30 000 00 00 0. Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению) имеет несколько типов отходов, некоторые из типы отходов включают в себя только отходы относящиеся к ТКО (7 31 000 00 00 0. Отходы коммунальные твердые), другие типы включают отходы только не относящиеся к ТКО (7 32 000 00 00 0. Отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам), а некоторые включают и ТКО и не ТКО отходы, как, например, интересующий нас тип 7 36 000 00 00 0. Отходы при предоставлении услуг гостиничного хозяйства и общественного питания, предоставлении социальных услуг населению. Так в данный тип отходов входят отходы подтипа 7 36 200 00 00 0. Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам, в наименовании которогопрямо указанона принадлежность к ТКО.

Интересующие нас отходы входят в подтип 7 36 100 00 00 0. Отходы кухонь и предприятий общественного питания. Ни в подтипе, ни в группе данных отходов нет соответствующих комментариев про отнесение или не отнесение данных отходов к ТКО.

Однако, учитывая, что в названии других подтипов данного типа отходов, такие уточнения все же имеются, можно сделать вывод, что «отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие» (код 7 36 100 02 72 4), «непищевые отходы (мусор) кухонь и организаций общественного питания практически неопасные»(код 7 36 100 11 72 5) и «пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные» (код 7 36 100 01 30 5), ТКО все же не являются, иначе бы в их названии или названии подтипа, группы, была бы указана принадлежность к ТКО (см. также письмо Росприроднадзора от 06.12.2017N АА-10-04-36/26733 «О направлении информации», письмо Минприроды Росииот 15 января 2019 г. N 12-50/00189-ОГ «Об обращении с ТКО», Информацию Минприроды России "Ответы на часто задаваемые вопросы "Горячей линии" системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)"https://www.mnr.gov.ru/open_ministry/hotline/).

Так же следует обратить внимание на то, что пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные представляют собой именно остатки органического происхождения, их нельзя отнести к ТКО ещё и по той причине, что данные отходы практически на 100% состоят из органики (это подтверждается данными Банка данных отходов https://db.wastebase.ru/wastebase.aspx), Банк данных отходов вполне легитимный источник информации, т.к. он ведется на основании п. 27Порядка ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792). Также согласно Приказа Росприроднадзора от 13.10.2015 N 810 «Об утверждении перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов» (ред. от 10.11.2015) в отходах из жилищ пищевые отходы составляют фракцию не более 25%. К тому же агрегатная форма пищевых отходов (см. предпоследние цифры кода) — это дисперсная система, а отходы из жилищ представляют смесь твердых материалов (включая волокна) и изделий.

При этом пищевые отходы требуют особого обращения. Раздельное накопление пищевых отходов регламентируется разделом 2.4 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», а также «СП 2.3.6.1079–01. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания», которые обязаны выполнять соответствующие организации общественного питания.То, что пищевые отходы не относятся к ТКО, подтверждает и судебная практика (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округаот 20 марта 2019 г. по делу N А53-32042/2017.

Вместе с тем, стоит отметить, что «отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие» (код 7 36 100 02 72 4) и «непищевые отходы (мусор) кухонь и организаций общественного питания практически неопасные» (код 7 36 100 11 72 5)могут быть достаточно близки по своему составу и агрегатной форме к отходам из жилищ, ведь условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий" (предпоследние цифры кода «72»).К тому же столовая в принципе может быть размещена в жилом доме и пользоваться соответствующей контейнерной площадкой для накопления ТКО из жилищ. Возможно, именно этим руководствовался Минстрой, когда разрабатывал Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утв. приказом Минстроя от 28 июля 2016 года N 524/пр, и включил в категории объектов, для которых утверждаются нормативы накопления ТКО, организации общественного питания, в число этих объектов вошли также автосервисы, автозаправки, автомойки, хотя на данных объектах, так же кроме мусора от офисных и бытовых помещений, не образуются другие отходы, относящиеся к ТКО, в соответствии с ФККО.

В рамках ответа на данный вопрос отдельно хочется осветить проблему удаления совместно с ТКО продуктов питания с истекшим сроком годности, чем часто грешат продуктовые магазины. Несмотря на то, что весь тип отходов 7 35 000 00 00 0. Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам, относятся к ТКО, отходы просроченных продуктов питания в этот тип не входят. В ФККО предусмотрен отдельный тип отходов «4 01 000 00 00 0. ОТХОДЫПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ, НАПИТКОВ, ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ», включающий следующие группы и подгруппы отходов некондиционной, просроченной пищевой продукции:

4 01 300 00 00 0 Молочная продукция, утратившая потребительские свойства

 

4 01 200 00 00 0 Продукты из растительных жиров, утратившие потребительские свойства

 

4 01 600 00 00 0 Продукты пищевые прочие, утратившие потребительские свойства

 

4 01 500 00 00 0 Изделия хлебобулочные и мучные кондитерские, утратившие потребительские свойства

 

4 01 400 00 00 0 Продукция мукомольно-крупяная, утратившая потребительские свойства

 

4 01 100 00 00 0 Продукты из фруктов и овощей, утратившие потребительские свойства

 

При утилизации неликвидной продукции магазинам необходимо соблюдать требования следующих документов:

— Санитарных правил СП 2.3.6.1066–01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001, введенных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23 (ред. от 03.05.2007)(Приложение 1. Утилизация пищевых продуктов, материалов и изделий. Использование некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий в целях, отличных от целей, для которых пищевые продукты, материалы и изделия предназначены и в которых обычно используются. П. 8.25. Продовольственное сырье и пищевые продукты, признанные не соответствующими требованиям нормативной и технической документации, представляющие опасность для здоровья населения, снимаются с реализации. Решение о возможности их дальнейшего использования или уничтожения принимается в соответствии с «Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1263 от 29.09.97);

— Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 (ред. от 05.06.2013) (согласно п. 17 уничтожение пищевой продукции осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится в присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение.);

— ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции, утв. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (ред. от 10.06.2014) (согласно п. 4. ст. 5 Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства — члена Таможенного союза. В статье 16 определены требования к условиям хранения и удаления отходов производства (изготовления) пищевой продукции).

Таким образом, пищевая продукция, не соответствующая требованиям, должна быть изъята и уничтожена.

Сетевые магазины не имеют права складировать просроченные продукты питания в контейнеры, предназначенные для ТКО.Они должны иметь отдельный контейнер для накопления просроченных продуктов питания и должны отправлять их на уничтожение по специальному договору на утилизацию или обезвреживание просроченных продуктов питания. Для подтверждения уничтожения в некоторых случаях обязательно составляется акт об уничтожении товара, см. п. 17 экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263, но в большинстве случаев достаточно обычных актов о выполнении работ по уничтожению данных отходов, также должен быть составлен бухгалтерский документ первичного учета о списании данного некондиционного товара. Как правило, такие отходы сжигают в крематорах, а золу потом используют в строительстве. Есть еще ряд технологий.

При этом согласно статье 14.43. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 02.08.2019):

1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: