Лекция 2 Автоматизированные информационные системы: понятие, состав, виды. Назначение, принципы организации и эксплуатации информационных систем.




Основные понятия и структура автоматизированных информационных систем

Систе́ма (от др.-греч. Σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Автоматизи́рованная систе́ма (АС) — система, состоящая из персонала, комплекса средств автоматизации его деятельности и регламентов работы, реализующаяинформационную технологию выполнения установленных функций.

Автоматизи́рованная систе́ма (АС) — это организованная совокупность средств, методов и мероприятий, используемых для регулярной обработки информации для решения задачи.

Информационные технологии, и информационные систе­мы могут функционировать как с применением технических средств, так и без их применения. В каком виде они реализуют­ся — это вопрос экономической целесообразности. Возрастание объемов информации в информационной системе организации, потребность в ускорении или усложнении способов ее перера­ботки, действия конкурентов, изменения в информационных технологиях и другие факторы вызывают потребность в автома­тизации работы информационной системы, т. е. в автоматизации обработки информации.

В неавтоматизированной информационной системе все дей­ствия с информацией и решения исходят от человека. В автома­тизированной системе осуществляется автоматизация процессов обработки информации и частично автоматизируются управлен­ческие функции человека.

Основная цель автоматизации управления связана с рядом общих идей, обуслоа1енных желанием сформировать своеобраз­ную электронную «нервную систему» организации. Билл Гейтс, основатель Microsoft, определяет электронную «нервную систему» любой организации как среду, автоматизирующую исполнение заранее намеченных действий и событий, планирование и учет, позволяющую своевременно реагировать на незапланированные события и изменения ситуации и дающую, таким образом, ог­ромные преимущества в конкуренции и возможность эффектив­но работать. Принципы, на которых базируются электронные •нервные системы» любого уровня, являются общими для всех подобных систем:

• стандартизация аппаратных средств, наличие «линейки» вычислительных систем разных возможностей, обеспечи­вающих требуемую гибкость и производительность за при­емлемую стоимость;

• работа с любым видом информации, представление всей информации в цифровой форме;

• создание всепроникающей коммуникационной инфра­структуры; построение и использование сети, объединяю­щей отдельные части вычислительных систем и обеспечи­вающей постоянную связь, и том числе в рамках универ­сальной системы электронной почты;

• стандартизация рабочих инструментов и вычислительных ресурсов конечных пользователей и организаций;

• применение интегрированных приложений, специфиче­ских для конкретного вида и уровня деятельности.

Общие фундаментальные принципы построения и функцио­нирования ИС — принцип первого лица, системного подхода, надежности, непрерывного развития, экономичности, совмести­мости:

принцип первого лица определяет право принятия оконча­тельного решения и порядок ответственности на различ­ных уровнях управления;

принцип системного подхода предполагает в процессе проек­тирования ИС проведение анализа объекта управления в целом и системы управления им, а также выработку общих целей и критериев функционирования объекта в условиях его автоматизации. Данный принцип предусматривает од­нократный ввод информации в систему и многократное ее использование; единство информационной базы; ком­плексное программное обеспечение;

принцип надежности характеризует надежность работы ИС, которая обеспечивается с помощью различных способов.

Например, дублирование структурных элементов системы или их избыточность;

принцип непрерывного развития системы требует от системы возможности расширяться без проведения серьезных орга­низационных изменений;

принцип экономичности заключается в том, что выгоды от новой ИС не должны превышать расходы на нес;

принцип совместимости предполагает, что проектируемая ИС будет учитывать организационную структуру предпри­ятия, а также интересы, квалификацию людей, осуществ­ляющих работу с ИС. Они должны быть подготовлены к работе в этой системе.

Обмен информацией начинается и заканчивается речью, данными или изображением, воспринимаемыми органами вос­приятия человека: слухом, зрением и осязанием. А между этими входными и выходными элементами в компьютеризованной ин­формационной системе находится электронный продукт различ­ных уровней — операционные системы, системы управления ба­зами данных, прикладное обеспечение и сама информация.

В автоматизированной информационной системе (АИС) появ­ляется возможность отображения на информационную плос­кость всего, что происходит с организацией. Вес экономические факторы и ресурсы выступают в единой информационной фор­ме, в виде данных, что позволяет рассматривать процесс приня­тия решений как информационную технологию.

Таким образом, автоматизированная информационная сис­тема может стать средой информационной поддержки целена­правленной коллективной деятельности всей организации, т. с. корпоративной информационной системой. Такая система включает в себя совокупность различных программ но-аппарат­ных платформ, универсальных и специализированных приложе­ний различных разработчиков, интегрированных в единую информационно-однородную систему, которая наилучшим об­разом решает задачи каждого конкретного предприятия. Корпо­ративная информационная система решает одну единственную задачу — эффективное управление всеми ресурсами предпри­ятия (материально-техническими, финансовыми, технологиче­скими и интеллектуальными) для получения максимальной прибыли и удовлетворения материальных и профессиональных по­требностей всех сотрудников предприятия.

Корпоративная информационная система — это человеко-ма­шинная система и инструмент поддержки интеллектуальной дея­тельности человека, которая, в частности, под его воздействием должна:

• накапливать определенный опыт и формализованные знания;

• постоянно совершенствоваться и развиваться;

• быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внеш­ней среды и новым потребностям предприятия.

Возможности корпоративной информационной системы и всех ее составляющих должны соответствовать насущным по­требностям потребителей, в том числе и представителей органов управления, их опыту, знаниям и психологии.

Управленческие задачи можно условно разделить на три группы:

1) типовые задачи;

2) актуальные плохо формализуемые задачи;

3) нерегулярно решаемые задачи.

Возможности построения формальных алгоритмов для реше­ния задач этих классов различны. Вследствие разной сложности структуризации информации и формализации процессов се пе­реработки возможна автоматизация обработки не всей информа­ции, имеющейся в организации и используемой системой управ­ления, а только некоторых информационных потоков. Как пра­вило, доля информации, обрабатываемой автоматизированным способом, для различных уровней управления колеблется от 10 до 20 %.

Структура автоматизированной информационной системы. Обыч­но в корпоративной АИС можно выделить:

• персонал;

• единую базу данных хранения информации, формируемую различными и не связанными между собой программами и прикладными системами;

• программы, обеспечивающие функционирование инфор­мационной системы (операционные системы, служебные программы и т. п.);

• сфера применения (банковская, фондового рынка и т. п.);

• функции управления и период управления.

Обеспечивающая часть состоит из информационного, техни­ческого, математического, программного, методического, орга­низационного, лингвистического и правового обеспечений (30).

Информационное обеспечение АИС — совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации ин­формации (единой системы классификации и кодирования ин­формации, унифицированных систем документации, схем ин­формационных потоков), циркулирующей в организации, а так­же методология построения баз данных. Информационное обеспечение включает в себя показатели, справочные данные, классификаторы и кодификаторы информации, унифицирован­ные системы документации, информацию на носителях и т. д., которые могут быть представлены как в виде входных, так и вы­ходных документов |3|.

В зависимости от организации работы с документами можно выделить внемашинное и внутримашинное информационное обеспе­чение [25, 26, 30]. Основная часть внемашинного информационно­го обеспечения — это система документации, которая восприни­мается человеком без технических средств (наряды, акты, наклад­ные и т. п.). Внутримашинное информационное обеспечение представляет собой информационную базу, которая содержится на носителях и может быть создана как совокупность отдельных фай­лов, каждый из которых отражает некоторое множество однород­ных ynpaaicnческих документов, или как интегрированная база данных. В последнем случае файлы будут зависимыми по структу­ре, а структуры файлов информационной базы не будут соответст­вовать структуре используемых документов.

Организация информационного обеспечения предполагает наличие совокупности соответствующих технологий, основан­ных на использовании тех или иных средств сбора, передачи, обработки, хранения и нредстамсния информации в процессе деятельности. В зависимости от преобладания каких-либо из пе­речисленных информационных процессов, их интенсивности и значимости выбираются соответствующие технические средства их реализации.

Техническое обеспечение АИС — комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы

Математическое обеспечение АИС — совокупность математиче­ских методов, моделей, алгоритмов обработки информации, ис­пользуемых при решении задач в ин(|юрмаииошюй системе (функ­циональных и автоматизации проектирования информационных систем). К средствам математического обеспечения относятся:

• средства моделирования процессов управления;

• типовые задачи управления;

• методы математического программирования, математиче­ской статистики, теории массового обслуживания и др.

Программное обеспечение АИС — совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средст.

В состав программного обеспечения входят системные и спе­циальные программные продукты, прикладное программное обеспечение, а также техническая документация. Системные программные средства предназначены для обеспечения деятель­ности компьютерных систем как таковых и включают в себя:

• операционные системы;

• командно-файловые процессоры;

• системные утилиты;

• антивирусные программы.

Специальное программное обеспечение представляет собой со­вокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты приклад­ных программ, реализующие разработанные модели и отражаю­щие функционирование реального объекта, а также программы, ориентированные на пользователей и предназначенные для ре­шения типовых задач обработки информации. Они позволяют расширить функциональные возможности компьютеров, кон­троля и управления процессом обработки данных.

Прикладные программные средства обеспечения деятельно­сти предприятий классифицируются следующим образом:

• системы подготовки текстовых документов;

• системы обработки финансово-экономической информации;

• системы управления базами данных;

• личные информационные системы;

• системы подготовки презентаций;

• системы управления проектами;

• экспертные системы и системы поддержки принятия ре­шений;

• системы интеллектуального проектирования и совершенст­вования систем управления;

• прочие системы.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгорит­мизацию, экономико-математическую модель задачи, контроль­ные примеры.

Методическое и организационное обеспечение АИС — совокуп­ность методов, средств и документов, регламентирующих взаи­модействие персонала информационной системы с технически­ми средствами и между собой в процессе разработки и эксплуа­тации информационной системы.

В методическое и организационное обеспечение АИС входят различные методические и руководящие материалы по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации информационной систе­мы (пред проект нога обследования, технического задания, техни­ко-экономического обоснования, разработки проектных реше­ний, выбора автоматизируемых задач, типовых проектных реше­ний пакетов прикладных программ, внедрения и эксплуатации информационной системы).

Организационное обеспечение реализует следующие функ­ции:

• анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться информационная система, и вы­явление задач, подлежащих автоматизации;

• подготовку задач к решению на компьютере, включая тех­ническое задание на проектирование информационной системы и технико-экономическое обоснование ее эффек­тивности;

• разработку управленческих решений по составу и структу­ре организации, а также методологии решения задач, на­правленных на повышение эффективности системы управ­ления;

• разработку документации, содержащей различные эргоно­мические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, набор спосо­бов их реализации для обеспечения высокой эффективно­сти работы персонала;

• обучение и сертификацию персонала — учебно-методиче­ская документация и набор требований к уровню полготов­ки персонала, формирование системы отбора и подготовки персонала.

Правовое обеспечение ЛИС — совокупность правовых норм, регламентирующих создание, юридический статус и эксплуата­цию информационных систем. В первую очередь, с помощью правового обеспечения регламентируется порядок получения, преобразования и использования информации для укрепления законности работы предприятия.

В состав правового обеспечения входят законы, указы, по­становления государственных органов власти, приказы, инструк­ции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.

На стадии разработки информационной системы в качестве правового обеспечения выступают нормативные акты, связан­ные с договорными отношениями разработчика и заказчика ин­формационной системы, правовое регулирование различных от­клонений процесса разработки информационной системы, обес­печения процесса разработки различными видами ресурсов. На этапе функционирования выступают: определение статуса и компетенции информационной системы и информационных технологий в конкретных органах управления, права и обязанно­сти персонала, процедуры и порядок сбора и обработки инфор­мации, порядок приобретения и использования средств вычис­лительной техники и других технических устройств, порядок создания и внедрения математического и программного обеспе­чения.

В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регу­лирующую функционирование любой информационной систе­мы, и локальную, относящуюся к конкретной системе.

Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает в себя нормативные акты, связанные с дого­ворными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора. Правовое обеспече­ние на этапе функционирования информационной системы

определяет:

• статус информационной системы;

• права, обязанности и ответственность персонала;

• правовые положения отдельных видов процесса управ­ления;

• порядок создания и использования информации и др.

Лингвистическое обеспечение АИС — совокупность языков об­щения (языковых средств) персонала информационной системы и пользователей с программным, математическим и информаци­онным обеспечением, а также совокупность терминов, исполь­зуемых в информационной системе.

Лингвистическое обеспечение включает:

• информационные языки для описания структурных единиц информационной базы;

• языки управления и манипулирования данными;

• языковые средства информационно-поисковых систем, систем автоматизации проектирования;

• систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования информационной систе­мы, и т. п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: