Автор, читатель, человек и иной




Первая условность

Почти всегда можно выделять сразу несколько драматических ситуаций. Например, в фильме «Титаник» есть сразу пять ситуаций из списка Польти: внезапное несчастье, самопожертвование, жертва любимым человеком во имя долга, любовь, встречающая препятствия и потеря близких. В первом фильме по Властелину Колец Джексона их также пять: затравленный, павший жертвой бессердечности и невезения, демонстрация отваги, самопожертвование во имя идеала, честолюбие, конфликт с богом.

Первая условность показывает, что подобные попытки разделения сюжетов – это пересказ их содержания, а не формула. На более низком уровне в нашей культуре это представлено такими проектами как сайт tvtropes.org. Целью этого проекта является создание библиотеки типичных элементов истории, куда входят персонажи, сюжетные ходы и даже образы. Данная библиотека уже давно достигла исполинских масштабов, но она делает то же самое – перечисляет то, что есть в истории, а не выводит формулы. Например, за элемент (trop)может быть принято то, что привычка к курению может быть важной чертой образа злодея.

Драматические ситуации – выделение тропов, но на более высоком уровне. Онивыхватываютцелые арки сюжета с характерными персонажами. Однако, арки можно добавлять или убирать из произведения без потери его сути. Титаник – история катастрофы.Если бы он был про супружескую пару, то им не надо было бы встречать препятствия. Если бы у фильма был хороший конец, он бы не перестал быть от этого фильмом-катастрофой, но потерял бы три из пяти упомянутых ситуаций. И возможно много Оскаров.

Таким образом, подобная категоризация сюжетов скорее показывает почему Титаник не похож на другие фильмы-катастрофы, а не говорит, что он такой же фильм-катастрофа как другие, где отношения людей показаны на фоне внезапного несчастья.

Как вывод, подобный метод выделения типичных сюжетов не позволяет без дополнительного анализа определитьглавный сюжетообразующий элемент истории, лежащий на поверхности как вершина айсберга прямо по курсу.То, что зритель понимает интуитивно требует дополнительного шага.

Вторая условность

Драматическая ситуация не учитывает социально-культурный контекст и субъективность трактовки.Например, одним из популярных любительских жанров фантастики последних лет является тема «путешествия человека в другой мир», где он единственный представитель своей культуры и её ценностей.

Упомянутая тема не нова ине обязательно должна относится к фантастике.В 18ом веке был популярен образ «благородного дикаря», призванный иллюстрировать врождённую добродетельность человека до его соприкосновения с цивилизацией. Его предпосылки есть как в культуре античных полисов и у шумеров. В блокбастерах «Аватар» и «Танцующий с волками» врождённое благородство также приписано дикарям, не затронутым тлетворным влиянием современной цивилизации.Даже современные комедии, такие как «Крокодил Данди», показывают «человека не в своей тарелке», «благородного дикаря», «человека, вырванного из своего мира и очутившегося в другом».

Эти примеры популярнейших историй показывают, что важным сюжетообразующим конфликтом в популярной современной культуре является тема«одиночки в другом мире», «рыбы без воды», «человека, ищущего своё место в чужом племени». Вместе с тем, её былотрудно продемонстрировать зрителю в прошлом – она требует размаха, опыта путешествия у зрителя, международного общения на бытовом уровне. В конце концов, подобный сюжет попросту не был так актуален до наших дней, когда стараниями авторов, читатели отправились не только в другие страны, нов другие миры. Как результат, сюжетообразующая ситуация«чужого в чужой земле» не находит своего прямого отражения в знаменитом неизменяемом списке Польти.При этом, у неё есть набор вполне логичных характерных элементов – «проводник», «попытки ассимиляции», «культурный обмен». При анализе «по правилам», отдельные элементы темы «чужака» будут проигнорированы или интерпретированы как один из/несколько известных драматических ситуаций.

Аналогично, в современном мире вы вряд ли встретите сюжетообразующую ситуацию «невольного кровосмешения» – она просто не актуальна.

Вторая условность показывает, что достаточно большая история может быть подогнанапод пункт в достаточно большом списке сюжетов. В большой истории могут встречаться события, которые частично или полностью соответствуют предложенной типологии, а могут встречаться и те, которые ей не соответствуют.Последние могут быть проигнорированы. Разница в том, что вы принимаете за критерии. Если вы возьмёте современный сериал в жанре комедии и повседневности, рассказывающий о жизни нескольких разношёрстных личностей, то в разных его эпизодах будут разные драматические ситуации.Возможно даже все драматические ситуации, которые вы выделяете, если сериал достаточно долгий и разнообразный. И так в каждом таком сериале. Категоризация не отражает того, какая главная тема в сериале отличает его от одних произведений и делает его похожим на другие. Это очень слабый подход с практической точки зрения.

Автор, читатель, человек и иной

Предлагаемая теория о десяти коллизиях рассматривает конфликты в драматических произведениях за пределами их содержания. Она ассоциирует вымышленные стороны конфликта с их соответствиями в реальной жизни, и не опирается на мифологические архетипы или культурное наследие, а основана на том с какой целью и по какой формуле история может быть написана. Кроме того, сюжетные коллизии могут меняться в зависимости от восприятия того или иного читателя и при этом оставаться справедливо применимыми к одному и тому же художественному произведению. Например, в зависимости от того, ассоциирует ли себя читающий с главным героем, как видим конфликт лично он.

  …против…
…Читателя …Человека …Автора …Иного
Читатель… 1. Искупление 2. Мученик 3. Выживание 4. Воздаяние
Человек… 2. Мученик 5. Регресс 6. Жизнь 7. Захват флага
Автор… 3. Выживание 6. Вызов стихии 8. Видение 9. Конец света
Иной… 4. Воздаяние 7. Захват флага 9. Конец света 10. Меньшее зло

На пересечении двух участников указаны характерные сюжетообразующие коллизии.Например, конфликт Читателя и Читателя даёт коллизию «Искупление». Одинаковые пересечения дают одинаковый результат (однако он может быть рассмотрен как с одной, так и с другой стороны).

Что же представляют собой четыре представленных в таблице участника конфликтов?

Читатель

Арка героя-читателя обычно начинается до событий истории и заканчивается вместе с ней. Это означает, что он уже имеет некий жизненный багаж – детей, семью (возможно погибшую), «демонов», скелеты в шкафу, боевой опыт, травму, титул, известность и тому подобное. Когда история заканчивается, арка персонажа обычно развязывается (вполне возможно тем, что он умирает).

Имеется в виду, что читатель отождествляется с главным героем (или одним из главных героев). Это происходит потому, что история сфокусирована на мыслях, чувствах, и личной жизни персонажа, мы видим её его же глазами. Когда восприятие главного героя искажается, также искажается и восприятие истории читателем. При этом, главный герой вовсе не обязательно должен вызывать симпатию читателя или вызывать у него ассоциацию с собой.

Когда Читатель – главный герой, он принимает решение о движении к некоторой цели в виду того, что вынужден это сделать, обстоятельства заставляют его принять решения, толкают к нему.

Когда Читатель представлен несколькими персонажами, обычно это группа, действующая как единое целое. Не имеет строго принципиального значения кто из них является лидером, и они всегда объединены чёткой общей целью. Если в такой группе происходят разногласия из-за разницы характеров это похоже на внутриличностный конфликт (внутренний монолог). Читатель часто выбирает одного персонажа с кем ассоциирует себя в такой группе или одного персонажа, который нравится ему более всего.

Человек

Арка героя-человека обычно начинается с началом истории и не заканчивается с концом истории. Человек приковывает внимание, когда в его жизни происходит поворот, позволяющий раскрыться его потенциалу или событие, которое определяет порядок его жизни на некоторое продолжительное время. То, что с происходило в его жизни до этого или не существенно, или представляет собой уравнение, которое приводит его точно к началу истории.С концом истории, арка персонажа-человека не заканчивается – имеет принципиальное значение, что он продолжает идти по жизни, сражаться, готовится завести семью или взять реванш.

Имеется в виду человек как сущее, выходящее за рамки живого мира и в известной мере противостоящее ему; человек в смысле «человеческий род». Человек обычно олицетворяет общество в целом (цивилизацию, родину).

Когда Человек представлен только одним персонажем, обычно это представитель некоторой профессии – спортсмен, космонавт, артист, ремесленник, хакер и т.п., и на этом делается акцент. Когда Человек – главный герой, он сам принимает окончательное решение о том, чтобы встать на путь к некоторой цели (даже если зрителю это решение кажется во многом предопределённым). Также, он может совершить ошибку, которая приведёт к не желаемым последствиям и бросится её исправлять. Парадоксально, но роль избранного обычно берёт на себя именно персонаж-человек, а не персонаж-читатель.

Часто роль Человека на себя берёт группа персонажей, представителей общества. Главный герой из них выделяется условно, в зависимости от важности своей задачи, однако для повествования важны все персонажи, даже если они просто показывают происходящее с разных точек зрения. Если в такой группе происходят разногласия, то она чётко раскалывается на две стороны, или разногласия возникают только у одного персонажа, который оказывается предателем.

Автор

Автор вступает в конфликт лично, когда вторая его сторона не может быть выражена отдельной сущностью внутри самого произведения. Тогда автор берёт на себя роль «Б-га» и его персонажи конфликтуют с обезличенными вещами, такими как необузданная стихия, дикая природа, злой рок, опасное явление, неизведанная земля, нужда, неудача, несчастный случай.

Иной

Арка героя-иного обычно и начинается, и заканчивается вместе с историей.

Иной – тот, кого мы не связываем с обществом, в которым живём или даже противопоставляем нашему обществу. В древности это дикие звери и враги, прячущиеся в страшном лесу. На личном уровне – наши тёмные мысли и тёмные стороны наших собственных личностей. На самом низком уровне это может быть человек, выпавший из общества, одиночка, изгой, тот, кто отличается от остальных секретной силой, тайными мыслями. Далее – представитель преступности или наоборот исполнительной власти. На более высоком уровне – исключительная одиозная личность, а именно тиран, маньяк, террорист. Наконец на самом высоком уровне это буквально «иное существо» – приведение, чудовище, робот-убийца, инопланетянин, дракон, оживший мертвец. Иногда по ходу истории можно проследить эволюцию Иного от низкого до высокого уровня.

Коллизии

Для наглядности, суть коллизий описана в четырёх абзацах. В каждом первом,который называется «базовая эмоция»,коллизия ассоциируется с одной из основных человеческих эмоций по Кэрролу Э. Изарду. Во втором, «пример», я пытаюсь кратко и доступно объяснить, что подразумеваю под приводимыми мной коллизиями, и привожу первые примеры, что приходят мне в голову. В третьем абзаце, «символ», указаны образы находящихся в фокусе сюжета. Как видно, они очень похожи для одних и тех же коллизия, что говорит о них как о важных сюжетных составляющих.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: