СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД У ХАНТОВ И МАНСИ




Как известно, свадебный обряд возник в глубокой древности и сохранил в себе черты различных исторических эпох. Естественно, что со временем он претерпел определенные изменения, впитывал в себя новые черты и новые мотивы, обусловленные изменившейся культурной обстановкой хантыйского и мансийского народа.

В свадьбе принимают участие два противоположных друг другу коллектива, две семьи; семья жениха и семья невесты. Существуют различные формы приобретения невесты: похищение и сватовство.

Похищение невесты женихом («нэтулманта-нэ»). Факт похищения невесты является более древним, чем сватовство. С целью похищения приходят или приезжают жених и сноха (иногда старшая сестра жениха). Они стараются встретить девушку на улице, чтобы близкие подруги не знали об этом, тем более родители. Они стремятся уговорить девушку: сноха восхваляет жениха, что он хороший, работящий, на все руки мастер, охотник и рыбак. Когда девушка соглашается, то она едет вместе со своим женихом, взяв с собой только тучан.

Тучан имеет каждая хантыйская или мансийская девушка, в него кладется две маленьких куколки -- одна мужского, другая женского пола. Считается, если не будет этих разнополых кукол, то у девушки не будет счастья и не будет детей, когда она выйдет замуж. Покидая свой дом, девушка должна брать свой тучан незаметно, тайно от родителей. По этой причине девушки обычно хранят свой тучан в сенях, чтобы можно было незаметно унести с собой.

На следующий день родители узнают о побеге дочери, повсюду ищут ее. Вскоре доходит до них слух, что дочь похищена женихом. Мать с отцом или старший брат едут на поиски. Если дочь похищена в другие юрты, то на поиски отправляется брат. Едет сама мать, если жених и невеста в одном селе. Бывает так, что когда мать находит дочь, она бьет ее, хватает за косы в присутствии жениха и его родителей. Жених защищает невесту и, тем не менее, мать должна увести дочь домой.

После того, как родители невесты были поставлены перед совершившимся фактом, допускается обряд сватовства. Завязкой или началом свадьбы было сватовство -- сговор с родителями девушки, брак с согласия родителей. Проходило оно следующим образом.

Жениху предлагают девушку (иногда совершенно незнакомую, из соседних юрт), которая понравилась отцу и матери. Жених чаще всего соглашается с родителями, а если нет, то женят сына без его согласия. Посылают в дом невесты отца и сноху(«оньге» -- жену старшего брата). Если нет отца, то очень близкого родственника («хайта хум» -- сват) или близкого друга отца. Сваты направляются в дом невесты. Родители невесты просят сватов разделиться и сесть. Сват старается подсесть к отцу девушки, если же нет отца, то к тому, который его заменяет (как правило,-- это старший брат). А сваха старается подсесть к матери невесты.

Начинают «испытывать» друг друга, выясняют настроение родителей невесты. Разговор начинает сват. Родители молчат, даже если они согласны. И молчат до тех пор, пока на стол не положат деньги -- «суп мет» (эти деньги как бы цена девушки).

У девушки должен быть защитник. Он хватает топор, кладет его на плечо лезвием кверху и становится у двери со словами угрозы. Сват свои слова повторяет несколько раз и также несколько раз может класть деньги. Показывает на жену, как главную в решении судьбы дочери.

Затем начинает говорить сваха. Она произносит те же слова, что и сват. Если мать не согласна выдать дочь за этого жениха, то она начинает ругаться и даже может выгнать гостей.

При сватовстве девушка отсутствует. Ее приглашают при согласии родителей. Она заходит в дом, садится так, чтобы лицо ее не видели сваты. Ее тоже спрашивают, согласна ли она, но сразу не должна отвечать. Как только девушка дала согласие, родители невесты угощают сватов чаем, вином. Договариваются о свадьбе, назначают день свадьбы.

В этот вечер устраивают семейное торжество. На этом торжестве невеста за стол не должна садиться. Она сидит за специально подвешенной занавеской («хасапсай»). Эту занавеску заменяет иногда большой красивый платок. С этого дня она должна скрывать лицо от старших братьев своего будущего мужа и главное от его отца, не должна ходить босиком при них. Этот обычай называют «избеганием». Скрывает лицо не только невеста, но и мать невесты от зятя. Невеста сидит за занавеской не одна, а вместе с подругами. Они вспоминают прошлое, веселые дни юности. Жениха не показывают родителям невесты до семейного торжества. Все садятся за стол и приводят жениха. Он приходит с закрытой платком или рубашкой головой. Его садят на колени тестя. В это время тесть должен снять с головы жениха «накидку» и поцеловаться с зятем. Если он снял рубашку с головы зятя, значит, рубашка достается ему. Если же платок, он отдает его жене или одной из родственниц невесты. Тесть усаживает своего зятя рядом с собой, и начинается пир.

Гости веселятся, поют песни. Обычно на таких вечерах и на свадьбах поют о своей жизни. Прославляют своих сыновей, поют о своем горе и радости. Невеста с подругами угощаются за занавеской.

На этом пире начинается обряд раздачи подарков. Подарки раздает, обычно, сноха невесты или старшая сестра. А кому что дарить, решают заранее. Дарят обычно платки, платья -- женщинам, рубашки -- мужчинам. Самые ценные подарки получают мать и отец невесты.

На невесту одевают обычно три платья, т. е. непарное количество (парным -- одевают покойницу). Обязательно три или пять платков на голову (в наше время в основном невесты обходятся одним большим платком). При одевании невеста начинает плакать и рыдать -- это знак того, что ей жаль оставлять родителей, близких.

Прощается отдельно с братьями, с сестрами и, наконец, с родителями. Невесту берут за руки две женщины. И они втроем молятся, поворачиваются к муликолу (в углу у ханты и манси делается маленькая угловая комната, где живут духи и боги невесты), кланяются три раза, чтобы невеста была счастлива. Затем направляются к выходу. Невеста этим двум женщинам, выведшим ее из дома, дарит по платку, чтобы ей в чужом доме жилось хорошо.

При выходе невеста садится на пол -- сопротивляется и не идет дальше. Это знак того, что девушке мать или отец не дали нужную ей вещь. При этом она все плачет. Подходят к невесте мать или отец и спрашивают, чем она недовольна или что она хотела бы еще. Спрашивают тихо, лишь бы только невеста слышала. Невеста говорит родителям, что ей надобно. Родители обещают, что они ее просьбу выполнят, невеста встает. Если она недовольна или хочет подарков от братьев или сестер, еще несколько раз может останавливаться, пока не добьется исполнения своих желаний.

Но когда девушку выдавали против ее воли, она вообще ложится на пол в знак сопротивления. Тогда братья или отец брали невесту и привязывали ее к нарте. Так увозили к жениху насильно, не считаясь с ее желанием.

Нарта жениха и невесты нарядно украшена колокольчиками, кисточками, красивым платком. Жениха и невесту усаживают рядом. Когда невесту увозили против ее воли лежа, то жениха усаживали в другие нарты.

Лицо невесты закрывают платком, она неутешно плачет. По обычаю, жених должен успокаивать свою будущую супругу. Прежде чем тронуться нарте с места, одна из родственниц невесты хватается за носовую часть нарты, якобы, не позволяет тронуться с места. Подходит к ней кто-нибудь из родственников жениха и обещает ей в подарок оленя, тогда она выпускает нарту (если лодка, то придерживают за кормовую часть).

Если молодожены живут в одном поселке, то поселок объезжают три раза по кругу по ходу солнца. Если в деревне есть церковь, то свадебные нарты объезжают и ее. При этом если навстречу попадутся сани с дровами, то это к несчастью, обычно ханты и манси этого очень боятся. Если водовоз -- жизнь будет вольной, счастливой.

Когда жених и невеста приезжают домой, то их встречают мать и отец жениха, которые приехали раньше, чем свадебные нарты. Невесту вводят в дом жених и сваха. Ее усаживают за стол рядом с женихом. Начинается семейный пир. Приглашаются самые близкие родственники. Опять поют песни, веселятся, прославляют жениха и невесту.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: