Мастер –класс «Закрепление на уроке»
Слайд 1
Новый материал должен быть закреплен в классе. С этой целью учащимся даются четко сформулированные вопросы, требующие не простого перечисления фактов или пересказа объяснительного материала, а анализа его.
Слайд 2
Закрепление условно можно подразделить на такие основные виды:
а) воспроизводящее закрепление, когда учащиеся вторично осмысливают известный им учебный материал и доводят его понимание до того уровня, при котором могут его пересказать, письменно оформить и обобщить;
б) тренировочное закрепление, при котором первоначально образовавшиеся умения и навыки доводятся до необходимого совершенства и прочности;
в) творческое закрепление, когда учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют знания, умения и навыки, но и раскрывают новые стороны изучаемых вопросов.
Между этими видами закрепления имеется тесная связь и взаимодействие.
Слайд 3
Если знание изучаемого материала на уроке нужно для выработки соответствующих навыков, то теория закрепляется упражнениями. Эти упражнения должны быть небольшими, но разнообразными, можно применять нестандартные приёмы в любом классе начальной школы.
Например, при работе над словами с непроверяемым написанием на уроке русского языка можно использовать много приемов. Один из них – загадывание и сочинение загадок. Самыми любимыми у учащихся при закреплении изученного материала на уроке считаются карточки, содержащие задания, выполнение которых предполагает практические действия. Объективно и оперативно проверить качество и степень усвоения учебного материала позволяют тесты, а также занимательные ребусы, считалки, сказки, игры – путешествия, сказки – путешествия, кроссворды.
Слайд 4
Приведу нестандартные приемы закрепления.
Нестандартные приемы – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной деятельности. Нестандартные приемы оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
А сейчас, давайте представим, что вы дети начальной школы. Давайте проведем несколько приемов для закрепления изученного материала.
Слайд 5
1.Прием «Лови ошибки».
Формирует умение анализировать информацию; применять знания в нестандартных ситуациях.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибки группой, спорят, совещаются.
Например: Тема: Лексическое значение слова. употребление слов в предложении.
Исправить ошибки в употреблении слов данных предложениях.
У Пети смех заразный. Грипп – болезнь заразительная. Запишите предложения в исправленном виде. Объясните постановку тире во 2 предложении.
Слайд 6
2. Прием «Толстые и тонкие вопросы».
Формирует: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный ответ, а толстый ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагают сформулировать по 3 «тонких» и по 3 «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом.
У вас на столах есть вопросы. Для экономии времени распределите эти на «толстые вопросы и тонкие»
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Приставка и её роль в слове. Различие приставок и предлогов»
Тонкие вопросы
Что такое приставка?
Для чего нужна
приставка?
Где пишется приставка в
слове?
Как обозначается
приставка?
Толстые вопросы
Почему приставка так
называется?
Чем приставка
отличается от суффикса?
В чём отличие приставки
от предлога?
Что будет, если из нашей речи «исчезнут» приставки?
Слайд 7
Прием «Я беру тебя с собой».
Этот прием можно использовать и на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала. Прием направлен на формирование познавательных УУД: особенно хорошо отрабатывается классификация. Можно изменять этот прием так, как того требует тема урока и умение,
которое формирует.
На уроке математики формируем умение различать четные и нечетные числа (Взять с собой только четные числа).
На уроках окружающего мира: составлено задание на классификацию овощей и фруктов (взять с собой только овощи)
На уроке русского языка: распределить глаголы по группам. Название групп уже даны. Первый ряд берет с собой глаголы прошедшего времени, второй ряд – глаголы настоящего времени, третий ряд - глаголы будущего времени. Ученик задает вопрос, по вопросу определяет и говорит «Я беру тебя с собой» или «Я не беру тебя с собой».
Слайд 8
4. Прием «Согласен- не согласен».
Формирует: умение оценивать ситуацию или факты; умение анализировать информацию; умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен «+», не согласен «-». Полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.
Например,
- 8 и 4 – это 12?
- На березе растут яблоки?
- Столица России Москва?
Слайд 9