БИЛЕТ 33 Возникновение культа личности И.В.Сталина




БИЛЕТ 2

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.

3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.

5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.

6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.

7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Экономика страны в 16 веке носила традиционный характер, основанный на господстве натурального хозяйства. В XVI веке в структуре феодальной собственности на землю произошли важные изменения: значительно возросла доля поместного землевладения. Отличительной чертой экономического развития средневековой России стало закономерно возникшее территориальное разделение двух форм феодального землевладения, а именно: устойчивое поместно – вотчинное землевладение светских и церковных феодалов в центральных районах и общинное крестьянское землевладение на малонаселённых окраинах. Определяющей тенденцией было увеличение численности зависимого населения, укрепление феодально-крепостнических порядков. Экономической основой крепостничества была феодальная собственность на землю: поместная, вотчинная и государственная. По своему социальному положению крестьяне тоже делились на три группы: владельческие крестьяне принадлежали феодалам; дворцовые крестьяне находились во владении дворцового ведомства московских великих князей; черносошные крестьяне жили волостными общинами на землях, не принадлежащих какому – либо владельцу, но были обязаны выполнять определённые повинности в пользу государства. XVI в. можно всё-таки определённо констатировать нарастающее воздействие крепостничества, усиление феодально-крепостнической системы в целом, вовлечение в неё новых масс трудящегося населения. Даже там, где не было ни помещичьего, ни боярского, ни иного феодального землевладения, - на окраинах страны, где скапливалась масса лично свободных людей, - процесс имущественной и социальной дифференциации захватывал и эту массу, а отношения, складывавшиеся между богатыми и бедными, всё более приобретали характер личной зависимости. Следовательно, развитие повсюду шло по феодальному пути.

БИЛЕТ 3

. «Западники» и «славянофилы»: идейные сходства и различия, персоналии.

В XIX в. вопросы развития страны всегда находились в центре внимания наиболее активных членов общества. Они стали предметом оживленных споров и дискуссий как среди лояльно настроенных к верховной власти, так и среди сторонников революционно-радикальных социалистических взглядов. Считается, что во второй трети XIX в. в России начали оформляться основные идейные течения: консерватизм, либерализм (славянофилы и западники), революционно-социалистический радикализм.

Славянофильство возникло как своего рода реакция на распространение среди российского дворянства «слепого подражания» Западу. Славянофилы (братья Киреевские, Аксаковы, Философы Самарин и Хомяков и др.) защищали идею о великой исторической миссии России. Они идеализировали патриархальную Русь и нередко принижали прогрессивные достижения западных стран, считая, что если Россия будет развиваться по их пути, то у неё нет будущего. С этой точки зрения славянофилы негативно оценивали деятельность Петра I. Основополагающими принципами общественного устройства России они считали православие, самодержавие и народность, осуждая при этом самодержавный деспотизм и рассматривая православие как образ мышления народа. Многие размышления славянофилов о патриотизме, национальных традициях, нравственных критериях сохраняют и в наши дни свою актуальность и значимость.

В отличие от славянофилов западники (историки Грановский и Соловьев, литераторы Анненков и Тургенев, юрист Кавелин) высоко ценили достижения европейских стран и хотели, чтобы Россия развивалась именно по их пути, преодолев с помощью реформ свое отставание. Они считали, что для этого в первую очередь должно быть ликвидировано крепостничество и установлено конституционное государственное устройство. Эти изменения, по их мнению, позволят России образовать вместе с Западом «одну общечеловеческую семью».

Несмотря на имевшие место разногласия, и западники, и славянофилы любили Россию и верили в нее; и те, и другие отрицательно относились к крепостному праву и считали необходимым постепенное проведение реформ, инициатором которых должна была выступать верховная власть. За свои взгляды представители этих направлений либерального движения подвергались гонениям со стороны правительства.

БИЛЕТ 4

Внутрипартийные дискуссии о принципах федерации.

11 августа 1922 г. Оргбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для подготовки к пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях республик. В сентябре комиссией был рассмотрен проект, разработанный И.В.Сталиным, предусматривавший включение Белоруссии, Украины, Закавказья в РСФСР в качестве автономных республик. Это был известный проект “ автоматизации” союзных республик. Проведение его в жизнь означало бы умаление прав союзных с РСФСР советских государств, подчинение их России. Не случайно этот проект вызвал возражение в партийных органах некоторых республик. Особенно отрицательно отнесся к нему Центральный Комитет Компартии Грузии. Материалы обсуждения проекта в республиках были пересланы больному Ленину, результатом чего явилось письмо Владимира Ильича членам Политбюро, где он сформулировал свою идею образования СССР. В письме, написанном 26 сентября 1922 г., Ленин предлагал объединить советские республики в союзное государство, все члены которого были равноправными. Союзные республики, по мнению В.И.Ленина, оставаясь суверенными, передавали в ведение федерации, носящей название Союза Советских Социалистических Республик, определенные важнейшие функции управления. В октябре 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял решение о необходимости объединения советских республик на основе ленинских принципов.

Как видно, вся подготовка создания СССР проходила на партийном уровне. Можно сказать, что именно партии мы, прежде всего, обязаны созданием нового союзного государства. Единая мощная партийная организация, объединяющая всю страну, возглавляемая едиными центральными органами, обеспечила организационную, пропагандистскую и другую работу, направленную на создание Союза.

В конце 1922 г. на проводимую работу откликнулись и народные массы.

БИЛЕТ 5

Охарактеризуйте процесс создания антигитлеровской коалиции и роли СССР в ней.

В результате агрессии германии против СССр международная ситуация изменилась: у Англии, которая одна противостояла Германии, появился союзник. В первые дни войны премьер-министр Великобритании Черчилль, который был сторонником бескомпромиссной борьбы с Германией, заявил о готовности поддержать Советский Союз. Свою готовность оказать помощь высказали и США. Летом – осенью 1941 шло активное дипломатическое сближение союзных стран. Советский Союз присоединился к принятой США и Англией Атлантической хартии, в которой впервые были обозначены цели участия в войне стран антигитлеровской коалиции. На стороне трех государств было бесспорное превосходство в людских и материальных ресурсах. Теперь многое зависело от способности и желания этих держав распоряжаться ими и координировать свои действия.

Основные этапы создания антигитлеровской коалиции:

- советско-английской соглашение о совместных действиях в войне против Германии (12 июля 1941, Москва)

- Московская конференция министров иностранных дел СССР, Англии и США (29 сентября – 1 октября 1941)

- подписание Вашингтонской декларации 26 государств о целях войны против фашизма (1 января 1942)

- Советско-английский договор о союзе в войне против Германии (26 мая 1942, Лондон)

- Советско-американское соглашение о принципах взаимной помощи в ведении войны против агрессии (11 июня, Вашингтон)

- Советско-французский договор о союзе и взаимной помощи (10 декабря 1944, Москва)

Официальное вступление США во Вторую мировую войну 8 декабря 1941 существенно повлияло на соотношение сил в мировом конфликте и способствовало завершению создания антигитлеровской коалиции.

1 января 1942 26 государств подписали Декларацию Объединенных Наций, присоединившись к целям и принципам, изложенным в Атлантической хартии. Правительства стран-союзниц брали на себя обязательства направить все свои ресурсы против членов Тройственного пакта, а также не заключать сепаратного перемирия или мира с врагами.

Для СССР победа была связана с необходимостью разгрома гигантской военной мощи Германии и освобождения огромной территории. В связи с различиями в задачах разными становились сроки, пути и цена победы для каждой из сторон.

Антигитлеровская коалиция была внутренне противоречивой. Великобритания и США перед сталинским режимом испытывали не меньших страх, чем перед гитлеровским, и стремились к максимальному ослаблению СССР в ходе войны.

Противоречия в антигитлеровской коалиции нагляднее всего прослеживаются в вопросе об открытии второго фронта. Конечно, ни одна страна – ни СССР, ни его союзники – не могла воевать на два фронта. Но для союзников речь шла о боевых действиях вдали от своей территории, а для нас – о спасении Родины. Именно поэтому с самого начала ВОВ Сталин начал настойчиво требовать открытия второго фронта в Европе, что не нашло поддержки ни в Лондоне, ни в Вашингтоне.

Однако с реальной обстановкой Черчилль и Рузвельт не могли не считаться. 11 июня 1942 было подписано советско-американское соглашение «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии». Великобритания и США дали обязательство открыть второй фронт в 1942 и через несколько дней изменили этот срок ровно на год. В наиболее трудные для СССР месяцы 1942 – 1943 второй фронт открыт не был. Это привело к колоссальному напряжению всех сил, средств и ресурсов нашей страны, гибели миллионов людей.

Американская и английская стороны понимали, что Советский Союз готов сделать все возможное, чтобы победить агрессора, и поэтому в августе 1941 выступили с самыми серьезными намерениями оказать нам экономическую помощь. В октябре 1941 США предоставили СССР кредит на сумму 1 млрд. долларов на основе закона о передаче взаймы или в аренду вооружения. Обязательства организовать поставки самолетов и танков взяла на себя Англия.

Долги за эти поставки сохраняются до сих пор.

БИЛЕт 6

Раздробление Киевского княжества. В XII веке Киевское княжество разделилось между сыновьями, внуками и родственниками Владимира Мономаха. Между ними происходили постоянные войны за княжества и города. В этих войнах князья без пощады грабили смердов и горожан, заставляя их участвовать в своих походах. Жестоко расправлялись друг с другом князья. Побеждённым они выкалывали глаза, морили в тюрьмах голодом. Отдельные князья богатели и становились независимыми от главного великого князя в Киеве. Так в XII веке разбогатели и усилились на западе от Киева Галицко-Волынское княжество, на севере — Ростово-Суздальское и Новгородское княжества. Киевская земля разорялась от набегов кочевого народа — половцев — с юга. О борьбе с ними в конце XII века до нас дошло древнее художественное произведение «Слово о полку Игореве».

Ещё больше разорялась Киевская земля от хищнического грабежа со стороны князей и бояр. Крестьяне не в силах были терпеть их насилия и уходили с Днепра куда-нибудь подальше — на Оку, на Волгу. Стала падать и киевская торговля. Купцы начали ездить из Европы в Азию другими путями, минуя Киев. Киев начал терять значение главного города. К началу XIII века Киев запустел. На первое место но торговле с заграницей выдвинулся Новгород.

Управление Новгородской землёй. Новгород стоял на пути к Балтийскому морю, по берегам которого находились немецкие и шведские города. Новгородские купцы и бояре вели большую торговлю со своими соседями — немцами и шведами. Они получали от них материн, оружие и другие изделия, а взамен продавали им меха и продукты сельского хозяйства. Чтобы доставать меха для заграничной торговли, новгородские бояре и купцы завоевали земли на севере и на востоке и заставляли местных жителей-звероловов отдавать им свою добычу. Новгород стал таким образом главным городом очень большой страны. В нём было несколько тысяч домов. В то время как Киев приходил в упадок, новгородские бояре и купцы богатели от грабежей покорённых народов и торговли с иностранцами.

Иностранные купцы выгружают свои товары на пристани и Новгороде.

Всеми делами Новгородской земли управляли бояре, богатые купцы и высшее духовенство. Они созывали жителей Новгорода на общее собрание — вече, но дела решались так, как хотели богатые и сильные бояре. Избиравшийся на вече начальник Новгорода — посадник всегда был из крупных бояр. Князь в Новгороде был ограничен в своих правах.

Против господства бояр и купцов много раз восставали и жители Новгорода, и смерды соседних деревень, и покорённые племена.

Но дальше стихийного мятежа эти восстания не шли. Боярскую и купеческую силу народ сломить не смог ввиду своей несознательности и неорганизованности.

Вече в Новгороде. На вече городские ремесленники выступают против бояр и богатых купцов со своими требованиями.

БИЛЕТ 7

Разгром восстания декабристов и установление в России полицейского режима не могли не отразиться на свертывании политической активности в стране, поэтому, говоря о 1830-х – 1850-х гг. разумнее говорить о развитии общественной мысли, а не общественных движений. Здесь можно выделить три основные направления: консервативное (правительственное), либеральное и радикальное (революционное).

1. Консерваторы – сторонники сохранения существующего строя. Их идеология нашла свое отражение в так называемой «теории официальной народности», автором которой являлся министр просвещения России в эту эпоху – граф Уваров. Основная идея теории может быть кратко сформулирована в трех словах: самодержавие, православие,народность. Расшифровка этой триады простая: а) самодержавие – единственно возможный и правильный тип власти для России; б) православие – главная идейная основа и народообразующая религия в стране; в) народность понималась упрощенно как единство народа вокруг «царя-батюшки». Консерваторы противопоставляли «святой Руси гниющий Запад».

Идеологи консерватизма: историк Погодин, филолог Шевырев, литератор Булганин и др.

2. Либералы – сторонники реформ и демократизации, но только в рамках закона, без революций и насильственных действий.

Формой существования либеральных идей стали немногочисленные кружки. Прямо о политике здесь не говорили (опасно, могли донести и арестовать), но обсуждали литературные и философские проблемы, через которые пытались осмыслить законы исторического развития, определить место личности в истории. В качестве примеров таких объединений можно назвать литературный кружок Станкевича, «Литературное общество 11-го номера» и др. Особое место в среде либералов занимал кружок Герцена и Огарева, которые выступали последователями утопического социализма. Их идеал – крестьянская община, путем развития которой, как они полагали, Россия может построить справедливое социалистическое общество, минуя стадию капитализма (на самом деле – ошибочное представление!).

Однако, главными представителями либерализма в середине XIX в. были безусловно «западники» и «славянофилы».

«Западниками» называли сторонников европейской модели цивилизационного развития России. Они выступали против самодержавия и крепостного права, за создание в стране парламента, местного самоуправления и другие демократические ценности. Идеализировали личность Петра I и его реформы. Идеологами «западничества» были: историки Соловьев и Кавелин, литератор Грановский и др.

«Славянофилы» (дословно – «любители славян») – также выступали против крепостного права и самодержавия, но европейская модель развития их не устраивала. «Славянофилы» считали, что у России свой особый путь развития, в котором она должна ориентироваться не на Европу, а на собственные достижения и исторические ценности. К последним они относили: православие, Земские соборы (вместо парламента) и крестьянскую общину. Считали необходимым сохранение власти царя. Идейно «славянофилы» во многом сближаются с консерваторами.

Идеологи: философ А.С. Хомяков, литераторы Аксаков, братья Киреевские и др.

3. Радикалы – сторонники достиения свободы и демократии любыми путями, включая революции, теракты и другие насильственные действия.

Практически все радикалы выступали за революцию и физическое уничтожение царя. И хотя в их идеологии были и позитивные лозунги (республика, парламент, освобождение крестьян с землей и др.) большинство радикалов лучше представляло себе «как ломать старое», чем как «строить новое». Среди радикалов было много социалистов. Членами радикальных организаций одно время были писатели Достоевский и Салтыков-Щедрин, их сторонником был Чернышевский и др.

Наиболее известные радикалы этой эпохи: Сунгуров, братья Крицкие, Нечаев, Петрашевский.

 

БИЛЕТ 8

Портсмутский мирный договор — договор между Российской империей и Японией, завершивший русско-японскую войну 1904—1905 годов. Подписан 23 августа (5 сентября) 1905 года в городе Портсмут, США. С российской стороны договор подписали С. Ю. Витте и Р. Р. Розен, с японской стороны — КомураДзютаро и ТакахираКогоро.

Предусматривал:

Признание свободы действий Японии в Корее.

Отвод российских войск из Маньчжурии.

Передача Японии Ляодунского полуострова и Южно-Маньчжурской железной дороги (ЮМЖД).

Уплата Россией военных издержек.

Передача Японии интернированных ею российских судов.

Присоединение к Японии Сахалина (оккупированного японскими войсками накануне открытия конференции в Портсмуте).

Ограничение российских морских сил на Дальнем Востоке.

Предоставление Японии права ведения рыболовства вдоль российского побережья.

 

Портсмутский мирный договор прекратил действие:

Союзного договора между Российской империей и Китаем (1896), предусматривавшего военный союз России и Китая против Японии в случае агрессии последней, и

Русско-китайской конвенции от 1898 года, дававшей России права аренды Ляодунского полуострова (и Порт-Артура в частности).

 

Проблема принадлежности южных Курильских островов (проблема "северных территорий") — территориальный спор между Японией и Россией, который является неурегулированным со времени окончания Второй мировой войны. После войны все Курильские острова перешли под административный контроль СССР, однако ряд южных островов — Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи — оспариваются Японией. Проблема принадлежности южных Курильских островов является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора.

Принципиальная позиция Москвы состоит в том, что южные Курильские острова вошли в состав СССР, правопреемницей которого стала Россия, являются неотъемлемой частью территории Российской Федерации на законных основаниях по итогам Второй мировой войны и закрепленными в Уставе ООН, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое подтверждение, сомнению не подлежит.

Базовая позиция Японии

(1) Северные территории являются вековыми территориями Японии, продолжающими находиться под незаконной оккупацией России. Правительство Соединённых Штатов Америки также последовательно поддерживает позицию Японии.

(2) Чтобы решить этот вопрос и по возможности быстро заключить мирный договор, Япония энергично продолжает переговоры с Россией на основании уже достигнутых соглашений, таких, как Японско-советская совместная декларация 1956 года, Токийская декларация 1993 года, Иркутское заявление 2001 года и Японско-российский план действий 2003 года

(3) Согласно японской позиции, в случае подтверждения принадлежности Северных территорий к Японии, Япония готова гибко подойти ко времени и порядку их возврата. Вдобавок, поскольку японские граждане, жившие на Северных территориях, были насильственно выселены Иосифом Сталиным, Япония готова придти к соглашению с российским правительством с тем, чтобы проживающие там российские граждане не подвергнулись такой же трагедии. Иными словами, после возврата островов Японии, Япония намерена уважать права, интересы и желания ныне живущих на островах россиян.

(4) Правительство Японии призвало население Японии не посещать Северные территории вне рамок безвизовой процедуры до разрешения территориального спора. Аналогично, Япония не может допустить никакой деятельности, включая экономическую деятельность третьих сторон, которая могла бы рассматриваться как подчинение «юрисдикции» России, а также позволять деятельность, которая предполагала бы «юрисдикцию» России над Северными территориями. Япония придерживается политики принятия соответствующих мер, чтобы предотвратить такую деятельность.

БИЛЕТ9

. Внутренняя и внешняя политика СССР в период «перестройки» 1985 – 1991.

Новый Генеральный секретарь М.С. Горбачев не имел подготовленного плана реформ. На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС были выдвинуты два лозунга – “перестройка экономики” и “ускорение научно-технического развития”. Но, при осознании общих целей, Горбачев не имел понятия о конкретных путях их выполнения. Поэтому его политика отличалась противоречивостью и непоследовательностью.

Для проведения в жизнь своей политики Горбачев, прежде всего, попытался избавиться от всех представителей “консервативной группы” в высшем партийном руководстве. Постепенно все они были отправлены в отставку. Заменено было 80% первых секретарей крайкомов и обкомов. Новым Председателем Совета Министров СССР был назначен Н. И. Рыжков, секретарем Московского городского комитета партии - Б. Н. Ельцин, министром иностранных дел - Э. А. Шеварднадзе, бывший первый секретарь ЦК коммунистической партии Грузии. Многие новые руководители начали свою карьеру в 50-60-е гг., склонны были идеализировать Хрущева и его политику. Никто из них не хотел отказываться от социализма, все пытались только реформировать, улучшить государственную и экономическую систему.

Была принята концепция перестройки экономики, согласно которой расширялись права предприятий, их самостоятельность, но вместе с тем усиливался контроль за качеством продукции (вводилась госприемка). Был принят указ о борьбе с пьянством и алкоголизмом, вызвавший резкое недовольство населения. Неудачные меры партийного руководства, вроде закрытия пивных заводов или вырубки плантаций виноградников в Крыму, привели только к многотысячным очередям за вином в магазинах, увеличению самогоноварения, к “сахарному буму”.

Горбачев попытался приступить и к реформам в партии, чтобы сплотить ее и повысить роль в обществе. На XXVII съезде КПСС, проходившем в феврале-марте 1986 г., была принята новая редакция Программы партии и ее новый устав. Некоторые положения устава провозглашала большую свободу в партийной жизни.

Составной частью внешнеполитического курса М.С. Горбачева стала концепция “нового политического мышления”. В ее основе лежали следующие положения: отказ от теоретического вывода о расколе мира на противоположные системы (социалистическую и капиталистическую); признание необходимости решать международные проблемы не с позиции силы, а исходя из интересов стран; признание приоритета общечеловеческих ценностей и отказ от принципа пролетарского интернационализма.

Важнейшее значение в укреплении мира имели встречи на высшем уровне: с президентами США Р. Рейганом (в Женеве в ноябре 1985 г., в Рейкьявике в октябре 1986 г., в Вашингтоне в декабре 1986 г., в Москве в июле 1988 г.) и Дж. Бушем (Мальта, 1989г.). Уже на первой встрече в Женеве Горбачев и Рейган заявили, что “ядерная война никогда не должна быть развязана, в ней не может быть победителей”.

15 января 1986 г. М. С. Горбачев выдвинул программу полной ликвидации ядерного и химического вооружения на всей планете к 2000 году. В 1991 г. был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Одновременно продвинулись вперед многолетние переговоры по снижению уровня обычных вооружений. В ноябре 1990 г. было подписано соглашение об их значительном сокращении в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных вооруженных сил на 500 тыс. человек.

Был решен и “германский” вопрос. В ноябре 1989 г. была разрушена берлинская стена. В ноябре 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ. Большую роль в нормализации отношений со странами Запада сыграл уход советских войск из Афганистана. Закончилась война, в которой СССР потерял более 13 тысяч человек. Правда, вывод советских войск не прекратил гражданской междоусобицы в Афганистане, которая продолжается и по сей день.

В течение 1989-1990 гг. в социалистических странах произошла серия народных революций, в результате которых власть перешла от компартий к национально – демократическим силам. СССР отказался от военного вмешательства в дела других социалистических стран и это привело к падению коммунистических режимов в Польше, ГДР, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Болгарии. Мировая социалистическая система перестала существовать. СССР прекратил поддерживать заграничные коммунистические партии и страны “социалистической ориентации”. Начался форсированный вывод советских войск с военных баз в Центральной и Юго-Восточной Европе.

Постепенно Горбачев и его соратники пришли к выводу, что решить столь масштабные задачи по переустройству страны, какие они поставили, можно лишь при расширении свободы и демократии в жизни всего общества. Важным явлением в духовной жизни людей стала политика “гласности”, выразившаяся в резком ослаблении цензуры. Было принято решение проводить выборы партийных и государственных руководителей на альтернативной основе, что должно было повысить их ответственность и профессионализм.

По законам, принятым в 1988 г. была изменена государственная структура управления: высшим органом власти становился Съезд народных депутатов СССР. Съезд собирался один раз в год. В промежутках между созывами Съезда работал Верховный Совет СССР, членами которого становились отдельные депутаты Съезда. Состав Верховного Совета должен был каждый год обновляться на одну пятую часть. 26 марта 1989 г. состоялись выборы, которые стали самыми демократическими за всю историю Советского Союза.

Депутаты Верховного Совета СССР приняли новые и важные законы: о свободной регистрации общественных организаций, об облегчении выезда за рубеж, о реформах в экономической области, в том числе и об организации кооперативных и индивидуальных предприятий.

Демократизация общества привела к возрождению многопартийности. Были созданы новые партии и объединения: внутри КПСС выделились группировки “Большевистская платформа”, “Марксистская платформа”, “Демократическая платформа”. В 1990 г. создан оппозиционный КПСС блок политических партий и течений “Демократическая Россия” (лидер Б.Н. Ельцин), в 1991 г. была создана Демократическая партия коммунистов России (лидер А. Руцкой).

В середине марта 1990 г. состоялся III Съезд народных депутатов, на котором 6 статья Конституции СССР была отменена, и состоялись выборы Первого Президента СССР. Им стал М.С. Горбачев. Тем самым он попытался укрепить свою власть, так как по закону Президент должен был быть “гарантом” соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР, являлся Верховным Главнокомандующим. Председателем Верховного Совета СССР стал А.И. Лукьянов, а главой Кабинета министров - В.Д. Павлов. В декабре 1990 г. был создан пост вице-президента, который занял Г. Янаев.

Постепенно сформировалась оппозиция политике руководства КПСС, как справа, так и слева. Авторитет коммунистической партии продолжал падать, особенно в окраинных республиках СССР. Подъем же националистического движения все более возрастал. Эти события свидетельствовали о политическом кризисе.

Нарастание политических проблем сопровождалось усилением экономического кризиса. С 1988 г. начинается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, а затем в промышленности. За 1988 –1990 гг. были разработаны и предложены 5 программ экономического подъема страны: радикальная экономическая (1988 г.), программа Л. Абалкина (1989 г.), программа перехода к рынку (май 1990 г.), “500 дней” Явлинского и Шаталина (лето 1990), Президентская программа (октябрь 1990 г.). Ни одна из них не была реализована.

Неоправданные и половинчатые экономические меры, особенно неподготовленные попытки, перевести военное производство на “мирные рельсы”, привели к падению производства и ухудшению жизненного уровня населения. К 1990 г. идея перестройки социалистического хозяйства практически исчерпала себя. Не удалось остановить падение производства. Попытки развить частную инициативу – движения фермеров и кооператоров – обернулись отмыванием “грязных денег”, исчезновению товаров из магазинов. На отдельные продукты вновь, как в годы войны, вводились карточки.

Необходимость перехода к рыночным отношениям в экономике стала явной, но Горбачев пытался сделать этот переход длительным и поставить частные предприятия под контроль коммунистической партии, как это сделали коммунисты в Китае.

Правительство, во главе с В.Д. Павловым, предложило план подобных реформ, который начал реализовываться в январе 1991 г. Первым его этапом стал обмен 50 и 100 рублевых купюр на купюры нового образца. Купюры обменивались в ограниченном количестве, одновременно было введено ограничение на снятие денег со счетов в сберегательных банках. В результате правительство смогло частично поправить финансовые дела за счет граждан. В апреле 1991 г. в 2-4 раза были повышены цены на частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. Но процесс реформ, и особенно - приватизации предприятий, шел очень медленно, а экономическое положение все ухудшалось. Исчезали из магазинов уже самые обычные товары - мыло, чай, табак и т.д. На заводах все чаще и чаще проходили стачки и забастовки. Уровень жизни населения резко снизился.

Слабым местом в экономике СССР оставалось сельское хозяйство. Реальные аграрные реформы в конце 80–х – начале 90-х гг. блокировались влиятельной группой партийных работников и руководителей колхозно-совхозной системы. Фермерские хозяйства не получали должного развития. Продовольственный кризис усугублялся нарастанием топливного, энергетического, транспортного кризисов. Показателем краха советской экономики стала галопирующая инфляция.

Таким образом, экономический и политический кризисы были налицо. СССР находился на грани краха.

Важнейшей проблемой, с которой столкнулось новое советское руководство в период перестройки, стало националистическое движение. В конце 1988 г. стали возникать общественные организации, называвшиеся “народными фронтами в поддержку перестройки”. Возникали они, прежде всего, в национальных республиках и объединяли в своих рядах общественных деятелей, которые стремились вовсе не к “поддержке перестройки”, а к отделению от СССР. Народные фронты появились в Эстонии, Латвии, Литве, Азербайджане, Грузии, Белоруссии и других республиках.

Вскоре начался так называемый “парад суверенитетов”: в течение весны – лета 1990 г. заявили о своем суверенитете Латвия, Литва, Эстония, Российская Федерация и другие республики. В качестве выхода из создавшейся ситуации было предложено заключить новый союзный договор. Условием его заключения должна была стать серия многосторонних соглашений между республиками. В ряде новых независимых государств появились самопровозглашенные республики. Так, в Молдавии была провозглашена Гагаузская республика, в Грузии декларации о суверенитете приняли Абхазия и Южная Осетия.

Обстановка в стране накалялась. В марте 1991 г. в стране состоялся референдум. Граждане СССР должны были ответить на вопрос: “Вы за обновленный Союз или против?”. У многих политических деятелей такая постановка вызывала вопросы и недоумения. Например, что понимать под обновленным Союзом? Тем не менее большинство населения высказалось за сохранение СССР. В середине 1991 г. возник проект переустройства СССР, как уже конфедеративного объединения девяти союзных республик (Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия и Армения объявили о своей полной независимости). Проект подготавливался в поселке Ново-Огарево и получил название “Ново-Огаревские соглашения”.

Накануне подписания нового договора, 19 августа 1991 г., вице-президент СССР Г. Янаев, председатель кабинета министров В. Павлов, министр обороны маршал Д. Язов, министр внутренних дел Б. Пуго, председатель КГБ В. Крючков и ряд других высших руководителей объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) и о переходе верховной власти в его руки. Лидеры ГКЧП заявили, что перестройка “зашла в тупик” и необходимы решительные меры для предотвращения ликвидации СССР и “развала государства”. В отдельных регионах страны, и, прежде всего, в Москве вводилось чрезвычайное положение. В город были введены войска, запрещен выход большинства газет, под контроль было взято телевидение.

Центром сопротивления стал Верховный Совет России. Стали выходить подпольные листовки, в здании Верховного Совета России заработала радиостанция “Эхо Москвы”. Москвичи стали сходиться к зданию Верховного Совета, вокруг которого стали возводиться баррикады. Отдельные армейские части перешли на сторону Верховного Совета РСФСР. В ночь на 23 августа все участники переворота были арестованы.

Неудавшийся переворот только ускорил процесс распада СССР. 8 декабря 1991г. главы трех союзных республик - С. Шушкевич (Белоруссия), Б. Ельцин (Россия) и Л. Кравчук (Украина), собравшись в Беловежской Пуще, заявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в г. Алма-Ате в СНГ вступили и другие бывшие союзные республики, за исключением Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев объявил о своем уходе с этого поста. Советский Союз перестал существовать, а Россия вступила в новую эпоху своей долгой и сложной истории.

 

БИЛЕТ10 В экономической сфере взаимодействия не оправдались многие надежды, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не выполняются основные условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Вместо Общего рынка, открытых границ и единого таможенного пространства на пути свободной торговли воздвигнуты барьеры. Не состоялись Платежный союз, полная, свободная и взаимная конвертируемость национальных валют. Иллюзорными оказались в конечном счете расчеты на сохранение былой экономики. И сегодня отношения со странами - членами


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: