Обучения и профориентации




 

Вслед за Т.Куном, предложившим понятие «парадигма» (Кун Т., 1998), мы несколько уточняем это понятие, применительно к нашей теме, и определяем ее как систему идей, принципов и реальной практики, позволяющая осуществлять целенаправленные воздействия на развитие субъекта труда, профессионального и личностного самоопределения. Парадигма предполагает также определенное «научное сообщество», а мы бы расширили и конкретизировали это (вслед за Т.Куном), применительно к нашим проблемам, – «сообщество педагогов, воспитателей и ученых», придерживающихся определенных взглядов по трудовому воспитанию, обучению и профориентации, и, главное, - руководствующихся этими взглядами.

При выделении данных парадигм мы опирались на богатый опыт истории развития психологии (Ждан, 2007; Ярошевский, 2008) и истории образования (Джуринский, 1999).

Для начала полезно было бы выделить основные факторы, определяющие доминирование данной парадигмы:

1.Изменение и развитие характера производства (производительных сил), появление новых технологий, изменение.структуры производства

2.Развитие общественных и производственных отношений (включая и культурные традиции, и доминирующую идеологию, и общее отношение к труду и его вознаграждению).

3. Глобальный субъективный фактор (реформы руководства в области труда, его стимулирования и получения образования).

4. Личная позиция конкретного самоопределяющегося человека и его ближайшего окружения (рассмотрение конкретного труда как ценности или, наоборот, различные разочарования в ценностном отношении к труду).

 

Перед рассмотрением основных парадигм целесообразно выделить также и основные идеи (закономерности), определяющие развитие субъекта труда и профессионального самоопределения:

1. Чем больше реальной свободы в обществе, тем сложнее выбор (возникает сама проблема самоопределения). При этом свобода понимается как наличие достаточно большого числа альтернатив профессионального и жизненного выбора, реально доступных и привлекательных для личности.

2. Чем примитивнее общество, тем раньше совершаются профессиональные выборы (еще обсудим). А в цивилизованных обществах подростку дают время на выбор и соответствующие ошибки, т.е. реализуется идея «психо-социального моратория», когда подготовка к взрослой жизни рассматривается как длительный процесс и занимает все большее и большее время - по Э.Эриксону …).

3. Чем сложнее техника и производство, тем неизбежнее узкая специализация (идея, популярная в начале ХХ века). И, одновременно, такая узкая специализация быстро показывает свою неэффективность в реальном производстве (за исключением отдельных случаев). Это в свою очередь провоцирует разработку разнообразных концепций «обогащения труда» и «человеческих отношений» (Г.Мюнстенберг, Э.Мэйо, М.Фоллет, А.Маслоу и др.), а в дальнейшем – и концепций «гуманизации труда» (Д.Хардинга, Д.Конкса, К.Шарпа и др.).

4. Чем динамичнее развивается производство, тем важнее универсальность работника, его гибкость и готовность работать с новой техникой (впервые заговорил об этом К.Маркс, который определял «гармонично развитого индивида» как человека, меняющего в течение жизни разные виды трудовой деятельности).

5. Чем примитивнее власть, тем меньше она занимается кадровой политикой и профориентацией. Часто такие правители действуют по принципу - «рынок сам все отрегулирует», фактически устраняясь от решения важнейших кадровых вопросов.…

6. У детей из привилегированных семей больше возможностей для выбора («путь в университеты»), а у выходцев из «низов» – более ускоренные (вынужденные) выборы и часто – более выраженная специализация).

7. Трудовое воспитание, трудовое обучение и профориентация часто не согласованы (нет гармонии). Например, раньше (в период СССР) – акцент на трудовое воспитание, позже (в период 90-х в РФ) – больший акцент переносится на обучение, сейчас – все больше вспоминают и о трудовом воспитании и о профориентации. Таким образом, постепенно все меняется в зависимости от потребностей общества и экономики, а также – в зависимости от уровня осознания властью необходимости гармонизации всех этих направлении работы.

8. В предшествующие эпохи профориентация осуществлялась органично и естественно, в ходе приобщения ребенка к делу родителей, на основе существующих традиций (но часто и «запрагромированно», когда будущее ребенка во многом определялось этими традициями). В современном мире профориентация может осуществляться как стихийно - в условиях экономических кризисов и неуправляемого рынка (в примитивных странах), так и более целенаправленно - через продуманную кадровую политику, основанную на прогнозировании и управлении рынком, что наблюдается в более развитых странах с «управляемым рынком» и социально ориентированной экономикой (см. Ядгаров, 2007, С.20-21).

9. При уменьшении роли государства, возрастает роль стихийной профориентации и, наоборот, при сильной ответственной власти стихийные варианты ослабевают. Например, в последнем случае, в семьях, в профконсультировании и даже в школах начинается явная или неявная «пропаганда» нечестных способов зарабатывания денег, или же родители и родственники пытаются «пристроить» своих детей-любимчиков в выгодные места. И, наоборот, при продуманной кадровой политике и реальной свободе выбора (наличии привлекательных и доступных вариантов), подростки сами стремятся стать достойными гражданами и профессионалами…

10. Сама профессиональная деятельность и соответствующее воспитание и образование часто формируют у личности определенный «образ мира» и «образ самого себя» (см. Климов, 1995), а также определенную «профессиональную идеологию» и «профессиональную мораль» (см. Климов, 1998, С.211-212). К этому можно добавить, что мировоззрение и образ себя постоянно меняются по мере совершенствования человека в своей деятельнсти.

 

Условно можно выделить следующие основные парадигмы трудового воспитания и профориентации:

1. Семейное воспитание. Дети часто рассматриваются как преемники своих родителей. Может встречаться и в современных семьях, где родители, например, обсуждают свою работу в присутствии детей, и последние с раннего детства проникаются не только знанием «нюансов» работы, но и моралью, и мировоззрением своих родителей. И раньше, и сейчас проявляется проблема «семейственности», когда родители пристраивают детей в своей профессии или свое организации. Как известно, есть здесь и негативные примеры (когда пристраивают бездарей и лентяев), но есть и позитивные примеры (когда формируются «семейные династии» и т.п.). При семейном трудовом воспитании часто более важной оказывается мораль («профессиональная идеология» - по Е.А.Климову), чем мастерство. Нередко навыки профессиональной деятельности осваиваются в ходе самой работы или после дополнительного обучения. Главный недостаток семейной парадигмы трудового воспитания – в некоторой ограниченности самоопределения детей, когда они изначально привязаны с профессии своих родителей. Хотя, если расширить кругозор ребенка и дать ему возможность рассмотреть и другие варианты самоопределения, то перспективы у такой парадигмы имеются даже в современных условиях, ведь, в целом, она формирует позитивное отношение к труду. Лишь ююбы ребенку повезло со своими родителями…

2. Общинное воспитание, которое исторически возникло, пожалуй, вместе с семейным. Заметим, что даже у некоторых животных родители часто воспитывают своих детенышей, а оставшиеся без родителей детеныши нередко воспитываются другими членами стаи… Как и в семейном воспитании, важнейшую роль играет формирование определенной профессиональной морали и мировоззрения. Общинное воспитание часто предполагает равное отношение ко всем детям, хотя реально, дети более высокопоставленных в данной общине родителей все-таки пользуются дополнительным вниманием и уважением, имеют определенные поблажки… Нередко при таком трудовом воспитании дети рано знакомятся с разнообразными видами деятельности, характерными для образа жизни данной общины. Но и здесь сохраняется некоторая ограниченность в профессиональных выборах. В современном мире можно выделить некоторые аналоги общинного воспитания. Например, воспитание в сельской местности (при условии социальной привлекательности и хорошей оплаты сельского, фермерского труда). Или воспитание в семьях, имеющих широкий круг друзей – таких же профессионалов, когда ребенок наблюдает не только своих родителей, но и их коллег, которым также не безразлична судьба данного ребенка. Это могут быть и сохранившиеся традиции воспитания ребенка в национальных общинах, когда в той или иной степени в этом участвуют все члены данной общины…

Разновидностью общинного варианта (парадигмы) является дошкольное трудовое воспитание, осуществляемое в детских садах, а также – в детских домах и т.п. Фактически общество компенсирует невозможность родителей заниматься воспитанием своих детей созданием специальных учреждений, где с детьми занимаются специально подготовленные педагоги и воспитатели. Надо заметить, что при хорошей организации такой работы, эффекты могут быть просто замечательные, особенно, в соединении с полноценным семейным воспитанием, когда какое-то время с детьми занимаются их родители, а какое-то время ребенок проводит другими взрослыми, да еще и специально подготовленными к такой работе....

3. Ремесленное воспитание у признанных Учителей (у мастеров, у монахов и т.п.). Несмотря на то, что такой тип трудового воспитания более характерен для прежних эпох (когда ребенка с раннего детства, иногда за деньги отдавали на воспитание к мастеру), можно обнаружить и некоторые современные аналоги такого воспитания. Например, это может быть трудовое воспитание в кружковой деятельности, когда ребенок, воспитываясь в обычной школе, с раннего детства увлекается каким-то мастерством (рисованием, музыкой, спортом, техническим конструированием или ремонтом…) и проводит все время у руководителя соответствующего кружка, спортивной секции или студии… Родители обычно рады, что «ребенок хоть чем-то увлекся». А для ребенка это может стать основой для дальнейшего планирования жизни. Можно предположить, что при лучшей организации такого воспитания (поднятия статуса и зарплат соответствующих мастеров и педагогов), все больше детей будут приобщаться к профессии через общение с увлеченными своим делом мастерами. К сожалению, и здесь важнейшим недостатком является некоторая ограниченность выбора ребенка. Хотя, в современном мире имеется множество возможностей расширения кругозора в последующем общем и профессиональном образовании. А опыт общения с настоящим мастером (учителем) поможет в дальнейшем добиться профессиональных успехов и в иных сферах деятельности.

Разновидностью данной парадигм является воспитание в специальных (обычно летних) детских и подростковых трудовых лагерях, где дети живут и работают по принципу «самообслуживания», совмещая труда с разнообразными досуговыми мероприятиями. Опыт таких трудовых лагерей особенно интересен для воспитания (и даже перевоспитания) трудных подростков. Например, такие лагеря организуются на базе московских подростковых центров «Дети улиц». Нередко в такой работе участвуют и представители церкви, прекрасно понимающие, что ничто так не преобразует личность, как труд на общее благо…

Еще одной разновидностью ремесленной парадигмы является труд подростков в специальных мастерских, где они могут зарабатывать деньги. Например, на базе и при поддержке уже упоминавшихся выше центров «Дети улиц» создаются условия, где трудные подростки (стоящие на учете в милиции и даже с судимостью) честно зарабатывают свои деньги (делают мебель, помогают пенсионерам из близлежащих домов и т.п.). К сожалению, пока сильно мешают деятельности таких мастерских чиновники, опирающиеся на несовершенное законодательство (запреты по технике безопасности, налоговые придирки и т.п.). Педагогический эффект от работы подобных мастерских огромный (особенно, если руководят такой работой увлеченные мастера, для которых небезразличны судьбы их воспитанников). Поэтому у такой работы есть хорошие перспективы.

4. Трудовое воспитание в общеобразовательных школах. И раньше, и сейчас, в школах наблюдается нередко сильный отрыв от реального производства… Часто в таких школах имеется много трудовых обязанностей по самообслуживанию (уборка территории и т.п.), хотя иногда чиновники и общественность требуют, чтобы «в школе только учились»!... Если исходить из того, что учебная деятельность имеет много общего с деятельностью трудовой (необходимость самоорганизации, самоконтроля, формирование коллективных навыков деятельности и т.п.), то можно сказать, что обучение – это прекрасная подготовка с будущей профессиональной деятельности. Кроме того, школа часто дает ребенку широкий кругозор и не ограничивает его в дальнейших выборах. В таком контексте школа обычно рассматривается как промежуточный этап между семейным (или дошкольным воспитанием), последующим профессиональным образованием и собственно трудовой деятельностью

5. Воспитание и обучение в школах, где общеобразовательная подготовка соединяется с трудовым воспитанием и профессиональным обучением. Можно выделить следующие основные варианты такой парадигмы:

1) Специализированные школы (физико-математические, языковые, спортивнее и т.п.) и близкие к ним профильные школы. С одной стороны, в этих школах дается более углубленная подготовка по предметам, близким к определенному профилю, что повышает шансы поступления в соответствующие профессиональные учебные заведения. С другой стороны, такое обучение ограничивает кругозор и несколько сужает возможности последующих профессиональных выборов. Кроме того, нередко специализированные школы (особенно языковые) рассматриваются детьми и их родителями как школы «элитные»… Хотя, еще в дореволюционной России, именно после окончания классических гимназий, где давалась одинаково хорошая подготовка по всем предметам, выпускники поступали в университеты. Заметим, что само слово «университет» - от лат. universalis – всеобщий, разносторонний, т.е. сама ранняя специализация (уже на уровне школы) – это своеобразный отказ от развития широкого кругозора и продолжение образования на более высоком, университетском уровне (или сильное ограничение такого варианта развития). Хотя для определенной части подростков ранняя специализация может быть и полезной (когда «надоело учиться» или хочется поскорее помогать своим родителям…).

Кроме того, как показывает опыт, далеко не все выпускники специализированных и профильных школ продолжают учиться или работать по избранному профилю. Мы считаем также, что при совершенствании методики обучения можно было бы значительно расширить число специализаций (и профилей) в рамках одной школы, когда дети за то же самое время могли бы параллельно осваивать несколько наиболее интересных для себя профилей. Например, всем известна бездарная методика изучения иностранных языков, когда неоправданно много времени уходит на изучение тонких нюансов грамматики в ущерб обычному разговорному языку (ведь часто коренные жители других стран не знают грамматику своего языка н уровне требований наших специализированных, но зато прекрасно общаются между собой). Есть подозрение, что сильно заинтересованы с усложненной методики преподавания сами педагоги, которые на этой основе организуют платные дополнительные занятия, репетиторство и т.п.

2) Обучение в колледжах и профессиональных училищах, куда подростки поступают обычно после окончания 9-го класса. В отличие от специализированных и профильных школ выпускники часто должны отработать какое-то время по полученной специальности. Здесь также происходит некоторое сужение профессионального кругозора. Хотя для ребят, сознательно сделавших свой выбор, такой вариант трудового обучения может оказаться пригодным. Кроме того, у них будет возможность в дальнейшем не ограничиваться приобретенной специальностью и продолжить профессиональное обучение.

3) Вариант производственной практики, когда школьник какое-то время проводит в мастерских близлежащих предприятий и даже в некоторых случаях (при определенных успехах) может приобрести разряд по какой-то рабочей профессии. Такой вариант практиковался в советское время в 70-начале 80-х гг., но в целом он показал свою низкую эффективность, т.к. часто сам выбор профессии и выполняемых работ заранее определялся профилем близлежащего предприятия. Кроме того, нередко предлагаемые подростку работы были достаточно примитивны и больше формировали негативное отношение к труду. Заметим, что при более грамотной организации обучения по похожему варианту, эффекты могут быть гораздо более впечатляющими. Например, «профессиональные пробы», разработанные японским профессором С.Фукуямой (см. Фукуяма, 1989; Укке, 1990), когда ребенок за три года знакомится в специальных учебных мастерских на близлежащих предприятиях с основными сферами японского производства, а к моменту окончания школы уже хорошо ориентируется и часто делает осознанный профессиональный выбор.

4) Вариант, при котором школьники осваивают простую рабочую профессию в специальном учебном центре. Например, в советское время (в 70-80-е гг. прошлого столетия) это были Межшкольные учебно-производственные комплексы (МУПК), где подростки могли сами выбирать профиль обучения (специальности). К концу 80-х гг. прошлого столетия в таких МУПК все чаще школьникам предлагалось осваивать за время обучения не одну, а несколько специальностей (до 2-3). Причем, сами специальности все больше подбирались не с учетом потребностей близлежащих предприятий, а с учетом их «рыночной привлекательности». В чем-то эта система постепенно приближалась к уже упоминавшейся системе «професисональных проб» С.Фукуямы (см. выше).

Все эти преобразования МУПК несколько расширяли возможности для последующего профессионального выбора, но все же не стали главным вариантом профессионального воспитания, обучения и профориентации. Мы считаем, что определенная перспектива развития МУПК все же была, но ею не воспользовалось тогдашнее руководство образованием. Например, если бы укреплялись связи с реальным производством, укреплялась бы учебно-материальная база (оборудование), было бы повышено финансирование МУПК (включая и зарплаты для мастеров производственного обучения), то сам статус МУПК сильно бы повысился. Но на фоне деградации отечественной промышленности в годы «демократических преобразований» МУПК были обречены…

5) Вариант профориентационной работы в школе, когда со школьниками ведутся специальные занятия по определенной программе, проводятся индивидуальные и групповые профконсультации, организуются разнообразные мероприятия (экскурсии, встречи со специалистами, профориентационные диспуты и праздники и т.п.). Важным преимуществом такого варианта является расширение кругозора школьника, его постепенная подготовка с самостоятельным и осознанным выборам и планированию перспектив своего профессионального и жизненного развития. Такой вариант во многом мог бы компенсировать недостатки многих других вариантов, рассмотренных выше, и прежде всего – через рассмотрение различных вариантов дальнейшего планирования свей жизни, не привязанным к заранее определенным профессиям и специальностям. К сожалению, часто на такую работу в школе просто не остается времени, хот для подростков самой главной проблемой является проблема самоопределения и построения дальнейшей жизни.

6. Подготовка к прохождению промежуточных этапов профессионального развития. Общим для данной парадигмы является то, что на первый план выходит не собственно профессиональное мастерство, а мастерство сдачи различных вступительных и квалификационных экзаменов. И хотя предполагается, что должна быть преемственность общеобразовательной подготовки, профессионального обучения и самой профессиональной деятельности, но реально такая преемственность встречается редко…, что и позволяет выделять данную парадигму как отдельную. Ниже представлены разные варианты этой парадигмы:

1) Вариант усиленной подготовки старшеклассников и выпускников школ к последующему поступлению в вуз. Здесь как бы происходит подмена собственно общеобразовательной и трудовой подготовки – подготовкой для продолжения последующего образования. Здесь на первый план выходят не столько мастера профессиональной деятельности, сколько мастера по сдаче вступительных экзаменов. Это – разнообразные репетиторы или учителя, натаскивающие старшеклассников и абитуриентов на более успешную сдачу школьных выпускных экзаменов (сейчас - Единого государственного экзамена – ЕГЭ), или на вступительные экзамены в профессиональные учебные заведения (включая и разнообразные творческие экзамены).

2) Заметим, что часто похожую роль выполняют и научные руководители (курсовых, дипломных и даже диссертационных проектов) в вузах и колледжах, когда главное внимание уделяется не столько самой профессиональной деятельности, сколько подготовке к успешному прохождению промежуточных этапов профессионального роста (защите квалификационных, по сути – «школярских» работ). Хотя, настоящий научный руководитель и настоящая квалификационная защита предполагают ориентацию и на настоящую профессиональную деятельность, но встречается это по разным причинам все реже и реже…

3) В какой-то степени к этой парадигме можно отнести и разнообразные системы повышения квалификации и переподготовки уже работающих специалистов. Нередко учебные планы и программы такого обучения являются лишь повторением того, что было еще в студенческие годы. Соответственно, и квалификационные работы (рефераты, курсовые и дипломные работы) часто оторваны от реальной практики. Например, далеко не всегда слушателям рекомендуется вскрывать реальные проблемы, связанные с их непосредственной профессиональной деятельностью (проблемы коррупции руководства, проблемы профессиональных деструкций, конфликтов, несовершенной системы оплаты труда и т.п.). И здесь получается значительный отрыв обучения от реальной практики, хотя бывают и исключения…

4) Система школьных олимпиад, круглых столов, конференций и т.п., где школьники могут проверить свою готовность конкурировать с такими же увлеченными сверстниками, где могут сложиться интересные контакты с единомышленниками (учащимися других школ, учеными…), что может пригодиться и в дальнейшей карьере. Кроме того, победы в подобных мероприятиях иногда могут учитываться при поступлении в вуз или вообще приравниваться к успешным вступительным экзаменам. Многие даже рассматривают школьные олимпиады как хороший «противовес» существующему варианту ЕГЭ с его многочисленными недостатками.

7. Собственно профессиональная специально организованная подготовка в вузах и колледжах.

Хотя профессиональные выборы уже совершены, но в самих учебных заведениях обучающиеся могут выбирать специализацию, кафедру или факультет. Причем, такие выборы могут происходить уже после поступления (например, на 2-ом или 3-ем курсах). Также не исключается переход с одной специализации на другую, и даже параллельное обучение по нескольким специализациям, что уже практикуется в некоторых вузах. Важнейшим вопросом является для студентов и выпускников их последующее трудоустройство. Кроме того, во многих вузах актуальным становится вопрос о продолжении образования на уровне магистра. Все это предполагает многочисленные профессиональные выборы, в которых часто студенту мало кто реально помогает, даже не смотря на появление в ряде вузов специальных центров планирования карьеры. Вопросы эти настолько сложны, что проблема до сих пор остается. Все это лишний раз свидетельствует в пользу предварительной профориентационной подготовки на уровне школы, когда есть возможность формировать у школьников основные навыки профессионального выбора и планирования карьеры применительно к разным профессиям, которые могут пригодиться и в период обучения в вузах, и в последующем трудоустройстве…

8. Профориентационная помощь через специальные психологические центры. В этих центрах подростки могут получать специализированную помощь в дополнение к профориентационной работе в школе. Эти центры могут быть как государственными, так и негосударственными (платными). Государственные центры реально выполняют роль координаторов профориентационной работ на уровне района, округа, города или региона. А если существуют и всероссийские центры (как это было во второй половине 80-х гг. в СССР), то уровень управления и координации только возрастает. Негосударственные центры должны действовать во взаимодействии с государственными. Сюда же можно отнести и профориентационные центры при некоторых вузах, где часто также проводятся профконсультации, но помимо этого, разрабатываются и новые методы профконсультационной работы.

9. Формирование позитивного отношения к труду на уровне специальных воздействий на общественное мнение. По большому счету, такая парадигма является важным компонентом системной парадигмы работы, но она может существовать и самостоятельно (как подготовительный этап для развития самой системы трудового воспитания, обучения и профориентации). С одной стороны, общественное мнение существует и развивается по своим законам и любые грубые воздействия на него нежелательны… Но с другой стороны, уважающая себя власть должна создавать условия для полноценного развития общественного мнения. Например, через разнообразные переговоры с представителями общества, производства, образования, науки, культуры совместно вырабатывать основные принципы и направления развития общественного сознания. Главное, - поскорее понять, что общественное сознание не должно развиваться стихийно, опираясь на «рыночные» закономерности. Ведь недаром в современном менеджменте одним из базовых понятий является организационная культура, в основе которой – система ценностей и сама миссия организации, которые специально разрабатываются и корректируются руководством (и помогающими им психологами) по мере развития организации.

10. Парадигма энтузиазма. Предполагается, что всегда находятся специалисты, готовые работать лучше многих своих коллег. Сам энтузиазм может быть направлен на реализацию социально и официально одобряемых идей (развиваться в «разрешенном» русле), но он может и основываться на идеях, которые еще не стали общепринятыми. Кроме того, энтузиазм может быть и ложным, и ошибочным, и показушным… Как разобраться, где энтузиазм конструктивный, а где – деструктивный. Это, как раз и предполагает, что энтузиасты как производители нового знания (новых идей и методов работы) должны уметь грамотно аргументировать свои взгляды и свой практический опыт. Опыт показывает, что энтузиасты в профориентации находятся всегда, даже в тяжелые 90-е гг., когда профориентация практически ушла из школ… Но, к сожалению, без специальной поддержки со стороны власти и науки они не могут эффективно работать долгое время (начинают деградировать, становятся неадекватными, впадают в отчаяние…). Самой страшной опасностью для энтузиазма в профориентации является чрезмерная формализация этого направления работы, когда все обязаны будут работать только по строго определенным методикам и по строго определенным критериям эффективности, не допускающим любых отклонении и творчества.... В немалой степени энтузиасты близки к настоящим ученым, а потому, они должны активно сотрудничать с ними. Об исследовательской деятельности и о методическом творчестве отдельно сказано в настоящем пособии.

11. Системная парадигма. Главной особенностью системной парадигмы является то, что здесь осуществляется координация профориентационной работой на уровне всего государства (большого города или региона). По сути, это работа на уровне управления человеческим ресурсом (кадровой политики государства), где взаимосвязаны разные уровни и направления работы. Системная парадигма в немалой степени должна объединять все лучшее, что есть в других парадигмах.

 

 

Вопросы и задания главе 5.

1.Что лежит в основе системы профориентационной работы?

2.Назовите основные составляющие системы прфоринтации.

3.Приведите примеры координационных центров системы профориентации. Может ли таким координационным центром быть обычная школа? Почему?

4.Приведите примеры псевдо-взаимодействия в профориентационной работе с родителями школьников (с представителями вузов и колледж, организаций и предприятий, с журналистами...).

5.На основе чего следует выстраивать взаимодействие школьного профконсультанта со смежнымим специалистами в своей школе (с учителями-предметниками, с завучем, с директором, с другими педагогами-психоогами)? Что чаще всего мешает такому взаимодействию?

6.Должны ли ответственные за профориентационную работу в конкретной школе (педагоги, психологи) сами составлять планы профориентацинной работы, если в их районе (городе, округе) эти планы составляются на вышестоящем уровне (в органах управления образования, в центрах профориентациии и т.п.)? Почему?

7.Как быть конкретному психологу-профконсультанту, работающему в центре профориентации (или педагогу-психоогу, работающему в школе), если он не во всем согласен с планами профоринетационной работы, исходящих от его руковоителей?

8.Какие паридигмы трудового обучения, воспитания и профориентации (см. раздел 5.11) представляются Вам наиболее эффективной в условиях современной России? Почему?

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Материал, представленный в днном пособии, следует рассматривать как основу для общей ориентировки студентов в проблематике профессионального ориентирования. Учитывая постоянно меняющуюся социокультурную ситуацию в стране и в мире (включая и изменения на рынках труда), профконсультант должен быть готов к непрекращающемуся (непрерывному) образованию и самообразованию. Это касается не только дальнейшего образорвания по магистерским программам, но и развитие своей теоретической базы и практического опыта даже в рамках бакалаврского уровня.

Достаточно проблемный стиль данного пособия, на наш взглад, должен заинтересовать будущего спецаиалиста-профконсультанта и, одновременно, показать реальную сложность профориентационных вопросов. В то же время, в пособии много учбного материала и идей, которые можно считать устоявшимися, а в чем-то даже консервативными, т.е. принятыми большинством специалистов, работающих в данной области. Это поможет студенту и будущему специалисту-профконсультанту опираться в своей професиональной деятельности на апробированные подходы и методы работы.

И все же, крайняя сложность и недостаточная разработанность профоринетационной проблематики должны побуждать даже начинающего специалиста искать новые возможности и средства для совершенствания своей работы. Это касается не только реальной помощи школьникам, их родителям и всем самоопределяющимся клиентам, но и самого психолога-профконсультанта в плане его дальнейшего профессионального развития и самоопределения. Ведь одна из важных идей настоящего пособия заклюается в том,что настоящее самоопределение - это непрекращающийся процесс нахождения и уточнения смыслов своего труда и всей жизни. И если сам профконсультант остановится в таком поиске (осбенно в проблемном, меняющемся социокультурном пространстве), то сможет ли он полноценно понять проблемы своих самоопределяющихся клиентов (школьников, родителей, педгогов и даже различных руководителей) и помогать им становиться реальными субъектами построения собственной жизни и позитивного влияния на окружающий мир...

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: