УРОК 14 Состав (структура) населения




Цели урока: 1. Выявить географические особенности полового, возрастного, этнического и религиозного состава населения мира

2. Выработка умения работать в группе

3. Выработка умения публичного выступления

Оборудование: атлас, учебник

ХОД УРОКА:

  1. Д.з стр 66-71, конспект учить
  2. Изучение нового материала

Половой состав населения

По­ло­вой со­став на­се­ле­ния опре­де­ля­ет­ся со­от­но­ше­ни­ем муж­чин и жен­щин в струк­ту­ре на­се­ле­ния. В мире при­мер­но на 100 де­во­чек рож­да­ет­ся 104 маль­чи­ка, но со вре­ме­нем со­от­но­ше­ние полов в струк­ту­ре на­се­ле­ния ме­ня­ет­ся. При­чи­ной этого яв­ля­ет­ся раз­ли­чие в про­дол­жи­тель­но­сти жизни, а также вы­со­кая смерт­ность среди муж­ско­го на­се­ле­ния.В целом в мире ко­ли­че­ство муж­чин боль­ше, чем жен­щин (за счет Азии), но в боль­шин­стве стран жен­щи­ны пре­об­ла­да­ют в струк­ту­ре на­се­ле­ния.

Задание: по карте атласа на стр 11 определить преобладание населения по странам

В стра­нах СНГ, Ев­ро­пы и Се­вер­ной Аме­ри­ки пре­об­ла­да­ет жен­ское на­се­ле­ние. При­чи­ны этого раз­лич­ны, это и по­те­ри муж­ско­го на­се­ле­ния во время Пер­вой и Вто­рой ми­ро­вых войн, боль­шая про­дол­жи­тель­ность жизни у жен­ско­го на­се­ле­ния и дру­гие при­чи­ны. В Аф­ри­ке, Ла­тин­ской Аме­ри­ке, Ав­стра­лии ко­ли­че­ство муж­чин и жен­щин при­мер­но оди­на­ко­во. В Азии муж­чин боль­ше. В част­но­сти, в Китае чис­лен­ность муж­чин на 38 млн боль­ше чис­лен­но­сти жен­щин. Пре­об­ла­да­ние муж­ско­го на­се­ле­ния ха­рак­тер­но для му­суль­ман­ской Юго-За­пад­ной Азии. При­чин этому несколь­ко: это и при­ни­жен­ное по­ло­же­ние жен­щин, и воз­вы­ше­ние муж­чин, и при­ток муж­ско­го на­се­ле­ния в этот ре­ги­он в ка­че­стве ра­бо­чих ми­гран­тов. На­при­мер, в неко­то­рых араб­ских стра­нах Пер­сид­ско­го за­ли­ва муж­чин в несколь­ко раз боль­ше, чем жен­щин.

Вопрос: как вы считаете в России кого больше женщин или мужчин?

В целом маль­чи­ков рож­да­ет­ся боль­ше (при­мер­но 106 маль­чи­ков на 100 де­во­чек), к 25–30 годам ко­ли­че­ство жен­щин и муж­чин срав­ни­ва­ет­ся (мно­гие пред­ста­ви­те­ли силь­но­го пола гиб­нут вслед­ствие несчаст­ных слу­ча­ев, зло­упо­треб­ле­ния ал­ко­го­лем и т. д.), в стар­шем воз­расте пре­об­ла­да­ют жен­щи­ны (у них доль­ше про­дол­жи­тель­ность жизни).

Половозрастной и возрастной состав населения

По­ло­воз­раст­ной со­став на­се­ле­ния опре­де­ля­ет­ся не толь­ко со­от­но­ше­ни­ем муж­чин и жен­щин в струк­ту­ре на­се­ле­ния, но и воз­раст­ным со­ста­вом, со­от­но­ше­ни­ем муж­ско­го и жен­ско­го на­се­ле­ния в раз­лич­ных воз­раст­ных груп­пах. Воз­раст­ной со­став на­се­ле­ния – это рас­пре­де­ле­ние на­се­ле­ния по воз­раст­ным груп­пам, ко­то­рые ха­рак­те­ри­зу­ют­ся чис­лен­но­стью вы­де­лен­ных групп и их со­от­но­ше­ни­ем между собой. При де­мо­гра­фи­че­ском ана­ли­зе чаще вы­де­ля­ют­ся пя­ти­лет­ние (1-4, 5-9,.... 95-100 лет) воз­раст­ные груп­пы, а при более обоб­щен­ном изу­че­нии – де­ся­ти­лет­ние – с ин­тер­ва­лом в 10 лет. Для спе­ци­аль­ных целей изу­че­ния при­ни­ма­ют­ся свои воз­раст­ные кри­те­рии. Так, в рос­сий­ской ста­ти­сти­ке вы­де­ля­ют­ся три круп­ные груп­пы на­се­ле­ния по их роли в де­мо­гра­фи­че­ской си­ту­а­ции:

1. Мо­ло­дое на­се­ле­ние (дети, до­ра­бо­чий воз­раст) – от 0 до 15 лет.

2. Взрос­лое на­се­ле­ние (ра­бо­чий воз­раст) – от 16 до 60 (жен­щи­ны – до 55) лет.

3. По­жи­лое на­се­ле­ние (пен­си­о­не­ры, по­сле­ра­бо­чий воз­раст) – после 60 (55) лет.

По­ло­воз­раст­ной со­став на­се­ле­ния за­ви­сит как от про­цес­сов рож­да­е­мо­сти и смерт­но­сти (от типов вос­про­из­вод­ства на­се­ле­ния), так и от ми­гра­ци­он­ных про­цес­сов. Для стран с пер­вым типом вос­про­из­вод­ства на­се­ле­ния ха­рак­тер­на мень­шая доля детей в воз­раст­ной струк­ту­ре на­се­ле­ния, чем в стра­нах со вто­рым типам вос­про­из­вод­ства, вы­со­кий про­цент по­жи­лых людей. Это так на­зы­ва­е­мый «ре­грес­сив­ный» тип воз­раст­ной струк­ту­ры на­се­ле­ния (Фран­ция, Рос­сия, Ка­на­да, Бе­ло­рус­сия, Япо­ния, Поль­ша, Шве­ция, Фин­лян­дия, Чехия и др.). Для вто­ро­го типа вос­про­из­вод­ства на­се­ле­ния ха­рак­тер­но боль­шое ко­ли­че­ство детей и незна­чи­тель­ная доля по­жи­лых, в от­ли­чие от пер­во­го типа вос­про­из­вод­ства на­се­ле­ния – «про­грес­сив­ный» тип воз­раст­ной струк­ту­ры на­се­ле­ния (Ку­вейт, Катар, Ка­ме­рун, Бур­ки­на-Фа­со, Йемен, Мали и др.). Для гра­фи­че­ско­го изоб­ра­же­ния по­ло­воз­раст­но­го со­ста­ва на­се­ле­ния со­зда­ют­ся по­ло­воз­раст­ные пи­ра­ми­ды.

Задание: Изучив текст учебника, рисунки № 12, 14 в блоке 4, ответьте на следующие вопросы: - Что такое возрастно-половая пирамида? (особый вид диаграммы)

Обсуждение диаграммы

Вопрос: Как на ваш взгляд, должна выглядеть оптимальная с социально-экономической точки зрения возрастная структура стран и регионов мира?

Должно преобладать рабочее население. Или ЭКОНОМИЧЕСКИ-активное

Задание: найти в учебники определение и записать в тетрадь. (часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере)

 

 

Этнолингвистический состав

Этнос – сло­жив­ша­я­ся на опре­де­лен­ной тер­ри­то­рии устой­чи­вая общ­ность людей, об­ла­да­ю­щих еди­ным язы­ком, об­щи­ми осо­бен­но­стя­ми куль­ту­ры и пси­хи­ки, а также общим са­мо­со­зна­ни­ем. В на­сто­я­щее время на Земле про­жи­ва­ет до 5000 эт­но­сов. К круп­ней­шим на­ро­дам мира от­но­сят: ки­тай­цев, хин­дустан­цев, бен­галь­цев, рус­ских, ара­бов и дру­гих.

Клас­си­фи­ка­ция стран по на­ци­о­наль­но­му при­зна­ку:

1. Од­но­на­ци­о­наль­ные (т.е. ос­нов­ная на­род­ность со­став­ля­ет свыше 90%). (Ис­лан­дия, Ир­лан­дия, Нор­ве­гия, Шве­ция, Дания, Са­у­дов­ская Ара­вия, Япо­ния, Бан­гла­деш, Корея, Еги­пет, Ливия, Со­ма­ли, Ма­да­га­скар).

2. С рез­ким пре­об­ла­да­ни­ем одной нации, но при на­ли­чии более или менее зна­чи­тель­ных мень­шинств (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фран­ция, Ис­па­ния, Фин­лян­дия, Ру­мы­ния, Китай, Мон­го­лия, США, Ав­стра­лий­ский Союз, Новая Зе­лан­дия и др.).

3. Дву­на­ци­о­наль­ные (Бель­гия, Ка­на­да).

4. С более слож­ным на­ци­о­наль­ным со­ста­вом, но от­но­си­тель­но од­но­род­ным в эт­ни­че­ском от­но­ше­нии (в ос­нов­ном в Азии: Иран, Аф­га­ни­стан, Па­ки­стан, Ма­лай­зия, Лаос; а также в Цен­траль­ной, Во­сточ­ной и Южной Аф­ри­ке; есть они и в Ла­тин­ской Аме­ри­ке).

5. Мно­го­на­ци­о­наль­ные стра­ны со слож­ным и раз­но­род­ным в эт­ни­че­ском от­но­ше­нии со­ста­вом (Индия, Рос­сия, Швей­ца­рия, Ин­до­не­зия, Фи­лип­пи­ны, мно­гие стра­ны За­пад­ной и Южной Аф­ри­ки). Самый мно­го­на­ци­о­наль­ный район – Южная Азия, а самые мно­го­на­ци­о­наль­ные стра­ны – Индия, Ин­до­не­зия и Бра­зи­лия.

К самым мно­го­чис­лен­ным язы­кам мира от­но­сят: ки­тай­ский, ан­глий­ский, хинди, араб­ский, фран­цуз­ский, рус­ский и дру­гие.

 

Религиозный состав населения

Задание: используя учебник стр 69, отобразите схему в тетради «религии мира»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: