Лекция 2. Сущность языка.




 

1. Трудовая деятельность и речевое общение в эволюции и развитии человека.

2. Общениелюдейиобщениеживотных:основные различия.

3. Структуракоммуникативногоактаииерархияфунк­ций языка.

4. Функции языка и речи

5. Своеобразиеязыкакакобщественногоявления

1. Трудовая деятельность и речевое общение в эволюции и развитии человека.

В эволюции жизни на Земле возникновение и последующее развитие чело­века — это удивительное и в известной мере парадоксальное явление.

1)Эволюционный прогресс виден в углублении адаптации организма к окружающей среде.

2) Налицо черты биологического регресса: происходит деградация некоторых экологически важных функций (слух, обоняние, зрение, зубной аппарат); прямохождение нарушило сложившиеся системы кор­реляции органов, свойственные млекопитающим.

3) Однако развитие человека пошло по особому эволюционному пути. Его взаимодействие с внешним видом не было приспо­соблением организма к среде. Это было создание человеком разнообразных посредников во взаимодействии со средой: усилителей рук, ног, зрения, слуха, кожи, памяти, сознания; создание "усилителей усилителей" (например, гусеничный ход по отношению к колесу; лазер по отношению к скребку, ножу, сверлу; скафандр по отношению к одежде и т.д.); создание преобразователей как окружающей среды (например, огонь, сельское хозяйство, оросительный канал, кондиционер), так и собственной биологической данности (фар­макология, хирургия, протезирование).

Труд как основная форма взаимодействия человека с внешней средой коренным образом отличается от приспособительного поведения животных:

1) Труд человека, в отличие от приспособительного поведения животных, не носит наследственного характера. Хотя трудовая деятельностьосуществляется на основе врожденной, т.е. заложенной генетически, психофизиологической способности к ее формированию.По мере развертывания истории от прошлого к будущему возрастает доля нового, т. е. не повторенного, но самостоятельно найденного, открытого, созданного в деятельности индивида, конкретного общества и человечества в целом.

2)Возрастает творчес­кий характер трудовой деятельности человека.

 

Принципиальные особенности деятельности человека.

 

Во-первых, трудовая деятельность человека носит социальный характер.В силу общественного характера бытия человека в его деятельности преобладает социальная мотивация.

Во-вторых, собственно труд человека (как физическая работа) тесно связан с деятельностью познавательной.

Социальный характер бытия, трудовой и познавательной деятельности человека предполагает постоянное общение индиви­дов между собой. Основной формой человеческого общения является общение посредством знаков языка, т.е. речевое общение. Речевое общение, способное наладить сложную, богатую и разно­образную социальную деятельность людей, должно быть адекватно этой деятельности — обслуживать все сферы общественного бытия, быть содержательным и мобильным.

В возрастании роли речевого общения заключается одно из условий и слагаемых социального прогресса. В этой связи становятся понятными исключительная коммуникативная мощь и совершенство языка как важнейшего средства общения.

Таким образом, труд, сознание, язык и общественный характер бытия — это основа человеческого в человеке,

 

2.Общениелюдейиобщениеживотных:основные различия.

 

С точки зрения семиотики (наука о знаках), язык — это естественная (т.е. "не придуманная") и вместе с тем не врожденная (т.е. небиологическая) знаковая система, сопоставимая с другими системами связи, существующими в природе и культуре.

1. Природные (биологические) семиотики: врожденные "языки" животных.

2. Искусственные ("придуманные") семиотики создаются человеком для экономной и точной передачи специальной информации (например, арабские цифры, географи­ческие карты, чертежи, знаки дорожного движения, языки программирования и т.п.).

3. "Не придуманные" и в то же время небиологические семиотики связаны с культурной историей человечества:этикет, ритуалы (простые);"язык" кино, "язык" театра (более сложные, чем язык)

 

Для понимания природы человека особенно существенны отличия языка и общения людей от языков и коммуникативной деятельности животных.

 

1.Языковое общение людей биологически нерелевантно, т. е. незначимо в биологическом отношении.Естественно, речевое общение требует определенного физиологического обеспечения, однако эта материальная (артикуляционно-акустическая) сторона процесса общения не является физиологически необходимой, в отличие от многих явлений в коммуникативной деятельности животных.

Например, в комму­никации пчелиного роя одним из средств связи, регулирующих поведение пчел, служит выделение пчелиной маткой особого маточного вещества и распределение его между отдельными особями. Будучи коммуникативно значимым (т. е. являясь сообщением), выделение маточного вещества обладает и биоло­гической значимостью, это необходимое звено в биологическом цикле пчелиного роя. Биологической и вместе с тем знаковой релевантностью обладают запахи в коммуникации всех животных и насекомых; вздувшееся от икры брюшко самки рыбы-колюшки; форма порхания самки бабочки-перламутровки и другие подобные явления (подробно см.: Степанов 1971, 27 — 32).

С биологической нерелевантностью процесса языкового обще­ния у людей связана такая черта большинства языковых знаков, как немотивированность формы знака по отношению к его содержанию. М отивированность означает взаимную обусловленность формы и содержания знака, их ограниченность друг другом.

 

2.Языковое общение людей, в отличие от коммуникации животных, тесно связано с познавательными процессами. У животных ориентировочные (познавательные) процессы отделены от тех механизмов и органов, с помощью которых порождаются знаки-сообщения в коммуникации животных (пение птиц, ультразвуки рыб,)Отдельный знак-сообщение животного возникает как реакция особи на случившееся событие, уже воспринятое ("познанное") органами чувств, и одновременно как стимул к аналогичной реакции (или к аналогичному эмоциональному состоянию) у других особей (к которым обращено сообщение). В таком сообщении нет инфор­мации о том, что вызвало данный сигнал.. С. Выготский говорил, что испуганный гусак, видящий опасность и криком поднимающий всю стаю, не столько сообщает о том, что он видит, сколько заражает ее своим испугом (Выготский [1934] 1982, 18).Элементы обобщения и синтеза в познавательных процессах у животных также не связаны с механизмами коммуникации.

Иная картина наблюдается в познавательной деятельности человека."...язык является как бы своеобразной призмой, через которую человек "видит" действительность... проецируя на нее при помощи языка опыт общественной практики" (Леонтьев 1972, 153).На основе языка функционируют память, воображение, внимание.Исключительно велика роль языка в процессах мышления."Мысль не выражается, но совершается в слове" (Выготский [1934] 1982, 307).

3.Языковое общение людей, в отличие от коммуникативного поведения животных, характеризуется исключительным богатст­вом содержания. К оммуникации животных доступ­на толькоэкспрессивная информация (т. е. информация о внутреннем — физическом, физиологическом — состоянии отправителя сообщения) и информация, непосредственно воздей­ствующая на получателя сообщения (призыв, побуждение, угроза и т. п.). В онтогенезе и в филогенезе животных основная масса информации передается не в процессе коммуникативного поведения, но по генетическим каналам.

Для человеческого общества характерно иное соотношение биологической и социальной информации. Генетически восприня­тая информация существенна и в поведении человека, однако определяющую роль — как в деятельности отдельной личности, так и в жизни общества — играет информация, передаваемая в процессе языкового общения.

4.Главное структурное отличие языка людей от языков животных состоит в его у р о в н е в о м строении: из звуков складываются части слова (морфемы), из морфем — слова, из слов — предложения. Это делает речь людей членораздельнойТак, по данным зоопсихологии, в языках обезьяньих стад используется около 30 звуковых сигналов, соответствующих 30 стандартным ситуациям (значениям), при этом все знаки являются не разложимыми на значимые компоненты.Вкоммуникации животных отдельное сообщение — это одновременно и "слово" и "предло­жение", т. е. сообщение не делится на значимые составляющие, оно нечленораздельно.

 

3.Структуракоммуникативногоактаииерархияфунк­ций языка

 

Схема коммуникативного акта была предложена одним из создателей кибернетики Клодом Шенноном (США) в работе "Математическая теория связи" (1948). Широким кругам филологов она известна в изложении Р. О. Якобсона в статье "Лингвистика и поэтика" (1960; русский перевод см. в работе Якобсон 1975).

Основные компоненты коммуникативного акта, согласно Якоб­сону, таковы:

Референция — содержание сообщения.

адресант— отправитель сообщения

адреса­т— получатель сообщения

контакт— взаимоотношения между его участниками

Код— в речевой коммуникацииэто язык или его вариант (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта.

 

4. Функции языка и речи

Язык и речь

В лингвистике понятия «язык» и «речь» разграничивались фактически, хотя и без специального разъяснения и описания этого разграничения, крупнейшими лингвистами В. Гум­больдтом, Г. Штейнталем, Г. Шухардтом, А. А. Потебней, Ф. Ф. Фортунатовым, Н. В. Крушевским, И. А. Бодуэном де Куртене и др. Попытку теоретического разъяснения такого разграничения предприняли Ф. де Соссюр (на Западе) и Л. В. Щерба (см. его статьи «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языко­знании» и «Очередные проблемы языковедения»).

Язык — это система материальных единиц, служащих общению людей и отражаемых в сознании коллектива в отвлечении и независимо от конкретных мыслей, чувств и желаний людей.

Основными единицами языка являются слова. Они общенародны и не «привязаны» ни к какому конк­ретному тексту, высказыванию. За ними исторически за­креплены не те или иные конкретные мысли и чувства, а общенародные значения, сочетая которые, отдельные люди получают базу формирования и средство выраже­ния конкретных мыслей и чувств.

Людям слова, грамматические формы и иные единицы языка нужны как раз для того, чтобы выражать с их помощью конкретные мысли и чувства. Люди, думая, сознавая, «сливают» определенные единицы языка со своими личными мыслями и чувствами. В ре­зультате и возникает речь, или язык в действии, в про­цессе применения для выражения конкретного содержа­ния.

В речи единицы языка могут приобретать такие свой­ства, такие значения и осмысления, которых они не знают в языке. Например, едва ли кто-нибудь признает слова Россия и Америка, кровь и золото антонимичными (про­тивоположными по значению). А между тем именно как антонимы эти слова употреблены в речи И. Эренбурга. «Наш народ не злой: он готов забыть горечь сорок второго года, когда Россия обливалась кровью, а Америка зо­лотом».

В языке есть метафорические значения слова: ножка (стола), шляпка (гриба), крылья (самолета), нос (корабля), хвост (поезда). Но в языке нет метафориче­ского применения общенародных языковых зна­чений: Мой стих трудом громаду лет прорвет (Маяков­ский), И яблочко-песню играл эскадрон смычками страда­ний на скрипках времен (Светлов), Отговорила роща золотая березовым веселым языком (Есенин). В этих стихах мы чувствуем речевые значения слов, или, иначе, упот­ребления их. Эти речевые значения (употребления) воз­никают в речи, они не свойственны словам как единицам языка, вернее, может быть, они «скрыты», «потенциаль­но заложены» в словах и получают реализацию, осущест­вление в речи в связи с другими словами, в связи с кон­кретными мыслями и чувствами автора. Известно, что Маяковский легко и во множестве создавал новые слова (разулыбить, омолниится, двухметровдростаяи т. п.)

 

Коммуникативная и познавательная функции - обязательные функции и называются функциями языка в отличие не таких обязательных функций речи.

 

Познавательнаяфункция языка

Говоря о познавательной функции языка, следует различать два аспекта: 1) участие языка, точнее системы языковых значений (как компонента сознания человека), и речемыслительных механизмов сознания в процессах предметного восприятия и формирования представлений, понятий, суждений, умозаключений; участие языка в различных мысли­тельных операциях (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция и т. п.), а также в механизмах памяти; 2) участие языка в хранении и передаче от поколения к поколению общественно-исторического опыта людей.

Участие языка в сохранении знаний о мире осуществляется на двух уровнях: во-первых, в самомязыке, т. е. в семантических системах словаря и грамматики (это "библиотека значений"); во-вторых, припомощиязыка,—вречи, т. е. в устных и письменных сообщениях, созданных на языке ("библиотека текстов").

С регулятивной функцией связаны намерения, цели говоря­щего, т. е. то, ради чего он обращается к слушающему. Исследования того, каким образом говорящий стремится воздей­ствовать на слушающего и как слушающий воспринимает коммуникативно-побудительные намерения говорящего, в 60-х гг. XX в. сформировали особое лингвистическое направление — теорию речевых актов, тесно связанное с психологией общения, теорией коммуникации и лингвистической прагматикой (см. статьи Н. Д. Арутюновой "Речевой акт", "Прагматика", "Речь" в ЛЭС 1990).

 

В каждом речевом акте в процессе взаимодействия говорящего и слушающего есть три уровня, или фазы: 1) речевой акт в аспекте используемых в нем языковых средств; 2) речевой акт в аспекте намерений и целей говорящего; 3) речевой акт в аспекте результатов, т. е. воздействия на сознание и поведение адресата*. В зависимости от цели различают такие классы речевых актов, как вопрос, запрещение, просьба, побуждение, приказ, предостережение, совет, уговоры, убеждение, сообщение (информирование). Для самых общих классов речевых актов языки выработали специальные синтаксические структуры —повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. В так называемых косвенных речевых актах грамматическая структура не соответствует намерению говорящего: например, вопросительная фраза Нет ли у вас спичек? может выражать просьбу, а не вопрос. В отличие от логики, которая стремится видеть в высказывании суждение и различать суждения истинные и ложные, теория речевых актов рассматривает высказывание в качестве акта общения и исследует его с точки зрения искренности говорящего и успешности его речевых действий (Дейк ван 1989; Язык 1987).

Метаязыковаяфункция

Использование языка в метаязыковой функции обычно связано с какими-то трудностями речевого общения - например, при разговоре с ребенком, иностранцем или любым другим человеком, не вполне владеющим данным языком, стилем, профессиональной разновидностью языка или арго.Метаязык — это язык, на котором описывается некоторый другой язык, называемый в этом случае предметным языком или языком-объектом.

К метаязыковым средствам относятся все те лексико-грам-матические средства, с помощью которых люди говорят и пишут о языке, — средства различения "своей" и "чужой" речи, обозначения процессов и участников речевого общения, названия проявлений речи (слово, пословица, диктант...), языковедческой терминологии.

Языки могут различаться характером и разно­образием своих метаязыковых средств.

Рефлективность же языка (т.е. возможность мысли и речи о языке с помощью его же лексико-грамматических средств) — это одна из тех семиотических универсалий*, которая отличает язык людей от языка животных.

Эстетическаяфункцияречи - поэтическая (или эстетическая) функция речи связана с внима­нием к "сообщению ради самого сообщения".

Эстетическое отношение к языку, таким образом, означает, что речь (именно сама речь, а не то, о чем сообщается) может восприниматься как прекрасное или безобразное, т.е. как эстетический объект.

Эстетическая функция языка заметнее всего в художествен­ных текстах, однако область ее проявлений шире. Эстетическое отношение к языку возможно в разговорной речи, дружеских письмах, в публицистической^ ораторской, научно-популярной речи.

В рассказе Чехова "Мужики" женщина каждый день читает Евангелие и многого не понимает, "но святые слова трогали ее до слез, и такие слова, как "аще" и "дондеже", она произносила со сладким замиранием сердца".

Эстетическая функция языка обычно связана с такой органи­зацией текста, которая в чем-то обновляет, преобразует привыч­ное словоупотребление и тем самым нарушает автоматизм повседневной речи (разговорной, деловой, газетной). Преобразо­вание может затрагивать лексическую и грамматическую семан­тику (метафора, метонимия и другие виды переносного употреб­ления слов и форм); далее, обновленной может быть синтакси­ческая структура высказываний и сверхфразовых единств (фигуры экспрессивного синтаксиса); наконец, преобразуется звуковая организация речи (явления ритма, рифмы, аллитерации, звуко­писи). Речевой автоматизм разрушается также неожиданным и вместе с тем художественно оправданным выбором слов.

Этническая функциясвязана с отношением людей к языку и не является обязательной. В низко развитых государствах Африки языки ассимилируются. А в высокоразвитых государствах стремятся к сохранению диалектов.

Магическая функциянаходит проявления в табу, словесных ритуалах, божбе, клятвах, присяге. Адресатом являются высшие силы. Эта функция связана с неконвенциональной трактовкой языкового знака(она предполагает, что звуковая и словесная оболочка является частью называемого предмета). Это значит при произнесении ритуального имени можно вызвать присутствие того, кто им назван, аошибиться в словесном ритуале означает прогневать высшие силы.

Магическая функция речи универсальна, хотя конкрет­ные ее проявления в языках мира бесконечно разнообразны и удивительны. Нередко момент собственно магии уже выветрился (ср. русск. спасибо из спаси Бог), в других случаях — вполне ощутим, например: не к ночи будь помянут, не говори под руку, не тем будь помянут, не каркай — беду накличешь, белорусск. каб не прагаварыць и т. п.

Неожиданность (для современного сознания) следов словесной магии связана с тем, что в глубине человеческой психики полярные сущности могут отождествляться или взаимозаменяться (жизнь и смерть, добро и зло, начало и конец, смех и плач и т. д.). Амбивалентность символики бессознательного приводила к тому, что осуждение оборачивалось восхвалением, пожелание неудачи считалось условием успеха (ср. ни пуха ни пера) и т. д. Поэтому магические формулы, имевшие конечной целью положительный результат (плодородие, здоровье), часто строились как проклятие и брань. В ряде традиций известно ритуальное сквернословие в свадебных и сельскохозяйственных обрядах. К обрядовым заклинаниям восходят некоторыебранные выражения (Успенский 1983). С другой стороны, сама живучесть ругательств объяснялась Бахтиным древней амбивалентностью сквернословия: в глубинах народного подсознания это не только хула и уничижение, но и хвала и возвышение (Бахтин 1990, 177 — 216). Д. С. Лихачев, наблюдая проявления магической функции в воровском арго, связывал ее с эмоционально-экспрессивной насыщенностью и общей атавистичностью воровской речи (Лихачев 1935, 64 — 75).

5. Своеобразиеязыкакакобщественногоявления

 

Язык — уникальная, но не единственная знаковая система.

Онпо ряду существенных признаков он отличается от всех общественных явлений.

1. Язык, сознание и социальный характер трудовой деятель­ности изначально взаимосвязаны и составляют фундамент чело­веческого своеобразия.

2. Наличие языка есть необходимое условие существования общества на всем протяжении истории человечества.

3. Наличие языка есть необходимое условие материального и духовного бытия во всех сферах социального пространства.Будучи важнейшим и основным средством общения, язык не отделим от всех и любых проявлений социального бытия человека.

4. Язык зависим и не зависим от общества. Глобальность языка, его включенность во все формы общественного бытия и общественного сознания порождают его надгрупповой и надклассовый характер.

5. Язык — это явление духовной культуры человечества, одна из форм общественного сознания (наряду с обыденным сознанием, моралью и правом, религиозным сознанием и искусством, идеологией, политикой, наукой). Своеобразие языка как формы общественного сознания состоит в том, что, во-первых, язык, наряду с психофизиологической способностью отражать мир, является предпосылкой общественного сознания; во-вторых, язык представляет собой семантический фундамент и универсальную оболочку разных форм общественного сознания.

6. Язык не относится к идеологическим или мировоззренческим формам общественного сознания (в отличие от права, морали, политики, философского, религиозного, художественного, обыден­ного сознания). Как сказал Иосиф Бродский в Нобелевской лекции, "язык... к этическому выбору не способен".

7. Язык сохраняет единство народа в его истории вопреки классовым барьерам и социальным катаклизмам.

8. Развитие языка в большей мере, чем развитие права, идеологии или искусства, независимо от социальной истории общества, хотя в конечном счете оно обусловлено и направлено именно социальной историей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: