Разочарованность, томление, сонливость и одержимость,




20/ сон, пробуждение и раздражение, а также обман и наказание, рассуди-

тельность, болезнь, безумие и умирание,

21/ и еще испуг и предположение должны быть известны как санчари или

вьябхичарибхава. Этих состояний названо по имени 33.

22/ Оцепенение, испарина, озноб, изменение голоса, дрожь, бледность,

слёзы и бесчувствие - вот по традиции восемь саттвабхава.

23/ Ангика (тело), Вачика (голос), Ахарья (костюм) и Саттвика (истин-

ность существования) вот четыре известных абхиная, связанных с

Натья.

24/ Локадхарми (народный театр) и Натьядхарми (классический театр) -

вот две традиции.

25/ Бхарати, сатвати, кайшики и арабхати -

вот 4 врити (стиля), составляющие существо Натья.

Аванти, дакшинатья,удхрамагадхи и панчаламадхьяма - вот известные п

правритти (разновидности).

Дайвики (расположение богов) и мануши ( воля человека) - это

два фактора сиддхи (удачи).

26/ 7 звуков, поющихся и играющихся – шадджа (рождающий шесть), ниша-

да (сидящий), ришабха ( бык), гандхара ( принц), мадхья (середина),

панчама (пятый), дхайвата (стойкий).

Тата (струнные), также аванаддха (перкуссии), гхана (ударные) и

Сушира (духовые) -

27/ 4 известных вида инструментов, составляющих оркестр. Струнные,

как известно, обнаруживают себя звучанием струны, а перкуссии от-

носятся к воздушному пространству,

28/ ударные держат ритм, а духовые, как известно, из бамбука.

Правеша (во время входа персонажа), акшепа (демонстрации раса),

Нишкрама (во время ухода), прасадика (для достижения божест-

венной милости) и антарам (для выражения внутреннего состояния) -

29/ таковы пять известных видов пения, используемых для сочинения

Дхрува.

Три вида сцены известно - квадратная, прямоугольная и тре-

угольная.

30/ Таким образом продемонстрирована эта натьясанграха, состоящая

из коротких высказываний.

Теперь я расскажу основные положения в форме сутра.

 

Прежде всего, мы будем говорить о раса с самого начала.

Ибо нет никакого смысла в Натья без раса. Раса же возникает через

осуществление вибхава, анубхава и вьябхичари.

И какой же пример этому?

А вот что говорится: как из-за соединения различных приправ, трав и

других веществ получается вкус кушанья, так же из-за вхождения в раз-

личные бхава рождается раса. Или подобно тому, как из-за соединения

патоки с другими веществами, приправами и травами появляются шесть

вкусов, так же стхаибхава, проходя через разные бхава, достигают

качества раса.

Теперь спрашивается: почему это называется «раса» (т.е. вкус)?

Говорят, из-за вкушения. Каким же образом вкушается раса? Здесь

сказано: ибо так же, как многими приправами обогащенная пища обладает

вкусом, и хорошо чувствующий человек, вкушая ее, наслаждается, также,

вкушая стхаибхава, приправленные различными бхава и абхиная, и сопро-

вождаемые одухотворённой речью и движениями тела, зритель, способный к сопереживанию, достигает восторга наслаждения. Отсюда название –

натьяраса (наслаждение чувством, рождённым Натья).

Об этом есть две передаваемых из поколения в поколение шлоки:

32/ Как люди, знающие толк в пище, наслаждаются вкусом пищи, обла-

дающей различными элементами и приправами,

33/ так и мудрые услаждают свою душу теми стхаибхава, что возникают

посредством абхиная различных вьябхичари. Поэтому, издревле

это называется натьяраса (вкушение Натья).

Теперь спрашивается - что, от раса ли возникают бхава или

от бхава - раса? Некоторые считают, что они осуществляются от их

взаимного соединения. Но почему? Ведь очевидно, что не бхава возни-

кают от раса, но именно из бхава рождаются раса.

Об этом есть шлоки:

34/ Знающими Натья утверждается: бхава, явленные с помощью абхиная,

создают раса.

35/ Как соединением различных компонентов в соответствии со многими

инструкциями создается своеобразие приправы, так же и проявленные

через абхиная бхава рождают раса.

36/ Без бхава нет раса, свободной от раса нет бхава. Взаимодействие

этих двух и есть успех представления.

37/ И как соединение приправ и трав сообщают вкус пище, также бхава

и раса взаимно создают друг друга.

38/ Как из семени с необходимостью возникает дерево, а от дерева –

цветок и плод, также и раса - это основания, а бхава зависимы

от них.

Теперь мы будем рассуждать о таких явлениях, связанных с раса,

как их происхождение, цвет и божество. Четыре раса являются причиной

происхождения остальных, и это – Любовь, Гнев, Геройство и Отвращение.

Теперь -

39/ Именно от Любви происходит Смех, от Гневараса Страдание,

источник Удивления - Геройство, а Страх – от Отвращения.

40/ Имитация Любви вызывает Смех, а результат Гнева известен как

раса Страдание.

41/ В итоге героического поступка возникает удивление, тот же, кто

смотрит на отвратительное, познает страх.

Теперь цвета -

42/ Смуглый – цвет Любви, белым предстает Смех, серого цвета - Страда-

ние, а красный являет Гнев,

43/ Геройство знают блестящим (светлым), а Страх - черным, Отвра-

щение синего цвета, а Удивление традиционно - желтое.

Теперь божества -

44/ Любовь почитаема Вишну, божество Смеха - Праматха, Гневу Рудра

покровительствует, божество Страдания - Яма,

45/ Махакала (Шива в облике разрушителя мира) относится к Отвраще-

нию, бог Страха - Кала (время), великий Индра бог Геройства,

божество Удивления - Брахма.

Таким образом, сообщено о происхождении, цветах и божествах этих

раса.

Теперь мы будем говорить об отличительных признаках анубхава,

Вибхава и вьябхичари. Также мы объясним стхаибхава различных раса.

 

Итак, чувство, называемое Любовь, происходит от стхаибхава нас-

лаждение. Костюм, что подходит для Любви - роскошный, лучший в мире,

чистый, священный, сияющий и красивый. Говорят, что тот, чей костюм

роскошен - сам олицетворение Любви.

Также как имена людей обусловлены образом жизни того рода-племе-

ни, в котором они рождены, также и названия раса, бхава и всего свя-

занного с Натья, обусловлены их назначением и соответствуют их пове-

дению.

Поэтому-то для раса Любовь стиль поведения диктует дорогой и

очень красивый костюм. Любовь - причина связи мужчины и женщины,

её характер - юность и благородство.

Любовь имеет два положения - удовлетворенная и обманутая.

Удовлетворенная Любовь рождается от следующих вибхава: весна,

цветы, мази и украшения, прогулки в роще вместе с желанным человеком

и видение и слушание всего, что пробуждает желание и доставляет удо-

вольствие, а также шутливые игры и т.п. Её должно представлять посред-

ством следующих анубхава: искусные взоры со взлетом бровей, кокетливые

взгляды искоса на свою пару, приятность в жестах и речах и т.п. А вьяб-

хичари подобные страху, вялости, ужасу и отвращению исключены.

Обманутая же Любовь должна быть представлена такими анубхава,

как отчаяние, изнеможение, подозрение, негодование, усталость, погло-

щённость страстным желанием, сон и пробуждение от сна, болезнь безумия

и упоение, томление, охлаждение, смерть и т.п.

Здесь спрашивается - если наслаждение стхаибхава Любви, то поче-

му же его бхава присутствуют в том, что связано со Страданием?

Далее говорится: уже прежде сказано, что Любовь бывает удовлет-

воренной и обманутой (хотя создателем "Науки эротики" (вайшика шастра)

названо 10 её положений). Мы же расскажем о том, что объединяет абхи-

ная этих двух раса.

Так, бхава Страдания - это состояние безнадежности, происходя-

щее от проклятия, болезни, смерти любимого человека, потери богатс-

тва, разрушения или плена. Тогда как обманутая любовь - это состояние зависимости, возникающее от сосредоточенности на страстном желании.

Так отличаются друг от друга Страдание и обманутая Любовь. Подобным

же образом это чувство Любви связано со всеми бхава.

И ещё -

46/ Вот поклонник на фоне цветущей весны, полный счастья, или некий

муж, соединённый с юной красавицей - так представляется Любовь.

47/ Раса Любовь возбуждается гирляндами весенних цветов, наслажде-

нием поэзией и музыкой вместе с возлюбленным, а также развлече-

ниями и гуляниями в рощах.

48/ Представлять это надо следующим образом - милые взгляды и речи,

полные радости от сладостных улыбок, приносящие удовлетворение

слова, приятность и легкость движений.

 

Теперь раса Смех. Его природу составляет стхаибхава веселье. Его

Вибхава таковы: неподходящий, с чужого плеча костюм и украшения, лег-

комысленная смелость, притворство, ложь и пустословие, непонимание

происходящего или искажение его смысла при передаче на словах, ошибки

в произношении и т.п. Представлять же его должно следующими анубхава:

рот прикрыт ладонью, нос и щеки трясутся, глаза зажмурены, тело скрю-

чено, лицо потное и красное, руки держатся за бока. А его вьябхичари

- это притворные вялость, слабость, сонливость, сон, пробуждение, недо-

вольство.

Раса Смех также бывает двух типов: поглощенный собой и заня-

тый другим. Когда смеется сам актер, тогда - поглощенный собой, когда

же заставляет смеяться другого, т.е. смешит, тогда - занятый другим.

Теперь две шлоки, переданные издревле в размере арья:

49/ С неправильно надетыми украшениями, не так ходит, не то говорит,

не в то одет, неловок и сам смеётся - так традиционно представ-

ляется раса Смех.

50/ Когда нелепыми повадками, гримасами и чудным костюмом некто сме-

шит другого человека - это тоже известно как раса Смех.

51/ Это чувство больше всего показывается женскими и низкими харак-

терами. Оно имеет шесть степеней, о которых я теперь расскажу.

52/ Улыбка (смита), веселый Смех (хасита), громкий Смех (вихасита),

хохот (упахасита), гогот (апахасита), Смех до изнеможения (ати-

хасита). Последовательно по две эти степени имеют соответственно в

возвышенную, среднюю и низшую природу.

Итак -

53/ Улыбка и веселый Смех - наивысшей природы, средней - громкий

смех и хохот, низшей же природы - гогот и Смех до изнеможения,

как известно.

Теперь шлоки -

54/ Улыбка - это Смех наивысшей природы, кода лицо спокойно, зубы

незаметны, лицо излучает силу, легкий намек во взгляде и немно-

го растянуты щеки.

55/ Веселый Смех представляется с широко раскрытыми глазами и ртом,

когда видны зубы, щеки также растягиваются.

56/ Громкий Смех в действительности должен быть громкий, но прият-

ный, щеки поднимаются так, что глаза становятся узкими, а лицо

постепенно краснеет.

57/ Если ноздри раздуты, глаза смотрят искоса, а голова и плечи сог-

нуты, то это хохот.

58/ Когда же Смех в неподходящем месте, да еще до слёз в глазах и

трясущихся плечей и головы, то это уже гогот.

59/ А Смех до изнеможения - это катящиеся из глаз слёзы, вырываю-

щиеся неясные звуки и руки, сжимающие бока.

60/ В тех местах, где представление должно быть смешным, следует

применять эти степени Смеха, как высочайшей, так средней и низ-

кой природы.

61/ Таким образом, известно, что существует два типа Смеха – возни-

кающий в себе самом и вызываемый в другом, три его природы и

шесть стадий.

 

Теперь о раса Страдание: его стхаибхава Печаль; его вибхава -

проклятие, истязание, разлука с возлюбленным или его гибель, потеря

богатства, смерть, пленение, вынужденное бегство или какой-нибудь

другой ущерб или невзгода; его анубхава - падающие слезы, жалобная

мольба, бледность лица, обессиленное тело, вздохи, рассеянность и

другие т.п.; его вьябхичари - отчаяние, изнеможение, поглощенность

страстным желанием, волнение, головокружение, обморок, усталость,

страх, печаль, подавленность, болезнь, оцепенение, безумие, ночные

воспоминания, томление, слабость, умирание, бесчувственность, дрожь,

бледность лица, изменение голоса и т.п.

Здесь есть две шлоки в размере арья:

62/ Раса Страдание возникает из таких характерных состояний, как

вид умершего возлюбленного или слышание неприятных слов.

63/ Абхиная раса Страдания такова - громкие причитания и плач,

полуобморочное состояние, а также ритуальное избиение тела.

 

Дальше раса Гнев. Его сущность составляет стхаибхава ярость,

что в природе заносчивых людей, а также ракшасов и данавов, и суть причи-

на сражений. Гнев возбуждается такими вибхава, как дикость, оскорб-

ления, унижение героя, убийственные речи, ярость, вражда, зависть и

т.п. Его действия следующие - бить, разбивать, причинять боль, резать, уничтожать, хвататься за оружие, низвергать, притягивать и бороться.

Его необходимо представлять с такими анубхава, как красные глаза,

выгнутые брови, скрежетание зубами, сжатые губы, дрожащие щеки, руки

выставлены вперед для удара.

Его бхава таковы: безрассудство, рвение, волнение, негодование,

порывистость, первенство, гордость, дрожь, волосы на теле встают

дыбом, невнятная речь и т.п.

Теперь спрашивается - сказано, что это раса Гнев прежде всего

связано с ракшасами и данавами. Имеет ли оно отношение к другим?

Говорится - да, имеет. Однако, в этом разделе поясняется, что именно

их природа соответствует Гневу. Каким образом? Они обладают огромными

руками и большими головами с рыжими волосами, враждебные и раздражён-

ные, с красными, вращающимися, как бы вылезающими из орбит глазами,

ужасные и страшные видом. А если кто-то проявляет такую природу, так

движется и так себя ведет, то он будет относится к раса Гнев. К раса

Любовь, главным образом, прибегают изысканные, а Гнев, состоящий из

борьбы и столкновений, нравится людям, похожим на вышеописанных, они

же ему и подражают.

Теперь шлоки, переданные издревле -

64/ Раса Гнев предпочтительнее в случаях сражения, борьбы, убийства,

нанесения порчи, уничтожения и опустошения, а также битв и

волнений.

65/ Оно должно быть исполнено со следующими отличительными особен-

ностями - много сражений и стрельбы и разного рода членовреди-

тельства и пленений.

66/ Итак, раса Гнев показывается яростными телодвижениями,

огромным количеством оружия и сражений и обладает природой

жестокого жертвоприношения.

 

Дальше раса Геройство. Его природа высочайшая, его сущность - устремленность. Его вибхава: самообладание, решительность, вежливость,

сила, могущество, творческий дар и величие, а также великолепие и т.п.

Его анубхава - твердость, мудрость, мужество, самопожертвование, учё-

ность, и подобные им. Его бхава - твердость намерения, гордость, стреми-

тельность, сила негодования, памятливость, поднятие волосков на теле

и другие.

Здесь в размере арья есть шлоки для обдумывания этого чувства -

67/ Раса Геройство рождается от силы решимости, владения собой и н

неподвластности ослеплению от удивительного.

68/ Правильно представлять раса Геройство следует так – настойчи-

вость, мудрость, мужество, сила, гордость, рвение, могущество

и величие, а также споры и брань.

 

Теперь о раса Страх. Стхаибхава боязнь составляет его природу.

Вид дико ревущего существа, или Шивы, или Совы, испуг и беспокойство

при посещении нежилого дома или находясь в лесу, вид убийства или

плена родственника, даже услышанный рассказ об этом -

этими и подобными вибхава возбуждается Страх. Он должен исполняться

со следующими анубхава - дрожь в руках и ногах, бегающий взгляд, во-

лоски на теле встают дыбом, бледность в лице, изменение голоса и т.п.

Его бхава следующие - оцепенение, капли пота, бессвязная речь, озноб,

дрожание, изменение голоса, бледность, боязнь, обморок, подавлен-

ность, волнение, то беспорядочное движение, то неподвижность, испуг,

одержимость, смерть и др.

Здесь шлоки в размере арья -

69/ Страх возникает при виде дико ревущего существа, при блужда-

нии в глухом лесу или в пустом доме, а также из-за проступка

перед наставником или правителем.

70/ Страх сопровождается появлением у героя изменений в глазах, ли-

це, во всем теле, заметной дрожи в оцепеневших бедрах, бледностью,

сухостью во рту и усиленным сердцебиением.

71/ Подобная же природа проявляется и в саттвабхава. Хотя в этом слу-

чае бхава те же, но выражены они должны быть слабее.

72/ Страх всегда изображается с пересохшим горлом, небом и губами,

с трепетом в сердце, оцепеневшим телом и дрожью в руках и ногах.

 

Далее раса Отвращение, сущность которого, его стхаибхава -

омерзение. Оно возбуждается следующими вибхава - упомининие, виде-

ние или слышание чего-нибудь некрасивого, не нравящегося, неопрят-

ного и неприятного. Оно должно быть исполнено с такими анубхава,

как рвота при изображении мертвечины, разлагающегося тела или изра-

неного лица. А его бхава таковы - стремление забыть, раздражение,

смущение, обморок, заболевание, смерть.

Здесь первоначальные строки в размере арья -

73/ Раса Отвращение возникает от раздражения и нежелания вос-

принимать нечто, обладающее дурным запахом или вкусом, неприят-

ным на ощупь или на слух.

74/ Правильное изображение Отвращения следующее - глаза сузившиеся,

рот искривлен, нос заткнут, а на лице гримаса, походка неуверен-

ная.

 

Теперь раса Удивление, чью природу составляет стхаибхава изум-

ление. Оно возбуждается следующими вибхава - вид чудесного человека,

желанного или очаровательного, при достижении рощи, где отдыхает

племя богов и подобные им, при входе во дворец, при виде небесной

колесницы, волшебства или собрания многих царей и т.п. Оно должно по-

казываться с помощью таких анубхава, как расширенные глаза, взгляд

как у барана, озноб, слёзы, испарина, возбуждение, искренность в сло-

вах и щедрость в дарах, крик "О!", широко открытый рот, дрожь в паль-

цах, кружение из стороны в сторону и др. Его бхава - оцепенение, слё-

зы, капли пота, невнятность речи, поднятие волосков на теле, волнение,

смущение, потеря способности соображать, полная поглощенность объек-

том и т.п.

Здесь есть существующие изначально шлоки в размере арья -

75/ Все, что создано как выдающееся - замечательная ли речь, необы-

чайное ли мастерство или удивительный характер какого-нибудь

действия - все это формы вибхава, известные для раса Удивление.

76/ Его следует показывать с таким криком, как будто дотрагиваешься

до крокодила или совы, слова должны быть непроизвольны, а речи

путаны и взволнованы, появление капель пота и т.п.

 

77/ Следует знать, природа Любви проявляется через три составляю-

щих - голос, костюм и исполнение. Смех и Гнев по традиции тоже

имеют три способа проявления - телодвижения, костюм и текст.

78/ Страдание, согласно традиции имеет три вида – возникшее из-за

нарушения нравственного закона, происходящее от потери славы и

рождённое горем.

79/ Раса Геройство, как сообщает Брахма, тоже имеет три вида – под-

виг щедрости, нравственный героизм и геройство, проявленное в

битве.

80/ И именно три вида раса Страх известно – от совершенного обмана,

из-за оплошности, а также от трусости.

81/ Два вида Отвращения существуют - возникшее от потрясения и

от нарушения чистоты. Нарушение чистоты создают отбросы и насе-

комые, а потрясение рождается видом крови и подобных вещей.

82/ Чудесное и возникшее от радости - два вида названы для раса

Удивления. Чудесное - это рожденное при виде чудесного, а воз-

никшее от радости традиция называет восторгом.

 

Теперь раса, называемая Покой, чью природу составляет такая

стхаибхава, как владение собой. Оно основа окончательного освобожде-

ния. Оно возбуждается такими вибхава, как истинное знание, аскетизм,

чистота сердца и т.п. Его следует исполнять с помощью следующих ану-

бхава - самообуздание и пост, погружение в собственное "я", созерца-

ние божества, сдержанность, преданность, любовь ко всем существам,

познание творящей силы бога и т.п. Его вьябхичари - безразличие ко

всем воспоминаниям и поискам удовлетворенности, неутомимость, чест-

ность, оцепенение, поднятие волосков и т.п.

Здесь есть шлоки в размере арья -

_/ Раса Покой возникает при погружении в самого себя ради конечно-

го освобождения, оно связано с истинным знанием целей и причин

и показывает путь к блаженству.

_/ Раса, известное под названием Покой, достигается при следующих

условиях - сдерживание органов чувств и органов действий, дух

покоится в самом себе, желание блага и счастья всем живым сущес-

твам.

_/ Это чувство глубокого Покоя равно подходит всем, в ком нет ни

страдания, ни счастья, ни ненависти, ни зависти.

_/ Состояние, которое должно быть достигнуто от чувства Покоя, обоз-

начается, как соединение с собственным "я". Все состояния, начи-

ная с наслаждения, - это меняющиеся состояния, а Покой – предпо-

лагаемая первопричина мира объектов. И все эти меняющиеся состо-

яния, рождаясь из причины, в ней же и растворяются. Всякое "я",

обладающее побуждением, достигает меняющихся состояний, выходя

из Покоя.

_/ И опять, при разрушении побуждений, Покой поглощает всё.

 

Таким образом, знатоками натья показаны девять раса и дано их

описание.

 

83/ Итак, после того, как понято описанное знание о восьми раса,

я дам определение понятию бхава.

 

Такова шестая глава в Натьяшастра Бхараты, называемая

«различение раса».

 

 

Итак, глава седьмая в Натьяшастра Бхараты

«Описание бхава».

 

Поговорим о бхава.

Для чего бхава? Как создаются бхава, и что они создают?

Сказано - бхава проявляют содержание поэмы, выражая его голосом, те-

лом и состоянием сознания. Бхава - это и процесс, и его результат, пос-

кольку между становлением (бхавита) и бытием (асита) разница незначи-

тельна, ведь оба слова имеют корень "быть" (бху). В мире же об этом так

говорится - всякое приготовленное блюдо создаётся именно сочетанием

аромата и вкуса.

Об этом же сказано в следующих шлоках:

1/ Содержание диктуется вибхава, а реализуется через анубхава. Сами

же бхава, как известно, передаются через абхиная голоса, тела и

сознания.

2/ Говорится, что бхава исполнителя, представляемое игрой лица, те-

ла и голоса, а также сознания, оживляет бхава, живущее в душе

поэта.

3/ Почему? - Потому что те бхава, что познаны исполнителями Натья,

создают раса, связанные со многими абхиная.

 

Теперь, почему так говорят - " вибхава " (явление)?

Ради восприятия существует вибхава. Явление, причина, побуждение и

основание - это синонимы. От вибхава должны возникать абхиная голоса,

тела и сознания для их восприятия, так как между смыслами слов "явлен-

ный" (вибхавата) и "воспринятый" (вигнята), разница незначительна.

Здесь шлока -

4/ Известно, что вибхава - это то, из-за чего должно проявиться

все множество смыслов, выраженное голосом и телом.

 

Теперь, почему так говорится - анубхава?

Абхиная голоса, тела и сознания достигается эмоциональной мощью -

анубхава.

Здесь шлока -

5/ Традиционно анубхава, проявленное через основные и дополнитель-

ные части тела, это то, что делает содержание, выраженное голосом

и телом, эмоционально наполненным.

 

Теперь мы будем обсуждать видимые признаки этих бхава, связанных с

вибхава и анубхава. Описание же самих вибхава-анубхава не приводится

оттого, что в мире они хорошо известны, оттого, что они соответствуют человеческой природе, и в связи с их очень широкой применимостью.

Здесь есть шлока -

6/ Мудрецами распознаны вибхава и анубхава с их абхиная, что сущест-

вуют в природе людей и идут вослед человеческой жизни.

 

 

Итак, 8 стхаибхава, 33 вьябхичари и 8 саттвика – так разделяются

бхава. То есть существуют 49 бхава, 49 состояний бытия, 49 источников, источающих сладость поэзии (кавьяраса), которые должны быть обозначены.

От их соединения с обычными человеческими качествами и возникают раса.

И здесь есть шлока -

7/ Бхава, соответствующее тому предмету, что совпадает с самой

сутью поэмы, - это бхава, рождающее раса. Тело охватывается им,

подобно тому, как сухое дерево - огнём.

Дальше спрашивается - если раса создаётся от взаимного соедине-

ния 49-ти бхава, соответствующих смыслу поэмы, проявляющихся через

вибхава-анубхава в соединении с обычными человеческими качествами, то

почему именно от стхаибхава происходит раса?

Сказано - вот люди одной веры и похожие внешне - у каждого есть руки,

ноги, живот и тело. Тем не менее, одни, из-за своего происхождения или

характера, знаний, судьбы, мастерства или просто благоразумия, дости-

гают царства, тогда как другие, менее мудрые, становятся их свитой, по-

добно этому, вьябхичари (подчиненные состояния) с их вибхава-анубхава,

опираются на стхаи. Сами же стхаибхава, будучи опорой, становятся господствующими, как обладающие лучшими качествами, а вьябхичари – слу-

гами. Как это понимать? Хотя и защищаемый многими людьми, но только царь достигает славы, а не другой, пусть и очень великий муж. Также и стхаи-

бхава, окруженное вьябхичари, т.е. вибхава и анубхава, получает имя

раса.

Здесь есть щлока -

8/ Как царь среди людей и учитель среди учеников, именно так здесь

возвеличено стхаибхава среди всех остальных бхава.

 

Прежде уже было дано описание того, что называется раса. Теперь же

я дам общие определения бхава. Но сначала я буду говорить о стхаибхава.

Стхаибхава, называемое наслаждение, обладает природой радости и воз-

никает от следующих вибхава: весна, цветочные гирлянды, украшения, люби-

мый человек, дворец с плодоносящим садом и т.п. Его абхиная и анубхава

следующие - улыбка, сладостный голос, изгиб бровей, кокетливый взгляд

и т.п.

Здесь есть шлока -

9/ Наслаждение возникает при достижении желанного объекта. Голос и

движения тела при этом сладостны и полны нежности.

 

Теперь стхаибхава, называемое шутка. Оно возникает от следующих

вибхава: поведение, передразнивающее кого-то другого, обман, прит-

ворство, пустословие, постоянное стремление выскочить вперед, обойдя

главных персонажей. Способы его представления уже оговаривались ранее –

это насмешка и т.п.

Здесь есть шлока -

10/ Оно, поистине, рождается от подражания поведению других, и мудрецы

представляют это состояние с улыбкой, смехом и хохотом.

 

Стхаибхава, называемое мука, возникает от следующих вибхава: потеря богатства, смерть, плен, несчастье и т.п. Его следует представлять со

следующими анубхава: падающие слезы, жалобы и причитания, бледность

лица, надломленный голос, опущенные руки, падение на землю, крик, долгие

вздохи, потеря здравого смысла, безумие, обморок, смерть и т.п.

Плач бывает трех видов: от радости, от горя и от ревности.

Здесь шлоки в размере арья -

11/ Раскрасневшиеся от восторга щеки, нахлынувшие воспоминания, слезы

льются из уголков глаз, а трепещущее тело покрывается ознобом - это

плач радости.

12/ Громкий плач, когда слезы струятся сплошным потоком, заламывание

рук с катанием по земле и причитаниями - это рыдание, рожденное

скорбью.

13/ Щеки и губы дрожат, трясется голова, взгляд наискось из-под бровей

со вздохом - такова женская зависть.

Есть ещё шлока -

14/ Мука - причина порока. Она имеет низкую женскую природу. Плачут

низкие, но стойкими остаются те, кто обладает средними и высокими

достоинствами.

 

Стхаибхава, называемое ярость, возникает от следующих вибхава:

ставка в игре, крик, ссора, спор, разногласия в семье и т.п. Его должно

представлять с такими анубхава: ноздри раздуты, глаза вылезают из орбит,

губы искусаны, щёки дрожат и т.п.

15/ Ярость возникает на врага, на учителя, на возлюбленного, на слугу,

и поддельной бывает ярость.

Здесь шлоки в размере арья -

16/ Брови сдвинуты, рот искривлен, а губы искусаны, рука потирает руку,

взгляд обводит голову, грудь и руки противника – такова ярость на

оскорбление врага.

17/ Взгляд искоса, лицо немного опущено, рука вытирарает легкую испа-

рину, внутреннее напряжение скрыто - так следует гневаться на

оскорбление учителя.

18/ Похоже на предыдущее с небольшим изменением: слезы падают из внеш-

них уголков глаз, брови нахмурены, а верхняя губа надута. Достиг-

шему сильной страсти, так следует гневаться на возлюбленного.

19/ Ярость, что на слугу, должна быть исполнена с разнообразными прони-

зывающими взглядами, выпучиванием глаз и угрозами всему его роду.

20/ Поддельная ярость возникает из-за нетерпения при ожидании и, глав-

ным образом, в связи с признаками утомления.

 

Стхаибхава, называемое могущество, обладает высшей природой. Оно

возникает от следующих вибхава: неустрашимость, энергия, стойкость,

героизм и т.п. Оно должно быть исполнено с такими анубхава, как благо-

родство, самопожертвование, решимость, учёность и т.п.

Здесь шлока -

21/ Могущество по своей природе принципиально и решительно, открыто

и его сознание ясно. Его следует представлять, как физическую мощь,

безошибочность действий и т.п.

 

Стхаибхава, называемое боязнь, имеет низкую женскую природу. Оно

возникает от следующих вибхава: проступок перед наставником или пове-

лителем, видения в пустом доме, в лесу или в горах, осуждение, ослепле-

ние молнией в ненастную ночь, враждебный взгляд демона или совы и т.п.

Его надо показывать с такими анубхава: руки и ноги дрожат, сердце тре-

пещет, оцепенение, язык облизывает пересохший рот, испарина, дрожь сот-

рясает тело, поиски защиты, бегство, крик и т.п.

Здесь шлоки -

22/ Боязнь возникает от страха наказания за совершенный проступок перед

наставником или правителем, от видения или слушания чего-либо ужас-

ного или от заблуждения.

23/ Для его представления необходимо сделать следующее: тело сотрясается

от дрожи, рот пересох от тревоги, глаза широко раскрыты.

24/ Боязнь, возникающая от страха перед демонами, изображается актерами

так: опускающиеся руки, слабеющие ноги и выпученные, как у барана,

глаза.

Здесь шлока в размере арья -

25/ Руки, ноги и сердце дрожат, онемевший язык облизывает пересохший

рот, ослабевшие и опускающиеся конечности - так должно показывать

это состояние.

 

Стхаибхава, называемое омерзение, имеет низкую женскую природу. Оно

возникает от следующих вибхава: неприятные звуки, предметы и т.п.

Его должно представлять с такими анубхава: лицо сморщилось, ноздри за-

жаты, уши заткнуты, глаза зажмурены, рот плюется и т.п.

Здесь есть шлока -

26/ С носом, закрытым для дыхания, со сморщенным лицом, с обеспокоенным

взглядом - так следует показывать омерзение.

 

Стхаибхава, называемая изумление, возникает от следующих вибхава: при внезапном появлении волшебника или множества людей, при виде выдающе-

гося деяния, при получении чудесного знания, при виде картины или кни-

ги, выполненной с необычайным мастерством и т.п. Его должно представлять

с такими анубхава: широко раскрытые глаза, немигающий взгляд, брови вы-

соко подняты, озноб, возгласы одобрения и т.п.

Здесь шлока -

27/ Изумление возникает в случае волшебства, когда по телу пробегает

озноб восторга и восхищения замечательным деянием.

Таким образом эти стхаибхава должны быть поняты.

 

Теперь мы будем говорить о вьябхичарибхава.

Здесь спрашивается - почему так говорится: «вьябхичари» (выводящая)?

«Ви» (усиливает значение) и «абхи» (придает глаголу направленность) -

это префиксы, «чара» - корень со значением «гати» (движение). Так вьяб-

хичари идут перед раса. Идут, ведя за собой смысл поэмы. Как же они его

ведут? Говорится - подобно тому, как Солнце приводит утреннюю звезду.

Ведь у него нет ни рук, ни плечей, но, тем не менее, оно являет эту

звезду людям. В том смысле, в котором Солнце приводит звезду и день,

так же должны быть поняты и вьябхичари. Следующие 33 бхава входят во

вьябхичари. Их сущность мы проясним.

То, что называется отчаяние, возникает от следующих вибхава: насту-

пившая бедность, явные оскорбления, брань, ярость и побои, разлука с возлюбленным и разоблачение обмана. Оно имеет низкую женскую природу

и представляется с такими анубхава: рыдания, тяжелые вздохи, всхлипыва-

ния, заговаривание и т.п.

Здесь есть шлоки -

28/ То, что названо отчаяние, рождается от бедности или разлук



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: