Клинико-психологическая классификация онтогенеза психики детей (синдромы дифицитарности, несформированности, атипия)




 

Синдромы Нарушения
Синдром дифицитарности подкорковых образований (базальных ядер) мозга Психология: Выраженная эмоциональная лабильность (реагирование), быстрая истощаемость, неадекватная реакция на происходящее, паталогическое упрямство, неустойчивое внимание, нестабильная успеваемость, тенденция к ригидности психических процессов (неспособность к изменению). Явно снижена нейродинамика. Физиология: Излишняя полнота либо недостаток веса, энурез до 10-12 лет, нестабильный аппетит и сон, аллергии, нейродермиты, псориаз, метеозависимость; дискинезии, дистонии, вычурные позы, ригидные телесные установки. Речь хорошо развита, иногда вычурна. Нередки элементы заикания, дизартрических проявлений. Двигательная сфера: Излишняя активность в движении, жестах, мимики. Часто гримасничают, вскрикивают, посмеиваются, похрюкивают.
Синдром дефицитарности стволовых образований мозга (дисгенетический синдром) Психология: Искажение порога болевой чувствительности, плохо чувствуют боль, безжалостны по отношению к другим. Развитие девочек по олигофреническому типу, мальчиков – по шизофреническому. Труднокоррегируемы дефекты в поведении, овладении чтением, письмом, математическими навыками. Физиология: Ассиметрии лицевые, глазных щелей, неправильный рост зубов, обилие пегментных пятен, ангиом; глазодвигательные дисфункции: неравномерность парного движения глаз, отсутствие конвергенции (схождение глаз на цели), орально-мануальные и опто-оральные синкинезии, постоянные девиации языка. Двигательная сфера: Обоерукость или псевдолеворукость, грубые дефекты реципрокных и синергических сенсомоторных координаций с обилием синкинезий, вычурных поз и паталогических ригидных установок.  
Синдром функциональной несформированности правого полушария Три варианта нарушения ВПФ 1. Психология: Дисфункция задних отделов мозга приводит к пространственным искажениям из-за нарушений зрительного и зрительно-предметного восприятия, недостаточности глазодвигательной системы, игнорирования левого поля зрения, нарушения зрительной памяти. Дисфункция передних отделов правого полушария проявляется в расторможенности, гиперактивности, несформированности произвольного внимания, повышенной отвлекаемости и соответственно низкой работоспособности. Кроме того, отличительными чертами такой патологии являются замедленный процесс усвоения, трудности автоматизации любого навыка. Физиология: Повышенный тонус в левых конечностях (исчезает после курса массажа), к 5-6 годам сглаженность левой носогубной складки, повышение сухожильных рефлексов слева. Речь: речевые и вербально-интеллектуальные функции являются сформированными.   2. Психология: Проявляется дефицитарность пространственных функций и функций произвольного внимания. Однако отсутствие синдромного проявления нарушения ВПФ и задействование компенсаторных механизмов свидетельствуют о вторичной дефицитарности правого полушария, связанной с первичной патологией левого. Наличие правосторонней неврологической симптоматики. Грубое нарушение пространственных функций. Речь: Запоздалое развитие речевых функций, грубое нарушение моторно-речевых функций.   3. Причиной (особенностью) функциональной недостаточности правого полушария является негрубая пра-вополушарная симптоматика, сочетающаяся с негрубой левополушарной симптоматикой на фоне нестабильной работоспособности и первичных нарушений концентрации внимания.  
Синдром функциональной информированности межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела). Психология: несформированность координации рук; обилие реверсий (зеркальности), как элементарных, так и системных; отчетливая тенденция к игнорированию левой половины перцептивного поля и латеральные отличия при выполнении одного и того же задания правой и левой рукой; несформированность фонематического слуха, аномия; «краевые» эффекты памяти, когда воспроизводятся первый и последний эталоны; использование различных стратегий решения интеллектуальных задач. Восприятие перцептивного поля у таких детей происходит справа налево, вычитание из нижнего числа верхнего, из левого — правого. У детей с функциональной несформированностью парной работы полушарий возникновение аномии доказывает связь между полимодальным восприятием образа (правое полушарие) и слова (левое полушарие). Такой ребенок обычно раздвигает руки в пространстве. В норме индивидуальный латеральный профиль должен сформироваться к 6—7-летнему возрасту. У детей с таким синдромом он формируется только к 9—10 годам.
Синдром функциональной информированности левой височной области. Речь: трудности в звукоразличении и понимании речи, воспринимаемой на слух. При чтении такой ребенок проглатывает окончания, плохо интонирует текст, однако понимает прочитанное, Наблюдаются слитное написание двух слов, пропуски букв, особенно в конце слова, замены букв по мягкости—твердости, глухости—звонкости. Он не слышит не только чужую речь, но и свою собственную.
Синдром функциональной несформированности лобных отделов мозга (динамическая афазия) Психология: Ребенок с таким нарушением легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает, он вял и равнодушен. Учебная программа усваивается им с трудом. У такого ребенка недостаточные внимание и логика. Однако ребенок может выдержать достаточно высокий темп работы и показать хорошие результаты. Речь: В письме ребенка с описываемым синдромом характерны пропуски букв, речь носит реактивную форму, снижена ее обобщающая функция. Он еще не достиг того уровня развития, когда речь становится организатором и конструирующим фактором его деятельности. Из-за этого нормальное развитие других познавательных процессов несколько снижено.
Паралич взора (корковая или джексоновская эпилепсия) 8-е поле Бродмана Разрушение 8-го поля Бродмана или поражение вызывает паралич взора в противоположную очагу сторону. Больной «смотрит на очаг поражения». Обычно этот симптом бывает нестойким и появляется при остро возникающих процессах в лобной доле. При раздражении этой области возникают судорожные подёргивания глаз и головы в противоположную поражённому полушарию сторону. Такого рода припадки относятся к корковой, или джексоновской, эпилепсии
Центральные парезы или параличи на противоположной стороне по монотипу - Повреждение прецентральной извилины (4-е поле Бродмана) При повреждении прецентральной извилины возникают центральные парезы или параличи на противоположной стороне тела по монотипу (парез или паралич возникает либо в руке либо в ноге или лицевой мускулатуре в зависимости от места поражения). При раздражении прецентральной извилины возникают приступы джексоновской эпилепсии, которые характеризуются клоническими подёргиваниями отдельных групп мышц, соответствующих раздражаемым участкам коры. Джексоновские приступы могут переходить в общий судорожный припадок
Астереогноз - нарушение способности узнавать предметы на ощупь; Аутотопоагнозия - нарушение узнавания собственного тела и его частей, анозогнозию (синдром Антона) (7-е поле Бродмана) Астереогноз — нарушение способности узнавать предмет наощупь. Человек чётко определяет свойства предмета: «твёрдый» или «мягкий», «холодный» или «тёплый», «гладкий» или «рельефный» и др. При этом он утрачивает способность проанализировать полученную информацию и определить сам предмет[4]. Также при поражении цитоархитектонического поля Бродмана 7 в области правого (недоминантного) полушария возникает аутотопоагнозия — нарушение узнавания собственного тела и его частей. Больному с нарушением схемы тела может казаться, что его конечности или увеличены (макропсия) или уменьшены (микропсия) в размерах, либо изменены не только по величине, но и по форме (метаморфопсии). Одним из вариантов аутотопоагнозии является агнозия пальцев руки. Больные могут путать правую и левую стороны, утверждать, что у них много рук или ног (полимелия). К этой же группе расстройств можно отнести анозогнозию (синдром Антона), когда больной не сознаёт наличия у него дефекта (двигательного, слухового и др.) и/или заболевания. Анозогнозия часто сочетается с аутотопоагнозией и возникает на фоне грубых нарушений проприоцептивной чувствительности

 

 

СДВГ

 

Дефицит внимания   1.Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемых заданиях и других видах деятельности. 2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры. 3. Часто складывается впечатление, что ребенок ие слушает обращенную к нему речь. 4 Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак ие связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание). 5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. 6. Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения 7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты). 8. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.  
Гиперактивность   1. Часто наблюдаются беспокойные движения кистей и стоп; сидя на стуле, крутится, вертится. 2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. 3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. 4. Обычно не может тихо, спокойно играть иди заниматься чем-либо на досуге. 5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «скак будто к нему прикрепили.мотор». 6. Часто бывает болтливым.  
Импульсивность   7. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца. 8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: