Экономика и управление иннвационными проектами (магистры)
Модуль 1 «Концепция, методы и технологии управления инновациями. Внешняя среда проекта»
Темы для написания рефератов
1.1. Становление экономической теории. Макро- и микроэкономика.
1.2. Этапы становления рыночной экономики.
1.3. Развитие экономических научных школ МВТУ/МГТУ им. Н.Э.Баумана.
1.4. Субъекты и объекты рыночной экономики. Кругооборот ресурсов.
1.5. Инфраструктура рынка. Факторы производства.
1.6. Научно-технический прогресс и инновационные процессы. Цикличность развития экономики.
1.7. Технологические уклады мировой экономики. Концепция длинных волн (K-waves) Н.Д. Кондратьева.
1.8. Определение и классификация инноваций. Прорывные и подрывные инновации.
1.9.Проект как объект управления.
1.10. Классификация и характеристики проектов.
1.11. Инвестиционные проекты.
1.12. Научно-исследовательские и инновационные проекты.
1.13. Организационные проекты.
1.14. Экономические проекты.
1.15. Социальные проекты.
1.16. Жизненный цикл инновации.
1.17. Жизненный цикл и фазы инновационного проекта.
1.18. Методы управления инновационными проектами.
1.19. Модели и методы планирования сроков, ресурсов, затрат при реализации инновационного проекта.
1.20. Товарное производство и его типы. Товар и его свойства.
1.21. Закон и формирование спроса. Закон и формирование предложения. Рыночная конкуренция.
1.22. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Классификация предприятий.
1.23. Макроэкономические факторы внешней среды предприятия.
1.24. Основные макроэкономические показатели и их роль в оценке инновационных проектов.
1.25. Изучение рынков и внешней среды предприятия. Сущность, принципы и функции маркетинга. Эволюция концепций маркетинга.
1.26. Основы маркетинга инноваций. Понятие рынка и его классификация. Рынок и конкурентность продукции.
1.27. Исследование поведения промышленных покупателей. Сегментирование рынка. Позиционирование.
1.28. Процесс покупки товара производственного назначения. Измерение реакции промышленных покупателей и система маркетинговых исследований.
1.29. Организация маркетинговой деятельности на промышленном предприятии.
1.30. Управление маркетингом. Анализ внешней и внутренней среды предприятия. Анализ конкурентоспособности предприятия и продукции.
1.31. Выбор и обоснование маркетинговой стратегии предприятия. Комплекс маркетинга промышленного предприятия.
Модуль 2 «Основы проектного менеджмента. Внутренняя среда проекта»
Темы для написания рефератов
2.1. Системная концепция организации деятельности предприятия и проектов. Понятие элементов материального производства.
2.2. Производственная структура предприятия. Типы производства и основные факторы развития производственных структур предприятия.
2.3. Формы и принципы организации производственных процессов. Виды движения деталей по операциям. Сложный производственный процесс.
2.4. Модели и методы выбора решений в системе управления производственной системой и проектами.
2.5. Применение экономико-математических методов и ЭВМ в процессе принятия решений.
2.6. Моделирование в процессе разработки управленческих решений. Целевая ориентация управленческих решений.
2.7. Методология принятия управленческих решений.
2.8. Информационная поддержка процесса принятия управленческого решения.
2.9. Хозяйственные средства и их содержание. Основные и оборотные средства предприятия – внеоборотные и оборотные активы.
2.10. Нематериальные активы, их роль в обеспечении производства.
2.11. Основные средства: содержание, структура; виды износа, модернизация, ремонт и замена; оценка стоимости; суть и методы амортизации, их особенности в производстве; использование амортизационных отчислений, их роль в обеспечении роста производства и формировании денежного потока предприятия.
2.12. Определение потребности в основных средствах. Показатели использования.
2.13. Специализация и кооперация в производстве, влияние на показатели использования основных средств.
2.14. Источники финансирования при создании и воспроизводстве основных средств.
2.15. Роль оборотных средств в процессе производства и реализации продукции.
2.16. Состав и структура оборотных средств. Определение потребности в оборотных средствах.
2.17. Показатели и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств в производстве. Источники формирования оборотных средств.
2.18. Формирование баланса хозяйственных средств – результат проведения хозяйственных операций.
2.19. Собственный и заемный капитал как источники формирования хозяйственных средств. Основное уравнение баланса как отражение соответствия между активами и источниками финансирования при их создании.
2.20. Формирование сметы затрат на производство и особенности включения в текущие издержки различных видов затрат производства – на подготовку производства, на НИОКР, на услуги посредников и сторонних организаций.
2.21. Переменные и постоянные издержки краткосрочного периода.
2.22. Различные методы оценки использованных ресурсов и остатков запасов на конец периода; их влияние на финансовые результаты хозяйственной деятельности.
2.23. Учет остатков незавершенного производства и готовой продукции при определении суммарных текущих издержек.
2.24. Прямые и косвенные издержки. Группирование издержек по статьям калькуляции. Плановые и фактические калькуляции. Различные виды косвенных издержек и их распределение по видам продукции в многономенклатурном производстве.
2.25. Переменные и постоянные издержки в себестоимости единицы продукции.
2.26. Классификация и виды цен. Различные подходы к формированию цены производителя. Цена по затратам и цена безразличия, их роль и методы определения.
2.27. Цена и рынок. Использование метода целевых издержек для обеспечения конкурентоспособности продукции.
2.28. Затраты на проведение научно-исследовательских и проектных работ и их влияние на формирование цены производителя.
2.29. Специализация и кооперирование производства. Формы интеграции предприятий.
2.30. Окружение инновационного проекта.
2.31. Разработка графика реализации инновационного проекта (сетевой и ленточный график).
2.32. Виды затрат и методы их прогнозирования при реализации проекта.
2.33. Выбор источников финансирования проекта.