Формирование высокого уровня правосознания и в целом правовой культуры населения.
Основные направления:
1. формирование правосознания и правовой культуры в семье.
2. обучение основам права и воспитания правовой культуры в целом.
3. профессиональная правовая подготовка в вузах юристов и родственных профессий
4. распространение правовых знаний СМИ
5. розничная торговля разнообразной юридической литературой.
6. правовая пропаганда государственными органами и должностными лицами
7. создание компьютерной базы «Консультант плюс» кодекс, Гарант, распространение правовой информации по Интернету.
Правовые знания включают в себя:
1. знание норм конституции
2. изучение содержания наиболее важных ФЗ
3. понимание сущности правовых учений и доктрин
4. ориентация в иерархии НПА
5. наблюдение за деятельностью законодательных органов и учет новейших изменений НПА
Формы:
- нравственно-правовое воспитание ребенка в семье, дошкольных, детских учреждениях;
- профессиональное юридическое образование.
- правовое воспитание населения
- правовое обучение должностных лиц государственного аппарата и муниципальных учреждений;
- правовое воспитание правонарушителей правоприменительными и правоохранительными органами;
- правовая пропаганда, использование СМИ
Задачи правового воспитания:
1. формирование знаний о праве, правильном понимании и уяснении содержания правовых предписаний
2.формирование уважения к праву, законам, правопорядку
3.формирование привычек поведения, в точном соответствии с полученными правовыми знаниями
4.формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике
5. формирование прочного духовного иммунитета к совершению любых нарушений правовых норм.
Методы правового воспитания
1.убеждение
2. поощрение
3. предупреждение
4.принуждение
Вопрос № 61
Правомерное поведение: понятие, виды, значение.
Это Социально-полезное, общественно-волевое, необходимое поведение субъектов права, соответствующее нормам права.
Правомерное поведение находится в установленном законодательством рамках (формальный аспект), социально полезно, не противоречит общественным интересом и целям, что составляет её объективную сторону (содержательный аспект) и является осознанным (субъективная сторона).
делится на:
необходимое – служба в армии
желательное – творчество
допустимое – религия
Признаки правомерного поведения
1. Социальная полезность.
2. Волевой осознанный характер.
3. Соответствие правовым предписаниям.
4. Обеспеченность (гарантированность) государством.
Виды правомерного поведения
1. С субъективной стороны: социально-активное, законопослушное, пассивное, конформистское, маргинальное.
2. По степени социальной значимости: необходимое, желательное, допустимое.
3. В зависимости от субъектного состава: индивидуальное, коллективное.
4. По форме реализации: исполнение, соблюдение, использование.
социально-активное – высшая форма правомерного поведения выражающееся в высоком уровне правосознания правовой культуры, ответственности и добровольности, основано на убеждении.
конформистское – основанное на подчинении предписаний без глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности
маргинальное – деяние, которое соответствует правовым предписаний, но совершено под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием
правомерное поведение – это законопослушное поведение.
активное правомерное поведение – целенаправленная инициативная законная деятельность граждан, должностных лиц, связанная с дополнительными затратами времени, энергии, материальных средств.
обычное правомерное поведение – оно не связано с дополнительными затратами. Это повседневная служебная, бытовая, иная жизнь человека, соответствующая правовым нормам, таким способом удовлетворять материально духовную потребность человека.
пассивное правомерное поведение – граждане намеренно не используют свои права и свободы человека с пассивной жизненной позицией.
Значение – оно общественно необходимо и общественно полезно, создает основу стабильности и организованности общества, формирует предпосылки для его развития и совершенствования, укрепляет законность и конституционность.
Вопрос № 62