Уровень влияния конфуцианского философско-религиозного учения на формирование личности человека в процессе социализации




Северо-Западный филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Российский государственный университет правосудия»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Реферат по дисциплине «Религиоведение»

по теме «Религиозное и философское содержание учения Конфуция»

 

Выполнил:

Студент 2 курса 244-1 группы

очно-заочной формы обучения

Ашиток Сергей Сергеевич

 


 

Введение

Могучая, самобытная китайская цивилизация возникла ранее 1700г. до н. э. и оказала огромное влияние на всю Восточную Азию. За три с половиной тысячи лет она внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры. Но особого внимания заслуживают философия и религиозная система Китая. Именно религиозная система, а не религия, потому что назвать конфуцианство религией невозможно. Формировавшаяся на протяжении тысячелетий система несет в себе множество духовных и культурных комбинаций, которые не укладываются только в религиозные рамки.

Философское мышление в древнем Китае начиналось с деления всего сущего на мужское и женское начала. На этой основе складывается представление о великом пути Дао – всеобщем законе, символе истины и добродетели. Религиозная система Китая, в отличие от других, основана не на связи человека с богом, опосредованного фигурой жреца, а на обществе, основанном на добродетели, перед Небом как символом высшего порядка.

Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубеже VI-Vв.в. и в дальнейшем получило исключительно широкое распространение. Его основателем считается проповедник родом из царства Лу-Кун-цзы Кон-Фу (почетный учитель – Конфуций).

Конфуций (551-479гг. до н.э.) родился в семье аристократа. Рано стал сиротой и пробивался в жизнь собственными силами. В молодости он занимал должность чиновника – хранителя амбаров, но, не имея связей и достаточного богатства, не смог рассчитывать на какую-либо карьеру. Социальная действительность была ему чужда, и все свободное время он проводил за изучением древних китайских книг, которые, по его мнению, были «золотым веком», когда в стране царил идеалистический порядок. В тридцать лет Конфуций создал свою школу, в которой стал проповедовать возврат к древности.

Сам Конфуций не проявлял особого интереса к проблемам бытия; это было сделано его последователями (например, Мэн-цзы). Они ожесточенно выступали против других (учение Ян Чжу), материалистических учений, разрабатывая положение о «небесной воле», повелевающей людьми и осуществляющей через мудрое управление государя. И действительно, под влиянием конфуцианства сложилась такая социальная система, которая на протяжении веков, оставаясь статичной, позволяет развиваться всем сферам общественной жизни с потрясающим динамизмом.

Уровень влияния конфуцианского философско-религиозного учения на формирование личности человека в процессе социализации

Основное содержание учения Конфуция – это учение о правилах поведения, о благочестивой жизни. Это система политической и частной этики. Благодаря чему сложилось мнение, особенно среди современных образованных китайцев, что конфуцианство, вообще, не есть религия. Это-же, с одной стороны, философская система, а с другой стороны, кодекс государственной и частной морали. Мнение оказалось справедливым, так как в числе конфуцианских книг есть такие, которые, несомненно, содержат в себе представления о сверхъестественном, о духах, учение о потустороннем мире. С другой стороны, сам Конфуций исполнял весьма добросовестно религиозные обряды и учил неуклонному их исполнению. Сам он после смерти был обожествлен, и в честь него сам император совершал религиозные обряды. В начале XX века в Китае насчитывалось около 1500 храмов в честь Конфуция.

Конфуций жил в смутное время, когда Китай потрясали внутренние распри и войны. Династия Чжоу, основанная в XII в. до н.э., переживала период междоусобиц. Китай оказался разделенным на многочисленные княжества, которые лишь номинально объединялись центральной властью правителя династии. Владетельные князья вели между собой нескончаемые войны, стараясь расширить свои земли за счет соседей. Народ страдал от налогов и поборов.

Убежденный, подобно многим его современникам, что владетельные князья забыли высокие принципы, которыми якобы руководствовались древние правители, мудрец поставил себе целью воскресить эти принципы. Тем самым он рассчитывал вернуть владетельным князьям утраченный престиж и влияние, улучшить нравы и сделать народ счастливым. Конфуций считал себя хранителем и толкователем мудрости древних, которые служили примером для подражания.

И еще: «Учение мое не что иное, как учение, которое преподали и оставили нам древние. К учению этому я ничего не прибавляю, ничего от него не отнимаю, но передаю его в первоначальной чистоте. Учение это неизменно – само небо создатель его. Я сам уподобляюсь только земледельцу, который бросает зерно в землю и поливает его, но который сам по себе не имеет милы заставить посеянное зерно пустить ростки и принять формы растений иного рода».

Ранее конфуцианство пыталось решать социальные проблемы не экономическими средствами, а с помощью морализаторских поучений и строжайшего соблюдения этических догм. Широкое распространение среди конфуцианцев получило такое утверждение: «Умереть с голоду – событие маленькое, а утратить мораль – большое».

По учению Конфуция, знатные люди мудры и самим небом наделены властью; простолюдины глупы, поэтому их удел работать на полях и кормить благородных господ – таковы исходные классовые посылки его этико-политического учения. А чтобы простолюдины не возмущались своим тяжелым положением, их следует воспитывать в духе покорности. Эта идея нашла свое отражение в понятии «преданность» (чжун).

Согласно конфуцианскому учению, китайское общество делилось на «благородных мужей» (цзюньцзы), обладающих высокими морально- этическими качествами, и «ничтожных людей» (сяожэнь), управляемых этой элитой. Духовную основу всех качеств «благородного мужа» составляет учение о «великой морали» (да дэ), имеющей «небесное происхождение». Созданный Конфуцием абстрактно-утопический идеальный образ – «благородный муж» наделялся качествами человека честного и искреннего, прямодушного и бесстрастного, все видящего и понимающего, осмотрительного в делах. Как эталон морального и этического совершенства, он призван был служить образцом поведения для всех.

«Благородный муж» наделялся пятью добродетелями: человеколюбием (жэнь), долгом (и), нормами поведения (ли), знанием (чжи), верностью (синь) и. кроме того, еще одним обязательным качеством – сыновней почтительностью (сяо). Заметим, что русский перевод пяти добродетелей весьма условен: каждая из этих категорий конфуцианской этики слишком емкое понятие, чтобы его можно было выразить одним словом.

Идеи сознательной деятельности неба и воздания за хорошие и дурные дела получили исключительно широкое распространение в среде господствующего класса Ханьской империи. Идеалистическая сущность ханьского конфуцианства нашла яркое отражение в сочинениях Лю Сяна, который утверждал, что «дух есть корень неба и земли и начало всех вещей». Конфуцианство внедрялось во все сферы духовной жизни и наложило сильный отпечаток на развитие ханьской философии, культуры и общественно-политической мысли.

Важнейшим из культов – был культ предков, который стал главной составной частью китайских религиозных верований и обрядов. Китайцы верили, что душа бессмертна, что мертвые «превращаются в духов, обладают способностью к познанию и могут приносить людям вред», поэтому культу предков уделялось большое количество времени. Каждая семья имела свой семейный храм или молельню, где выполнялись в определенное время обряды семейного культа. Каждый род –ши – имел свой родовой храм предков – мяо, посвященный родоначальникам данного рода. Каждая более крупная родовая группа – син (фамилия) – имела, в свою очередь, храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. На вопрос одного из своих учеников, сознают ли умершие, что им приносят жертвы и поклоняются, Конфуций ответил: «Если я скажу, что сознают, то можно бояться, что те, которые исполнены сыновнего благочестия, пренебрегут всеми земными интересами, чтобы служить усопшим родителям так же, как служили живым; если я скажу, что не сознают, то можно опасаться, что дети будут оставлять умерших родителей без погребения. Для тебя не представляется необходимости решении вопроса, а придет время – сам все узнаешь».

При Ханьской династии сооружение храмов предков (мяо) было подчинено строгим правилам, в зависимости от социального положения человека. Изображение предка представляло собой табличку в виде черной деревянной дощечки с надписью красными иероглифами. Эти таблички хранятся в особых шкафчиках на длинном столе у северной стены храма против входа. Обряды совершаются в определенное время года или в случае каких-нибудь семейных или родовых событий: свадеб, смерти кого-нибудь из членов семьи, рождения ребенка, отъезда главы семьи.

Таким образом, конфуцианство, как философско-религиозная школа, формирует личность человека. Он становится справедливым, знает свое место в этом мире, с уважение относится ко всему, что его окружает. С особым почитанием относится к своим предкам, родоначальникам своей фамилии. Высшим считается Небо. Основным принципом этики начинает считаться гуманность, как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Гуманность достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения этикета – норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости. Постичь гуманность мог не каждый, а только избранные, то есть представители высших слоев общества; простолюдины же не в состоянии постичь гуманность. Это противопоставление «благородных» простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми – яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: