Процессуальные теорий мотиваций.




Удовлетворенность трудом – эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется.

Внешние мотивационные факторы:

1. Факторы давления – рекомендации, советы, указания со стороны других людей, коллег. Требования объективного характера (материальное положение семьи), индивидуальные объективные состояния;

2. Факторы притяжения отталкивания – непосредственное окружение человека (обыденные эталоны социального преуспевания);

3. Факторы инерции – стереотипы социальных ролей, привычные занятия, те, которые увлекли в школе.

Внутренние мотивационные факторы:

1. Собственные мотивационные факторы профессии;

2. Условия труда – физические, территориально – географические, климатические, организационные условия, оценка труда (субъективная и объективная), социальные условия, возможности последующего трудоустройства, надежность положения работника, свободный или ограниченный режим

3. Возможности реализации внепрофессиональных целей – общественная работа, дополнительные виды деятельности, которые принесут материальное благополучие, возможность отдыха или развлечения, психическое развития и самосохранения.

Выделяют три наиболее существенных параметра удовлетворенности трудом:

1. Удовлетворенность как эмоциональная реакция на сложившуюся ситуацию

2. Соответствие результатов труда и ожидания работников, оценки его труда;руководством и его коллегами, их субъективные реакции;

3. Как проявление в труде других установок человека;

Конкретные факторы удовлетворенности трудом: собственная работа (социальный статус и т.д.), оплата (прямые вознаграждение), продвижение по службе, уровень вознаграждений, руководство (ценность межличностных отношении: 1.Ориентация руководителя на сотрудника и заинтересованность в его благополучии, 2.Вовлеченность работника в принятии важных решении в организации), процесс производственной деятельности в организации и общие ценности, условия работы.

 

Лекция №2. 27.01.2015.

Удовлетворенность труду – эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется.

Проблема удовлетворенности трудом и смысл труда.

Замфир К. – исследователь: Пример бессмысленности труда: яма. Важную роль играет общественная полезность труда, которая предполагает осознание своего труда как источника благосостояния общества, а не только как средство собственного обогащения.

Оно связано с проблемой миссий своей профессий, своей фирмы, осознания качества своего труда.

Все большую роль играет бережное отношение к окружающей среде (экологические аспекты труда).

Замфир предлагает систему оценки удовлетворенности трудом в соответствий с его содержанием:

1. Общие условия;

2. Физические условия труда (безопасность труда, эстетика места работы, шум, температура, вибрация и т.д.);

3. Содержание труда (разнообразие и монотонность, сложность труда, необходимость решения сложных и интересных проблем, общие способности): 1. Общие (способности к познанию); 2. Специальные (специальные виды деятельности – управленческие, педагогических, художественных и т.д.)

4. Отношения между людьми в труде (отношение с коллективом и руководителем);

5. Организационные рамки труда (состояние общественного мнения, социально – психологически климат);

Мельникова Н.Н. Функциональная структура удовлетворенности трудом:

1. Объективная ситуация трудовой деятельности: особенности профессий, организационные факторы, социально – демографические факторы (какие слои задействованы, пол, какой труд – квалифицированный или нет, и т.д.);

2. Система субъективного оценивания: отношения к труду и месту в жизни, карьерные ориентации – карьера вверх и карьера вглубь, индивидуальные потребности и их удовлетворение, социальные установки и стереотипы;

3. Интрапсихическое (внутренние субъективные параметры) содержание удовлетворенности трудом: психологические защиты личности (проекция и т.д.), общее психическое благополучие, доминирующее состояние (утомление, возбуждение и т.д.), эмоциональные состояние (настроение, стресс, апатия, депрессия и т.д.);

4. Координирующие действия: стратегий адаптивного поведения, знание о своих профессиональных возможностях, профессиональная самооценка, профессиональные цели и планы;

Макс Аргаил выделяет основные проявления неудовлетворенности трудом:

1. Уход, увольнение, поиск новой работы;

2. Выражение протеста;

3. Нелояльность (нетерпеливое перенесение трудностей);

4. Пренебрежение работой (опоздания, прогулы, низкая производительность труда);

Склонность к безделью отмечается у двух основных групп людей:

1. Занимающиеся неквалифицированным физическим трудом;

2. Владельцы частной собственности;

Безработицу можно рассматривать как показатель неудачи, социальное клеймо, как социальное отклонение.

Теория Тейлора (теорий мотивации) – 1956 – 1915. Книги – «Основы научного управления предприятием», «Управление фабрикой»;

Основные принципы управления по Тейлору:

1. Увеличение комфорта и благосостояния человечества является главной целью производства;

2. Предприниматели должны нести ответственность за соблюдение интересов всего общества, а не только их частного капитала;

3. Рациональная организация производства необходима для получения максимальной прибыли и возможности выстоять в конкурентной борьбе;

4. Рядовой рабочий изначально ленив, невежествен, пассивен; 1. Строгая регламентация всего рабочего времени; 2.Отработка приемов каждой операций; 3.Введение поточных линий и конвейеров, чтобы задавать темп движение и ритм рабочего;

5. Сочетание материально заинтересованности и разумного эгоизма;

6. Непрерывный контроль над работой конкретного исполнителя (институт надсмотрщиков);

7. Оперативный контроль над работой цехов;

Одним из первых начал использовать психологические тесты при приеме на работу, поставил вопрос о связи технологического процесса с деятельности и психикой людей.

Гарингтон Эмерсон – 1853 – 1931. Инженер, работал в США. Книга – 12 принципов производительности.

Истинная производительность труда всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях.

Ввел письменные стандартные инструкции в отделах организации.

Вознаграждение за производительность;

Содержательные теории мотиваций:

Иерархия потребностей по А. Маслоу:

1. Физиологические потребности (пища, вода, жилье, одежда, воспроизводство рода и т.д.);

2. Потребность в безопасности (защита от болезней, преступности, от врагов и т.д.);

3. Социальные потребности (дружба, любовь, взаимопонимание и т.д.);

4. Потребность в уважении (самоуважение, общественное положение и т.д.);

5. Потребность в саморазвитии (духовный рост, самосовершенствование и т.д.); Метапотребность – потребность в самоактуализаций.

С последней потребностью, по мнению Масолу, человек рождается.

 

Лекция№3. 03.02.2015.

Содержательные теорий мотивации:

1. Рост (самовыражение, власть, уважение); Потребность в самоактуализаций, стремление к развитию, самосовершенствование;

2. Связь (принадлежность к социальной группе, любовь); Социальные потребности; Потребности, показывающие, что человеку необходима семья, друзья, коллеги т.д. Групповая безопасность.

3. Существование (физиологические потребности, безопасность); За исключением групповой безопасности;

Теория ERG К.Альдерфер. В отличие от Маслоу, таких потребностей, он считает, должно быть три.

 

Теория мотиваций Д. Маклеланда: Людям присуще три потребности.

Потребности низших уровней (как правило удовлетворены):

1. Власть;

2. Успех;

3. Социальные потребности;

Эти потребности влияют на поведение человека, заставляя предпринимать серьезные усилия и действия для удовлетворения поставленных целей и задач.

Людей с высокой мотивацией власти он делит на две группы:

1. Те, которые стремятся к власти ради властвования; Эгоистический и тщеславный вариант

2. Стремятся к власти ради решения групповых задач; Институциональная власть, направленная на деятельность;

Он считал, что эту потребность необходимо внедрять в руководителей. Если до 43 лет человеку не дали руководящей должности, что после он плохо с ней справляется. У человека уже прорабатывается подчинительская и исполнительская привычка.

Существуют взаимовлияния потребностей.

Теория мотивации Ф.Герцберга: Удовлетворение потребностей не усиливает мотивацию к труду.

Мотивационно-гигиеническая

Гигиенические факторы (факторы здоровья)

1. Непосредственное руководство/ контроль;

2. Условия работы;

3. Межличностные взаимоотношения;

4. Зарплата и надежность работы;

5. Политика компании;

6. Статус

Удовлетворенность или неудовлетворенность являются двумя полюсами, между которыми находятся состояние и настроение человека.

Мотивирующие факторы (удовлетворители):

1. Достижение цели:

2. Признание;

3. Работа сама по себе (содержание работы);

4. Ответственность;

5. Совершенствование и рост;

6. Продвижение по службе;

7. Заработок;

8. Межличностные отношения;

9. Техническое руководство;

10. Политика компаний;

11. Условия труда;

12. Гарантия работы (уверенность в завтрашнем дне);

Отсутствие удовлетворенности и удовлетворенность работой являются двумя полюсами, между которыми

Считал, что гигиенические факторы не мотивирует человека на усиленную работу.

Среди всех факторов удовлетворенности труду, автор выделил факторы первого и второго уровня:

1 уровень – удовлетворенность

2 уровень – неудовлетворенность

Мотивация и сущность человека – книга 1956 года, описывающие факторы

Противоположностью удовлетворения является не неудовлетворение, а его отсутствие.

Удовлетворение одних потребностей приводит только к снятию неудовлетворенности трудом, тогда как неудовлетворение других к росту удовлетворенности трудом.

Полное удовлетворение от работы можно получить по Герцбергу, только когда достигается поставленная цель и работник получает признание.

Такие факторы он называл мотиваторами или стимуляторами, не видя разницу между ними. Удовлетворенность трудом появляется тогда, когда появляется положительная мотивация к работе, а это возможно только при выполнений ответственной и интересной работы.

Мотиваторы – движут человека изнутри, определяют человека на уровне психики. Стимуляторы – это внешние факторы, используемые в организациях – отношение руководства, признание коллегами, похвала.

Элтон Мейо – выдающий социальный психолог.

Его теория человеческих отношений (знаменитые Хотторнские эксперименты):

6 открытий:

1. Важность процесса общения в производственных условиях; Предложил – сделать перерыв для всех работников в одно время, поставить станки полукругом, чтоб работники могли видеть друг друга, ввел в штат медиков, для опроса работников;

2. Значимость внимания к рядовому работнику со стороны администрации и исследователей;

3. Наличие у людей особого чувства социобильности (потребности к принадлежности к группе);

4. Существование формальных и неформальных групп;

5. Значение неформальных групп;

6. Существует внутригрупповая мораль и внутригрупповые нормы взаимоотношений и поведения; (не делай слишком много или слишком мало, как пример)

Теория мотиваций, Дуглас Макгрегор. Двухфакторная модель, в которой были представлены теорий Х и теорий У:

X- имеет прямое отношение к экономическому человеку;

У – имеет отношение к социальному человеку;

Теория Х – включает в себя такие положения, что средний работник не любит трудиться, уклонение от работы, избегание инициативы, работников необходимо принуждать к работе.

Теория Y – 1. Физический или умственный труд столь же естественны, как игра или отдых; 2. Внешний контроль и угроза наказания не являются определяющими в трудовой активности человека; 3. Достижение цели уже само по себе является внутренней наградой; 4. Можно создать условия, когда средний человек будет стремиться к ответственности; 5. Изобретательность среднего рабочего способна перехитрить любую систему контроля администраций; 6. Традиционные методы управления подавляют интеллектуальные возможности обычного человека;

Теория мотиваций Дж. Аткинсона. Поведение работника заключается в результате взаимодействия индивидуальных качеств личности и ситуаций, ее восприятия. Каждый человек стремится к успеху, избегает неудач и имеет два этих разнонаправленных мотива –мотив успеха и мотив избегания неудачи.

Чем выше вероятность успеха, тем ниже его привлекательность. Люди в большей мере ориентированные на успех предпочитают задания средней сложности, но есть работники, идущие ради высокой привлекательности возможного достижения цели на неудачу.

Процессуальные теорий мотиваций.

 

Теория ожидания Врума В.:

Теория ожидания изучает и описывает взаимодействия трех блоков – Усилия, Исполнения, Результата.

 

Ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты [X] Ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение [X] Ожидаемая ценность вознаграждения [=] Мотивация.

 

Теория постановки целей Локка Э.

Осознание окружения с учетом эмоционального состояния àОпределение цели, задающей направление и интенсивность действий àОсуществление действийàУдовлетворенность результатом.

Внутренние (оценка человеком результатов труда и т.д.) и внешние процессы влияют на удовлетворенность или неудовлетворенность человека трудом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: