Удовлетворенность трудом – эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется.
Внешние мотивационные факторы:
1. Факторы давления – рекомендации, советы, указания со стороны других людей, коллег. Требования объективного характера (материальное положение семьи), индивидуальные объективные состояния;
2. Факторы притяжения отталкивания – непосредственное окружение человека (обыденные эталоны социального преуспевания);
3. Факторы инерции – стереотипы социальных ролей, привычные занятия, те, которые увлекли в школе.
Внутренние мотивационные факторы:
1. Собственные мотивационные факторы профессии;
2. Условия труда – физические, территориально – географические, климатические, организационные условия, оценка труда (субъективная и объективная), социальные условия, возможности последующего трудоустройства, надежность положения работника, свободный или ограниченный режим
3. Возможности реализации внепрофессиональных целей – общественная работа, дополнительные виды деятельности, которые принесут материальное благополучие, возможность отдыха или развлечения, психическое развития и самосохранения.
Выделяют три наиболее существенных параметра удовлетворенности трудом:
1. Удовлетворенность как эмоциональная реакция на сложившуюся ситуацию
2. Соответствие результатов труда и ожидания работников, оценки его труда;руководством и его коллегами, их субъективные реакции;
3. Как проявление в труде других установок человека;
Конкретные факторы удовлетворенности трудом: собственная работа (социальный статус и т.д.), оплата (прямые вознаграждение), продвижение по службе, уровень вознаграждений, руководство (ценность межличностных отношении: 1.Ориентация руководителя на сотрудника и заинтересованность в его благополучии, 2.Вовлеченность работника в принятии важных решении в организации), процесс производственной деятельности в организации и общие ценности, условия работы.
Лекция №2. 27.01.2015.
Удовлетворенность труду – эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется.
Проблема удовлетворенности трудом и смысл труда.
Замфир К. – исследователь: Пример бессмысленности труда: яма. Важную роль играет общественная полезность труда, которая предполагает осознание своего труда как источника благосостояния общества, а не только как средство собственного обогащения.
Оно связано с проблемой миссий своей профессий, своей фирмы, осознания качества своего труда.
Все большую роль играет бережное отношение к окружающей среде (экологические аспекты труда).
Замфир предлагает систему оценки удовлетворенности трудом в соответствий с его содержанием:
1. Общие условия;
2. Физические условия труда (безопасность труда, эстетика места работы, шум, температура, вибрация и т.д.);
3. Содержание труда (разнообразие и монотонность, сложность труда, необходимость решения сложных и интересных проблем, общие способности): 1. Общие (способности к познанию); 2. Специальные (специальные виды деятельности – управленческие, педагогических, художественных и т.д.)
4. Отношения между людьми в труде (отношение с коллективом и руководителем);
5. Организационные рамки труда (состояние общественного мнения, социально – психологически климат);
Мельникова Н.Н. Функциональная структура удовлетворенности трудом:
1. Объективная ситуация трудовой деятельности: особенности профессий, организационные факторы, социально – демографические факторы (какие слои задействованы, пол, какой труд – квалифицированный или нет, и т.д.);
2. Система субъективного оценивания: отношения к труду и месту в жизни, карьерные ориентации – карьера вверх и карьера вглубь, индивидуальные потребности и их удовлетворение, социальные установки и стереотипы;
3. Интрапсихическое (внутренние субъективные параметры) содержание удовлетворенности трудом: психологические защиты личности (проекция и т.д.), общее психическое благополучие, доминирующее состояние (утомление, возбуждение и т.д.), эмоциональные состояние (настроение, стресс, апатия, депрессия и т.д.);
4. Координирующие действия: стратегий адаптивного поведения, знание о своих профессиональных возможностях, профессиональная самооценка, профессиональные цели и планы;
Макс Аргаил выделяет основные проявления неудовлетворенности трудом:
1. Уход, увольнение, поиск новой работы;
2. Выражение протеста;
3. Нелояльность (нетерпеливое перенесение трудностей);
4. Пренебрежение работой (опоздания, прогулы, низкая производительность труда);
Склонность к безделью отмечается у двух основных групп людей:
1. Занимающиеся неквалифицированным физическим трудом;
2. Владельцы частной собственности;
Безработицу можно рассматривать как показатель неудачи, социальное клеймо, как социальное отклонение.
Теория Тейлора (теорий мотивации) – 1956 – 1915. Книги – «Основы научного управления предприятием», «Управление фабрикой»;
Основные принципы управления по Тейлору:
1. Увеличение комфорта и благосостояния человечества является главной целью производства;
2. Предприниматели должны нести ответственность за соблюдение интересов всего общества, а не только их частного капитала;
3. Рациональная организация производства необходима для получения максимальной прибыли и возможности выстоять в конкурентной борьбе;
4. Рядовой рабочий изначально ленив, невежествен, пассивен; 1. Строгая регламентация всего рабочего времени; 2.Отработка приемов каждой операций; 3.Введение поточных линий и конвейеров, чтобы задавать темп движение и ритм рабочего;
5. Сочетание материально заинтересованности и разумного эгоизма;
6. Непрерывный контроль над работой конкретного исполнителя (институт надсмотрщиков);
7. Оперативный контроль над работой цехов;
Одним из первых начал использовать психологические тесты при приеме на работу, поставил вопрос о связи технологического процесса с деятельности и психикой людей.
Гарингтон Эмерсон – 1853 – 1931. Инженер, работал в США. Книга – 12 принципов производительности.
Истинная производительность труда всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях.
Ввел письменные стандартные инструкции в отделах организации.
Вознаграждение за производительность;
Содержательные теории мотиваций:
Иерархия потребностей по А. Маслоу:
1. Физиологические потребности (пища, вода, жилье, одежда, воспроизводство рода и т.д.);
2. Потребность в безопасности (защита от болезней, преступности, от врагов и т.д.);
3. Социальные потребности (дружба, любовь, взаимопонимание и т.д.);
4. Потребность в уважении (самоуважение, общественное положение и т.д.);
5. Потребность в саморазвитии (духовный рост, самосовершенствование и т.д.); Метапотребность – потребность в самоактуализаций.
С последней потребностью, по мнению Масолу, человек рождается.
Лекция№3. 03.02.2015.
Содержательные теорий мотивации:
1. Рост (самовыражение, власть, уважение); Потребность в самоактуализаций, стремление к развитию, самосовершенствование;
2. Связь (принадлежность к социальной группе, любовь); Социальные потребности; Потребности, показывающие, что человеку необходима семья, друзья, коллеги т.д. Групповая безопасность.
3. Существование (физиологические потребности, безопасность); За исключением групповой безопасности;
Теория ERG К.Альдерфер. В отличие от Маслоу, таких потребностей, он считает, должно быть три.
Теория мотиваций Д. Маклеланда: Людям присуще три потребности.
Потребности низших уровней (как правило удовлетворены):
1. Власть;
2. Успех;
3. Социальные потребности;
Эти потребности влияют на поведение человека, заставляя предпринимать серьезные усилия и действия для удовлетворения поставленных целей и задач.
Людей с высокой мотивацией власти он делит на две группы:
1. Те, которые стремятся к власти ради властвования; Эгоистический и тщеславный вариант
2. Стремятся к власти ради решения групповых задач; Институциональная власть, направленная на деятельность;
Он считал, что эту потребность необходимо внедрять в руководителей. Если до 43 лет человеку не дали руководящей должности, что после он плохо с ней справляется. У человека уже прорабатывается подчинительская и исполнительская привычка.
Существуют взаимовлияния потребностей.
Теория мотивации Ф.Герцберга: Удовлетворение потребностей не усиливает мотивацию к труду.
Мотивационно-гигиеническая
Гигиенические факторы (факторы здоровья)
1. Непосредственное руководство/ контроль;
2. Условия работы;
3. Межличностные взаимоотношения;
4. Зарплата и надежность работы;
5. Политика компании;
6. Статус
Удовлетворенность или неудовлетворенность являются двумя полюсами, между которыми находятся состояние и настроение человека.
Мотивирующие факторы (удовлетворители):
1. Достижение цели:
2. Признание;
3. Работа сама по себе (содержание работы);
4. Ответственность;
5. Совершенствование и рост;
6. Продвижение по службе;
7. Заработок;
8. Межличностные отношения;
9. Техническое руководство;
10. Политика компаний;
11. Условия труда;
12. Гарантия работы (уверенность в завтрашнем дне);
Отсутствие удовлетворенности и удовлетворенность работой являются двумя полюсами, между которыми
Считал, что гигиенические факторы не мотивирует человека на усиленную работу.
Среди всех факторов удовлетворенности труду, автор выделил факторы первого и второго уровня:
1 уровень – удовлетворенность
2 уровень – неудовлетворенность
Мотивация и сущность человека – книга 1956 года, описывающие факторы
Противоположностью удовлетворения является не неудовлетворение, а его отсутствие.
Удовлетворение одних потребностей приводит только к снятию неудовлетворенности трудом, тогда как неудовлетворение других к росту удовлетворенности трудом.
Полное удовлетворение от работы можно получить по Герцбергу, только когда достигается поставленная цель и работник получает признание.
Такие факторы он называл мотиваторами или стимуляторами, не видя разницу между ними. Удовлетворенность трудом появляется тогда, когда появляется положительная мотивация к работе, а это возможно только при выполнений ответственной и интересной работы.
Мотиваторы – движут человека изнутри, определяют человека на уровне психики. Стимуляторы – это внешние факторы, используемые в организациях – отношение руководства, признание коллегами, похвала.
Элтон Мейо – выдающий социальный психолог.
Его теория человеческих отношений (знаменитые Хотторнские эксперименты):
6 открытий:
1. Важность процесса общения в производственных условиях; Предложил – сделать перерыв для всех работников в одно время, поставить станки полукругом, чтоб работники могли видеть друг друга, ввел в штат медиков, для опроса работников;
2. Значимость внимания к рядовому работнику со стороны администрации и исследователей;
3. Наличие у людей особого чувства социобильности (потребности к принадлежности к группе);
4. Существование формальных и неформальных групп;
5. Значение неформальных групп;
6. Существует внутригрупповая мораль и внутригрупповые нормы взаимоотношений и поведения; (не делай слишком много или слишком мало, как пример)
Теория мотиваций, Дуглас Макгрегор. Двухфакторная модель, в которой были представлены теорий Х и теорий У:
X- имеет прямое отношение к экономическому человеку;
У – имеет отношение к социальному человеку;
Теория Х – включает в себя такие положения, что средний работник не любит трудиться, уклонение от работы, избегание инициативы, работников необходимо принуждать к работе.
Теория Y – 1. Физический или умственный труд столь же естественны, как игра или отдых; 2. Внешний контроль и угроза наказания не являются определяющими в трудовой активности человека; 3. Достижение цели уже само по себе является внутренней наградой; 4. Можно создать условия, когда средний человек будет стремиться к ответственности; 5. Изобретательность среднего рабочего способна перехитрить любую систему контроля администраций; 6. Традиционные методы управления подавляют интеллектуальные возможности обычного человека;
Теория мотиваций Дж. Аткинсона. Поведение работника заключается в результате взаимодействия индивидуальных качеств личности и ситуаций, ее восприятия. Каждый человек стремится к успеху, избегает неудач и имеет два этих разнонаправленных мотива –мотив успеха и мотив избегания неудачи.
Чем выше вероятность успеха, тем ниже его привлекательность. Люди в большей мере ориентированные на успех предпочитают задания средней сложности, но есть работники, идущие ради высокой привлекательности возможного достижения цели на неудачу.
Процессуальные теорий мотиваций.
Теория ожидания Врума В.:
Теория ожидания изучает и описывает взаимодействия трех блоков – Усилия, Исполнения, Результата.
Ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты [X] Ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение [X] Ожидаемая ценность вознаграждения [=] Мотивация.
Теория постановки целей Локка Э.
Осознание окружения с учетом эмоционального состояния àОпределение цели, задающей направление и интенсивность действий àОсуществление действийàУдовлетворенность результатом.
Внутренние (оценка человеком результатов труда и т.д.) и внешние процессы влияют на удовлетворенность или неудовлетворенность человека трудом.