Единство государственной власти и ее разделение на «ветви».




 

Подходы к пониманию власти:

1. власть рассматривается как разновидность общественных отношений, в которых у одной из сторон отношения – больше властных полномочий, позволяющих добиться одной из сторон своих требований;

2. власть понимается как способность, возможность или право одного индивида или группы принимать решения, приобрет обязательственный характер для другого индивида или группы;

3. власть – сила, способная посредством прямого или косвенного воздействия добиться строго определенного поведения всех членов общества;

4. власть – механизм социального управления, содержащий элемент принуждения;

5. власть – одна из форм общественного разделения труда, выполнения общих функций;

6. власть – государство и его органы, осуществляющие властное управление обществом.

Власть – отношения между людьми в силу которых властвующие субъекты навязывают свою волю подвластным субъектам для реализации своих конкретных интересов.

Признаки власти:

1) власть – явление социальное;

2) власть – атрибут общества на всех этапах его развития;

3) власть может существовать и функционировать лишь в рамках общественных отношений;

4) осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем определить волю и поведение подвластного должен быть осознан последним;

5) власть всегда базируется на силе (именно наличие силы определяет того или иного субъекта в качестве властвующего; сила власти может иметь разную природу).

Государственная власть - это:

1. форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения как одно из средств для соблюдения законов и распоряжений.

2. высшая власть в обществе, обладающая возможностью принуждать к исполнению своих решений.

Признаки:

1) силой, на которой базируется гос.власть, является государство;

2) публичность;

3) суверенность;

4) универсальность – распространяет свою силу на всю территорию и все население страны;

5) обладание прерогативой на издание правовых норм;

6) во времени гос.власть действует постоянно и непрерывно;

7) иерархичность построения структуры;

8) Легальность (правомерность существования власти) – юридическая характеристика власти;

9) легитимность (признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления) – нравственная характеристика власти.

АКСИОМЫВЛАСТИ (по Ильину):

- не может принадлежать никому помимо правящего субъекта;

- должна быть едина в рамках одного политического союза;

- осуществляется лучшими людьми с точки зрения этического и политического ценза;

- программа должна включать в себя те пункты, которые преследуют общественный интерес;

- программа может включать в себя лишь осуществимые меры и реформы.

 

Основоположник теории разделения властей – Дж. Локк («Два трактата о государственном правлении», 1690 г.) – не выделял судебную власть; вместо нее была федеративная власть.

Впервые разделение властей было закреплено в Конституции США (1787 г.), затем во Франции и Польше.

Основные положения теории разделения властей:

- разделение властей закрепляется конституцией;

- согласно конституции законодательная, судебная и исполнительная власти предоставляются различным людям и органам;

- все ветви власти равны и автономны;

- никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными другой власти;

- судебная власть действует независимо от политического влияния.

Фактором, определяющим степень и характерные особенности процесса реализации принципа в конкретном государстве является: форма правления государства; форма государственного устройства; политический режим; исторические, национальные и политические традиции.

 

Функции законодательного органа:

1. законодательство;

2. представительственные;

3. учредительные;

4. контрольные;

5. принятие бюджета и установление налогов;

6. ратификация международных соглашений.

 

Функции исполнительной власти:

1. регулятивно-управленческая;

2. правовое регулирование;

3. оперативно-исполнительное (обеспечение реализации правовых норм и издание индивидуально-властных предписаний);

4. правоохранительное;

5. обеспечение общественного порядка и национальной безопасности;

6. предоставление гражданам социально-значимых услуг.

 

Функции судебной власти:

1. правосудие;

2. судебный контроль;

3. контроль за правотворческой деятельностью органов законодательной и исполнительной власти;

4. официальное толкование права;

5. разрешение конфликта между государством и его субъектами, между субъектами.

 

Вопрос № 12



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: