Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.




Лекция 1. Языкознание как наука.

План

1.Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания.

2.Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.

3. Проблемы языкознания.

4. Место языкознания в ряду других наук.

 

Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания.

 

Общество не может жить, не пользуясь языком, этим
важнейшим средством человеческого общения. Нет ни
одной стороны деятельности людей, в которой не приме
нялся бы язык для выражения мыслей, чувств и настрое
ний, для достижения взаимопонимания между людьми.

И нет ничего удивительного в том, что люди с течением
времени заинтересовались своим постоянным спутником-
языком и создали науку о нем. Эта наука называется
теперь языкознанием, или лингвистикой
(от латинского слова lingua — язык). Знание основных
сведений, даваемых этой наукой, полезно каждому чело
веку, оно просто необходимо для тех, чья профессия свя
зана с преподаванием или исследованием языка; оно
необходимо и тем людям, которым приходится применять
слово, речь как орудие профессиональное (учителям,
пропагандистам, лекторам, журналистам, писателям
и т. д.). Ознакомиться даже с основными идеями современ-
ного языкознания — задача не легкая. Это объясняется
но только обилием сведений, которыми наука распола-
гает, но и сложностью ее внутреннего состава. Языко-
знание включает в себя большой ряд отдельных наук,
изучающих различные стороны разных языков. Несколь-
ко наук изучают русский язык: фонетика, или наука
о звуковой стороне языка
, лексикология, или
наука о словарном составе языка, грамматика
наука, изучающая способы и средства построения слов
и предложений
, диалектология — наука о мест-
ных говорах русского языка (диалектах) и т. д. Подобном
же образом расчленена внутренне наука о китайском,
английском и многих других языках.

Таким образом, предметом изучения являются структурные компоненты системы языка (фонетический строй, словарный состав, грамматический строй).

 

Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.

Языковедение (языкознание, лингвистика) — наука, изу-
чающая языки (в принципе — все существующие, когда-либо суще-
ствовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человече-
ский язык вообще. Как всякая наука, языковедение возникло в связи
с практическими потребностями, но постепенно развилось в сложную
и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и при-
кладного характера. Внутри теоретического языковедения условно
различают частное и общее.

Частное языковедение занимается отдельным языком (рус-
ским, английским, узбекским и т. д.) или группой родственных язы-
ков
(скажем, славянскими языками). Оно может быть синхроническим,
описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще
всего — факты современного языка), либо диахроническим (исто-
рическим), прослеживающим развитие языка на протяжении опреде-
ленного отрезка времени. Разновидностью диахронического языковедения является сравнительно-историческое, выясняющее путем срав-
нения родственных языков их историческое прошлое.

Общими особенностями человеческого языка занимается общее
языковедение
. Оно исследует сущность и природу языка, проблему
его происхождения и общие законы его развития и функционирования,
оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках
общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осу-
ществляющее сопоставление между собой как родственных, так и
неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение
общих закономерностей языка. Общее и, в частности, типологическое
языковедение выявляет и формулирует языковые у н и в е р с а-
л и и, т. е. положения, действительные для всех языков мира (абсо-
лютные универсалии) или для значительного большинства языков
(статистические универсалии).

Абсолютными универсалиями являются, например, следующие
утверждения: 1) во всех языках существуют гласные и согласные
звуки; 2) на всех языках люди говорят предложениями; 3) во всех язы-
ках есть имена собственные; 4) если в данном языке существует разли-
чие по грамматическому роду, то в нем обязательно существует разли-
чие и по числу. Пример статистической универсалии: почти во всех
языках в местоимениях различается не менее двух чисел (исключения:
древний и современный яванский).

Одной из важных задач общего языковедения является научное
определение понятий, которыми пользуется языковедение,— таких,
например, как упомянутые выше «гласный» и «согласный», «предложе-
ние», «имя собственное» и т. п.

Прикладное языковедение также решает и частные задачи,
касающиеся одного языка, и задачи, принципиально приложимые
к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма;
обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку; создание
систем автоматического перевода, автоматического поиска, анноти-
рования и реферирования информации, создание систем, обеспечиваю-
щих общение человека с машиной на естественном языке.

Для филолога языковедение является одной из важнейших наук,
наукой «профилирующей», т. е. формирующей филолога как специа-
листа в своей области. Курс «Введение в языкознание» есть начальный,
элементарный курс общего языковедения,
дающий первые сведения
о языке вообще, о его структуре, об основных понятиях и терминах
языковедения, без знания которых невозможно серьезно заниматься
ни одним языком.

Проблемы языкознания.

Какие важнейшие вопросы решает эта наука?

Прежде всего, она устанавливает, какова природа
языка
, т. е. принадлежит ли язык к числу общественных
явлений, или он, может быть, явление биологическое?
Может быть, язык следует отнести к числу проявлений
жизни психической?

Одновременно общее языкознание решает и второй
важнейший вопрос — о сущности языка, т. е. о том ко-
ренном, решающем отличии, которое выделяет язык среди
других явлений жизни.

Таким образом, первая проблема общего языкозна-
ния — это проблема природы и сущности языка, включаю-
щая в нашей лингвистике в качестве важнейших вопросы
об отношении языка к обществу и мышлению.

Вторая, наиболее обширная, проблема предполагает
исследование большого круга вопросов, связанных с по-
ниманием структуры, т. е. строения языка: какими глав-
ными сторонами располагает язык, что собою представ-
ляет звуковая сторона языка, из каких составных частей
и единиц она построена, что такое звуки речи? Что такое
лексика, или словарный состав языка, как он построен,
что называется словом? Что такое грамматический строй
языка
, какими частями и явлениями он располагает, что та-
кое части речи, члены предложения и предложение? И т.д.

Третья проблема общего языкознания ставит перед
учеными вопросы, связанные с пониманием системы язы-
ка
, т. е. тех многочисленных и разнообразных связей и
отношений, притяжений и отталкиваний, которыми со-
ставные части и элементы языковой структуры объединены
в строгое целое. Язык — это не набор разрозненно су-
ществующих звуков, слов, интонаций, предложений,
частей речи и т. п. Язык — это строжайше организован-
ная система
, закономерно согласованное единство сторон,
частей и единиц, где каждая отдельная сторона, часть
или единица связана со многими другими сторонами,
частями и единицами
. Эту строгую систему, это внутрен-
нее, закономерное единство языка и должно понять общее
языкознание.

Четвертая проблема этой науки охватывает многие
большие и малые вопросы развития языка в связи с раз-
витием человеческого коллектива
. Как, по каким направ-
лениям и в зависимости от чего изменяется язык в целом?
Каковы главные линии и причины изменения звуковой
стороны языка, его лексики и грамматики? Что такое
внутренние законы языкового развития и насколько они
независимы от внешних влияний на язык? Что собою
представляют основные формы существования и развития
каждого языка — общенародная разговорная речь, мест-
ные говоры (диалекты)
и так называемый литературный
язык
? Каковы главные этапы, пройденные человеческим
языком со времени его возникновения? Наконец, как,
когда, в каких условиях возникла человеческая речь,
началось развитие языков?

И связи с четвертой находится пятая, несколько обо-
собленная проблема — возникновение и развитие письма.
Известно, что современное человечество располагает не-
сколькими различными видами письма. Как эти виды
возникли? Что каждый из них собою представляет? В чем
вообще сущность письма в его отношении к живой звуча-
щей речи? Какие алфавиты известны человечеству и как
они складывались? Что такое графика в ее отношении
к звукам человеческой речи? Что такое орфография и
каковы ее принципы? И т. д.

Шестую проблему можно назвать проблемой класси-
фикации, или типологии, языков. Население земного
шара пользуется в настоящее время более чем двумя
тысячами языков. Некоторые из этих языков очень близки
друг другу (например: русский, украинский, белорус-
ский), их сходство, их «родство» бросается в глаза; другие
языки как будто вообще ничего сходного не имеют, ка-
жутся совершенно чуждыми друг другу (например: ки-
тайский, узбекский и английский) — так ли это? Вообще,
могут ли быть языки объединены в какие-то группы,
классы, разряды по общим признакам, объективно им
принадлежащим? Если могут, то как же будет выглядеть
эта классификация языков, и одна ли классификация
возможна? И если не одна, то сколько же, и в чем значе-
ние различных классификаций?

Наконец, седьмую проблему общего языкознания мы
сможем представить себе, вспомнив, что каждая наука,
исследуя свой предмет, или объект, применяет определен-
ные исследовательские приемы, которые называются ме-
тодами,
или методиками, науки. Например, широко
применяется метод эксперимента (в естественных науках),
метод подстановки равновеликих величин (в математи-
ческих науках), сравнительный метод (в различных об-
ластях науки) и т. д. Языкознание также выработало
свои исследовательские приемы, свои научные методы
(сравнительно-исторический, описательный, сопостави-
тельный, экспериментальный, количественный
, сплошной выборки, ступенчатой идентификации слова и др.).
Общее языкознание стремится теоретически понять сущ-
ность каждого метода и определить границы его наиболее
разумного применения. Эти семь проблем не ограничивают, конечно,
весь круг проблем и вопросов, исследуемых общим языкознанием

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: