ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ФОРТЕПИАНО»

 

 

Реж 2020

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВ ФОРТЕПИАНО

СОСТАВЛЕНА на основании Федеральных Государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства – Фортепиано (Утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 163).

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы.

3. Учебный план.

4. График образовательного процесса.

5. Программы учебных предметов.

6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения образовательной программы обучающимися.

7. Программа творческой, методической и культурно- просветительской деятельности

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее – программа «Фортепиано») ГБУДО СО «Режевская детская школа искусств» (далее -Школа) является системой учебно-методических документов, сформированной на основе Федеральных государственных требований, установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этой программы, а также срокам их реализации (далее – ФГТ).

Программа «Фортепиано» определяет содержание и организацию образовательного процесса ГБУДО СО «Режевская детская школа искусств».

Программа «Фортепиано» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;

приобретение детьми опыта творческой деятельности;

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;

подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Программа «Фортепиано» разработана с учетом:

обеспечения преемственности программы «Фортепиано» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;

сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Программа «Фортепиано» ориентирована на:

воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

С целью обеспечения преемственности программы «Фортепиано» с программами среднего профессионального и высшего профессионального образования, обучение в Школе по учебным предметам обязательной и вариативной частях осуществляется на русском языке.

Материально-технические условия реализации программы «Фортепиано» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ. Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации программы «Фортепиано» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

концертный зал с концертным роялем, пультами, библиотеку,

помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку)

учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,

учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа», оснащены роялями или пианино.

Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв.м., для реализации учебных предметов «Ансамбль», «Концертмейстерский класс» – не менее 12 кв.м.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки», оснащены фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

Учебная аудитория, предназначенная для реализации учебного предмета «Ритмика», оснащена фортепиано, звукотехнической аппаратурой.

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

В Школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Школа обеспечивает выступления учебных хоровых коллективов в сценических костюмах.

Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, сформированным по полному перечню учебных предметов учебного плана.

Библиотечный фонд Школы укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Фортепиано». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 экземпляр на каждые 100 обучающихся.

Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого ими учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет не менее 30 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной программе.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«ФОРТЕПИАНО»

 

Разработанная программа «Фортепиано» обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения данной программы, предусмотренных ФГТ. Минимум содержания программы «Фортепиано» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. Программа «Фортепиано» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (творческие, эмоциональные, интеллектуальные и физические).

Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

- дополнительные требования (при наличии)

в области теории и истории музыки:

- знания музыкальной грамоты;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста;

- дополнительные требования (при наличии)

Результатом освоения программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в предыдущем пункте, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

- знания основного фортепианного репертуара;

- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

- умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

- дополнительные требования (при наличии)

в области теории и истории музыки:

- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);

- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);

- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

- навыков восприятия современной музыки;

- дополнительные требования (при наличии)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебные планы программы «Фортепиано» разработаны Школыой в соответствии ФГТ и с учетом примерных учебных планов, рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации.

Учебные планы отражают структуру программы «Фортепиано» определяют содержание и организацию образовательного процесса в Школе с учетом:

- обеспечения преемственности предпрофессиональных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств;

- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства;

- индивидуального творческого развития детей;

- социально-культурных особенностей Свердловской области. Учебные планы разработаны с учетом графиков и сроков образовательного процесса по реализуемой программе «Фортепиано».

Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся).

Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в Школу в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Школа вправе реализовывать Программу в сокращённые сроки, а также по индивидуальным учебным планам. Порядок реализации программы в сокращённые сроки по индивидуальным учебным планам устанавливается локальными актами Школы.

Учебный план программы «Фортепиано» предусматривает следующие предметные области – музыкальное исполнительство, теория и история музыки; и разделы – консультации, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не превышает 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях Школы).

При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1776,5 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность и чтение с листа - 592 часа, УП.02.Ансамбль - 132 часа, УП.03.Концертмейстерский класс - 49 часов, УП.04.Хоровой класс – 345,5 часа;

ПО.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 378,5 часа, УП.02.Слушание музыки - 98 часов, УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.

При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2073,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность и чтение с листа - 691 час, УП.02.Ансамбль – 198 часов, УП.03.Концертмейстерский класс - 49 часов, УП.04.Хоровой класс – 345,5 часа;

ОП.02.Теория и история музыки: Сольфеджио - 428 часов, Слушание музыки - 98 часов, Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 231 час, Элементарная теория музыки – 33 часа.

Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части программы «Фортепиано», получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Объем времени вариативной части, предусматриваемый Школой на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, составляет 1 процентот объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.

При формировании вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий учитываются исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства.

При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет вариативная часть включает следующие предметы:

В.01.УП.01 Элементарная теория музыки

В.02.УП.02 Ритмика

В.03.УП.03 Ансамбль

При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения вариативная часть включает следующие предметы: УП.01.Специальность и чтение с листа

УП.02.Ансамбль

УП.03.Концертмейстерский класс

УП.04.Хоровой класс

ПО.02.Теория и история музыки:

УП.01.Сольфеджио, УП.02.Слушание музыки,

УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) -

Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению Школы. Консультации проводятся рассредоточено или в счет резерва учебного времени в объеме 158 часов при реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет и 184 часов при реализации образовательной программы с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени установлен Школой из расчета одной недели в учебном году. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул).

При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусмотрен объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определен с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

Школа обеспечивает реализацию учебного предмета «Хоровой класс» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы подразделяются на младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор. Хоровые учебные коллективы участвуют в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности Школы.

При реализации программы «Фортепиано» работа концертмейстеров планируется с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:

по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;

по учебным предметам «Концертмейстерский класс» и «Ансамбль» – от 60 до 100 процентов аудиторного учебного времени;

по учебному предмету «Ритмика» – до 100% аудиторного времени.


ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

При реализации программы «Фортепиано» в Школе продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.

С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели – проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.

 


5. ПРОГРАММЫУЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (прилагаются)

ПО.01. Музыкальное исполнительство:

ПО.01.УП.01 Специальность и чтение с листа

ПО.01.УП.02 Ансамбль

ПО.01.УП.03 Концертмейстерский класс

ПО.01.УП.04 Хоровой класс

ПО.02. Теория и история музыки

ПО.02.УП.01 Сольфеджио

ПО.02.УП.02 Слушание музыки

ПО.02.УП.03 Музыкальная литература

В.00 Вариативная часть

В.01.УП.01 Ритмика

В.02.УП.02 Ансамбль

В.03.УП.03Элементарная теория музыки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: