Тексты для анализа взяты из оригинально оформленного буклета, отпечатанного 5-тысячным тиражом и направленного в органы государственной власти, ряду общественных объединений и т. д. Проект получил поддержку и осуществляется с 1999 г. В то же время форма его представления дала повод для критики в некоторых средствах массовой информации. Чтобы не предопределять Вашего отношения к проекту, за которым стоят энтузиасты, многое делающие для развития социальной сферы, культурного процесса, воспитания детей, мы изменили его атрибуты, но сохранили формулировки, представленные в буклете.
Итак, проект « Снегурочка ».
Основные цели проекта. Создание новой традиции празднования масленицы. Формирование новых представлений о неотъемлемой героине масленицы – Снегурочке. Укрепление нравственных основ семьи и общества.
Содержание проекта. Основное содержание проекта направлено на развитие эмоциональных переживаний взрослых и детей, связанных с подготовкой к встрече, гостеванию и проводам Снегурочки. Содержание направлено на создание и укрепление семейных традиций. А по большому счету – на украшение жизни человека на Земле.
Участники проекта. Дети и взрослые. Здоровые и больные. Сказочные персонажи и реальные люди. Проживающие в селе и в городе, в поселке и на острове.
Исполнители проекта. Специалисты самых разных профессий. Психологи и педагоги. Социологи и историки. Художники и операторы. Сценаристы и режиссеры. Архитекторы и бизнесмены. Столяры и плотники. Слесари и электрики. Инженеры и менеджеры. Журналисты и писатели. Мамы и папы. Дедушки и бабушки. Мальчики и девочки.
Источники финансирования. Их поиск постоянно ведут руководители проекта в [названы города] и во всех городах и весях, которые хотят и могут помочь осуществиться столь дерзкой мечте.
Этапы осуществления проекта. В широком смысле проект вечен и не имеет временных рамок. Как не имеет временных рамок жизнь человека на Земле. В узком – с 1 по 7 марта каждого года.
Ожидаемые результаты. Изменение представлений о Снегурочке и отношения к ней в государстве, обществе, семье.
Что привлекает в проекте, а что создает неясности? Оцените проект по его описанию с позиций специалиста организатора досуга, бизнесмена –потенциального спонсора, главы органа местного самоуправления, с других ролевых позиций, которые сами и определите.
Задание 15.
Определить факторы успеха конкретного реализованного проекта
1.Определение проекта
Действия: определить цели, задачи, объем, результаты и ограничения проекта; идентифицировать участников проекта, их вклад и требования; ввести в действие основные средства управления проектом.
Выход: проектное задание; краткая спецификация проекта; матрица ответственности; план делового общения.
2.Планирование проекта
Действия: оценить потребности в ресурсах, составить детальный календарный график; построить профили рисков; разработать процедуры управления рисками и изменениями; сформировать проектную группу.
Выход: перечень задач; сетевая диаграмма, календарный график; бюджет; план потребления ресурсов; профили рисков, журнал регистрации рисков, план управления рисками; форма запроса на изменение; план управления изменениями; рабочая таблица оценки затрат.
3.Контроль реализации проекта
Действия: руководить проектной группой; оценивать продвижение проекта; отслеживать появление новых рисков; предпринимать корректирующие действия; информировать сотрудников о ходе проекта; завершить проект
Выход: отчеты о состоянии проекта для разных категорий пользователей; инструкции по учету затрат; схемы отслеживания затрат и выполнения календарного графика; журнал регистрации операций; журнал регистрации проблем; журнал регистрации запросов на изменения, изменения объема проекта, конечных результатов, распределения обязанностей участников проекта, плана делового общения; конечные результаты; заключительный отчет с оценкой проекта.
Задание 16.
Провести экспертизу реализованного проекта. Выявить его наиболее существенные достоинства и недостатки, опираясь на вопросы:
1.Обоснованность необходимости данного проекта, его цели, задач, планируемых результатов
Обоснование актуальности проекта:
- в проекте представлена характеристика нормативно-правовых материалов, в которых приняты решения, подтверждающие важность темы и выражающие потребности, сформулированные на уровне государства и органов власти в сфере культуры;
- представлены результаты исследования затруднений, ограничений и проблем в деятельности учреждения культуры, системы социокультурных институтов района, города, региона;
- предъявлены доказательства необходимости разработки данной темы;
- проект базируется на результатах анализа реальных потребностей учреждения культуры.
Обоснование противоречия, проблемы, на разрешение которых направлен проект:
- показано, какие результаты требуются, но не достигаются в реальности, какие противоречия разрешит реализация данного проекта;
- определена цель проекта;
- выявленные проблемы представлены в виде иерархии задач и возможных способов их решения.
2.Обоснование содержания проекта
Общекультурное, философско-методологическое обоснование:
- проект отличает содержательная полнота, теоретическая (научная) обоснованность;
- в проекте отражены цели, проблемы и потребности современной социокультурной деятельности;
- в проекте отражены приоритеты регионального развития отрасли «культура»;
- проект опирается на систему современных психолого-педагогических знаний.
Нормативно-правовое обоснование:
- в проекте отражены нормативно-правовые основания или нормативно-правовые условия, которые обеспечивает данный проект;
- в проекте отражено создание или обеспечение условий для реализации прав субъектов культуры.
Социально-экономическая эффективность проекта:
- проект соответствует или обеспечивает социально-экономические потребности системы отрасли «культура» конкретного учреждения культуры (района, города, региона).
Психолого-педагогические основания:
- благодаря реализации проекта обеспечиваются новообразования на уровне психических функций (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) личности, ее
- межличностных отношений и общения в социуме;
- проект опирается на систему современных психолого-педагогических знаний;
- в проекте учитываются позитивные и негативные последствия использования психолого-педагогических теорий и концепций;
- в проекте выявлены конкретные психолого-педагогические проблемы, возникшие в ходе его реализации.
3.Обоснование этапов и способов реализации проекта:
- в проекте представлены разработка и описание каждого этапа его реализации:
- сроки проведения этапа;
- основная задача каждого этапа;
- перечень основных действий по реализации проекта;
- общая характеристика сложности каждого этапа и его места в проекте;
- связь с последующим этапом.
- обоснован выбор технологий (управленческих, информационных), методов, способов, приемов реализации проекта;
- обоснованы технические, информационные и прочие ресурсы реализации проекта;
- система управления реализацией проекта носит целенаправленный характер, система контроля дает объективные данные о качестве результата реализации проекта;
- план реализации проекта базируется на результатах анализа реальных потребностей учреждения культуры.
4.Обоснование системы партнерских взаимодействий
- выявлены субъекты местного сообщества, взаимодействие с которыми обеспечит реализацию проекта;
- раскрыты координационные и тактические аспекты этого взаимодействия.
5.Анализ и оценка результатов
- показано, насколько достигнутые результаты соответствуют планируемым, в опоре на данные объективных исследований;
- представленный анализ результатов реализации проекта отличается глубиной, системностью, объективностью, в нем отражены причинно-следственные и пространственно-временные связи;
- результаты реализации проекта соотносимы с целями и задачами;
- разработана система диагностики, направленная на контроль качества, динамику развития всех субъектов СКД, их социальной адаптации;
- представлен прогноз дальнейшего развития данного проекта или обоснована необходимость работы над новым проектом.
6.Информационная культура представления результатов
- структура проекта соответствует требованиям, предъявляемым к работам данного жанра;
- оформление работы соответствует нормативным требованиям (выдержаны стандарты оформления печатного текста, список литературы составлен в соответствии с библиографическими нормами и др.);
- сопровождающие материалы, выполненные в виде таблиц, презентаций, публикаций, обеспечат дополнительные условия адекватной оценки проекта.
7.Перспективы развития и применения проекта в социокультурной практике
- Показаны возможности использования данного проекта другими учреждениями социально-культурной сферы.
Задание 17.
Провести экспертизу проекта, разработанного сокурсниками. Выявить его наиболее существенные достоинства и недостатки, опираясь на экспертный лист:
Экспертный лист
оценки социально-культурного и реализационного потенциала проекта
Здесь оцениваем оригинальность и реалистичность идеи, эффективность решения поставленной в проекте проблемы, а также грамотное соединение собственных ресурсов с возможностями своих партнеров.
Чем выше эффект такого партнерства для региона, города и местного сообщества, тем предпочтительнее выглядят шансы участника.
Оцени проект на основе двух групп критериев:
1.Общие критерии конкурса.
2.Специфические критерии номинации.
Критерии:
1.Общие
Инновационность идеи
Реалистичность идеи
Влияние проекта на качество культурной среды и его привлекательность для потенциальных партнеров
Использование технологии фандрайзинга
Реалистичность бюджета, обоснованность запрашиваемых средств
Репутация организации, профессионализм проектной команды
2.По номинациям
Яркость образа-идеи, убеждающей и увлекающей всех партнеров
Технологичность коммуникации, положенной в основу управления проектом
Наличие перспективы развития партнерства, наращивание партнерской сети
Соответствие проекта каждому из критериев оценивания по пятибальной шкале
1 балл – неудовлетворительно
2 балла – удовлетворительно
3 балла – хорошо
4 балла – очень хорошо
5 баллов – отлично
Результаты оценки заносятся в таблицу. Итоговая оценка складывается из суммы баллов. Комментарии выносятся по самым ярким проектам номинации и представляются в общем по проекту, а не по каждому критерию.
№ п/п | Название проекта Населенный пункт | Общие критерии | Критерии по номинациям | Сумма баллов | Комментарий | |||||||
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.6. | 2.1. | 2.2. | 2.3. | ||||
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. |
Список литературы
1. Буданов, А.В. Риск-менеджмент: Методика коллективной экспертной оценки рисков социокультурного проектирования [Текст] / А.В. Буданов //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. – № 3. – С. 70 – 77.
2. Бэгьюли, Ф. Управление проектом [Текст] / Ф. Бэгьюли. – Пер. с англ. В.Петрашек. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 208 с.
3. Витевская, Т.С. Проекты в практике менеджмента в сфере культуры [Текст] /Т.С. Витевская //Культура: управление, экономика, право. – 2004. – № 1. – С.29 – 32.
4. Гарайс, Р. Восприятие проектов и его влияние на управление проектами [Текст] /Р. Гарайс //Управление проектами и программами. – 2008. – № 2. – С. 106 – 117.
5. Головко, С.И. Библитечная деятельность: приципы обновления [Текст]: научно-методическое пособие /С.И. Головко. – М. Либерея-Бибинформ, 2008. – 128 с.
6. Гынгазов, Р.П. Социальный всеобуч [Текст]: учебно-методическое пособие /Р.П. Гынгазов, А.В. Ковалев. – Томск, 2010. – 69 с.
7. Добкинс, Д. Менеджеры комплексных проектов [Текст] /Д. Добкинс //Управление проектами и программами. – 2008. – № 1. – С. 28 – 45.
8. Ловкова, Т.Б. Библиотека как центр досуга [Текст]: учебно-методическое пособие /Т.Б. Ловкова. – М. Либерея-Бибинформ, 2009. – 104 с.
9. Мазур, И.И. Управление проектами [Текст]: учеб. пособие /И.И.Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г.Ольдерогге. – М.: Омега-Л, 2006. – 664 с.
10. Марков, А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность [Текст] / А.П. Марков. – СПб.: СПбГУП, 2005. – 400 с.
11. Попов, Ю.И. Управление проектами [Текст]: Учеб. Пособие / Ю.И. Попов, О.В. Яковенко. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 208 с.
12. Рязанцева, Л.М. Секреты успеха проектной деятельности [Текст] /Л.М. Рязанцева //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. – № 3. – С. 36 – 48.
13. Рязанцева, Л.М. Секреты успеха проектной деятельности [Текст] /Л.М. Рязанцева //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. – № 4. – С. 46 – 59.
14. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие [Текст] /Под ред. Е.И. Григорьевой // Режим доступа: https://www.studfiles.ru/preview/1635600/page:17/
15. Стенина, Т. Л. Социокультурное проектирование: методические указания / Т. Л. Стенина. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 24 с.
16. Товб, А. Управление проектами [Электронный ресурс] / А. Товб, Г. Ципес //www.proxima.com.ua/up1.php
17. Управление проектами: Практическое руководство [Текст]. – М.: ЮРКНИГА, 2003. – 288 с.
18. Фангель, М. Планируйте и оценивайте свои усилия по управлению проектом [Текст] /М. Фангель, Х. Харилд //Управление проектами и программами. – 2008. – № 2. – С. 140 – 144.
19. Якушина, Е.В. Как разработать проект для ДК? Готовим материалы вместе [Текст] /Е.В. Якушина //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2015. – № 4. – С. 39 – 45.