Семинарское занятие № 11




ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Вопросы

1. Публицистический стиль: экстралингвистические и лингвистические особенности, сфера употребления.

2. Жанры: очерк, статья, заметка, аннотация, рецензия, репортаж, интервью, реклама.

Сообщения

1. О некоторых особенностях языка публицистики // Сообщение по книге Григорьевой О.Н. Цвет и запах власти. Лексика чувственного восприятия в публицистическом и художественном текстах: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2006

2. О некоторых уловках в рекламе // по материалам СМИ

Задания

1. Прочтите текст. Проанализируйте его лингвистические особенности. Приведите примеры из текста общественно-политической лексики, разговорной, заимствованных слов, экспрессивно окрашенных слов, а также слов, употребленных в переносном значении. С какой целью они используются автором?

Слово – полководец человечьей силы. В этом ярком и глубоком определении заключено признание могущественного воздействия слова на человека. Каждый испытал силу слова на себе. Вовремя сказанное теплое, дружеское слово ободрит, обрадует, поможет преодолеть трудности; суровое и правдивое слово критики направит на верный путь, поможет стать нравственно чище, благороднее; вдохновенное слово оратора заронит в душу жажду большого дела, мечту о подвиге, воодушевит тысячи и тысячи людей на свершение великих задач, которые народ поставил перед собой. А.Твардовский писал:

Да, есть слова, что жгут, как пламя,

Что светят вдаль и вглубь – до дна.

Он говорил также, что слова «ведут на бой и труд». Не случайно у многих писателей и поэтов мы находим сравнение слова с оружием: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо».

Но свою роль помощника и оружия слово по-настоящему выполняет только тогда, когда им владеют. Знать язык так, чтобы уметь точно, ясно, интересно и убедительно сказать о деле, чтобы говорить с людьми с учетом обстановки, чтобы не затрудняться при письменном изложении мыслей, - это, без преувеличения, обязанность каждого гражданина. «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть» - это высказывание Горького, обращенное к писателям, относится к каждому из нас.

2. Вспомните образные средства языка

Тропы (основаны на употреблении слова в переносном значении)
  конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Женщина с завязанными глазами и весами в руках – правосудие, змея и чаша – медицина; осел – упрямство; заяц – трусость и т.д.
  троп, состоящий в употреблении имени собственно в значении нарицательного. Мы все глядим в Наполеоны. (Пушкин)
  вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. В саду горит костер рябины красной. (Есенин)
  вид тропа, в котором слова сближаются по смежности обозначаемых ими понятий. 1) А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден. (Пушкин). 2) Вся деревня над ним смеялась. 3) Траурный Шопен громыхал у заката. (Светлов)
  частный случай метонимии, состоящий в обозначении целого через его часть. Все флаги в гости будут к нам. (Пушкин)
  такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ. Спит камыш. (Есенин)
  вид тропа, в котором одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением. 1) Они лежали как мертвые. (Паустовский). 2) Морозной пылью серебрится его бобровый воротник. (Пушкин)
  образное определение предмета. Весна была жидкая, навозная. (Паустовский)
  чрезмерное преувеличение признаков предмета, явления, действия. Редкая птица долетит до середины Днепра. (Гоголь)
  чрезмерное преуменьшение признаков предмета, явления, действия. …Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить. (Гоголь)
  употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Да ты герой! (О трусливом человеке).
  описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания: город на Неве (Санкт-Петербург), страна голубых озер (Карелия), царь зверей (лев) и т.д.
Стилистические фигуры
  изобразительный прием, который заключается в повторении звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф. 1) Задремали звезды золотые, /Задрожало зеркало затона… (Есенин). 2) Люблю тебя, Петра творенье,/ Люблю твой строгий, стройный вид… (Пушкин).
  стилистический прием контраста, противопоставления явлений, понятий, положений, образов, состояний. На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых – нищими. (А.Толстой)
  постепенность в расположении ряда слов по степени нарастания или ослабевания. 1) Час, и другой, и третий продолжалась переправа. (А.Толстой). 2) В науке он сделал не так много и, кажется, совсем ничего. (Достоевский)
  расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики. Швейцара мимо он стрелой / Взлетел по мраморным ступеням. (Пушкин)
  соединение контрастных по значению слов, обычно исключающих друг друга: живой труп, горячий снег, долгий миг, сон наяву и т.д.
  выделение из предложения какого-либо члена и оформление его в виде самостоятельного неполного предложения. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе. В поисках пути. В сердечной смуте. (Пастернак)
  вопрос, не предполагающий ответа, усиливающий эмоциональность высказывания, его выразительность. С чего начать разговор о России? Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии. (Кропотков)
  восклицание, при котором утверждается то или иное понятие; усиливает выражение чувства. Что за прелесть девочка! Бледненькая, хрупкая, легкая, - кажется, дунь на нее, и она улетит, как пух… (Чехов)
  обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения. Земля-владычица! К тебе чело склонил я. (Соловьев)
  такое построение, при котором все предложения строятся по одной и той же схеме. Я знал, что Кимры добывают себе пропитание сапогами, что Тула делает самовары и ружья, что Одесса портовый город, но что такое наш город и что он делает – я не знал. (Чехов)
  фигура, позволяющая читателю или слушателю догадаться, о чем могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть. (Пушкин)
  дословное воспроизведение чьей-либо речи.

 

3. Прочитайте предложения. Какие тропы и стилистические фигуры в них используются?

1) И вдруг грохот орудий расколол тишину. 2) Забушевала палата лордов. 3) Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку. 4) Новости спешат, набегая друг на друга. 5) Мужественный пеняет на себя, малодушный – на товарища. 6) …Для нас не столь важно, что за человек перед нами – герой труда или лентяй, романтичный однолюб или развратник, пьяница или трезвенник, праведник или грешник. Для нас важно другое: убийца он или нет. 7) Мы будем сражаться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать нашу землю, чего бы нам это ни стоило.

 

4. Назовите тропы и фигуры речи, использованные в следующих текстах.

1) Сегодня. 2 сентября, государственные и военные представители Японии подписали акт безоговорочной капитуляции. Разбитая наголову на морях и на суше и окруженная со всех сторон вооруженными силами Объединенных наций, Япония признала себя побежденной и сложила оружие.

Два очага мирового фашизма и мировой агрессии образовались накануне нынешней мировой войны: Германия - на западе и Япония - на востоке. Это они развязали вторую мировую войну. Это они поставили человечество и его цивилизацию на край гибели. (Из обращения Сталина к народу 2 сентября 1945 года)

2) Пять десятков лет назад великий американец, под чьей символической сенью мы сегодня собрались, подписал Прокламацию об освобождении негров. Этот важный указ стал величественным маяком света надежды для миллионов черных рабов, опаленных пламенем испепеляющей несправедливости. Он стал радостным рассветом, завершившим долгую ночь пленения.(Из Речи Мартина Лютера Кинга)

3) Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово — слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен... «Исправить» язык былин — перевести его на нормы русского литературного языка — это попросту испортить былины».

5. Какие тропы и фигуры речи используются в следующих рекламных слоганах?«Raffaello» донесет Ваши чувства.Праздник к нам приходит.«Volkswagen Toureg»: технологии будущего – победа настоящего.«Kia Rio». Сделать такое мечтают многие. А мы сделали.…ведь у каждой из нас есть секрет. «Secret» - аромат от Кристины Агилера.«Сады Придонья» - сок, который мы вырастили.«Финалгон». Не дайте боли испортить Ваши планы.Кофе «Черная карта»: будешь счастливой.«Dove» - мой шелковый шоколад.«Sallton». Уход за обувью – секундное дело.«Спортмастер». Мы делаем спорт доступным.«Orbit» - самая вкусная защита от кариеса. Ешь, пей, жуй «Orbit».Мы знаем всё о безупречном торможении (реклама автомобильных шин).«Ariston»: наши идеи для вашего дома.«Ринза» есть – простуды нет.«Пустырник форте» от компании «Эвалар»: стань хозяином своих эмоций!«Йодомарин» для здоровья каждый день необходим.

6. Прочитайте газетные заголовки. Какие тропы и стилистические фигуры в них используются? С какой целью?

Иных уж нет, а тех долечат.

Красота – дело нашивное.

Банкиром можешь ты не быть, но уплатить налог обязан.

Если гора не идет к Магомету, значит, Моисей заплатил больше.

Любовь – наука страсти нежной.

Пуще всего береги копейку.

 

7. Напишите заметку для сайта (газеты) о каком-либо мероприятии, прошедшем в Академии (1 сентября, Капустник, День первокурсника и т.д.).

 

8. Подготовьте рецензию и аннотацию недавно прочитанной Вами книги (просмотренного фильма) для Вашего друга (подруги). Постарайтесь сделать ее максимально информативной и интересной.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: