Второй этап. (конец ХVI в. - 1649 г).




Литература.

Вместе с ростом грамотности происходит быстрый подъем и древнерусской литературы. До нашего времени дошло более 150 рукописных книг 11--12 веков. Одной из таких книг является "Слово о о законе и благодати", написанное Иларионом, где автор проводит главную мысль о равноправии всех христианских народов, независимо от времени их крещения.

"Слово о полку Игореве" было создано в конце 12 столетия неизвестным древнерусским поэтом, который рассказывает о неудачном походе новгородсеверского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году. Поэт понимает, что причины неудачи кроются в раздробленности Руси. ОН видит спасение Родины в сохранении единства русского народа. Это произведение написано образным и живым языком, исполнено своеобразными художественно-изобразительными приемами и наполнено патриотическим пафосом. Высокое художественное мастерство "Слова" ставит это произведение в ряд величайших памятников мировой культуры.

Архитектура

Принятие христианства на Руси способствовало не только развитию литературы, но и положило начало русскому искусству и прежде всего - храмовой архитектуре и храмовой живописи. Церкви на Руси строились во множестве, и древние зодчие умели выбирать прекрасные места для храмов.

С принятием христианства в качестве образца был заимстован крестово-купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого делился рядами опорных столбов на продольные частие - нефы, а четыре центральных столба соединялись арками, которые через паруса поддерживали световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом.

 

Живопись

В ряжу изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит мозаике и фреске. Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев. Росписи храмов передавали основные положения христианского вероучения и служили своеобразным "евангелием для неграмотных". Мозаики покрывали наиболее важные части храма - центральный купол, алтарь. Остальная часть храма украшалась фресками.

Икона - классическая форма средневекового искусства для Руси. Иконы писались на липовых и сосновых досках, которые покрывались левкасом - тонким слоем гипса, на который наносился контур рисунка. Краски иконописцев, растертые на яичном желтке, отличались яркостью и прочностью.

  1. Древняя русь в эпоху политической раздробленности

 

Причины раздробленности Руси

Экономические: Развивалась вотчинная собственность и княжеский домен. В каждой земле существовало натуральное хозяйство

Политические:
Появление феодальных кланов, складывалась церковная иерархия
Киев, как центр, потерял своя прежнюю роль

 

По мере экономического развития отдельных земель Руси их жители постепенно переставали ощущать потребности в центральной власти. Всюду реяло строительство городов.

Однако главным носителем тенденций распада единой Руси выступали не только князья, сколько Мессины бояре и города.

После 1132 года Русь окончательно распалась на отдельные княжества. Однако видимость единства сохранилась. Главным среди князей по-прежнему остался Великий князь Киевский. Сохранились общность, языки и культуры, единая церковная организация.

Последствия распада были противоречивы. В отдельных землях происходило освоение новых земель, возникали и росли новые города, развивались ремесла и торговля.


ХIII век стал переломным для многих государств. Но если в Западной Европе шел процесс преодоления раздробленности и становление централизованных национальных государств, формирования сословно-представительных органов (парламента в Англии в 1265 г. и Генеральных штатов во Франции в 1302 г.), возникновения сословно-представительной монархии, то Русь в ХIII в. подверглась страшному монголо-татарскому нашествию. Наступило 240-летнее ордынское иго, имевшее огромные негативные последствия для судеб России.

Только в начале ХIV в. постепенно возникли предпосылки для начала объединения Руси и подготовки к борьбе за независимость. Общенациональным центром русских земель становится Москва. Огромную роль в объединении русских земель вокруг Москвы сыграли московские князья Даниил Александрович, Иван Калита, Дмитрий Донской.

 

  1. Крупнейшие земли и кнажества руси. Их особенности

Расположенная на северо-востоке от Приднепровья Ростово-Суздальская земля (иначе ее часто называют Северо-Восточной Русью) была далекой окраиной Древнерусского государства. Здесь первоначально жили угро-финские (мордва, меря, мурома) и балтские (в западной части) племена. Лишь на рубеже IX - X вв. с северо-запада сюда начинают проникать ильменские словене, а с запада - кривичи, на рубеже X - XI вв. - вятичи, которые упорно не подчинялись власти Древнерусского государства. Владимир Мономах в своем поучении детям одним из своих подвигов называл то, что он прошел "сквозе вятичи".

От остальной части Древнерусского государства эту землю отделяли густые и труднопроходимые леса. В летописях зарегистрирован даже неожиданно комический эпизод междукняжеских усобиц, когда уже позднее, в XIII в., в районе Москвы войска двух враждебных князей не нашли друг друга - "минустася в лесех", и битва не состоялась. Край этот потому часто назывался "Залесским".

Первоначальной столицей этой земли был Ростов, первые достоверные сведения о котором относятся к рубежу X - XI вв.

Ростово-Суздальская земля, попавшая по разделу между Ярославичами в руки Всеволода, оставалась и дальше под властью его потомков - сначала Владимира Мономаха, а затем его сына Юрия Долгорукого, при котором фактической столицей княжества стал Суздаль. Вряд ли свое прозвище этот князь получил за особенности своего телосложения. Вероятней другое: свои "долгие" (т. е. длинные) руки он из Суздаля протягивал в самые разные концы Русской земли, активно участвуя в различных княжеских междоусобицах. Полем его деятельности была вся Русь: он стремился к захвату Новгорода и вмешивался в междукняжеские отношения даже в далекой Галицко-Волынской земле. Но главной целью его устремлений был киевский великокняжеский престол. Ему удалось захватить Киев дважды - в 1149 и в 1155 гг. После 1155 г. он уже не покидал Киева, отправив в Суздаль одного из своих младших сыновей - Василька. Юрий Долгорукий держал себя в Киеве так, что киевляне под конец говорили, что им с ним "не ужити". Его смерть в 1157 г. (есть сведения о том, что он был отравлен) привела к мощному народному восстанию против его приближенных: "избивахуть суждалци по городом и селом", сообщает летописец.

С именем Юрия Долгорукого часто связывают основание Москвы. Действительно, Юрий основал немало городов на границах своего княжества. Он упоминается также в первом летописном известии о Москве в 1147 г., когда он избрал ее местом встречи со своим троюродным братом и временным союзником в феодальной войне чернигово-северским князем Святославом Ольговичем. Под 1156 г. в летописи находим сообщение о том, что Юрий Долгорукий "заложи град Москов". Однако археологические данные свидетельствуют, что городское поселение на месте Москвы существовало уже на рубеже XI - XII вв., а городские укрепления, построенные в 1156 г., были не первой московской крепостью. К тому же в 1156 г. Юрий Долгорукий находился в Киевской земле, и, таким образом, строительство и этой датированной московской крепости не было результатом его непосредственной деятельности.

С именами сыновей Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо связан политический и экономический подъем Северо-Восточной Руси.

Время Андрея Боголюбского - время весьма активной политики владимиро-суздальского князя. Он ведет успешную войну с Волжско-Камской Болгарией (1164 г.), и в честь одержанной победы по его приказанию неподалеку от Боголюбова воздвигают замечательную церковь Покрова богородицы на реке Нерли. Андрея называли "самовластием" Суздальской земли. Но этого ему было мало. Он стремился овладеть и великокняжеским престолом, и Новгородом. В 1169 г. войска Андрея под предводительством его сына Мстислава взяли Киев и учинили там страшную резню. Город был сожжен, горожане частью уведены в плен, частью истреблены. Однако, подчинив себе Киев и получив официально титул великого князя киевского, Андрей, в отличие от своего отца, не переехал туда. Его целью было укрепление своего, Владимиро-Суздальского княжества. Борьба за подчинение Новгорода, которого он, по его собственным словам, "хотел искати... и добром и лихом", была менее успешной. Войска Андрея и его союзников в 1169 г. дважды подряд потерпели поражение от новгородцев. Суздальских пленных оказалось так много, что их продавали по невероятно дешевой цене. И все же Андрею удалось установить свое влияние в Новгороде. Не военной силой, а запретив в голодный неурожайный год вывозить из суздальских пределов хлеб в Новгородскую землю.

Предметом особых забот Андрея Боголюбского было повышение роли Владимиро-Суздальского княжества в общерусской политике и его значительное обособление. Этому способствовало превращение Божьей матери Владимирской в небесную покровительницу княжества. Установление богородичного культа как основного во Владимиро-Суздальской земле как бы противопоставляло ее Киевской и Новгородской землям, где основным был культ св. Софии. Развернутое при Андрее Боголюбском мощное каменное строительство также призвано было подчеркнуть могущество и суверенность княжества. Андрей пытался найти во Владимиро-Суздальской земле и собственного святого ростовского епископа Леонтия, хотя добиться его канонизации в то время не удалось. Пытался Андрей установить во Владимире и отдельную от Киева, подчиняющуюся непосредственно Константинополю митрополию. Кандидатом на митрополичий престол был упомянутый выше местный епископ Федор. Создание двух митрополичьих кафедр на Руси означало бы новый шаг по пути феодальной раздробленности. Однако константинопольский патриарх не согласился на эту просьбу Андрея, а позволил ему лишь перенести епископский престол из старого Ростова в новую княжескую резиденцию - Владимир.

Андрей с большой подозрительностью относился к окружающим. Не только стремление опереться на горожан, но и опасение, с которым он относился к слишком независимым суздальцам, еще собиравшим вече, побудили Андрея перебраться во Владимир. Но и во Владимире ему неуютно, и он большую часть времени проводил в Боголюбове, в мощном каменном замке, окруженный лишь верными придворными и рабами. Но именно в их среде родился заговор, приведший к гибели Андрея (1174 г.). Вряд ли этот заговор был следствием тех или иных серьезных социальных противоречий - речь шла о дворцовом перевороте, о борьбе претендентов на власть. Убийцы, среди которых были личные слуги Андрея, ночью ворвались в спальню и изрубили князя мечами.

Военные предприятия и строительство стоили очень больших средств и вызывали увеличение поборов с населения. Вот почему смерть князя была воспринята и в Боголюбове и во Владимире, да и в окрестных селах, как радостное событие, как сигнал к выступлению против угнетателей. Боголюбцы разграбили княжеский дом, убили многих мастеров, привезенных им для строительства, в его селах и волостях были убиты посадники и тиуны, избиты младшие члены дружины.

Борьба за власть между младшими братьями Андрея после его смерти завершилась победой одного из них - Всеволода Юрьевича по прозвищу Большое Гнездо (1176 г.). Вероятно, Большим Гнездом его назвали во второй половине XIII в., если не в XIV в., когда во всех, за исключением Рязани, княжествах Северо-Восточной Руси на княжеских столах сидели его потомки.

Всеволод вступил на престол совсем молодым, 22-летним человеком (он был на 40 с лишним лет моложе своего брата Андрея) и княжил 36 лет. Он продолжал политику Андрея Боголюбского. Так же успешно он воевал с Волжско-Камской Болгарией, совершил несколько удачных походов в Рязанское княжество и добился его подчинения своей воле. Во Владимиро-Суздальской земле он правил, фактически единовластно, приостановив на время ее распад. Всеволод был самым могущественным из князей Русской земли. Он считался Великим князем Киевским, но с его времени появился и титул Великого князя Владимирского. Правда, подчинения Новгорода ему не удалось добиться, но его влияние сказывалось не только в ближайшей Черниговской земле, но и в Киеве, и в далеком Галицко-Волынском княжестве.

Однако центробежные силы были непреодолимы. Уже при жизни Всеволод начал выделять уделы сыновьям. После его смерти (1212 г.) единое до того Владимиро-Суздальское княжество оказалось разделенным по меньшей мере на 7 княжеств: собственно Владимирское, включавшее и Суздаль, Переяславское с центром в Переяславле-Залесском (в него входили также Тверь, Дмитров, Москва), Ярославское, Ростовское, Углицкое, небольшое Юрьевское с центром в Юрьеве-Польском и окраинное Муромское.

В социальной структуре Северо-Восточной Руси было одно существенное отличие от Юго-Западной. Княжеская власть была здесь с самого начала значительно сильнее, чем в Приднепровье. В отношениях князя с его дружинниками уже не было патриархального равенства, а нередко проглядывало подданство. Не случайно именно здесь в XII в. возникло "Моление" Даниила Заточника, подлинный гимн княжеской власти. "Яви мне зрак лица твоего", обращается к князю Даниил. Он сравнивает князя с отцом и даже с Богом: как птицы небесные не сеют и не пашут, уповая на божью милость, "тако и мы, господине, желаем милости твоея".

Процесс распада Древнерусского государства на ряд уделов сопровождался разорительными междоусобными войнами. Князья боролись не столько за обособление своих земель, сколько за овладение престолом великого князя, что привело к затягиванию периода усобиц.

Но процесс централизации был уже необратим. Владимиро-Суздальское княжество послужило в дальнейшем основой объединения русских земель; центром объединения стала в XIV в. Москва.

На крайнем юго-западе Древней Руси находились Галицкая и Волынская земли: Галицкая - в Прикарпатье, а Волынская - по соседству с ней по берегам Буга. И Галицкую, и Волынскую, а иногда только Галицкую землю часто называли Червоной (т. е. Красной) Русью, по городу Червень на Галичине.

Благодаря исключительно плодородной черноземной почве здесь сравнительно рано возникло и достигло расцвета феодальное землевладение. Именно для Юго-Западной Руси особенно характерно поэтому мощное, нередко противопоставляющее себя князьям боярство. Здесь были развиты многочисленные лесные и рыболовецкие промыслы, работали искусные ремесленники. Шиферные пряслица из здешнего города Овруча расходились по всей стране. Важное значение для края имели также соляные месторождения.

Раньше всех начала обособляться Волынская земля с центром во Владимире Волынском. Здесь княжил один из сыновей Владимира Святославича Всеволод. Владимиро-Волынское княжество долго переходило из-под власти одного князя к другому, пока в 1134 г. здесь не вокняжился внук Владимира Мономаха Изяслав Мстиславич. Он стал основателем местной княжеской династии.

Позднее обособилась Галицкая земля с центром в Галиче. Она составляла первоначально только часть владений умершего при жизни отца сына Ярослава Мудрого Владимира и сына последнего Ростислава. Только в XII в. при Владимире Володаревиче (1141 - 1152) галицкие земли стали независимыми от Киева, а особого могущества достигло это княжество при сыне Владимира Ярославе Осмомысле (1152 - 1187). Однако именно при этом князе землю начали раздирать феодальные усобицы. Уже во время этих междоусобий многие из бояр подумывали о новом властителе: владимиро-волынском князе Романе Мстиславиче. Он один раз уже захватывал власть в Галиче, пока Владимир Ярославич находился в Венгрии. А после смерти Владимира (1199 г.) Роман Мстиславич был провозглашен галицким князем. Таким образом, произошло объединение Владимиро-Волынского и Галицкого княжеств в единое Галицко-Волынское княжество, одно из самых крупных княжеств Русской земли.

Роман Мстиславич был выдающимся полководцем и государственным деятелем. Ему на время удалось прекратить боярские усобицы, он занял Киев и принял титул великого князя, поддерживал мирные отношения с Византией и установил мир с Венгрией. Однако, проводя активную внешнюю политику, он вмешался в междоусобицу польских князей (родственником которых был) и в 1205 г. погиб в битве со своим двоюродным братом краковским князем Лешком Белым. В Галицко-Волынском княжестве началась новая усобица: ведь наследнику княжеского престола Даниилу было всего 4 года. Власть захватили бояре.

Один из бояр, Володислав Кормиличич, даже на некоторое время стал князем, что было полным нарушением всех обычаев, существовавших тогда в Русской земле. Это единственный случай вокняжения боярина.

Усобицы привели к фактическому раздроблению Галицко-Волынского княжества на ряд отдельных небольших уделов, постоянно воюющих друг с другом. Половецкие, польские, венгерские войска помогали соперникам, грабя, уводя в рабство, а то и убивая местное население. Вмешивались в галицко-волынские дела и князья других земель Руси. И все же к 1238 г. Даниилу удалось расправиться с боярской оппозицией (недаром один из приближенных ему советовал: "Пчел не передавив, меду не едать"). Он стал одним из самых сильных князей Руси. Воле его подчинялся и Киев. В 1245 г. Даниил Романович разбил объединенные силы Венгрии, Польши, галицких бояр и Черниговского княжества, тем самым завершив борьбу за восстановление единства княжества. Боярство было ослаблено, многие бояре истреблены, а их земли перешли к великому князю. Однако Батыево нашествие, а затем и ордынское иго нарушили экономическое и политическое развитие этой земли.

  1. Борьба Руси с иноземными завоевателями

Борьба Руси с иноземными захватчиками Первая встреча русских с монголами – битва на реке Калке в 1223 г. В 1237 г. внук Чингисхана хан Батый начал нашествие на Северо‑Восточную Русь. Первым из русских земель подверглось нападению Рязанское княжество. Рязанские князья отказались подчиниться монголам. Княжество было опустошено и разорено. Его столица Рязань после нескольких дней непрерывного штурма была взята, разграблена, а затем город сравняли с землей. Сохранилось сказание о замечательном подвиге рязанского боярина Евпатия Коловрата, который сам напал на войско Батыя, сумел нанести большие потери врагу и героически погиб в бою с захватчиками.

Вслед за Рязанским наступила очередь Владимиро‑Суздальского княжества. Были взяты и сожжены города Коломна, Москва и др. Столица княжества Владимир после ожесточенного штурма была взята и подвергнута полному разрушению. Великий князь Юрий Всеволодович находился в это время вне города, собирая войско. После взятия Владимира 4 марта 1238 г. на реке Сити войско князя было уничтожено монголами, сам князь погиб в ходе битвы.

Новгород избежал нашествия. Не дойдя до столицы богатой боярской республики ста верст, Батый повернул на юг и направился со всей ордой на отдых в половецкие степи. Проходя мимо небольшого города Козельска, монголы вынуждены были задержаться на семь недель. Именно столько выдержал осаду Батыевых полчищ этот городок, прежде чем пасть и быть полностью уничтоженным. Монголы прозвали его «злым городом».

Через полтора года, в 1239–1240 гг., разорены были южные русские земли во главе с Киевом. Затем через Галицко‑Волынскую землю войска завоевателей вторглись в Польшу, Венгрию и Чехословакию. Отдельные их отряды дошли до Адриатического моря. Однако непрекращающееся сопротивление разоренных, но не до конца покоренных русских земель заставило завоевателей прекратить дальнейшую войну в Европе.

 

 

Экспансия с Запада. Начало XIII в. было временем экспансии на восток западноевропейских стран и религиозно-политических организаций. Идеологическое обоснование такого рода политике давала римская католическая церковь, стремившаяся утвердить свое влияние во всем Балтийском регионе. Летом 1240 г. на Новгородские земли напали шведы. В Невской битве князь Александр Ярославич, прозванный впоследствии Невским, разгромил их.

Через два года немецкие рыцари Ливонского ордена захватили Псков, Изборск, Копорье. 5 апреля 1242г. на льду Чудского озера встретились основные силы немецких рыцарей и русское войско во главе с князем Александром Невским. Князь нанес поражение крестоносцам в сражении, получившем название Ледовое побоище. Рыцарское наступление было приостановлено, однако угроза военной и религиозно-духовной экспансии сохранялась вплоть до победы объединенных сил славян в Грюнвальдской битве в 1410г.

Ослаблением Руси в результате монгольского нашествия воспользовался ее западный сосед: западные русские земли вошли в состав Великого княжества Литовского. Единая древнерусская народность распалась на русских, украинцев и белорусов.

  1. Монголо татарское иго

. Зависимость Руси от монголо-татар формально была установлена в 1243, когда отец Александра Невского князь Ярослав Всеволодович получил от монголо-татар ярлык на Великое княжество Владимирское и был признан ими «стареи всем князем в Русском языце». Регулярная эксплуатация русских земель путём сбора дани началась после переписи 1257—1259, проведённой монгольскими «численниками» под руководством Китата, родственника великого хана. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход», или «царёва дань», налог непосредственно для монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); содержание ханских послов («корм»); различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближённым и др. В конце 50 — начале 60-х гг. 13 в. дань с русских княжеств собирали мусульманские купцы — «бесермены», откупавшие это право у великого монгольского хана. Большая часть дани шла в Монголию, великому хану. В результате народных восстаний 1262 в русских городах «бесермены» были изгнаны. Обязанность сбора дани перешла к местным князьям. Рабы и материальные ценности, захваченные ордынцами на Руси, сбывались через генуэзские и венецианские торговые колонии (Кафа и др.), находившиеся в Крымском улусе. В 1285 великий князь Дмитрий, сын Александра Невского, разгромил и изгнал карательное войско «ордынского царевича». В конце XIII — 1-й четверти XIV вв. неоднократные «вечевые» выступления в русских городах (в Ростове — 1289 и 1320, в Твери — 1293 и 1327) привели к ликвидации системы баскачества. С усилением Московского княжества монголо-татарское иго постепенно ослабевает. Московский князь Иван I Данилович Калита (княжил в 1325—40) добился права собирать «выход» со всех русских княжеств. С середины XIV в. распоряжения ханов Золотой Орды, не подкрепленные реальной военной силой, русскими князьями уже не выполнялись. Московский князь Дмитрий Иванович Донской (1359—89) не подчинялся ханским ярлыкам, выданным его соперникам, и силой захватил Великое княжество Владимирское. В 1378 он разгромил карательное монголо-татарское войско на р. Воже (в Рязанской земле), а в 1380 одержал победу в Куликовской битве 1380 над правителем Золотой Орды Мамаем, которого поддерживала Генуя и Литва. Однако после похода Тохтамыша и взятия Москвы в 1382 Русь была вынуждена снова признать власть монголо-татарских ханов и выплачивать дань, но уже московский князь Василий I Дмитриевич (1389—1425) получил великое княжение без ханского ярлыка, как «свою отчину». При нём зависимость от татар носила номинальный характер. Дань выплачивалась нерегулярно, русские князья проводили в значительной степени самостоятельную политику. Попытка главы Золотой Орды Едигея (1408) полностью восстановить власть над Русью окончилась неудачей: взять Москву ему не удалось. Начавшиеся в Золотой Орде усобицы поставили под вопрос дальнейшее сохранение ига.

  1. экономические и политические усчиление Моск княжества

. Одним из главных социально-экономических факторов объединения явился рост боярского сословия и феодального землевладения в отдельных землях Северо-Восточной Руси. Основным источником распространения боярских вотчин стали княжеские пожалования земли с крестьянами. Образованию единого государства способствовало и развитие поместного землевладения, получившее распространение во второй половине ХV в. во многом благодаря расширению ареала пахотных земель.

Среди социально-политических предпосылок следует отметить то обстоятельство, что князьям, заинтересованным в укреплении своих военно-служилых сил, становилось тесно в рамках небольших княжеств. В результате обостряются противоречия между князьями, поддерживаемыми своими боярскими группировками. Это и привело к борьбе за расширение владений одного за счет другого. Так, постепенно, выявилось соперничество Тверского и Московского княжеств, борьба между которыми во многом предопределяла развитие процесса объединения Руси. Основной политической предпосылкой слияния раздробленных земель являлась насущная задача освобождения страны от ордынского ига. Определенное влияние оказывала и борьба с Великим княжеством Литовским, также претендовавшим на роль объединителя русских земель.

  1. Московская русь от Ивана калиты, до Ивана 3
  1. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига

Внук Калиты Дмитрий Иванович (1359–1389) вел борьбу за первенство среди русских князей с Тверью и Великим княжеством Литовским, построил белокаменный Московский Кремль, пытался освободиться от татарской зависимости.

После долгой междоусобной борьбы власть в Орде захватил Мамай. Новый правитель решил укрепить слабеющую власть Орды над русскими землями. Дважды посылались на Русь ордынские отряды. В 1378 г. впервые в истории татарское войско потерпело поражение от русских на реке Воже. В 1380 г. ордынский правитель организовал новый поход против московского князя. В войско Мамая, помимо подвластных Орде народов, входили иностранные наемники из числа жителей итальянских колоний в Крыму. Союзником Мамая стал литовский князь Ягайло. Дмитрию Ивановичу удалось собрать большое войско, в которое вошли представители многих русских княжеств.

Летом 1380 г. московский князь готовился к решающему сражению. Согласно преданиям, перед тем как выступить против Мамая, московский князь получил благословение от Сергия Радонежского. Основатель Троице-Сергиевой лавры – один из самых почитаемых русских святых – уже к тому времени имел огромный авторитет среди русских людей. В исторических произведениях, написанных после Куликовской битвы, сказано, что игумен Сергий предрек князю Дмитрию победу.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле у места впадения в Дон реки Непрядвы состоялась битва, на долгие века прославившая московского князя Дмитрия Ивановича. Отступление войск Мамая переросло в паническое бегство. Русские войска преследовали остатки сил противника на протяжении 50 км. Мамай бежал в Крым, где вскоре потерпел поражение от утвердившегося на ордынском престоле хана Тохтамыша и был убит. Куликовская битва закончилась полной победой русского оружия. Узнав о поражении Мамая, Ягайло не выступил против московского князя и повернул обратно.

Куликовская битва не принесла Руси освобождения от монголотатарского ига. Спустя два года на русские земли напал хан Тохтамыш. Вторгшись в Москву, он сжег и разорил ее. Выплата ордынцам дани возобновилась. От власти Золотой Орды Русь освободилась только спустя сто лет после битвы на Куликовом поле. Но победа русских войск в 1380 г. укрепила мужество и боевой дух русских воинов. В сознании русского народа был развеян миф о непобедимости Золотой Орды. Литовско-ордынские планы ослабления Руси потерпели крах. Успех московского князя Дмитрия Ивановича, которого в честь победы стали называть Донским, способствовал укреплению позиций Московского княжества и процессу объединения вокруг него русских земель. Были созданы предпосылки для освобождения Руси от ордынского владычества. Как и его предок Александр Невский, Дмитрий Донской канонизирован Русской православной церковью.

  1. Иван 3. Завершение образования единого российского гос-ва

В правление Ивана III (1462–1505) Московское княжество успешно развивалось: практически без сопротивления к Москве были присоединены многие русские земли – Ярославские, Ростовские, а также Пермские, Вятские, с проживающими здесь нерусскими народами. Это расширило многонациональный состав Российского государства. От Литвы перешли Чернигово‑Северские владения.

Независимой от московского князя оставалась Новгородская боярская республика, обладавшая значительной силой. В 1471 г. Иван III предпринял решительные меры к подчинению Новгорода. Решающее сражение произошло на реке Шелони, когда москвичи, находясь в меньшинстве, одержали победу над новгородцами. В 1478 г. республика в Новгороде была окончательно ликвидирована. Из города в Москву был увезен вечевой колокол. Городом теперь управляли московские наместники.

В 1480 г. было окончательно свергнуто ордынское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо‑татарских войск на реке Угре. Во главе ордынских войск стоял хан Ахмат. Простояв на Угре несколько недель, Ахмат понял, что вступать в сражение бессмысленно. Это событие вошло в историю как «стояние на Угре». Русь еще за несколько лет до похода Ахмата прекратила выплачивать дань Орде. В 1502 г. крымский хан Менгли‑Гирей нанес сокрушительное поражение Золотой Орде, после чего ее существование прекратилось.

В 1497 г. был введен свод законов – «Судебник» Ивана III, укреплявший власть государя и вводивший единые правовые нормы на всей территории государства. Одна из статей «Судебника» регулировала переход крестьян от одного владельца к другому. Согласно «Судебнику» крестьяне могли уходить от феодалов лишь неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего (26 ноября), уплатив пожилое. Стали формироваться общегосударственные органы управления страной – приказы. Существовало местничество – порядок получения должностей в зависимости от знатности рода. Управление на местах осуществлялось на основе системы кормлений: собирая налоги с населения, наместники часть средств оставляли у себя. Укреплению авторитета государя послужила женитьба Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог.

Дело отца завершил Василий III (1505–1533), присоединив Рязань и Псков, отвоевав у Литвы Смоленск. Все русские земли объединились в единое Российское государство. В годы правления Василия III во многих русских городах развернулось каменное строительство. В Москве был построен в Кремле Благовещенский собор и окончательно достроен Архангельский собор, в который были перенесены останки великих московских князей. Ров около Московского Кремля выложили камнем. Деревянные стены в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и Зарайске были заменены каменными. А в Новгороде, в который любил наезжать великий князь московский, кроме стен были перестроены улицы, площади и ряды.

  1. Россия в царствование Ивана Грозного. Реформы Ивана 4

Наследником скончавшегося в 1533 г. Василия III стал его трехлетний сын Иван IV (1533–1584). Фактически за ребенка правила мать – Елена Глинская. Короткое регентство Елены Глинской (1533–1538) ознаменовано не только борьбой с многочисленными заговорщиками и мятежниками, но и реформаторской деятельностью. Проведенная денежная реформа унифицировала систему денежного обращения. Были введены единые денежные знаки – копейки, определен был стандарт веса монет. Унифицированы были также меры веса и длины. Началась реформа местного управления. С целью ограничения власти наместников в стране был введен институт губных старост. Эту выборную должность мог занимать только дворянин. В помощь ему избирались представители верхних слоев городского и сельского населения. Такие люди получали право занимать должность земского старосты. Правительство Елены Глинской уделяло большое внимание укреплению обороны страны. Для защиты московского посада осуществлялось строительство стен Китай-города.

После внезапной смерти Елены в 1538 г. следующие несколько лет прошли в борьбе за власть боярских группировок Шуйских и Бельских.

В январе 1547 г., когда наследнику Василия III исполнилось 17 лет, Иван Васильевич принял царский титул. Политический смысл этого события заключался в укреплении власти московского государя, его авторитет исключал с этого момента любые притязания на верховную власть потомков аристократических родов. Новый титул уравнивал главу Русского государства с ханами Золотой Орды и императорами Византии.

В самом конце 1540-х гг. вокруг молодого царя сформировался круг приближенных, получивший название правительства Избранной Рады (1548/9–1560), которая осуществила ряд важных преобразований в жизни страны, направленных на укрепление централизованного государства.

В 1549 г. впервые был созван Земский собор. Так стали называться периодически собираемые царем совещания для решения и обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. В Земской собор входили представители боярства, дворянства, духовенства, верхушки горожан. Он стал высшим совещательным сословно-представительным органом. Земский собор 1549 г. рассматривал проблемы отмены «кормлений» и пресечения злоупотреблений наместников, поэтому он получил название Собора примирения. Важную роль в управлении страны продолжала играть Боярская дума. Возникли приказы – органы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В числе первых были образованы челобитный, поместный, земский и другие приказы, а их служащие назывались дьяками и подьячими.

В 1550 г. был принят новый Судебник Русского государства. Судебник ввел правовые нормы, определяющие наказания должностных лиц за неправедный суд и взяточничество. Судебные полномочия царских наместников ограничивались. В Судебнике были указания о деятельности приказов. Было подтверждено право крестьянского перехода в Юрьев день. Судебник 1550 г. ввел существенное ограничение по порабощению детей холопов. Ребенок, рожденный до того, как его родители оказались в холопстве, признавался свободным.

Коренным образом были изменены принципы местного управления. В 1556 г. во всем государстве отменялась система «кормлений». Управленческие и судебные функции были переданы губным и земским старостам.

Началось значительное переустройство вооруженных сил. Из служилых людей (дворян и детей боярских) формировалось конное войско. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. Стрельцами стали называть пехотинцев, вооруженных огнестрельным оружием. Усилена была и артиллерия. Из общей массы служилых людей формировалась «избранная тысяча»: в нее входили лучшие, наделенные подмосковными землями дворяне.

Была введена единая система поземельного налогообложения – «большая московская соха». Размер налоговых выплат стал зависеть от характера землевладения и качества используемой земли. Светские феодалы, помещики и вотчинники получили большие льготы по сравнению с духовенством и государственными крестьянами.

В феврале 1551 г. был созван Собор Русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были изложены в 100 главах. Собор обсуждал широкий круг вопросов: церковную дисциплину и нравственность монахов, просвещение и духовное образование, внешний вид и нормы поведения христианина. Особенно важное значение имела унификация обрядов Русской православной церкви.

Реформаторская деятельность Избранной рады продолжалась около десяти лет. Уже с 1553 г. начинаются разногласия царя со своими приближенными. Конфликтная ситуация усилилась после смерти в 1560 г. царицы Анастасии. Иван IV обвинил Избранную раду в отравлении любимой царской жены. Вместе с тем разногласия царя с членами Избранной рады по вопросам осуществления внешней и внутренней политики привели к прекращению ее существования. Проведение реформ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: