Слово в контексте литературного произведения.




Контекст – общий смысл (тема, идея) произведения, выраженный во всем его тексте или в достаточно содержательном отрывке, сцепления, связи с которым не должно терять слово,цитата, да и вообще любой отрывок. Различают контекст литературный – включенность произведения в творчество писателя, в систему литературных направлений и течений; исторический – социально-политическая обстановка в эпоху создания произведения; биографически-бытовой – факты биографии писателя, реалии бытового уклада эпохи, сюда же относятся обстоятельства работы писателя над произведением (история текста) и его внехудожественные высказывания.

Поэтический язык открывает новые возможности взаимодействия слова и контекста.. Поэтический контекст влияет на входящий в него элемент: происходит акцентирование определенных семантических признаков в слове, объединение смыслов с сохранением известной самостоятельности каждого из них, контрастное подчеркивание и т.п."


19. Эпитет и сравнение. Их разновидности и функции в произведении.
Эпитет
- эмоционально-субъективная оценка предмета. Эпитет –художественное определение не нужно путать с логическим определением (деревянный, покосившейся, неуклюжий и т.д.) Логическое определение выделяет понятие из ряда ему подобных. Эпитет выделяет те качества, которые переданы субъектом. Раскрывают видение этого явления человеком и его эмоциональное отношение (субъективное эмоциональное содержание).
Как правило эпитет выражен прилагательным, экспрессивное начало характеризует предмет, но могут характеризовать и действия (тяжелое движенье туч). Если действие выражено глаголом, то эпитет выражен наречием (Все листья были напряженно вытянуты по ветру).
Есть постоянные эпитеты – добрый молодец, есть составные - бело – румяное лицо.
Выбор эпитета автором определяется его мироощущением.
Сравнение - выделение признака предмета посредством его сопоставления с другим предметом в полной мере обладающим этим признаком (Лицо белое как снег).
-сравнение в Творительном падеже (соловьем залетным юность пролетела).
-сравнение при помощи сравнительной степени (девичьи лица ярче роз).
-сравнение – параллелизм (раскачалась в бору грушится, расшаталась в саду устенька).
-отрицательное сравнение (Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной; Моей души коснулась ты).
-присоединительное сравнение (Журчит во мраморе вода И каплет хладными слезами, Не умолкая никогда. Так плачет матерь горькими слезами).
-сравнение в виде определения предмете (что дружба, лёгкий тыл похмелья).
-развёрнутое сравнение
-есть традиционное обычное, и оригинальное (прекрасен наш союз он как душа неразделим и вечен).

21.Олицетворение. Метонимия. Перифраз. Их поэтические функции.

Олицетворение или прозопопея - это изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Например
: "Луна хохотала, как клоун" (С. Есенин)
С понятием олицетворение тесно связано понятие персонификации.
Персонификация - это полное уподобление неживого предмета живому. Например: К ней прилегла в опочивальне
Ее сиделка — тишина.
А. Блок
Метонимия (греч. перемена имени) – троп, такой перенос значения одного слова (выражения) на другое, когда между предметом и образом в жизни есть определенная реальная связь. Например: А. С. Пушкин: «Все флаги в гости будут к нам» – под словом «флаги» здесь подразумевается «страны».
Перифраз – троп, описательно выражающий одно понятие с помощью другого или нескольких других.
Погиб поэт! — невольник чести (А.С. Пушкин)
Пал оклеветанный молвой.
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув головой.М.Ю. Лермонтов.

22. Гипербола. Литота, Эвфемизм. Оксюморон. Ирония. Их поэтические функции.

Гипербола – это сатирический прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. У гиперболы нет сатирической оценки. Например: Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь)
Литота – троп, обратный к гиперболе: преуменьшение признака предмета.

Например: мужичок-с-ноготок, мальчик-с-пальчик, девочка-дюймовочка, избушка на курьих ножках
Эвфемизм – троп, который призван заменить грубые, неприличные выражения более мягкими, нейтральными.

В книге Пелевина «День бульдозериста» широко употребляются непрямые эвфемизмы (такие как «майский жук!») или лозунги советских времён. Не являясь матерными сами по себе, тем не менее произнесённые в определённом контексте и с определённой экспрессией, эти фразы явно намекают на нецензурные выражения
Оксюморон – сжатая и оттого парадоксально звучащая антитеза, обычно в виде антинимичных существительных с прилагательным или глагола с наречием; сочетание несочетаемого. Например: Мёртвые души» (Н. Гоголь); «Завтра была война» (Б. Васильев)
Ирония – троп, осмеяние под маской похвалы. Например: «Ты всё пела? Это — дело» строчка из басни Крылова.

23.Лексические художественные средства. Разряды поэтической лексики. К лексическим художественным средствам относятся следующие:
Варваризмы – иноязычное слово или выражение, не до конца освоенное заимствующим языком, чаще всего в связи с трудностями грамматического освоения. Авеню, денди, мадам, мосье, миссис, микадо, табльдот, фрау, хобби. Необоснованное применение варваризмов загрязняет родной язык. Обычно варваризмы используются при описании чужеземных обычаев, быта, нравов, для создания местного колорита.
Неологизмы – слова или сочетания слов, созданные для обозначения нового предмета или явления. Возникают в разговорной речи или создаются писателями. Например: Вождизм, холоднозмей, везушный, безоружье, безлюбовъе (Евтушенко); Кюхельбекеры (Пуш.); Благоглупость (С-Щ.).
Прозаизмы – слова или выражения, которые воспринимаются как чужеродные в поэтическом произведении, они относятся к прозаической лексике. Ср. у Пушкина: «…я снова счастлив, молод/ Я снова жизни полн – таков мой организм/ (Извольте мне простить ненужный прозаизм)». Прозаизм главным образом понятие историческое. В русскую поэзию с середины 19 века вовлекаются группы слов, которые считались раньше «непоэтическими». В этом проявился процесс расширения тематики литературы, ее обращение к «низким» сторонам жизни. Понятие «прозаизм» становится мало применимым к литературе 20 века, когда происходит коренная переоценка эстетических ценностей слова. Такими прозаизмами в начале XIX в. были слова, имевшие поэтические синонимы. Например, слово «корова» в стихах заменялось словом «телица», «лошадь» – «конь», «глаза» – «очи», «щеки» – «ланиты», «рот» – «уста».
Диалектизм – слова или устойчивые сочетания в составе литературного языка, свойственные местным говорам. Различают диалектизмы фонетические (передающие особенности звуковой системы говора), словообразовательные («певень» - «пастух»), лексические («шабер» - «сосед»), семантические («угадать» -«узнать»), этнографические («шушун», «панева» - названия женской одежды). Диалектизмы, особенно этнографические и лексические, вводятся в язык художественной литературы, главным образом в речь персонажей для передачи местного колорита, точного обозначения реалий, усиления комического эффекта.
Профессионализм – слова или выражения, используемые в определенной профессиональной среде. Входят в пласт специальной лексики. В языке художественной литературы профессионализмы выступают как средство создания речевой характеристики героев и определенного профессионального колорита.
Например: Тургенев, Аксаков, Некрасов, Толстой и многие другие использовали в своих произведениях так называемую "охотничью" терминологию: упалый (затаившийся заяц), висеть на хвосте (преследовать зверя гончими собаками), копало (острый нижний клык кабана), принять зверя (отнять у собаки затравленного зверя), колесо (распущенный хвост глухаря) и т.п.
Жаргонизмы – это слова и выражения, заимствованные из языка внутреннего общения определенных социальных групп людей. Использование жаргонов в литературе позволяет четче определить социальную или профессиональную характеристику героев и среды их обитания.
Например: И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло мещанина… («О дряни»)

24. Художественный синтаксис. Синтаксические «фигуры».
Выборсинтаксических фигур мотивирован темой, обусловлен задачей речевого выражения «точек зрения» персонажей и т.п. Синтаксический строй речи персонажа позволяет читателям судить о его отношении к определенной социальной группе, о чертах его характера и даже о том, показывает ли автор его испытывающим эмоциональный подъем или спад в конкретной сюжетной ситуации. Эллипс – имитация разрыва грамматической связи, заключающаяся в пропуске слова или ряда слов в предложении, при котором смысл пропущенных членов легко восстанавливается из общего контекста. Например: “Ей он рассказывает одно, а нам — совершенно другое"
Параллелизм – композиционная соотнесенность смежных синтаксических отрезков текста (строк в стихотворном произведении, предложений в тексте, частей в предложении). Например: "В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт". - А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане... "
Инверсия – расположение слов в словосочетании или предложении в порядке, отличном от естественного. Например: Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным. И.С. Тургенев
Повтор - намеренное повторение в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Например: «Но бедный, бедный мой Евгений... / Увы! Его смятенный ум...»
Анафора – скрепление речевых отрезков с помощью повтора слова или словасочетания в начальной позиции. «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…»(А. Пушкин)
Эпифора – соединяет лексическим повтором концы речевых рядов. Например: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Тавтология или плеоназм – фигура, при использовании которой не обязательно повторяется слово, но обязательно дублируется значение какого-либо лексического элемента.
Например: Утоплый труп умершего человека (А. П. Чехов).
Градация – слова, сгруппированные в ряд однородных членов, имеют общее семантическое значение, но их расположением выражено последовательное изменение этого значения.
Например: Ручьи, реки, озера, океаны слез.
Многосоюзие (полисиндетон) - многократное использование союзов в предложении. Например: Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
Бессоюзие (асиндетон) - построение речи, при котором союзы, соединяющие слова опущены. Например: Шепот, легкое дыхание…
Анаколуф – синтаксическая несогласованность членов предложения, допущенная умышленно автором. Например: Стой, братцы, стой! Ведь вы не так сидите. Крылов.

25. Композиция литературного произведения и ее роль в формировании ценностной картины мира и выражении авторской позиции.

Композиция – Расположение частей внутри единого целого, взаимозависимость этих частей, их соподчинённость;
- состав и расположение элементов текста в определенность последовательности и смысловой соотнесенности
Литературное произведение - это более или менее совершенно выстроенное «здание».
Существует внешняя и внутренняя композиция.
Внешняя композиция это как бы рамка литературного произведения, всё то, что обрамляет текст. Это заглавие, эпиграф, афиша (перечень действующих лиц), предисловие.
Свои рамочные компоненты могут иметь и отдельные части литературного произведения, как, например, в Данте «Божественная комедия».
К внешней композиции относится также деление на части, действия, акты, пролог и эпилог.
Внутренняя композиция. К внутренней композиции относятся:
1) Детали – мельчайшие изобразительные выразительные художественные подробности (элемент пейзажа, портрета), это частность из мира действительности.
Детали:
-внешние (портретные, пейзажные, вещные)
-психологические (мысли, чувства, переживания).
-деталь-подробность;
-деталь-символ (аккумулируют содержание, которое закрепляется в нём – халат Обломова)
2) Портрет – изображение лица, телосложения, манеры поведения, жестикуляция, мимика.
Портретная характеристика и внутренний мир героя соотносятся сложно. Чем современнее литература, тем сложнее описание портрета. В ДРЛ портрет короток, присутствовало зачастую лишь указание на социальный слой. В современной литературе портрет всегда индивидуален.
-Портрет-сравнение
-Портрет-впечатление – портретного описания нет, есть лишь определённое впечатление.
Психологический портрет – душевное состояние героя, смена этих состояний. Они могут быть показаны в процессе.
3) Пейзаж – изображение в произведении живой и неживой природы. Он может обозначать место действия, подчеркивать главные особенности личности героя (Татьяна любила русскую зиму), быть своеобразным персонажем (Слово о полку игореве).
4) Психологизм – освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя (его мыслей, переживаний, желаний, эмоциональный состояний и т.п.), отличающееся подробностью и глубиной.

Формы психологизма:
-прямой (прямо обозначенные автором переживания и мысли героя);
-косвенный (речь, мимика, цвет лица, поступки);
-суммарно обозначающий (состояние героя просто называется, а не изображается).
Приёмы, используемые автором для изображения внутренней жизни:
-повествование от 1 лица;
-повествование от 3 лица;
-психологический анализ;
-внутренний монолог;
-диалектика души (Л.Н. Толстой) – показ развития героя (Андрей Болконский)
-умолчание (автор не описывает состояние героя, но оно понятно)
Приёмы композиции :
1) усиление – намеренный подбор однородных образов и деталей (дом Собакевича)
2) повтор (кольцевая композиция). Используется в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…» и в образе грозы из «Грозы» Островского.
3) антитеза – противопоставление, распространяется как на детали, так и на целые сцены («Парус» Лермонтова»
Повтор+противопоставление=ЗЕРКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (Евгений Онегин)
4) монтаж – когда 2 персонажа/ситуации находятся рядом друг с другом, появляется дополнительный смысл. (Чехов «Ионыч», сцена с чтением романа княгини).
Сцена – это отрезок текста, в котором сохраняется единый ракурс изображения. Всегда имеет конкретное место действия, состав действующих лиц, время действия.

26.Композиция субъектного плана художественного произведения. Автор как субъект текста.

1) Автор биографический – личность, существующая во внехудожественной, исторической действительности. Он имеет свою жизненную судьбу, свою биографию. Известен литературоведческий жанр научной биографии писателя. Он вступает в отношения с другими писателями, состоит в литературных кружках. Имеет личную интимную жизнь.

2) Автор-творец, создатель словесно-художественных произведений, мастер слова. Ему принадлежит замысел произведения, он проходит через все этапы его осуществления, вплоть до создания боле или менее состоявшегося текста. Отмечается постепенное возрастание личностного начала автора.

3) Автор во внутритекстовом воплощении, его более или менее внятные проявления в самой структуре словесно-художественного текста, разновидности ее внутритекстового бытия.
Как правило, авторская субъективность отчетливо проявляется в рамочных компонентах текста: заглавии, эпиграфе, начале и концовке основного текста. В некоторых текстах есть также посвящения, авторские примечания (Евгений Онегин), предисловия, послесловия, эпилоги, образующие в совокупности метатекст, т.е. текст, надстраивающийся над данным текстом, объясняющий, интерпретирующий его и в то же время составляющий целое с основным текстом.

Наиболее непосредственно автор заявляет себе в лирике, где высказывание принадлежит лирическому субъекту, изображены его переживания, отношения к «невыразимому», к внешнему миру и миру своей души в бесконечности их переходов друг в друга.
Авторские интонации ясно различимы в авторских отступлениях, которые органично вписываются в структуру лиро-эпических и эпических в своей основе произведений. Эти отступления обогащают эмоционально-экспрессивные пределы, расширяют сферу идеального, заметно уточняют читательскую направленность произведения. (Евгений Онегин, Мертвые души, Война и мир).
В драме автор в большей степени оказывается в тени своих героев, передоверяя им богатые возможности диалогического общения. Но и здесь его присутствие усматривается в заглавии, эпиграфе, списке действующих лиц, в сценических указаниях, в системе ремарок, в репликах в сторону. Рупором автора могут быть герои-резонеры.
Очень разнообразны формы присутствия автора в эпосе. Жанры автобиографической повести и автобиографического романа предъявляют автора до известной степени непосредственно. Значительно чаще автор выступает как повествователь. В эпических произведениях авторское начало проявляется по-разному: это и авторская точка зрения на воссоздаваемую поэтическую реальность, комментарий по ходу сюжета, прямая, косвенная или несобственно-прямая характеристика героев, описание природного, вещного мира и т.д.
Повествователь может выражать точку зрения автора, а может противоречить ей.
Формы повествования:
-от 1 и 3 лица
-несобственно-прямая речь (внешнее повествование от 3 лица, выстроенное так, что мы слышим голос героя).
Повествователи:
1) Персонифицированные – это всегда образ, герой, свидетель происходящего
2) Неперсонифицированные.

27.Персонаж и его структура в художественном произведении. Система образов - персонажей.

Персонаж – это вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. Персонаж предстает, с одной стороны, как характер, с другой – как художественный образ, воплощающий данный характер с той или иной степенью эстетического совершенства.
Композиция образной системы.
Герои делятся на главных, второстепенные и эпизодических.
Главные показаны как характеры, наделены развернутой биографией, с ними связано развитие сюжета.
Второстепенные участвуют в сюжете, но их главная функция – помочь раскрыть образы главных героев.
Эпизодические участвуют в отдельных эпизодах, для того, чтобы добавить конкретности персонажу.

Но на самом деле во многих произведениях эта градация размывается.

Категорию персонажа (главный, второстепенный или эпизодический) можно определять по двум различным параметрам. Первый – степень участия в сюжете и, соответственно, объем текста, который этому персонажу отводится. Второй – степень важности данного персонажа для раскрытия художественного содержания. Просто анализировать в тех случаях, когда эти параметры совпадают: например, в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Базаров – главный герой по обоим параметрам, Кирсановы, Одинцова – персонажи по всем статьям второстепенные, а Ситников или Кукшина – эпизодические. Но зачастую бывает и так, что параметры персонажа не совпадают между собой; чаще всего в том случае, если второстепенное или эпизодическое с точки зрения сюжета лицо несет на себе большую содержательную нагрузку. Так, например, в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» императрица Екатерина II – персонаж вроде бы эпизодический. Но для проблематики и идеи повести это образ первостепенного значения, потому что без него не получила бы смыслового и композиционного завершения важнейшая идея повести – идея милосердия. В некоторых произведениях система персонажей организована таким образом, что вопрос об их разделении на главных, второстепенных и эпизодических теряет всякий содержательный смысл, хотя в ряде случаев и сохраняются различия между отдельными действующими лицами с точки зрения сюжета и объема текста. Не случайно Н.В. Гоголь писал о своей комедии «Ревизор», что «тут всякий герой; течение и ход пьесы производит потрясение всей машины: ни одно колесо не должно оставаться как ржавое и не входящее в дело».
*В иерархии персонажей часто появляется прием антитезы! Моцарт и Сальери, Гринев и Швабрин, Обломов и Штольц. Несколько более сложный случай, когда один персонаж противопоставлен всем другим, как, например, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», где важны даже количественные соотношения: не случайно автор писал, что в его произведении «двадцать пять глупцов на одного умного человека».

*Двойники, двойничество в системе персонажей (Бобчинский и Добчинский). В «Преступлении и наказании» все персонажи двойники Раскольникова. Его светлой стороны – Сонечка, Разумиин, темной – Свидригайлов, Лужин

Для образования системы персонажей необходимы как минимум два субъекта. Максимальное число персонажей не ограничено. По некоторым подсчетам, в «Войне и мире» Толстого около 600 действующих лиц, в «Человеческой комедии» Бальзака - около 2 000.

28. Сюжет и фабула в литературном произведении. Общее понятие конфликта. Типы конфликтов.

Сюжет – это система событий и действий, заключенных в произведении именно в той последовательности, в которой она дана автором.
В.В Кожинов: сюжет – это вся сложнейшая последовательность, совершающихся в произведении действий и взаимодействий людей, создающих перед нами поэтическую реальность. Для Кожинова практически все в литературном произведении с первого до последнего слова входит в сюжет.
Сюжет складывается из отдельных жестов: физических, психологических, вещи.
Жест вещи
– говорят о том, что происходит с героем (пр: паутина,засохший хлеб –Плюшкин)
Итак, по Кожинову: сюжет – это динамический срез произведения, без пересказа.
Сюжетная линия – это определенный пласт сюжета, организованный образом одного героя и его истории или это история отношений 2-х реже 3-х и более героев.
Элементы сюжета (экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка).
Экспозиция – часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт в лит. произведении.
Завязка - это одна из начальных стадий в развитии сюжета лит.произведения
Развитие событий - важнейшая составляющая художественного конфликта; понятие характеризует способ движения художественного действия, проходящего через точки завязки, кульминации и развязки. Развитие действия может вестись в разном композиционном ритме, иметь разное количество кульминационных точек.
Кульминация - момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.
Развязка - Заключительная часть литературного произведения, а также вообще конец, завершение какого-н. сложного, запутанного дела.
Функции сюжета:
1) Запечатливает картину мира(частную, общественную, историческую жизнь)
2)Обнаруживает жизненные противоречия(личные, социальные, внутренние, внешние)
3) Раскрывает характеры и их обстоятельства в их сущности и в развитии.
Фабула – это основные события в хронологической последовательности; это пересказ произведения, который может быть и кратким и подробным. Фабула составляет фактическую основу произведения, она является той центральной осью, вокруг которой строится повествование.
Конфликт в произведении пронизывает всю его структуру. (любой конфликт берется из реальной жизни)
О конфликте обычно говорят при наличии острых противоречий, проявляющихся в столкновении и борьбе героев. Также эта борьба может происходить внутри сознания персонажа. Конфликт обычно выражается в сюжете произведения, он организует его: неудовлетворенность героев, желание получить что-либо или избежать чего-либо заставляют их совершать те или иные поступки. В каждом произведении складывается своя, порой многоуровневая, система конфликтов, что делает сюжет более сложным.

Особенности конфликта зависят от рода литературы. Наибольшие возможности изображения конфликтов в эпосе и драме. Причем для драмы в целом характерны более острые конфликты, которые часто выражаются в диалогах персонажей.
На содержательном уровне конфликт реализуется в противопоставлении персонажей(их неприятие друг к другу); противопоставление героя и уклада жизни (личности и среды); психологический конфликт (внутренний конфликт, пример: Раскольников, Печорин, Катерина(Гроза))
Конфликт бывает:
1)Локальный – он разрешается в пользу сердечного отношения к миру.
2) Субстантиональный – конфликтное состояние даже не дает возможности героям изменить ситуацию: герой и среда, этот конфликт не разрешим.
Типы конфликтов:
1) Статичный - Он неизменен на протяжении всего развития сюжета. В статичном конфликте отсутствует изменение героев, их рост в результате преодоления препятствий. Отличным примером статичного конфликта служит спор или ссора. Происходит возня между героями. Каждый пытается перетянуть другого на свою сторону, но ни каких активных действий не предпринимает, так, легкая грызня идет на протяжении нескольких страниц
2) Скачкообразный - Сущность скачкообразного конфликта заключается в том, что скачек эмоций героев абсолютно не оправдан в сцене произведения. Нелогичность поступков героев бросается в глаза сразу. Накал страстей в скачкообразном конфликте изменяется резко и спонтанно. Такой конфликт вызывает непонимание. Вроде бы ждешь от героя легкой грусти, а он впадает в глубокую депрессию. Тем не менее, резкая смена эмоционального настроя вполне возможна и оправдана, если это логично вытекает из сложившейся ситуации
3) Медленно развивающийся - отличается тем, что в нем эмоциональное напряжение меняется плавно, логично. Герой переходит от скуки к грусти, от грусти к печали, от печали к горю и т.д. Все эмоциональные переходы понятные, что создает атмосферу дополнительного сопереживания герою.
Виды конфликта:
1) Внутренний конфликт - это борьба человека с самим собой. Данный конфликт ясно показан у Шекспира в трагедии «Гамлет». Этот вечный вопрос: «Быть или не быть»…

2)Личностный конфликт 
 - Онегин и Татьяна, Петр Гринёв и Пугачёв, Лиса и Журавль - это столкновение двух персонажей, которые пытаются отстоять свою точку зрения, своё мировоззрение. Они могут влюбляться, ненавидеть друг друга, расставаться и снова встречаться, вынашивать преступные замыслы и глубоко страдать. Закончиться такой конфликт может дружбой, миром и согласием. А может и гибелью одного из героев, физической или душевной.

3)Внеличностный конфликт - здесь нет двух явно противоборствующих сторон, зато главный герой вечно натыкается на какие-то препятствия. Он молча страдает, преодолевает трудности и приходит к тому финалу, какой заготовил ему писатель.


29. Мотив как единица фабулы и сюжета. Тематика и проблематика литературного произведения.
В арбиту Т-сюжета активно вошло понятие мотива. Сюжет – это также комбинация мотивов(по Веселовскому). Главный признак мотива внутри сюжета литературного произведения – это его повторяемость. Если мотив повторяется часто – это называется лейтмотивом(центральным мотивом)

Чем сложнее и многосоставнее произведения, тем больше можно выделить мотивов.
Мотив – это минимальное словесное выражение максимально общего содержания(Пример: мотив выбора пути)

Мотивы могут быть не только сюжетными, но и описательными, лирическими, не только интертекстуальными(как по Веселовскому), но и внутритекстовыми.
Тема литературного произведения –объект художественного изображения, то есть жизненные характеры, ситуации, взаимоотношения людей,, которые будто переходят из реальности перешли в художественную реальность. Таким образом, тема составлет объективную сторону содержания произведения.
Тематика – отражает объективную сторону и явления, связующим звеном между миром реальным и миром художественным. При этом тема, отражающаяся в персонажах,ситуациях, отражения – это не копия. Литературный персонаж не равен реальному лицу.
Проблематика – это область осмысления писателем отраженной реальности. Это сфера, в которой выражаются инетерсы автора, его система ценностей; приводятся определенные художественные аргументы за или против.
Тематику мы принимаем все,а вот проблемы могут вызват противоречия.
Проблема – область авторского интереса в отношении данной темы(объективное начало)
Типы проблематики:
1)Мифологическая(фольклор, античность, пр.”Мастер и Маргарита”)
2)Национальная (национально-историческая) – писатель интересуется историческим становлением(Война и мир, Василий Теркин)
3)Социо-культурная – качества, традиции определенной соц.группы(Обломов, ревизор, Мертвые души)
4)Романная – о столкновении личности, жизненная позиция героя, характер
5)Философская – автор осмысляет законы человеческого бытия.


31.Литературное развитие как закономерный процесс. Традиции. Новаторство. Эпигонство.

Литературный процесс – это историческое существование, функционирование и эволюциялитературы, как в пределенную эпохутак и напротяжении всей истории нации, страны, региона, мира.
В литературный процесс входит:
-Сами произведения всех видов(и совершенные и более низкие)
-Во всех формах (отдельные публикации, издания, в сборниках, собрание сочинений) +все переизданные произведение, литературная критика данного периода, мемуары, эпистолярное наследие(письма авторов), частные отклики о литературе, о писателе в письмах и воспоминаниях читателей.
Что влияет на развитие литературы:
Литературный процесс тесно связан с общекультурными процессами и развивается в сфере всех видов икусств, что-то общее их объединяет, на них влияют общие факторы:
1) Особенности идеалогии данного времени
2) Уровень развития философской мысли

3) Политические обстоятельсва
4) Общий уровень эстетического развития
5) Внутренние законы. Лит. Процесс обладает имманентным (развитие изнутри себя самого, гл. Закон – закон приемственности: наследуются темы, идеи, формы; повторяются эстетические оценки действительнсоти, вечные темы, поэтические роды, жанры, сюжетные схемы, композиции) развитием. Отсюда следует традиция в литературе - чем дальше, тем богаче, традиции начинают взаимодействовать (Пр.Пушкин) – имманентная, закон приемтсвенности.
Лит.процесс; 1) поступательное развитие 2) аккумуляция 3 ) традиция – умение опереться на уже завоеванное. Она может быть осознанной и не осознанной; парафразис – новый вариант старого произведение (Пр. Пушкин –Горация “памятник”). Традиция – это не подражание и не повторение.
Эпигонство – нетворческое подражание (Пр. Станционный смотритель – библейский прасюжет “о блудном сыне” – новаторское произведение.) Отсюда следует, что всякачя традиция сопрежена с новаторством.
Новаторство -— нововведение, открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций. Но не всё новое в литературе является новаторством. Новаторство — это существенное изменение искусства, оно требует большого таланта и глубокого ощущения требований времени. Например, новаторским было обращение представителей сентиментализма к частной жизни человека, к миру его чувств. Великие писатели мировой литературы, такие как Гомер, Данте, Шекспир, Сервантес, Пушкин, Шевченко, были новаторами. Они смогли по-новому посмотреть на окружающую действительность, осмыслить происходящие в ней процессы и открыть для читателя новые жанры, темы, образы, средства художественной выразительности. Мировое значение, которое приобрела русская литература второй половины ХIХ века, связано прежде всего с новаторской деятельностью Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. В начале ХХ века в русской литературе новатором выступил Максим Горький.
Развитие литературного процесса определяется меной художественного метода(литературного направление).

32.Общее понятие художественного метода и стиля эпохи. Литературное направление. Ли­тературное течение. Школа. Индивидуальный художественный метод и стиль.
Художественный метод
(творческий) – исторически изменчивый тип связи, творчество художника(ов) с породившей его действительностью.
Худ.метод выделяется по 3-м признакам:
1) Способ познания действительности, он объединает писателя определенного времени
2) Общий для них идеал человека, его жизни, его отношений с действительностью.
3)Общий способ художественного моделирования в произведениях литературы.
Таким образом творчество писателем в одном худ.методе в ведущих характеристиках оказывается близким.
На практике худ.метод – литературное направление.
Внутри литературного направления могут формироваться отдельные литературные явления. Часть писателей, которых объединяет еще более конкретное, более частное направление(символизм, акмеизм; религиозный(Жуковский), бунтарский(поэты декабристы) романтизм)
Стиль худ. метода(литературной эпохи) – это основные признаки данного худ.метода, по которым мы его и можем узнать (и содержательные признаки и признаки формы).
Литературные школы: это сознательное объединение писателей для решения современных литературных задач.
1) У истока романтизма – школа йенских романтиков (несколько немецких поэтов, которые создали манифесты, стихи, прозу)
2) у истоков русского реализма – натуральная школа – 40-е года 19 в. Принципы сформировал Белинский в своих статьях (учитель Гоголь. Теоретик Белинский)
У школы есть глава.
Литературное течение - часто отожествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность литературного направления.
Например, применительно к русскому романтизму говорят о "философском", "психологическом" и "гражданском" течении. В русском реализме некоторые выделяют "психологическое" и "социологическое" течение.

33. Классицизм как художественный метод.
Классицизм впервые зародился
во Французской литературе в середине 17 века. В русской литературе сформировался в 1730-60 гг. В основе классицизма лежит рационалистическая философия. Согласно этой философии: мир, созданный богомдолжен быть гармоничен; он устроен по определенному плану, в нем всему есть свое место и свое назначение. Определенная система существует и в обществе – иерархическая (рабочие, управляющие,власть(чиновникик),церковь) – это все для человека того времени неприложно.
Но мир не идеален, отсюда возникла просветительская философия (Дитро, Вольтер, Руссо 17-18вв). Мир не совершенен, потому что люди не просвящены. Это все опирается на метафизический взгляд на все (мир неизменен).
Идеал человека в классицизме – высоконравственная личность, подчинающийся своей страсти долга; гражданин, знающий свои обязанности. Изображение связано и с идеалом и с философией. Образ героя в классицистическом произведении внеисторичен, внесоциален, внеиндивидуален. О



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: