Формы и методы работы с талантливой молодежью за рубежом




Широко практикуется система конкурсов, стипендий и грантов, но с определенной спецификой. Наиболее успешные ученики и студенты получают значительную финансовую поддержку. Например, выходцы из самых бедных американских семей могут добиться полного бесплатного обеспечения обучения. В Германии функцию проведения конкурсов, выдачи премий и реализации проектов государство передает общественным организациям, соблюдая принцип субсидарности. Эксперты отмечают студенческий спорт в США, где создана система отбора, поддержки и профессионального сопровождения подающих надежды студентов-спортсменов.

В системе высшего образования практикуется тьюторская система. Студент может сам себе выбрать курсы, которые он посещает. В свою очередь профессор выбирает учеников среди слушателей и затем индивидуально с ними занимается.

Особого внимания заслуживает система сопровождения талантливой молодежи после окончания университета. В западных странах следят за успехами человека и его ведут в течение 5-10 лет после окончания университета. Практикуются программы обмена, работа в институтах высших исследований, чтобы зафиксировать успех тех, кто в университете себя хорошо проявил.

При университетах существует система консалтинговых агентств, которые помогают ориентироваться на рынке труда и определении жизненной стратегии. Работают Центры развития карьеры. Для выпускных курсов студентов устраиваются ярмарки вакансий, корпоративные мероприятия. С их помощью успешно решаются вопросы трудоустройства молодых специалистов

На базе университетов работает развитая сеть различных студенческих политических и общественных организаций. Они структурированы и имеют возможность развивать свою деятельность в стенах ВУЗа. В них талантливые молодые деятели могут начать себя реализовывать как молодежные лидеры, начинающие общественные и политические деятели.

Следует отметить, что иногда формы и методы поддержки и развития талантливой молодёжи, признанные в одних странах неудачными, в других активно внедряются. Так, например, Республики Казахстан и Узбекистан создали систему специальных учебных заведений для одаренных школьников, хотя в Европе, Израиле и США это направление в настоящее время не считается перспективным, так как при его реализации увеличивается дистанция между одаренными детьми и их сверстниками, усложняется процесс адаптации одаренных молодых людей к реальным жизненным условиям. Таким образом, существует и определённая специфика в различных странах.

 

Опыт США

Одаренные, талантливые люди своеобразны, требуют индивидуального подхода не только в образовании, но зачастую и в общении. В связи с этой мыслью в США была разработана модель индивидуализации обучения особенно одаренных молодых людей, которая получила название «менторство »: учащийся «прикрепляется» к видному ученому в той области, которая соответствует его интересам и принимает участие как ассистент в работе научного подразделения. Предполагается также и личное общение между «ментором» и его подопечным. По наблюдениям американских специалистов такая форма очень эффективна, особенно, для одаренных девушек.

Другая широко применяемая в США стратегия «обучение мышлению » – развитие творческого мышления за счет проблематизации обучения, развития исследовательских навыков. Задача состоит в том, чтобы, во-первых, раскрепостить творческое мышление, «разрешить» думать по-новому, а, во-вторых, познавательную инициативу, выход в новые, непривычные для человека области знания.

Третья важная стратегия – развитие социальной компетенции. Часто талантливым молодым людям для того, чтобы проявить себя в полной мере, не хватает именно этой компетенции, их обходят менее способные, но умеющие производить внешний эффект на начальство, окружение и специалистов. Другой аспект состоит в том, что при низко развитой социальной компетентности одарённый человек часто испытывает психологические трудности, чувствует отчуждение и непонимание, не умеет войти в контакт и удовлетворить общечеловеческую потребность в признании и общении. Здесь наиболее общим средством развития выступают тренинги, в ходе которых одарённые молодые люди взаимодействуют с обычными людьми, обыгрывают самые острые и конфликтогенные ситуации, и при помощи тренера находят способы эффективной коммуникации.

В США поиск и специальное обучение наиболее талантливых учащихся – систематическая государственная политика. Ежегодно лучшие ученики лучших 10 школ страны принимаются президентом страны. Государственные программы выявления наиболее талантливых учеников осуществляются университетами страны совместно с другими учебными заведениями, которые, кроме выявления изучают природу одаренности, проводят мониторинг ее развития и социальной реализации талантливых людей. При выявлении и обучении талантливых с университетами сотрудничают некоторые фирмы и корпорации. Они финансируют не только исследования проблем одаренности, но и летние программы обучения для одаренных, представляют для занятий свои лаборатории.

Для поиска и идентификации талантливых и одаренных молодых людей в США широко используют модель Юлиана Стенли, разработанную в университете Дж. Хопкинса и поэтому имеющую второе название «Модель университета Дж. Хопкинса» (подробнее в Хрестоматии). В основе модели лежит простая идея: тем учащимся, которые сумели хорошо пройти тесты повышенной сложности, предоставляются:

- дополнительные образовательные возможности (летние и дистанционные курсы со сложной программой);

- возможности взаимодействовать с талантливыми сверстниками (в рамках дополнительных занятия, совместного проживания на летних курсах и т.д.).

Для международной работы был организован Центр талантливой молодежи (www.Cogito.org). Талантливые молодые люди разных возрастов, отобранные с помощью тестов из более чем 80 стран участвуют в летних и дистанционных курсах этого центра. Этот центр разработал сайт для талантливой молодежи в области математики и естественных наук. Цель сайта – связывать учащихся друг с другом, с программами и учеными. Т.е. возможности Центра все более доступны для талантливых молодых людей, где бы они ни жили.

Модель института Дж.Хопкинса, разработанная Ю.Стенли, успешно распространилась по миру. Эта модель больше не является экспериментальной; её результаты считаются научно доказанными, и сейчас она обслуживает более 1 млн. учащихся во всем мире.

 

Опыт Китая

Одной из первых стран, воспользовавшихся моделью Ю.Стенли, был Китай. После окончания культурной революции правительство обратилось к народу с призывом идентифицировать и обучать людей с высокими способностями. В 1978 г. была разработана система специальных вступительных экзаменов в университеты. В школах были организованы специальные классы для академически одарённых подростков 12-16 лет, которые подчинялись непосредственно Академии наук. При Академии наук была организована исследовательская группа по изучению талантливой и одарённой молодёжи.

В Китае сложилась хорошо развитая система подготовки одарённых учащихся от детского сада до Университета. Используются программы обогащения, ускорения, дополнительные курсы, перепрыгивания через класс. Проводится мониторинг их развития.

 

Опыт Тайваня

На Тайване после активных экспериментов в средних школах было введено дополнительное обучения для одарённых учащихся, в отведенное время им стали доступны «ресурсные комнаты» и помощь специалистов. Были разработаны программы для одаренных в области музыки, искусства и танца. Также теперь используются возможности ускоренного перехода из класса в класс. В то время как в обычных классах имеется 2 учителя на 35 учащихся, в классах для одаренных – 3 учителя на 30 учащихся.

На Тайване предлагается 8 типов ускоренного обучения, в том числе:

- уплотненное расписание;

- ускоренное обучение по одному или нескольким предметам;

- перепрыгивание класса по одному или более предметам;

- возможность для школьников посещать специальные занятия в вузах;

- выбор предмета или нескольких с более старших курсов (в вузах).

Также в 1984-м году был принят Закон о специальном образовании, который закрепил новые возможности для одарённых школьников.

 

Опыт Сингапура

В основе подхода Сингапура к обучению одаренных лежит признание центральной роли образования в успехе страны. Образовательная служба Сингапура стремится отбирать и развивать способности и таланты каждого ребенка, поскольку в сумме их способности и таланты определяют способность страны. В этом опыт Сингапура наиболее близок к советскому подходу к работе с талантливой молодёжью.

Лучшим ученикам предоставляется возможность реализовать свой потенциал; они должны стать сознательными и ответственными гражданами. Из этих соображений в 1984 году была введена Программа обучения одаренных. Было признано, что надо удовлетворять потребности одаренных, потому что без специальной помощи они могут заскучать и стать фрустрированными. Перед этим в 1979г. была принята Новая образовательная система, позволявшая каждому ученику обучаться в своем собственном темпе.

Ученые решили, что одаренные дети должны поддерживать контакты с обычными детьми, поэтому в Сингапуре принята система классов для одаренных в рамках обычных школ.

 

Опыт Японии

Япония уникальна в том смысле, что, несмотря на ее положение технологически высокоразвитой страны, обучение одаренных в ней официально не существует. Представления о развитии одаренности и таланта открыто не обсуждаются, т.к. можно подвергнуться критике за элитарность.

После II мировой войны система образования в Японии была реформирована, чтобы предоставить равные возможности всем детям. До войны официально одаренные могли досрочно поступить в средние и старшие классы; теперь этого не стало – только на основе возраста.

Но в 1990-х политика правительства изменилась в сторону индивидуализации обучения. Были введены различные формы обучения, такие как гибкие малые учебные группы и групповое обучение. Более того, университеты имеют разный статус и в разные университеты можно поступить с разными школьными оценками. Университеты Токио и Киото считаются лучшими. Школы тоже обладают разным статусом.

 

Опыт Европы

В европейских странах государство не проявляет столь ярко выраженного интереса к выявлению и обучению талантливых молодых людей как в США или Китае. Школы предоставляют широкие возможности для удовлетворения интересов и способностей детей и юношества.

В университетах большое количество учебного времени отводится самостоятельной проектно-исследовательской работе, которая призвана удовлетворить потребности молодежи в саморазвитии и самореализации. Предоставляется возможность работать не только в стенах университета, но могут оплачиваться стажировки в учебных заведениях других стран, лабораториях предприятий.

Большую роль в организации работы с талантливой и одаренной молодежью играют общественные объединения. Общественные организации, занимающиеся проблемами одаренных, образовали Всемирный совет по образованию одаренных, который включает несколько организаций из различных частей мира: из Северной и Латинской Америки, Европы и Азии.

В Европе действует ассоциация Евроталант (https://www.eurotalent.org/), являющаяся членом Всемирного совета и имеющая статус неправительственной консультативной организации при Совете Европы. Деятельность Евроталанта имеет три основных уровня:

- совершенствование нормативной базы образования с целью учета особых потребностей одаренных детей и молодежи;

- проведение научных исследований и разработок концепции одаренности и педагогических подходов к одаренным детям;

- осуществление практических действий в сфере образования одаренных детей и молодежи: организация специальных школ, летних программ, консультативных центров.

Некоторые государственные учебные учреждения принимают участие в этой работе, предоставляя возможность пользоваться своей материальной базой.

 

Опыт Казахстан

В Казахстане поддержка одаренных молодых людей идёт в двух основных направлениях:

- обучение одарённых в специализированных школах,

- выделение специальных стипендий Президента.

В специализированные школы осуществляется конкурсный отбор. Победители республиканских, региональных предметных олимпиад, специальных конкурсов зачисляются в школу вне конкурса. Выделяются специальные средства на проживание иногородних учащихся в специализированной школы, где ученики обеспечиваются общежитием и питанием за счет средств-бюджета. Специализированным школам предоставляются большие возможности в выборе и разработке методов работы с одаренными учащимися. Школа является творческой лабораторией, организующей поиск, разработку нового содержания образования, форм и методов по его внедрению, апробации экспериментальных учебных планов и программ.

Выделение специальных стипендий Президента позволяет направлять наиболее подготовленную молодежь на обучение в ведущие учебные заведения зарубежных стран: США, Великобритании, Франции, Германии и других. Размеры стипендий предусмотрены на уровне стоимости обучения студентов в зарубежных учебных заведениях. Целью этой программы является заимствование передового опыта и знаний передовых стран и повышение качества управленческого корпуса в сфере бизнеса, государственного управления, общественных и партийных структур.

 

Опыт Узбекистана

В национальной программе по подготовке кадров отмечается важнейшая проблема в работе с талантливой молодёжью: ориентация школьного обучения на среднего ученика. В качестве выхода из сложившийся ситуации предлагается усиление работы по созданию элитных школ повышенного уровня сложности для одаренных и талантливых учеников.

По результатам конкурса, проводимого Минвузом, аспирантам последнего года обучения назначаются стипендии Президента в государственных вузах и научно-исследовательских учреждениях по направлениям:

- общественно-гуманитарные науки, экономика и право;

- сельское и водное хозяйство;

- энергетика, ресурсы, промышленность;

- здравоохранения, спорт и экология;

- естественные науки, информационные технологии и управление.

Получатели данной стипендии получают право в течение трех лет после окончания аспирантуры быть направленным на научную стажировку за рубеж по линии Фонда Президента Узбекистана «Истеъдод».

Студентам государственных вузов последнего года обучения (причём, и бакалаврам, и магистрам) назначаются стипендии Президента также на конкурсной основе по 11 направлениям. Получатели данной стипендии в течение двух лет после окончания учебы принимаются по соответствующей специальности в магистратуру или аспирантуру без экзаменов. При несовпадении специальности по аспирантуре и магистратуре вступительные экзамены сдаются только по специальности аспирантуры.

Государственные именные стипендии имени Беруни, Ибн Сины, Навои, Улугбека и Имама аль-Бухари назначаются студентам последних двух курсов бакалавриата государственных вузов. В отличие от указанных выше стипендий, эти стипендии могут присуждаться негражданам Узбекистана. Для получения данных стипендий необходимо отлично учиться, участвовать в научной или творческой работе, владеть государственным и иностранным языком. Получатели государственных именных стипендий в течение года после окончания бакалавриату принимаются в магистратуру по соответствующей специальности без экзаменов. Кроме того, они сохраняют преимущественное право быть включенным в состав групп, направляемых за рубеж для продолжения учебы в магистратуре.

 

Опыт Украины

Министерство по делам семьи, молодежи и спорта Украины одним из приоритетов своей деятельности определило поддержку талантливой молодежи. Среди форм такой поддержки – назначение ежегодных грантов Президента Украины для одаренной молодежи, которые предоставляются с целью реализации социально значимых творческих проектов в социальной и гуманитарной сфере. Грант может получить гражданин Украины в возрасте до 35 лет. Ежегодно присуждается 60 грантов Президента для одаренной молодежи.

 

Опыт Белоруссии

В стране с 1990-х проводится целенаправленная политика поддержки белорусской науки и национальной культуры, одним из приоритетов которой стала помощь талантливой молодежи. Одна из задач – предотвращение «утечки мозгов», прежде всего талантливой молодежи. Помимо чисто политических мер (резкое ограничение деятельности зарубежных организаций в стране) началось целенаправленное, организованное и курируемое государством формирование системы образовательных учреждений, нацеленной на выявление и поддержку талантливой молодежи. В эту систему входят более 160 гимназий, 36 лицеев, 6 учебных комплексов типа «гимназия–колледж», в стране также функционирует более 1 тысячи школ с углубленным изучением отдельных предметов. Эти учебные заведения существуют за счет государственной поддержки, что позволяет избежать коммерциализации «элитного» образования (и, следовательно, социальных ограничений). Такая же система действует и в отношении творческих профессий – в Минске функционирует несколько школ интернатного типа (музыкальных, хореографических, художественных), в которых имеют возможность учиться талантливые дети со всей республики. Сегодня в стране работает более полутысячи детских школ искусств, творческие вузы, училища и колледжи, создаются государственные продюсерские центры в Минске и областях. При поддержке государства ежегодно проводятся олимпиады, региональные, республиканские и международные конкурсы, выставки детского и молодежного творчества.

Основной упор в работе с талантливой молодежью (в ее послешкольный период) делается на систему грантовой поддержки выпускников вузов, аспирантов и молодых ученых. В 1996 году учреждён специальный фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и специальный фонд Президента по поддержке талантливой молодежи. Этими фондами осуществляется выплата стипендий и установленных видов премий, оказание единовременной материальной помощи. Средства фондов используются при проведении национальных и международных студенческих научных конференций, конкурсов, семинаров, олимпиад, а также для финансирования участия творческой молодежи в международных конкурсах, выставках, симпозиумах и других акциях в области науки и техники, культуры и искусства. Стипендиаты специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи, если они являются лауреатами международных конкурсов по выбранной специальности, имеют право поступать в высшие учебные заведения культуры и искусства без экзаменов. Также именные стипендии талантливым студентам присуждаются некоторыми государственными организациями и министерствами.

В 2005 году были созданы банки данных лауреатов и стипендиатов специальных президентских фондов по социальной поддержке одаренных учащихся, студентов, талантливой молодежи. Это делается для того, чтобы создать максимально благоприятные условия для самореализации творческой личности с наибольшей пользой для страны. Молодым людям оказывается поддержка в выборе рабочего места, в решении их жилищных и иных материальных проблем, а также в иных вопросах, связанных с их становлением в жизни. Судьба включенных в списки молодых людей постоянно отслеживается. Сведения о них передаются нанимателям – руководству крупных белорусских компаний, директорам государственных предприятий. С 2008 года вступил в силу новый порядок распределения выпускников вузов и техникумов: теперь преимущество получат не только отличники, но и лауреаты Президентского фонда по поддержке талантливой молодежи (впрочем, эти мероприятия сопровождались также повсеместным введением обязательного распределения, что вызвало серьезное недовольство в молодежной среде).

Необходимо особо подчеркнуть имиджевую составляющую работы с талантливой молодежью, показ ее значимости для руководства страны. Так, с 2001 года ежегодно проходят встречи Президента РБ А.Лукашенко с учащимися – победителями международных предметных олимпиад, творческих конкурсов и фестивалей, стипендиатами специальных фондов Президента. Эти встречи широко освещаются в республиканских СМИ.

 

Таким образом, на государственном или на общественном уровне многие страны признают важность выявления и обучения талантливой и одаренной молодежи. Систематические и поддерживаемые государством проекты поиска талантливой и одаренной молодежи осуществляются преимущественно в области образования.

В таких областях как культура, искусство, техническое и научное творчество таланты не являются предметом систематического поиска; они проявляются в различных мероприятиях (в основном, состязательного, конкурсного характера), разных для разных видов деятельности. Занявшие в этих конкурсных мероприятиях высшие места могут получать материальную поддержку как на региональном, так и на государственном уровне в виде одноразовой премии или в виде стипендии на обучение.

 

 

Советский опыт

 

Официально в советском государстве государственная молодёжная политика не признавалась как отдельное направление государственной политики. О государственной молодёжной политике писалось лишь в связи с зарубежным опытом и обычно в критическом или по крайней мере в скептическом тоне. Особенно важное место в официальной идеологии занимала мысль о том, что советское общество – это общество реально равных возможностей для выходцев из любых социальных групп, и в этом обществе нет места «элитарным» воззрением. Это означает, что система работы с талантливой молодёжью никогда не выделялась в отдельный приоритет. Практически не разрабатывались какие-либо специальные критерии отнесения молодого человека к категории талантливых. Так достигался максимальный охват молодёжной аудитории и наиболее полная реализация потенциала молодёжи.

Однако на самом деле такая система, причём во многом передовая для своего времени, была создана. Главный посыл советской государственной молодёжной политики заключался в максимально полном развитии молодёжи, а отсюда уже следовало то, что наиболее талантливые и инициативные могли себя в этой системе проявить.

Но в СССР всё таки была очень развитая и последовательная развита система мероприятий, успешное участие в которых открывало возможность участвовать в мероприятиях более высокого уровня, по итогам которых осуществлялась и более серьёзная поддержка и развитие наиболее одарённых. Эта система была порождена порожденные конкретными историческими условиями и идеологическими установками отличительные особенности.

 

Организационные основы

Проводниками советской ГМП выступали образовательные учреждения, армия, военно-технические, спортивные, туристские, культурно-просветительские и другие организации. Однако главным проводником советской ГМП – структурой, реализующей идею «правильной» тропы/дороги от детства к зрелости – был Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ или комсомол), на который возлагалась задача координировать работу с молодёжью в рамках вышеназванных учреждений, а также в трудовых коллективах, армии, других организациях.

Согласно Уставу ВЛКСМ в комсомол принимали юношей и девушек в возрасте от 14 до 28 лет. В период самого массового членства в комсомоле состояло более 30 миллионов молодых людей всех наций и народностей СССР. За советскую историю в комсомоле прошло политическую школу около 150 млн. советских людей. ВЛКСМ считался кадровым резервом и базой КПСС. Первичные организации ВЛКСМ создавались на предприятиях, в колхозах, совхозах, учебных заведениях, различных учреждениях, частях Советской Армии и флота. Это обеспечивало самый широкий охват молодёжной аудитории и решение масштабных задач в рамках советской ГМП.

 

Опыт модернизации

Ещё в своей речи о задачах союзов молодёжи В.И. Ленин определил два ключевых направления работы с молодёжью – повышение её образовательного уровня и труд, направленный на решение стратегических задач развития общества. С точки зрения современной социологии эти два направления являются исключительно эффективными средствами социализации, что позволяет говорить об актуальности данных мер для современности.

Особое значение в модернизации Советского Союза имели, как известно, крупные инфраструктурные и промышленные проекты. И здесь кадровой базой преобразований стала именно молодёжь. Разумеется, это обставлялось идеологическими лозунгами об особой роли молодёжи.

Поддержка молодёжных инициатив, героизация образа передовика производства давала серьёзные результаты на критически важных направлениях научно-технологического развития. Так, например, именно комсомол стал первым популяризатором стахановского движения – движения за внедрение инновационных технологий, в том числе в области организации труда.[2] Это движение было не только средством ускоренного внедрения известных инновационных технологий и подходов, но и пропагандой инновационного поведения в целом. Провозглашалось, что каждый на своём рабочем месте или в трудовом коллективе может благодаря личной инициативе, энтузиазму и творчеству поднять производительность и качество труда, внося, таким образом, вклад в решение задач стратегического развития и роста благосостояния советского общества.

В области научно-технического творчества комсомол организовывал смотры по изысканию и использованию резервов производства, в частности:

- конкурсы рационализаторов и изобретателей;

- выставки молодых новаторов;

- состязания молодых рабочих по профессиям на звание «лучший токарь», «лучший фрезеровщик», «лучший пахарь» и т.п.

Также в СССР поиск талантливой молодежи осуществлялся в основном через предметные Всесоюзные олимпиады. Выигравшие Олимпиады школьники получали поощрение, кроме льгот для поступления в вузы, в основном, в виде поездки в Международный пионерский лагерь «Артек» или Всесоюзный лагерь «Орленок». В этих лагерях школьники получали действительно неоценимый опыт общения со сверстниками из разных стран и регионов России, а через участия в разнообразных мероприятиях лагерей – и толчок к собственному творческому развитию.

Всесоюзный пионерский лагерь «Орленок (сейчас Всероссийский детский центр «Орленок») начал свою работу в 1960 году. С самого начала своей работы он имел тесные связи с «Артеком». В лагере проходили встречи с интересными людьми, писателями, артистами, политическими лидерами; там же проходили Всесоюзные сборы комсомольского актива и другие всесоюзные мероприятия. Различные творческие фестивали также проходили в этом лагере.

Огромную роль в развитии научно-технического потенциала молодёжи играла такая организация как ДОСААФ – Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (с 1927-го до 1951-го года – ОСОАВИАХИМ – Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, ещё раньше существовали её предшественники – Военно-научное общество, Общество друзей воздушного флота, Общество друзей химической обороны и химической промышленности и др.). Хотя организация не провозглашалась молодёжной, основные её усилия были направлены на молодых. Целями ДОСААФ являлось содействие укреплению обороноспособности страны в области:

- организации и проведения военно-патриотического воспитания граждан,

- развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта,

- технического творчества молодёжи,

- подготовки граждан по военно-учётным специальностям,

- подготовки кадров массовых технических профессий.

К наиболее известным мероприятиям системы военно-технической и научно-технической подготовки относят систему «Ворошиловских стрелков» (в частности, для получения высшей степени требовалось успешно выполнить стрельбу только из боевой винтовки), Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) и некоторые другие.

В 1930-е годы к молодёжной среде были обращены лозунги «Комсомолец, на самолет!» и «От модели - к планеру, от планера - на самолет!», которые привели в авиацию десятки тысяч юношей и девушек. С молодёжного кружка планеристов и учебы в летной школе ОСОАВИАХИМа начинали свой путь авиаконструкторы Яковлев А.С., Антонов О.К., а также выдающийся конструктор ракетно-космических систем Королев С.П. В таком же кружке испытали первый в стране вертолёт Камов Н.И. и Скрижинский Н.К. С аэродромов ДОСААФ начал свой путь Гагарин Ю.А., другие советские и российские космонавты.

 

Идеологическое просвещение и патриотическое воспитание

Идеологическому просвещению и патриотическому воспитанию, информированию молодёжи о потенциальных возможностях своего развития в рамках советской системы служили специальные молодёжные СМИ. Комсомол взял на себя функции по организации т.н. всесоюзных походов по местам революционной, боевой и трудовой славы. В рамках той же работы комсомолом были созданы более 100 тыс. музеев и комнат славы, установлены десятки тысяч памятников, обелисков и мемориальных досок.

Помимо ДОСААФ, спортивная и оборонно-массовая работа, физическая и военно-техническая подготовка молодёжи также осуществлялась комсомолом. Массовыми стали проводимые ЦК ВЛКСМ детские и юношеские соревнования «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Олимпийская весна», «Нептун» и др. В них принимали участие десятки миллионов молодых людей. Особой популярностью пользовалась военно-спортивная игра «Зарница».

В области изобразительного искусства, художественного творчества проводились многочисленные смотры художественной самодеятельности, повсюду по линии министерства культуры создавались учреждения, приобщавшие миллионы молодых людей к достижениям мировой и отечественной культуры. Разумеется, и здесь не обошлось без идеологических рамок. Любая творческая активность, в том числе молодёжная, должна была укладываться в рамки «социалистического реализма» – уникального культурного явления (некоторые критики называют соцреализм «агитацией за счастье» в отличие западной «агитации за деньги и статус плюс страх всё потерять»). Соцреализм призывал деятелей культуры и искусства к отражению:

- социальной проблематики (даже через темы отдельного человека или малой группы),

- оптимистической динамики в отображаемых явлениях.

 

Комсомол – кадровая база аппарата управления

ВЛКСМ участвовал в управлении делами Советского государства. Его представители работали в государственных, профсоюзных органах, в органах народного контроля, культуры и спорта. В состав Верховного Совета СССР избирались сотни депутатов в возрасте до 30 лет, 10% всех депутатов Верховного Советов союзных и автономных республик составляла молодёжь. Особенно велико было количество молодых людей в местных Советах депутатов трудящихся. ВЛКСМ как специализированный орган по проведению ГМП принимал участие в разработке законов и постановлений по вопросам труда, образования, отдыха и быта юношества.

В 1968-м году были созданы постоянные депутатские комиссии по делам молодёжи в Верховных Советах СССР и республик, краевых, областных, окружных, городских и районных Советах депутатов трудящихся. Также комитетам комсомола было предоставлено право совместно с профсоюзными и хозяйственными органами решать вопросы, связанные с приёмом и увольнением молодёжи, премированием молодых рабочих, колхозников, служащих, охраной труда подростков, распределением квартир, мест в общежитиях, использованием средств, предназначенных на развитие культурно-массовой и спортивной работы.

Для обеспечения подготовки и переподготовки управленческих кадров комсомола в феврале 1945-го года была создана Центральная комсомольская школа, а в 1969-м году она была реорганизована в Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ. Также работали зональные и республиканские комсомольские школы.

На протяжении всего советского периода основной кадровой базой сферы управления были комсомольцы и члены КПСС – выходцы из комсомола. И с каждым годом советской истории всё труднее было сделать успешную карьеру в сфере управления, да и во многих других, если человек не состоял в комсомоле и не зарекомендовал себя как верный и исполнительный проводник партийной воли.

 

Итак, советская власть предоставила молодёжи самые широкие возможности для самореализации. В результате смогли себя проявить одарённые молодые люди - выходцы изо всех социальных слоёв. При этом официально не провозглашалось не только наличие системы работы с талантливой молодёжью, но и само существование государственной молодёжной политики. Тем не менее, она имела место и была во многом передовым образцом для других стран.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: