Маршрут выходного дня
"У Солигорского пруда "
Перед началом прогулки загадайте ребенку загадк у, отгадав которую, он узнает куда вы направитесь на прогулку:
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная.
Молодые берёзки
Свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды -
В нём всё отражается...
Как это зеркало называется? (пруд)
Спросите у ребенка, что он знает об обитателях пруда. Посмотрите вместе с ребенком видеофильм об обитателях пруда.
По дороге к началу маршрута вспомните с ребенком правила дорожного движения. Поиграйте в игру на внимание:
- Часть дороги, по которой идут пешеходы;
- Человек, идущий по тротуару;
- Мимо проехал многоместный автомобиль для перевозки пассажиров;
- Человек, управляющий автомобилем.
- Сколько этажей в этом доме, а в соседнем.
- Пробежала девушка спортсменка, а зачем заниматься спортом;
- Зачем автомобилю тормоза?
-- Чем отличается пруд от речки? И др.
Сделайте остановку, посидите с ребенком на лавочке, понаблюдайте за прохожими. Поиграйте в речевые игры:
«Какое слово лишнее?»
Осинка, осина, осиновый, осел, подосиновик
Шипучка, шиповник, шипящий, зашипел
Гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница
«Придумай слова со значением
очень маленький и очень большой»
Образец: человек – человечек – человечище
(нос, голос, нога, рука, сапог, хвост, усы, клюв, глаза, муравей, улитка)
При подходе к пруду вспомните с ребенком о правилах поведения у водоема:
· У воды не шуметь
· Не брать в руки жуков, лягушек
· Не рвать растения
· У воды не толкаться
· Не подходить близко к воде
· Не оставлять после себя мусор
· Не разводить костры
· Не разорять гнезда птиц.
Загадайте загадки про уточек:
Утром плюх на весь день в пруд,
Только сверху хвост да лапки,
Крякнут деткам для порядка.
Им в воде чудесно тут.
(Утки)
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь?
(Утка)
Расскажите ребенку о жизни уток:
Весной на берегу реки, в густых зарослях камыша и осоки серая утка свила свое гнездышко. Укромное место для него выбрал папа-селезень, а мама-утка постелила на дно гнезда мягкую перинку из пуха и перышек.
Утка откладывает десять яиц, заботливо насиживает их, отлучаясь совсем ненадолго, чтобы перекусить сочными болотными травами, зеленой ряской и разной водяной мелочью — жучками, червяками и личинками. Селезень плавает по реке недалеко от гнезда, оберегая его от непрошеных гостей.
Когда утка неподвижно сидит на кладке яиц, заметить ее не так-то просто: скромное серо-коричневое оперение сливается с окружающей природой — сухими прошлогодними стеблями камыша, зеленовато-коричневыми корнями и листьями болотных и речных трав.
Окраска селезня яркая и нарядная. Сине-зеленая шея и кончики перьев переливаются перламутром, а крылья и хвост украшены белыми и темно-коричневыми полосками.
Через три недели в гнезде появляются утята, похожие на маленькие пушистые комочки. Обсохнув под теплым материнским крылом, они бегут следом за уткой к реке, смело входят в воду, с удовольствием плавают и ныряют.
Утка учит малышей находить пищу, прятаться от врагов. Утята ни на шаг не отходят от матери, всюду следуют за ней, ведь главное правило утиной школы такое: плавать рядом с мамой, повторять все, что делает она.
Каждое утро утиная семья принимает водные процедуры: ныряет и плещется, поднимая сверкающие на солнце брызги. Потом, выбравшись на песчаную отмель, утки отряхиваются и старательно смазывают каждое перышком жиром.
Зачем же уткам такие купания?
Ведь и так большую часть времени эти птицы проводят в воде. Оказывается, купания очень даже нужны.
«Утка, которая несколько дней не купалась, не ухаживала за своим оперением, если ее сразу пустить в воду, может... утонуть.
А если не утонуть, то плавать будет плохо, с телом, почти погруженным в воду. Итак, с грязными перьями птицы ни летать, ни плавать не могут. В чем же дело?
Тончайшие щетинки пера без воды слипаются и ломаются.
После купания утки смазывают перышки жиром копчиковой железы, ведь хорошо смазанное перо как бы надувается воздухом и очень помогает птицам плавать и летать».
Спросите у ребенка:
- Почему утки выходят сухими из воды?(Выходить сухими из воды уткам позволяет наличие жирового секрета, который они тщательным образом распределяют по своим перышкам)
- Как называют «папу» утку? (состав утиной семьи: мама – утка, папа-селезень, дети – утята)
- Как «разговаривают» утки? (Утки крякают. Именно утки, селезни крякать не могут. Еще один интересный факт – утиное кряканье не имеет эха).
Поиграйте в игру "Я загадаю, а ты отгадай"
1.Кто это сидит в пруду?
Как зовут эту кваку?
Зелёную толстушку,
Зовут её – (Лягушка)
2.Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(Рыбка)
3. Кто гуляет по травинке,
Домик свой несет на спинке?
С виду дом, как пирамидка,
А хозяйка в нем ... (улитка)
4. Есть такой на свете жук —
Может в воду прыгнуть вдруг.
Но не тонет жук-храбрец,
Плыть умеет ... (плавунец)
5.Ни зверь, ни птица,
А нос, как спица …. (КОМАР)
6.Охраняю я природу,
Санитар озер, болот.
Застоявшуюся воду
Очищаю каждый год (ряска)
7.Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а над цветами летает (бабочка)
8.Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик (стрекоза)
9.Глаза на рогах,
А домик на спине (улитка)
10.На речке стоит он
Зелёной стеной,
И ветер шумит в нём ненастной порой.
Растёт он, защита и дом лягушат,
Они в его чаще укрыться спешат. (камыш)