и музыкальный театр (слайд 1)




Классный час

преподавателей Сухановой Т.А. и Баяндиной М.В

Врубель Михаил Александрович (1856-1910)

и музыкальный театр (слайд 1)

Гениальный русский художник Михаил Александрович Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, который впоследствии стал военным юристом. Предки со стороны его отца были выходцами из прусской Польши (“врубель” по-польски — воробей) (слайд 2).

Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Когда Врубелю исполнилось семь лет, его отец женился во второй раз. Отношение к мальчику во вновь образовавшейся семье было замечательным. Мачеха художника, Елизавета Христиановна (урожденная Вессель), была серьезной пианисткой, и ее занятия музыкой способствовали духовному развитию маленького Врубеля. По воспоминаниям старшей сестры Анюты, с которой Врубеля связывали теплые дружественные отношения: “элементы живописи, музыки и театра стали с ранних лет его жизненной стихией”.

Долг службы отца требовал частых перемещений. Врубель с детства испытал много новых впечатлений, переезжая из Омска в Астрахань, затем в Петербург, в Саратов, Одессу, и опять в Петербург (слайд 3).

Рисовать Врубель начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи. В восемь лет во время недолгого пребывания в Петербурге он, под руководством отца, посещает рисовальные классы Общества поощрения художников. Юный художник обладал прекрасной зрительной памятью. Девятилетний Врубель, по воспоминаниям его сестры, после двух посещений саратовской церкви, в которой была помещена копия “Страшного суда” Микеланджело, “наизусть, воспроизвел ее во всех характерных подробностях”.

Врубель получил прекрасное образование. В 1874 году он окончил Ришельевскую классическую гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Летом 1875 года Врубель совершил первую поездку в Швейцарию, Германию и Францию с семьей, в которой он подрабатывал гувернером и домашним учителем.

По окончании юридического факультета Петербургского университета, осенью 1880 г. Врубель поступает в Академию Художеств (слайд 4). Здесь огромное влияние на него оказали профессор П. Чистяков, в классе которого он занимается с 1882 года, и В. Серов. На раннем этапе своего творчества Врубель много внимания уделял акварели, одновременно пробуя силы в станковой живописи. Он иллюстрировал произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, писал иллюстрации к сказкам и создавал декорации к операм. Произведения М. Врубеля – это воплощение в живописи образов русских народных сказок, былин, легенд.

Осенью 1889 г. Врубель переезжает в Москву, где начинается период его наиболее плодовитой работы. В киевский и ранний московский период Врубель ведет богемную жизнь, приятельствует с К. Коровиным и В. Серовым. В Москве он знакомится с С. И. Мамонтовым, который принимает участие в художественных начинаниях художника.

В 1896 году Врубель впервые услышал голос одной из самых выдающихся русских певиц Надежды Ивановны Забелы, которая вскоре стала его женой (слайд 5). Они познакомились в театре, полюбили друг друга с первого взгляда и не расставались ни на минуту до самой смерти. «На одной из репетиций я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: "Прелестный голос!". Стоявшая здесь Т. С. Любатович поспешила представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», - и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился», — рассказывала впоследствии Надежда Забела-Врубель. Врубель влюбился в голос Надежды Ивановны прежде, чем узнал и полюбил ее саму, он полюбил образ, мечту, которую она воплощала (слайд 5). Так состоялось их знакомство. В 1896 году Надежда Забела вышла замуж за Михаила Врубеля, оставившего ряд ее портретов. Вместе они прожили всю оставшуюся жизнь. Врубель был счастлив в браке, его популярность росла как на дрожжах (слайд 6).

Музыку Н. А. Римского-Корсакова (слайд 7) Врубель оценил еще в студенческие годы, когда для академического вечера сделал несколько композиций для зрительного сопровождения симфонической картины композитора на тему былины «Садко». Но основательное знакомство с оперным, симфоническим и романсово-камерным творчеством музыканта произошло только в самом конце 1890-х годов, когда жена художника стала исполнительницей партий в операх композитора.

Что касается Николая Римского-Корсакова, то он впервые услышал Забелу-Врубель в 1897 году в партии Царевны Волховы в премьерном спектакле его оперы «Садко» (слайд 8). «Можно себе представить, как я волновалась, выступая при авторе в такой трудной партии. Однако опасения оказались преувеличенными. После второй картины я познакомилась с Николаем Андреевичем и получила от него полное одобрение». Композитор был очарован голосом Надежды, её одухотворённостью на сцене и музыкальностью.

Она была любимой певицей Римского-Корсакова, писавшего для нее партии сопрано во всех своих операх, начиная с “Царской невесты”.

Так началось творческое содружество композитора, певицы и художника. Римский-Корсаков создает для Забелы-Врубель один шедевр за другим (слайд 9): появляются «Вера Шелога», «Кощей Бессмертный», «Сон в летнюю ночь», «Нимфа»... Вскоре Надежду стали называть «корсаковской певицей» и утверждать, что на сцене видели не её, а её волшебных героинь: чистейшую Царевну-Лебедь; Снегурочку, дочь Весны и Мороза; Морскую царевну; Марфу, и в смерти преданную своему Ванюше, и многих других... Римский-Корсаков преображался, когда речь заходила об искусстве певицы, и сокрушался о том, что «наступит время, когда она перестанет петь и унесёт с собой секрет этих чудесных звуков».

Премьера музыкальной драмы «Сказка о царе Салтане» (слайд 10) состоялась в Частной опере С.И. Мамонтова 21 декабря 1900 года. Михаил Врубель выступил художником-постановщиком премьерного показа оперы. Очарованный сказкой, музыкой и образом героини, в 1900 году Врубель пишет «Царевну Лебедь» (слайд 11). Критики писали, что сценический облик Забелы был таким же, как на картине: «Её Царевна-Лебедь – это видение, созданное народной фантазией. Одухотворите эти кристально чистые звуки светлым чувством и весенней девичьей нежностью – и вы, быть может, услышите и увидите ту Царевну-Лебедь, какой была Забела и какой впоследствии эта Царевна не была уже ни у одной из исполнительниц».

Михаил Врубель создавал эскизы для декораций и костюмов для спектакля, где партию Царевны-Лебеди пела его жена, первая исполнительница этой партии. Любопытно свидетельство самой Забелы: «Салтана» он обожал (слайд 12). Тут опять оркестр, опять новое море, в котором казалось мне, Михаил Александрович впервые нашел свои перламутровые краски». Музыка пробуждала в художнике фантазию, обогащала его картины новыми красками.

Врубель писал много портретов жены, которые стали одной из важных страниц его творчества. Художник выступал оформителем почти всех спектаклей жены, сам придумывал ей костюмы и грим, сам одевал ее перед спектаклем, присутствовал на всех ее выступлениях и был рад огромному успеху жены. Врубель был очень привязан к жене и умел поэтизировать недостатки ее внешности. По словам сестры Забелы он “часто преувеличивал именно ее недостатки, так как они особенно нравились ему”. Врубель видел в жене нечто ангельское, это легко заметить по ее “Портрету на фоне березок” (1904) (слайд 13).

Интерес Врубеля к Римскому-Корсакову и, наоборот, Римского Корсакова к Врубелю был взаимным. Каждый из них находил в творчестве друг друга нечто близкое для себя. Совсем не случайно друзья художника картину "Утро" (слайд 14) по свежести и чистоте колорита сравнивали с музыкой "Снегурочки" (слайд 15). Даже недоброжелательная к Врубелю критика была вынуждена признать, что он сказал новое слово в декорациях к «Салтану».

Врубель ощущал близость сказочно-поэтического колорита музыки Римского-Корсакова, ее прихотливую нарядность, узорчатую ритмическую орнаментальность – музыкальную декоративность, подчиненную строгой мелодической гармонии и композиторскому мастерству.

А что Римский-Корсаков? В письме к Забеле он сообщает: "Мне кажется, что "Богатырь" значительно удаляется от загадочного направления и мне он нравится". Еще одно высказывание композитора интересно, прежде всего, очень верным пониманием живописи Врубеля (слайд 16).

Из дневника Римского-Корсакова за 14 апреля 1900 года: «Произведения Миши мне теперь больше нравятся, особенно Царевна - Лебедь. Я нахожу в этом силу и красоту».

Сам же Римский-Корсаков исповедовал не «силу и красоту», а «правду и красоту». Отсюда возникает существенная разница в их взглядах на искусство.
Это обнаруживается в дружеской переписке между ними.
Они высказывают слова взаимного уважения, констатируют близость эстетических позиций. 8 мая 1898 года Врубель выражает композитору свою признательность: "...Благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду".

В искусстве серебряного века Врубель сыграл огромную роль. В своем творчеством он отразил как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений. Характеризуя художника и его творчество, К. Петров-Водкин писал: “Врубель был нашей эпохой” (слайд 17).

Врубель был умным и глубоким человеком, прекрасно знал классическое искусство и литературу, иностранные языки. Он был открытым и легким в общении, но весь состоял из парадоксов. Несмотря на легкомысленное богемное существование, Врубель очень серьезно относился к своему творчеству, и в то же время, при всем серьезном и ревнивом отношении к своим произведениям в процессе работы, он легко расставался с ними тогда, когда они уже были готовы.

Смерть Врубеля привела к всплеску его популярности. Он был торжественно похоронен Академией художеств. Речь над его могилой произнес А. Блок. А известный историк искусства. А. Бенуа в своей статье, опубликованной в день похорон, писал: “Жизнь Врубеля … дивная патетическая история, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения … будут оглядываться на последние десятки XIX века как на “эпоху Врубеля”.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: