Самоопределения личности.




 

В.Н.Дружинин в своей работе «Варианты жизни» (Дружинин, 2010) заявляет оригинальный подход, в основе которого выделение типичных, «полярных» вариантов жизни. По сравнению со сценарным подходом (см. Предыдущий раздел – 3.6) данные варианты представлены как более глобальные образования, дающие самоопределяющемуся человеку определенный простор для выбора как самих вариантов, так и способов самореализации внутри каждого варианта. Сам В.Н.Дружинин отталкивается в своих рассуждениях от предшественников (Н.А.Логиновой, С.Л.Рубинштейна, К.А.Абульхановой, А.А.Кроника и др.), считая свои разработки продолжением развития темы «психологии жизни» (Дружинин, 2010, С.42-50). Само появление некоторых вариантов автор связывает с существенными изменениями всей нашей жизни: 1) развитием информационных технологий, сближающих людей не только в плане сокращения расстояния общения, но и в плане сближения разных возрастов, когда «на равных» начинаю общаться представители разных поколений; 2) люди начинают выходить за рамки представлений о достойной жизни, характерной только для своей местности; 3) возрастает ощущение недостатка по мере увеличения обеспеености жизни и др. (там же, С.15-29).

В.Н.Дружинин выделяет следующие типичные варианты жизни, давая им несколько метафоричные названия, отражающие суть данных варрантов (Дружинин, 2010, С.51-146):

1. Жизнь начинается завтра (жизнь как предисловие). Здесь человек большую часть жизни к чему-то готовится. В современном мире соотношение подготовки к жизни и самой жизни постепенно меняется в пользу подготовки… В.НДружинин называет это «вечно детским состоянием», которое порождает множество сомнений по поводу того, ради чего вообще человек живет (неужели, всю жизнь к чему-то готовится…, а когда же, что-то делать и жить по-настоящему?...).

2. Жизнь как творчество. Творчество понимается здесь как внутреннее побуждение («нельзя творить по заказу»). Такое творчество часто предполагает конфликт с теми, кто управляет обществом, организацией и т.п. Но не все люди готовы отстаивать свое право на творчество. Иногда творцам приходится делить свою жизни на «внутреннюю» (творческую) и «внешнюю» (когда приходится делать что-то обязательное, по заказу).

3. Погоня за горизонтом. Человек живет по принципу: «все выше, и выше, и выше!». Горизонт для такого человека постоянно ускользает, даже, когда «впереди маячит пропасть» (там же, С.71). Мы бы сказали, что в при таком варианте жизни многие люди утрачивают «чувство меры» (им всегда всего мало) и в итоге остаются «у разбитого корыта»… У таких людей достижения отстают от смысла (зачем они) и в итоге, они «живут ради достижений». Хотя многое зависит и от того, что это а достижения, насколько они нужны самому человеку и окружающим его людей…

4. Жизнь как сон. Такой человек видит окружающий мир как нереальный и в отличи от творческого варианта, такой человек не порождает ничего нового, даже н стремясь что-то изменить в себе и в окружающем мире. При этом он стремится получить наслаждение (удовольствие) от ситуации, в которой находится, часто живя иллюзиями. Способов организации иллюзорного удовольствия много: 1) чтение романов и идентификация с главными героями, а позже – уход в иллюзорный мир театра и кино; 2) более современный способ – увлечение телесериалами; 3) еще более современный способ – уход в виртуальный мир компьютерных развлечений; 4) и ранее, и сейчас в качеств таких способов используются алкоголизм и наркомания; 5) это может быть также и псевдо-общение на бестолковые темы, когда все вокруг объявляются «дураками» и только сами общающиеся считают себя «умнее всех» и т.п. Главное здесь – отрыв от реальности, даже когда люди формально работают в каких-то организациях, но лишь для того, чтобы иметь средства к существованию. Парадокс в том, что в условиях повышения благосостояния жизни во многих странах появилась возможность лучшие свои силы и даже таланты расходовать впустую, уходя в различные иллюзии и виртуальность…

5. Жизнь по правилам. Данный вариант в наибольше степени близок к сценарному подходу. Здесь успех человека (в обществе, в организации, в конкретных компаниях) зависит от того, насколько он адекватен, т.е. соответствует ожиданиям окружающих. Правда, у человека сохраняется право выбора таких правил. И все же, даже выбрав для себя правила подходящие, он часто становится рабом этим правил, но при этом он становится и «нормативной личностью», обеспечивающей социальную (или организационную, или групповую, или семейную) стабильность…

6. Жизнь как трата времени. Это, по сути, прожигание жизни, когда все усилия, направленные на организацию своего безделья или увеселений порождают ситуацию, когда «ничего существенного не происходит». К сожалению, такой вариант становится все более популярным в «эпоху потребления», в эпоху «массового человека», в эпоху «массовой культуры» (см. Ортега-и-Гассет, 1991; Московичи, 1998 и др.).

7. Жизнь против жизни. Такие люди часто всю жизнь «мстят» за свои прежние унижения, когда они из жертв сами становятся палачами. К сожалению, обиды часто становится причиной деградации не только людей, но и целых народов, приводя к страшным войнам и прочим вариантам «выяснения отношений»… И все же, человечество постепенно вырабатывает правила компромиссов, договоренностей, уступок, позволяющих переводить накопившиеся обиды в конструктивную энергию и использовать ее для устранения общих проблем, волнующих и обидчиков, и обиженных. Здесь и у конкретной личности появляется возможность выбора, либо стать «мстителем» (реализуя вариант «жизнь против жизни»), либо стать творцом-преобразователем, использующим свою энергию (как результат предшествующих переживаний) для блага окружающего мира…

 

3.8.Проблема творческого планирования жизни и карьеры

 

Некоторые авторы (например, М.В.Розин) рассматривают планирование жизни как «написание поэмы». Характерно это больше для творческих людей. Анализируя судьбы выдающихся деятелей, М.Р.Розин выделяет четыре основных момента, определяющие такое планирование: 1) образ героя; 2) сюжет; 3) трагедийность (и связанные с этим переживания); 4) неожиданные повороты судьбы (см. Розин, 1992)…

Получается, что творческого человека не очень привлекает простая, бесконфликтная жизнь, ему нужны переживания и сюрпризы… Все это также можно учитывать при работе с клиентами, которые собираются подходить к своим жизненным перспективам творчески… И одновременно, профконсультант должен занимать более реалистическую позицию с теми клиентами, которых вполне устроит и обычное счастье (такое же, как у большинства «нормальных» людей). Правда и с такими («нормальными») клиентами важно хотя бы попытаться обозначить для них иные (более творческие) варианты построения своей карьеры) и уж если они не заинтересуются этими вариантами, то профконсультант по крайней мере не будет стыдиться, что вообще не попробовал провести с такими клиентами настоящую консультацию, а хотя бы дал им полную систему ориентиров при планировании своего будущего (Пряжникова, 2001). Быть может, в дальнейшей своей жизни, когда у человека на разных этапах развития происходит переоценка ценностей и смыслов, эти (уже изменившиеся люди) вспомнят о том, что можно строить свою жизнь иначе, не так как у всех…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: